Составила Золотарева Людмила Николаевна
Составила Золотарева Людмила Николаевна
Учитель начальных классов
Фонетический (звукобуквенный) разбор слова ( №1 ) |
г. Богородицк – 2014г. |
Фонетика– раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы.
А | О | У | Ы | Э | Л | М | Н | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | Ъ | ||||
Я | Ё | Ю | И | Е | П | Ф | К | Т | Ш | С | Х | Ц | Ч | Щ | Ь |
Ø А О У Ы Э –указывают на твёрдый согласный звук
Я Ё Ю И Е –указывают на мягкий согласный звук
[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–непарные звонкие согласные звуки
[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] –непарные глухие согласные звуки
Ъ Ь –звука не дают
[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] –парные звонкие согласные звуки
[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] –парные глухие согласные звуки
[Ж] [Ш] [Ц] –всегда твёрдые звуки
[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки
Я Ё Ю Е
/ \ / \ / \ / \
[Й’] [а ] [ Й’][о] [Й’] [у] [Й’] [э]
Ø Я, Ё, Ю, Е – дают два звука, если стоят:
- в начале слова (яма, ёж, юла, ель)
- после гласной (лесная, умею)
- после ь, ъ (вьюга, подъезд)
План разбора:
1. Выпиши слово.
2. Выдели слоги. Укажи количество слогов.
3. Покажи место ударения.
4. Запиши слово с помощью транскрипции.
5. Укажи количество слогов.
6. Дать характеристику звуков, обозначенных буквами, в соответствии с их
расположением в слове, по схеме:
- гласный или согласный;
- гласный: ударный или безударный;
- согласный: звонкий или глухой,парный или непарный(назови пару);
твёрдый или мягкий, парный или непарный (назови пару)
7. Подсчитай количество букв и звуков .
Образец письменного разбора:
/ /
Пись/мо– [п’ис’мо]– 2слога
п – [п’] – согл., , глух., парн.[б/п ],мягк. пар.[п/п’] ,
и – [и] – гласн., безударн.
с– [с’] – согл.,глух.парн. [з/с], мягк. пар.[с/с’]
ь – [- ]
м – [м ] – согл., звонк. непарн.,твёрд. пар. [м /м’]
/
о - [о ] – гласн., ударн.
____________________________________
6 б. 5 зв.
Морфемный (по составу) разбор слова (№2) |
Морфемика и словообразование- раздел науки о языке, изучающий
части слова и способы их образования.
План разбора:
Чтобы разобрать любое слово по составу делай так:
1. Найди окончание. Для этого измени слово так:
- если это существительное- измени по вопросам (кто? что? кого? чего? кем? чем? о ком? о чём?) и по числам (ед.ч- мн.ч.).
- если это прилагательное -измени по родам и числам. (какая? какой? какие? какое?)
- если глагол- измени по числам и лицам (подставь слова я, ты, он, она, они, мы, вы) ,а в прошедшем времени по родам.
2. Выдели основу слова.Основа- часть слова без окончания (в основу не входят некоторые суффиксы, о которых ты узнаешь позже).
3. Найди корень слова.Для этого подбери несколько однокоренных слов (пробуй изменять приставки, суффиксы и не путай с формами слова).
4. Выдели суффикс и приставку
Образец письменного разбора:
Разберём слово: подорожник
1) Ищу окончание: подорожники, подорожника, подорожнику, подорожником- окончание нулевое. Основа подорожник.
подорожник
2) Ищу корень: дорожка, дорога, дорожный, придорожный- корень дорож-
подорожник
3) Перед корнем приставка- по- подорожник
4) После корня и перед окончанием- суффикс- никподорожник
приставка∩корень^суффикс окончание
приставки | суффиксы | |||
неизменяемые | изменяемые | сущ. | прилаг. | глаг. |
в- над- об- от- с-под- пред- вы- до- за- на- о- пере-по- про- | без-/бес- воз-/вз-/вос-/вс- из-/ис- низ-/нис- раз-/рас-, раз-/роз,рос чрез-/чрес-через/черес- пре- при- | -ость -ени--ни--ак -ок, - як -ач-ец -тель-чик -щик-ист -ник -ниц -иц-арь | -к- -ск- -ив- -ов- -ев- -альн- -ист- -н- -ан--ян- -ин--енн- -онн- | -и- -е- -а- -ну -ыва- -ива- -ова- -ева- -ва- |
Ø В неизменяемых словах (существительных, наречиях) основа
слова равна всему слову: кинослева
Ø Ни в коем случае не ставится знак нулевого окончания.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР имени существительного (№3) |
Морфология– раздел науки о языке, который изучает части речи.
Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число).
Устный разбор
1) (над) лугом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»
2) Начальная форма — луг.
3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род;
2 склонение.
4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.
5)В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.
Письменный разбор
1) (над) лугом — имя сущ.(над чем?), предмет
2) н.ф. — луг.
3) нариц., неодуш., м. р., 2-ое скл.
4) в Т.п., в ед. ч.
Как определить падеж существительного |
1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
2. По вопросу и предлогу определить падеж.
Над озером кружились чайки.
Как определить склонение имени существительного (в именительном падеже) |
1. Определить род.
2. Выделить окончание существительного в И.п. единственного числа.
3. По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения
Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце;
в И.п. ед.ч. нулевое окончание;
значит, существительное тетрадь 3-го склонения.
Род несклоняемых имён существительных |
К мужскому роду относятся: |
1) названия лиц мужского пола (денди, маэстро, портье);
2) названия животных и птиц (шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони, фламинго);
3) слова кофе, пенальти и др.
К женскому роду относятся |
· названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди).
К среднему роду относятся |
vназвания неодушевлённых предметов (пальто, кашне, декольте, депо, метро, эскимо, кафе, кино, безе, ситро, желе, суфле, какао, домино, видео,
Лото ).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР имени прилагательного (№3) |
Морфология– раздел науки о языке, который изучает части речи.
Морфологический разбор имени прилагательного в начальной школе включает выделение трёх непостоянных признаков (род, число, падеж).
Устный разбор
1) пёстрая — имя прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какая?»
2) Начальная форма — пёстрый.
3) женский род, именительный падеж, единственное число.
4)в предложении является второстепенным членом (определением), поясняет подлежащее: бабочка (какая?) пёстрая.
Письменный разбор
1) пёстрая — имя прилаг. (какая?), признак предмета,
2) н.ф. — пёстрый.
3)в ж. р., в И.п., в ед. ч.
4)определение: бабочка (какая?) пёстрая.
Как определить падеж имени прилагательного |
1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
2. Определить падеж существительного.
3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.
В синем небе звёзды блещут.(А.С.Пушкин)
Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.
в небе (каком?) синем – П.п.
Запомни!
Ø Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам.
Ø Прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.
Ø Падеж имени прилагательного как в единственном, так и во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится:
к домам (Д.п.) (каким?) новым (Д.п.);
за домами (Т.п.) (какими?) новыми (Т.п.)
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА (№3) |
Морфология– раздел науки о языке, который изучает части речи.
Морфологический разбор глагола в начальной школе включает выделение двух постоянных признаков (вид, спряжение) и четырёх непостоянных (время, лицо, число, род).
Устный разбор
1) Летает — глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?»
2) Начальная форма — летать.
3) Постоянные признаки: несовершенный вид; Iспряжение.
4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3-е лицо, единственное число.
5)В предложении является сказуемым: бабочка (что делает? ) летает
Письменный разбор
1) Летает — гл. (что делает?), действие предмета
2) н.ф. — летать.
3) несов. в.; Iспр.
4) в н.в., в 3-е л., в ед. ч.
5) сказуемое: бабочка (что делает? )летает
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
1. Определить время, лицо и число глагола.
2. Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом – ть определить спряжение (таять, светить).
3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.
I спряжение II спряжение
-ешь -ишь
-ет -ит
-ем -им
-ете-ите
-ут (-ют) -ат (-ят)
Глаголы-исключения II спряжения
Глаголы на –еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть,
зависеть, терпеть, вертеть;
глаголы на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.
Глаголы-исключения I спряжения
Брить, стелить
Синтаксический разбор предложения (№4) |
Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание и
предложение.
Разбор предложения.
Ø Определи предложение :
1) По цели высказывания:повествовательное (содержит сообщение);
побудительное (побуждает к действию);
вопросительное (содержит вопрос);
2) По интонации:восклицательное; невосклицательное;
3) По наличию главных членов:простое или сложное;
Грамматическая основа:
подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)
4) По наличию второстепенных членов:
распространённое или нераспространённое;
Второстепенные члены предложения:
- дополнение(падежные вопросы)
- обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда?)
- определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)
Наличие однородных членов.
Ø Подчеркни главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Ø Разбери группу подлежащего.(Ставь вопрос от подлежащего к второстепеннымчленам предложения)
Ø Разбери группу сказуемого.(Ставь вопрос от сказуемого к второстепеннымчленам предложения)
Ø Поставь вопрос от второстепенного члена к другому
второстепенному члену предложения.
Ø Укажи части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз.
Ø Выпиши словосочетания.
Образец письменного разбора:
пр.сущ. гл. сущ. с. сущ.
(Повеств.,невоскл., прост., распр., с однород. чл.)
летели (от кого? откуда?) от петуха
пр. сущ. гл. прил. сущ.
В тени росли душистые ландыши. (Повеств.,невоскл., прост., распр.)
ландыши (какие?) душистые
росли (в чём? где?) в тени
Члены предложения |
Различай! |
| |||
Имя существительное. (кто? что?) | Подлежащее (Им.п. кто? что?) | ||
Имя прилагательное. (какой? чей?) | Сказуемое (что делает? что сделает? каков?) | ||
Имя числительное . (сколько? какой по счёту?) | Дополнение (вопросы косвенных падежей - всех, кроме Им.п.) | ||
Местоимение (вопросы предыдущих частей речи) | Определение (какой? чей? какой по счёту?) | ||
Глагол (что делает? что сделает?) | Обстоятельство (где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?) | ||
Наречие (как? где? когда?) | Примечание: | ||
Подлежащее и сказуемое- главные члены предложения. Дополнение, определение и обстоятельство – второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения– это подлежащее и сказуемое. | |||
Предлог (в на, у, около, по, за и др.) | |||
Союз (и, а, но, или, либо и др.) | |||
Частица (не, ни, бы, же, ли и др.) | |||
Междометие (ах, ой, ох, ну и др.) |
Различай! |
СКЛОНЕНИЕ существительных (изменение по падежам) | СПРЯЖЕНИЕ глаголов (изменение по лицам и числам) |
1 склонение:сущ. м. и ж.р. с окончанием в И.п. –А, -Я(яблонЯ, юношА) | I спряжение:все глаголы, на –АТЬ, -ОТЬ, -ЕТЬ -УТЬ, -ЫТЬ и 2 глагола на –ИТЬ (брить, стелить) В личных безударных окончаниях эти глаголы имеют гласная Е! |
2 склонение:сущ.м.р. с нулевым окончаниемиср.р.с окончанием–О, -Е(стол,полЕ) | II спряжение:все глаголы на–ИТЬ(кроме брить, стелить),4 глагола на–АТЬ и 7 глаголов на–ЕТЬ (Гнать, держать, дышать и слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть!) В личных безударных окончаниях эти глаголы имеют гласная И! |
3 склонение:сущ.ж.р.,оканчивающиесяна –Ь (речЬ, рожЬ) |
Различай! |
Лексика |
– раздел науки о языке, который изучает значение слова.
Термин | Произношение и значение | Пример |
синонимы | разные по звучанию, но близкие по значению | Бегемот-гиппопотам |
омонимы | одинаковые по звучанию, но разные по значению | Лук (для салата)- лук (для стрельбы) |
антонимы | разные по звучанию и противоположные по значению | Холодный-горячий |
Как составить план текста |
Чтобы составить план текста, нужно:
1. Разделить текст на законченные по смыслу части.
2. Определить основную мысль каждой части.
3. Озаглавить каждую часть текста.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Тема объединяет предложения в тексте.
Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать
автор.
Тема и основная мысль связаны между собой.
Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или
основную мысль.
Как подготовиться к письму по памяти |
1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте.
2. Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.
3. Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях.
4. Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.
Составила Золотарева Людмила Николаевна
Учитель начальных классов
Фонетический (звукобуквенный) разбор слова ( №1 ) |
г. Богородицк – 2014г. |
Фонетика– раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы.
А | О | У | Ы | Э | Л | М | Н | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | Ъ | ||||
Я | Ё | Ю | И | Е | П | Ф | К | Т | Ш | С | Х | Ц | Ч | Щ | Ь |
Ø А О У Ы Э –указывают на твёрдый согласный звук
Я Ё Ю И Е –указывают на мягкий согласный звук
[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–непарные звонкие согласные звуки
[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] –непарные глухие согласные звуки
Ъ Ь –звука не дают
[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] –парные звонкие согласные звуки
[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] –парные глухие согласные звуки
[Ж] [Ш] [Ц] –всегда твёрдые звуки
[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки
Я Ё Ю Е
/ \ / \ / \ / \
[Й’] [а ] [ Й’][о] [Й’] [у] [Й’] [э]
Ø Я, Ё, Ю, Е – дают два звука, если стоят:
- в начале слова (яма, ёж, юла, ель)
- после гласной (лесная, умею)
- после ь, ъ (вьюга, подъезд)
План разбора:
1. Выпиши слово.
2. Выдели слоги. Укажи количество слогов.
3. Покажи место ударения.
4. Запиши слово с помощью транскрипции.
5. Укажи количество слогов.
6. Дать характеристику звуков, обозначенных буквами, в соответствии с их
расположением в слове, по схеме:
- гласный или согласный;
- гласный: ударный или безударный;
- согласный: звонкий или глухой,парный или непарный(назови пару);
твёрдый или мягкий, парный или непарный (назови пару)
7. Подсчитай количество букв и звуков .
Образец письменного разбора:
/ /
Пись/мо– [п’ис’мо]– 2слога
п – [п’] – согл., , глух., парн.[б/п ],мягк. пар.[п/п’] ,
и – [и] – гласн., безударн.
с– [с’] – согл.,глух.парн. [з/с], мягк. пар.[с/с’]
ь – [- ]
м – [м ] – согл., звонк. непарн.,твёрд. пар. [м /м’]
/
о - [о ] – гласн., ударн.
____________________________________
6 б. 5 зв.
Морфемный (по составу) разбор слова (№2) |
Морфемика и словообразование- раздел науки о языке, изучающий
части слова и способы их образования.
План разбора:
Чтобы разобрать любое слово по составу делай так:
1. Найди окончание. Для этого измени слово так:
- если это существительное- измени по вопросам (кто? что? кого? чего? кем? чем? о ком? о чём?) и по числам (ед.ч- мн.ч.).
- если это прилагательное -измени по родам и числам. (какая? какой? какие? какое?)
- если глагол- измени по числам и лицам (подставь слова я, ты, он, она, они, мы, вы) ,а в прошедшем времени по родам.
2. Выдели основу слова.Основа- часть слова без окончания (в основу не входят некоторые суффиксы, о которых ты узнаешь позже).
3. Найди корень слова.Для этого подбери несколько однокоренных слов (пробуй изменять приставки, суффиксы и не путай с формами слова).
4. Выдели суффикс и приставку
Образец письменного разбора:
Разберём слово: подорожник
1) Ищу окончание: подорожники, подорожника, подорожнику, подорожником- окончание нулевое. Основа подорожник.
подорожник
2) Ищу корень: дорожка, дорога, дорожный, придорожный- корень дорож-
подорожник
3) Перед корнем приставка- по- подорожник
4) После корня и перед окончанием- суффикс- никподорожник
приставка∩корень^суффикс окончание
приставки | суффиксы | |||
неизменяемые | изменяемые | сущ. | прилаг. | глаг. |
в- над- об- от- с-под- пред- вы- до- за- на- о- пере-по- про- | без-/бес- воз-/вз-/вос-/вс- из-/ис- низ-/нис- раз-/рас-, раз-/роз,рос чрез-/чрес-через/черес- пре- при- | -ость -ени--ни--ак -ок, - як -ач-ец -тель-чик -щик-ист -ник -ниц -иц-арь | -к- -ск- -ив- -ов- -ев- -альн- -ист- -н- -ан--ян- -ин--енн- -онн- | -и- -е- -а- -ну -ыва- -ива- -ова- -ева- -ва- |
Ø В неизменяемых словах (существительных, наречиях) основа
слова равна всему слову: кинослева
Ø Ни в коем случае не ставится знак нулевого окончания.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР имени существительного (№3) |
Морфология– раздел науки о языке, который изучает части речи.
Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число).