Различные подходы к языковой способности.
Способность – это индивидуально-психологические качества, которые отличают одного человека от другого и обеспечивает успешность выполнения любой деятельности.
Языковая способность формируется в процессе онтогенеза, в процессе общения взрослого и ребёнка в любом виде совместной деятельности. Теснейшим образом связана с развитием ВПФ. Определяет успешность или трудность усвоения человеческой культуры. Наряду с интеллектуальной деятельностью относится к специфическим особенностям, которая отличает человека от животных.
Подходы:
- нейрофизиологический – Красногорский, Бажович, Глизерман, рассматривают языковую способность с точки зрения генетических и анатомо-физиологических задатков; считают, что в основе лежит нейрофизиологический механизм, который обеспечивает её функционирование.
Некоторые авторы считают, что языковая способность зависит от формирования межполушарных связей. Особую роль, по их мнению, играют факторы:
- особенности строения и функционирования коры головного мозга (префронтальная, межтеменная и височная области)
- особенность пластичности соответствующих областей мозга, которые определяются генотипом – избирательная активность и способность к изменению
- согласованная деятельность правого и левого полушария коры головного мозга – формируются функциональные системы речедвигательного и речеслухового организатора. Между различными областями или центрами коры головного мозга устанавливаются условные связи и формируется динамический речевой стереотип. На базе безусловно-рефлекторной деятельности.
- психологический подход – Ушакова, Негнивицкая, Лисина – языковая способность – это совокупность сформированных или развитых у ребёнка умений и навыков, которые позволяют ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами родного языка. Формируется только в процессе общения и процессе деятельности. Формируется только в раннем возрасте (сензитивный период).
д/з. Подготовить фрагмент обследования: словарного запаса, грамматического строя, связной речи (подробное с примерами). Знать: возрастные нормативы (ранний возраст – СПБ институт раннего вмешательства), структура речевых нарушений при дислалии, алалии, ОНР, дизартрия, ринолалия. Теория функциональных систем. Работы психологов по языковой способности (Ушаков, Микляев).
Словарный запас: номинативный, предикативный, аддитивный. Номинативный: Предметный словарь (по темам, обобщения). Глаголы: звукоподражания «Кто как кричит?», по профессиям «что делает врач?». Прилагательные: «какой», антонимы «большой-маленький», высоко- и низкочастотные слова.
Грамматика: словообразование, словоизменение
Словоизменение: падежи (одушевленный, неодушевленный, по числам), числа (сущ, глаголы),
Словообразование: приставочный, суффиксальный (уменьшительно-ласкательный, увеличение, профессиональная принадлежность)
Синтаксический уровень: словосочетания (прил+сущ в роде и числе), цвета (2 цвета с разными окончаниями), числ+сущ (1-2-5) учитывать род и тип окончания
Связная речь: построение речевого высказывания – посмотреть разные варианты (мотив, планирование, отбор речевых средств, реализация во внешней речи, контроль). Пересказ, серия сюжетных картинок, сюжетная картинка, рассказ из личного опыта.
Практика №2. 15.02.13
Занятия по развитию речи.
1. Формулировка темы занятия. В соответствии с лексической темой.
Тема: Овощи (1 занятие)
2. Цель: обучение составлению описательного рассказа/ текста/ рассказа повествовательного характера по теме.
На 1ом занятии можно остановиться на уровне фразы. Целью второго, тогда будет являться составление текста.
3. Задачи:
1) Образовательные – расширение представлений об окружающем мире
2) Коррекционные – расширять и уточнять словарный запас существительных (глагольный/номинативный/предикативный словарь по теме)/ расширять, уточнять, активизировать предметный словарь и словарь признаков; учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе/закреплять умение образовывать существительные с суффиксами «ок» и «ка»; закрепить умение продуцировать фразу с союзами А и И; учить правильно употреблять существительные женского рода с окончанием «а»; учить детей описывать предмет с опорой на картинку/ учить составлять повествовательный рассказ с опорой на серию картинок.
Коррекционные задачи всегда начинаются со словаря, вторая – по грамматике.
3) Воспитательные– воспитывать умение работать в команде
4. Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, муляжи овощей, серия картин «…», техника
5. Речевой материал:
Существительные:
Прилагательные:
Существительные с суффиксом «ок» (если были в задачах)
Предложения: (тип предложения)
Эталонный текст: (тот, который хотелось бы услышать от ребёнка)
6. План конспекта
Организационный момент (не номеруется в конспекте). До 1 минуты. Сядет тот, кто перед Васей, за Петей. Сядет тот, у кого длинные волосы, теперь – у кого короткие. Сядет тот, у кого на столе лежит вот такая картинка (не называть овощи).
1) Введение в тему. Загадки. Волшебный мешочек. Дети должны назвать обобщающее слово. Логопед выставляет на наборное полотно расположение овощей и просит детей перевернуть картинку и назвать. Инструкция: «Дети, - это волшебный мешочек. Что в нём?». Инструкция должна быть короткой. «Как мы это назовём всё вместе?» (Разделить на группы: приготовления и выращивание).
2) Дидактическая игра «Поможем Незнайке приготовить обед». «Что может приготовить белочка, чтобы приготовить себе запасы на зиму?». Чистят, парят, жарят, сушат, консервируют, солят, тушат.
3) Дидактическая игра «Собери урожай». Выкапывать, срывать, выдергивать, срезать. «Ежик позвал белочку помочь собрать ему урожай». Или каждому на стол конверт с овощами «Что из этого выдёргивают?». «Когда я покажу овощ, который выкапывают – хлопните в ладоши». Игра «день-ночь» (просыпаемся, когда я скажу правильный ответ)
-Дети сами называют глаголы. На стол каждому картинку с овощем изображением вниз. Спросить каждого, что с этим делают.
4) Игра “Большой - маленький” (с мячом) «Будем играть в мяч, я называю большой предмет, а вы – ласково».
Помидор - помидорчик морковь-морковочка
Огурец - огурчик тыква - тыковка
Лук - лучок свёкла - свёколка
Чеснок - чесночок капуста - капустка
Горох - горошек картошка – картошечка
4) -Какой у тебя суп? У каждого ребёнка кастрюлька, на неё кладут картинку с овощем. Тыквенный/луковый/гороховый/фасолевый суп. Можно поменяться с соседом картинкой. Перевернуть картинку обратно «Чего у вас нет?» - горохового/фасолевого супа.
«Я сварила…» - фасолевый суп.
5) Динамическая пауза. Расслабляющие: литература по заиканию (логопедическая ритмика). Активирующие: Дьякова, Семенович «комплексная методика психомоторной коррекции» - по 3 блокам мозга.Дыхание+движение не могут выполнить дети с пирамиднойнедостатьчностью
6) Развитие связной речи. Описание предмета. Сравнительный текст. Помидор и огурец. Рисуется схема (цвет, форма, вкус, где растёт, какой на ощупь, что с ним можно делать). Структура фразы: «Помидор _____, а огурец _____» или «помидор _______ и огурец ______».
7) Рассказ по цепочке. По схеме – по одному человеку. Сильный ребёнок – весь текст, за ним, по очереди, повторяют остальные.
8) Итог. Оценка работы детей (каждого), вопрос: во что тебе понравилось играть? О чём мы сегодня говорили? Что узнали нового? Во что мы играли? «смотрите, кто к нам пришёл! Расскажите ему, что мы сегодня делали?»
· Пожиленко «Волшебный мир звуков» - занятия по развитию произношения, сценарии игр.
· Нищева «Конспекты занятий»