Автоматические обучающие системы

Процесс автоматизации обучения состоит в разработке и применении АОС.АОС- это совокупность связанных в единое целое технических, программно-алгоритмичных , лингвистических и информационно-методичных средств, предназначенных для автоматизации обучающего диалога, поиска и обработки учебной информации.

Функции АОС: 1)обучение, 2)тренировка, 3)контроль, 4) оценка.

Функциональным ядром АОС явл обучающие программы. 3 вида таких программ: 1)информирующие –осуществляют предъявление дидактического материала пользователю, 2)тренировочные – обращение пользователя к базе данных. Здесь м/б системы подсказок, затрагивающие наиболее сложные части материала и типичные ошибки, 3)контролирующие – сохраняют результат каждого пользователя в базе данных.

В зависимости от хар-ра уч занятий выделяют след виды АОС:1)лекторство- традиционная ОС. Контроль основывается на тестировании обучающих путем сравнения ответов с эталонами. 2)ассистентская – необходимая информация выдается в виде ссылок, сообщений на бумажные материалы и другие инф системы. 3)репетиторская- обучение индивидуально, с адаптацией к обучаемому. 4)справочно-консультирующая –для справки по конкретному вопросу.

Адаптация имеет ряд аспектов: приспособление к обучаемому и к его состоянию.

Компоненты АОС: 1)теоретический блок, 2)блок предварительного анализа знаний, 3)контроля, 4)статистики

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Современное ДО строится на использовании следующих основных элементов:1)среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),2)методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу ДО, так и требований к программному обеспечению. имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными ДО. ДО претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом). Использование технологий ДО позволяет:1)снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);2)проводить обучение большого количества человек;3)повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.4)создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения). Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. формы занятий:

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Используются веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). ДО — это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании[ и сейчас активно используется жителями Европы, для получения дополнительного образования.

Телеприсутствие: Существует много различных способов дистанционного обучения. Напр, с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками.[1] Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту, по внедрению, такого метода дистанционного обучения по всей России.

Наши рекомендации