Речевой слух и развитие фонематического компонента в раннем возрасте
Благодаря рецептивному механизму речи человек способен отличать речевые звуки от окружающих шумов и воспринимать многообразие речевых звучаний. М.Е. Хватцев (1951) подчеркивает, что следует различать биологический («элементарный») слух как способность слышать вообще (он имеется и у животных) и фонематический слух как способность различать фонемы, понимать смысл речи (он имеется только у человека). От работы речевоспринимающего звена речевой системы, от сформированности фонематической стороны речи во многом зависит качество произношения.
На единство артикуляционного и акустического комплексов указывают отечественные лингвисты (В.А. Виноградов, А.А. Реформатский, 1996 и др.), дефектологи (В.И.Бельтюков, 1964; А.Н.Гвоздев, 1948; Б.М.Гриншпун, 1995; Е.Н. Садовникова, 1995; Л.Ф.Спирова, 1957; М.Ф Фомичев, 1997; М.Е. Хватцев, 1951, 1996; Н.Х.Швачкин, 1948; А.В. Ястребова, 1976 и др.). Б.М.Гриншпун (1995) рассматривает формирование произносительной стороны речи как сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Автор отмечает, что в процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, осуществляющий операции различения и узнавания фонем, и фонетический слух, обеспечивающий «слежение за непрерывным потоком слогов». Фонематический и фонетический слух (или речевой слух) осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшей составляющей формирования нормативного произношения.
В связи с тем, что логопедия является достаточно молодой наукой (по данным Н.М. Назаровой (2001), изучение речевой патологии и ее коррекция начались относительно недавно, примерно с середины XIX в.), единого толкования понятий «речевой слух», «фонематический слух», «фонетический слух», «фонематические процессы» до сих пор не сложилось. В ряде исследований встречается отождествление понятий «речевой» и «фонематический» слух.
На наш взгляд, целесообразно разграничить данные понятия, так как смешение их в теоретическом плане отрицательно сказывается на логопедической практике. При проведении логопедического обследования у практикующих логопедов нет единого подхода к изучению фонематического компонента речи. В связи с этим рассмотрение практического и теоретического аспектов исследования фонематической стороны речи у детей раннего и дошкольного возраста является актуальным на современном этапе.
Анализируя обширный материал, касающийся терминологического аспекта фонематической стороны речи, мы выявили следующее.
Речевой слух (подробно рассмотренный в работах Н.В.Дуровой, 1991; А.И.Максаковой, 1988; М.И. Лисиной, 2001; Е.В. Язовицкого, 1969; С.В.Ивановой, 1970; Ф.А. Сохина, 1989 и др.) является объемным понятием, включающим такие компоненты, как слуховое внимание (умение на слух определять то или иное звучание и его направление); звуковысотный слух (способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи); восприятие темпа речи и громкости голоса (способность воспринимать скорость и громкость речевого высказывания); ритмический слух (способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, устанавливать место ударения в нем); фонематический слух (способность различать и воспроизводить все речевые звуки, соотнося их с «решеткой фонем» данного языка).
Фонематический слух (определение которого встречается в работах Б.Г. Ананьева, 1996; М.Ф. Фомичевой, 1997; А.В. Семенович, 2004; А.Р. Лурия, 1998; Л.Ф.Спировой, А.В.Ястребовой, 1976; и др.), являясь составляющим компонентом речевого слуха, представляет собой тонкий систематизированный слух, позволяющий воспринимать, узнавать и различать фонемы родного языка и в целом определять звуки нашей речи как смысловые единицы. Он направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые запечатлены и хранятся в памяти человека. Одновременно с фонематическим слухом формируется фонетический слух (понятие, раскрытое в работах Б.М. Гриншпуна, 1995; Е.Л. Черкасовой, 2006), благодаря которому возможно различать слоги и звукокомплексы по акустическим характеристикам (громкость, высота, длительность), а также дифференцировать правильные и искаженные звуки в потоке речи. Фонематический слух – комплексное понятие, представляющее собой совокупность таких фонематических процессов, как фонематическое восприятие, фонематический анализ (его простые и сложные формы) и синтез, фонематические представления. Данные процессы взаимосвязаны.
Определения фонематического восприятия у большинства исследователей схожи и скорее дополняют и уточняют одно другое, не обнаруживая значительных расхождений. Для сравнения: фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) (Т.А. Ткаченко, 2001); это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи (Н.А. Герман, 1980); это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) (И. Швецова, 2007); это способность различать близкие по звучанию звуки (Т.И. Кудрова, 2006); это процесс узнавания и различения звуков речи, позволяющий дифференцировать слово по значению (Л.Б. Халилова, 2000); это умение определять наличие или отсутствие заданного звука в слове и различать слова паронимы (О.Б. Иншакова, 1998).Фонематическое восприятие является базовым компонентом фонематической стороны речи, закладывается у детей ранее остальных фонематических процессов. От степени его сформированности зависит способность к усвоению простых, а затем сложных форм фонематического анализа и синтеза.
По мнению Д.Б. Эльконина, 1962; Л.В. Лопатиной, 2005; А.А. Леонтьева, 2001; Е.К. Лобачевой, 2005; и др. фонематический анализ является аналитической функцией (более сложной, чем фонематическое восприятие) и рассматривается как процесс, включающий умственные действия, на основе которого ребенок учится производить сознательные операции с языком. Фонематический анализ и синтез формируется у детей на более поздних этапах развития речи и является высшей ступенью развития фонематического восприятия.
Фонематические представления (в соответствии с работами Б.Г.Ананьева, 1950; Л.В.Венидиктовой, Р.И.Лалаева, 2001; Л.К. Назаровой, 1965; О.Б. Иншаковой, 1998; и др.) определяются как способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений; способность ребенка свободно оперировать фонематическими представлениями свидетельствует о высоком уровне овладения звуковым анализом слов.
Для понимания процесса становления фонематической стороны речи в онтогенезе большое значение имеют работы Л.И. Чистович и ее сотрудников, 1956; Л.Н. Бронштейна, Е.П. Петровой, 1952, 1959, Р.Е. Левиной, 1940, В.К. Орфинской,1946, Н.Х. Швачкина, 1948, Г.Л. Розенгарт-Пупко, 1948, Е.Н. Винарской, 1987 (исследование деятельности слухового анализатора новорожденного); М.И. Лисиной, 1966, 1972, 1973; Т.К. Мухиной, 1966; Д.Б. Годовиковой, 1969; В.В. Ветровой, 1975; Т.Г. Егорова, 1950; Д.Б. Эльконина, 1957; А.К. Марковой, 1958; А.Е. Ольшанникова, 1958; Л.Е. Журовой, 1965; А. И. Гвоздева 1961 и др. (детальное изучение фонематического слуха у детей раннего возраста); Л.Е. Журовой, 1961, 1962, 1963, Д.Б. Эльконина, 1963, Е.Н. Буслаевой, 2002; Е.Л. Черкасовой, 2006; и др. (исследование развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста).
Фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. Чувствительность к звукам обнаруживается уже у новорожденного ребенка. На первом-втором месяце жизни происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему, уже в 1,5 месяца у младенцев появляется избирательное отношение к речевым звукам. В конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, на втором году жизни начинается более точная дифференциация звуков речи, звукового состава слова. Уже к двум годам в норме ребенок спонтанно овладевает возможностью тонкого различения звуковых элементов, а к концу второго года жизни пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. В соответствии со схемой фонематического развития детей раннего возраста, представленной Н.Х Швачкиным (1948), ребенок сначала начинает различать в потоке воспринимаемой речи гласные звуки, затем возникает дифференциация шумных и сонорных, далее – твердых-мягких согласных, взрывных-щелевых, переднеязычных-заднеязычных, глухих-звонких, шипящих-свистящих, р-л). Осознание различительной функции фонем начинается в дошкольном возрасте. К четырем годам ребенок постепенно начинает овладевать определенным набором аналитико-синтетических операций, лежащих в основе простых форм фонематического анализа и синтез. В старшем дошкольном возрасте фонематический слух существенно перестраивается при усвоении письменной формы речи: основное значение приобретают уже сформированные операции фонематического анализа и синтеза, а также фонематические представления.