Составила Золотарева Людмила Николаевна

Составила Золотарева Людмила Николаевна

Учитель начальных классов

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru

Фонетический (звукобуквенный) разбор слова ( №1 )
Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru
г. Богородицк – 2014г.

Фонетика– раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы.

А О У Ы Э Л М Н Р Й Б В Г Д Ж З         Ъ
Я Ё Ю И Е           П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ Ь

Ø А О У Ы Э –указывают на твёрдый согласный звук

Я Ё Ю И Е –указывают на мягкий согласный звук

[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–непарные звонкие согласные звуки

[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] –непарные глухие согласные звуки

Ъ Ь –звука не дают

[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] –парные звонкие согласные звуки

[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] –парные глухие согласные звуки

[Ж] [Ш] [Ц] –всегда твёрдые звуки

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru [Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки

Я Ё Ю Е

/ \ / \ / \ / \

[Й’] [а ] [ Й’][о] [Й’] [у] [Й’] [э]

Ø Я, Ё, Ю, Е – дают два звука, если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юла, ель)
  • после гласной (лесная, умею)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru План разбора:

1. Выпиши слово.

2. Выдели слоги. Укажи количество слогов.

3. Покажи место ударения.

4. Запиши слово с помощью транскрипции.

5. Укажи количество слогов.

6. Дать характеристику звуков, обозначенных буквами, в соответствии с их

расположением в слове, по схеме:

- гласный или согласный;

- гласный: ударный или безударный;

- согласный: звонкий или глухой,парный или непарный(назови пару);

твёрдый или мягкий, парный или непарный (назови пару)

7. Подсчитай количество букв и звуков .

Образец письменного разбора:

/ /

Пись/мо– [п’ис’мо]– 2слога

п – [п’] – согл., , глух., парн.[б/п ],мягк. пар.[п/п’] ,

и – [и] – гласн., безударн.

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru с– [с’] – согл.,глух.парн. [з/с], мягк. пар.[с/с’]

ь – [- ]

м – [м ] – согл., звонк. непарн.,твёрд. пар. [м /м’]

/

о - [о ] – гласн., ударн.

____________________________________

6 б. 5 зв.

Морфемный (по составу) разбор слова (№2)

Морфемика и словообразование- раздел науки о языке, изучающий

части слова и способы их образования.

План разбора:

Чтобы разобрать любое слово по составу делай так:

1. Найди окончание. Для этого измени слово так:
- если это существительное- измени по вопросам (кто? что? кого? чего? кем? чем? о ком? о чём?) и по числам (ед.ч- мн.ч.).

- если это прилагательное -измени по родам и числам. (какая? какой? какие? какое?)
- если глагол- измени по числам и лицам (подставь слова я, ты, он, она, они, мы, вы) ,а в прошедшем времени по родам.

2. Выдели основу слова.Основа- часть слова без окончания (в основу не входят некоторые суффиксы, о которых ты узнаешь позже).

3. Найди корень слова.Для этого подбери несколько однокоренных слов (пробуй изменять приставки, суффиксы и не путай с формами слова).

4. Выдели суффикс и приставку

Образец письменного разбора:

Разберём слово: подорожник

1) Ищу окончание: подорожники, подорожника, подорожнику, подорожником- окончание нулевое. Основа подорожник.
подорожник
2) Ищу корень: дорожка, дорога, дорожный, придорожный- корень дорож-
подорожник
3) Перед корнем приставка- по- подорожник

4) После корня и перед окончанием- суффикс- никподорожник

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru

приставка∩корень^суффикс окончание

приставки суффиксы
неизменяемые изменяемые сущ. прилаг. глаг.
в- над- об- от- с-под- пред- вы- до- за- на- о- пере-по- про- без-/бес- воз-/вз-/вос-/вс- из-/ис- низ-/нис- раз-/рас-, раз-/роз,рос чрез-/чрес-через/черес- пре- при- -ость -ени--ни--ак -ок, - як -ач-ец -тель-чик -щик-ист -ник -ниц -иц-арь -к- -ск- -ив- -ов- -ев- -альн- -ист- -н- -ан--ян- -ин--енн- -онн- -и- -е- -а- -ну -ыва- -ива- -ова- -ева- -ва-

Ø Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru В неизменяемых словах (существительных, наречиях) основа

слова равна всему слову: кинослева

Ø Ни в коем случае не ставится знак нулевого окончания.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР имени существительного (№3)

Морфология– раздел науки о языке, который изучает части речи.

Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число).

Устный разбор

1) (над) лугом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»

2) Начальная форма — луг.

3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род;

2 склонение.

4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.

5)В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru Письменный разбор

1) (над) лугом — имя сущ.(над чем?), предмет

2) н.ф. — луг.

3) нариц., неодуш., м. р., 2-ое скл.

4) в Т.п., в ед. ч.

Как определить падеж существительного
5)обстоятельство: летает (где?) над лугом.

1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

2. По вопросу и предлогу определить падеж.

Над озером кружились чайки.

Как определить склонение имени существительного (в именительном падеже)
Кружились (над чем?) над озером (Т.п.)

1. Определить род.

2. Выделить окончание существительного в И.п. единственного числа.

3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения

Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце;

в И.п. ед.ч. нулевое окончание;

значит, существительное тетрадь 3-го склонения.

Род несклоняемых имён существительных

  Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru
  Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru  

К мужскому роду относятся:

1) названия лиц мужского пола (денди, маэстро, портье);

2) названия животных и птиц (шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони, фламинго);

3) слова кофе, пенальти и др.

К женскому роду относятся

· названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди).

К среднему роду относятся

vназвания неодушевлённых предметов (пальто, кашне, декольте, депо, метро, эскимо, кафе, кино, безе, ситро, желе, суфле, какао, домино, видео,

Лото ).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР имени прилагательного (№3)

Морфология– раздел науки о языке, который изучает части речи.

Морфологический разбор имени прилагательного в начальной школе включает выделение трёх непостоянных признаков (род, число, падеж).

Устный разбор

1) пёстрая — имя прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какая?»

2) Начальная форма — пёстрый.

3) женский род, именительный падеж, единственное число.

4)в предложении является второстепенным членом (определением), поясняет подлежащее: бабочка (какая?) пёстрая.

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru Письменный разбор

1) пёстрая — имя прилаг. (какая?), признак предмета,

2) н.ф. — пёстрый.

3)в ж. р., в И.п., в ед. ч.

4)определение: бабочка (какая?) пёстрая.

Как определить падеж имени прилагательного

1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

2. Определить падеж существительного.

3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.

В синем небе звёзды блещут.(А.С.Пушкин)

Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.

в небе (каком?) синем – П.п.

Запомни!

Ø Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам.

Ø Прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

Ø Падеж имени прилагательного как в единственном, так и во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится:

к домам (Д.п.) (каким?) новым (Д.п.);

за домами (Т.п.) (какими?) новыми (Т.п.)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА (№3)

Морфология– раздел науки о языке, который изучает части речи.

Морфологический разбор глагола в начальной школе включает выделение двух постоянных признаков (вид, спряжение) и четырёх непостоянных (время, лицо, число, род).

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru

Устный разбор

1) Летает — глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?»

2) Начальная форма — летать.

3) Постоянные признаки: несовершенный вид; Iспряжение.

4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3-е лицо, единственное число.

5)В предложении является сказуемым: бабочка (что делает? ) летает

Письменный разбор

1) Летает — гл. (что делает?), действие предмета

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru 2) н.ф. — летать.

3) несов. в.; Iспр.

4) в н.в., в 3-е л., в ед. ч.

5) сказуемое: бабочка (что делает? )летает

Правописание безударных личных окончаний глаголов  

1. Определить время, лицо и число глагола.

2. Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом – ть определить спряжение (таять, светить).

3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

I спряжение II спряжение

-ешь -ишь

-ет -ит

-ем -им

-ете-ите

-ут (-ют) -ат (-ят)

Глаголы-исключения II спряжения

Глаголы на –еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть,

зависеть, терпеть, вертеть;

глаголы на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Глаголы-исключения I спряжения

Брить, стелить

Синтаксический разбор предложения (№4)
Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru

Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание и

предложение.

Разбор предложения.

Ø Определи предложение :

1) По цели высказывания:повествовательное (содержит сообщение);

побудительное (побуждает к действию);

вопросительное (содержит вопрос);

2) По интонации:восклицательное; невосклицательное;

3) По наличию главных членов:простое или сложное;

Грамматическая основа:

подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)

4) По наличию второстепенных членов:

распространённое или нераспространённое;

Второстепенные члены предложения:

- дополнение(падежные вопросы)

- обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда?)

- определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)

Наличие однородных членов.

Ø Подчеркни главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Ø Разбери группу подлежащего.(Ставь вопрос от подлежащего к второстепеннымчленам предложения)

Ø Разбери группу сказуемого.(Ставь вопрос от сказуемого к второстепеннымчленам предложения)

Ø Поставь вопрос от второстепенного члена к другому

второстепенному члену предложения.

Ø Укажи части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз.

Ø Выпиши словосочетания.

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru Образец письменного разбора:

пр.сущ. гл. сущ. с. сущ.

 
 
От петухалетели пыль и пух. и .

(Повеств.,невоскл., прост., распр., с однород. чл.)

летели (от кого? откуда?) от петуха

пр. сущ. гл. прил. сущ.

В тени росли душистые ландыши. (Повеств.,невоскл., прост., распр.)

ландыши (какие?) душистые

росли (в чём? где?) в тени

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru

Члены предложения
Различай!
Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru


Части речи

   
Имя существительное. (кто? что?)   Подлежащее (Им.п. кто? что?)    
Имя прилагательное. (какой? чей?)   Сказуемое (что делает? что сделает? каков?)  
Имя числительное . (сколько? какой по счёту?)   Дополнение (вопросы косвенных падежей - всех, кроме Им.п.)  
Местоимение (вопросы предыдущих частей речи)   Определение (какой? чей? какой по счёту?)  
Глагол (что делает? что сделает?)   Обстоятельство (где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?)  
Наречие (как? где? когда?)     Примечание:  
Подлежащее и сказуемое- главные члены предложения.   Дополнение, определение и обстоятельство второстепенные члены предложения.   Грамматическая основа предложения– это подлежащее и сказуемое.  
Предлог (в на, у, около, по, за и др.)    
Союз (и, а, но, или, либо и др.)    
Частица (не, ни, бы, же, ли и др.)    
Междометие (ах, ой, ох, ну и др.)    

Различай!


СКЛОНЕНИЕ существительных (изменение по падежам) СПРЯЖЕНИЕ глаголов (изменение по лицам и числам)
1 склонение:сущ. м. и ж.р. с окончанием в И.п. –А, -Я(яблонЯ, юношА) I спряжение:все глаголы, на –АТЬ, -ОТЬ, -ЕТЬ -УТЬ, -ЫТЬ и 2 глагола на –ИТЬ (брить, стелить) В личных безударных окончаниях эти глаголы имеют гласная Е!
2 склонение:сущ.м.р. с нулевым окончаниемиср.р.с окончанием–О, -Е(стол,полЕ)     II спряжение:все глаголы на–ИТЬ(кроме брить, стелить),4 глагола на–АТЬ и 7 глаголов на–ЕТЬ (Гнать, держать, дышать и слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть!) В личных безударных окончаниях эти глаголы имеют гласная И!
3 склонение:сущ.ж.р.,оканчивающиесяна –Ь (речЬ, рожЬ)

Различай!
Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru

Лексика

– раздел науки о языке, который изучает значение слова.

Термин Произношение и значение Пример
синонимы разные по звучанию, но близкие по значению Бегемот-гиппопотам
омонимы одинаковые по звучанию, но разные по значению Лук (для салата)- лук (для стрельбы)
антонимы разные по звучанию и противоположные по значению Холодный-горячий

Как составить план текста

Чтобы составить план текста, нужно:

1. Разделить текст на законченные по смыслу части.

2. Определить основную мысль каждой части.

3. Озаглавить каждую часть текста.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Тема объединяет предложения в тексте.

Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать

автор.

Тема и основная мысль связаны между собой.

Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или

основную мысль.

Как подготовиться к письму по памяти

1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте.

2. Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.

3. Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях.

4. Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.

Составила Золотарева Людмила Николаевна

Учитель начальных классов

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru

Фонетический (звукобуквенный) разбор слова ( №1 )
Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru
г. Богородицк – 2014г.

Фонетика– раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы.

А О У Ы Э Л М Н Р Й Б В Г Д Ж З         Ъ
Я Ё Ю И Е           П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ Ь

Ø А О У Ы Э –указывают на твёрдый согласный звук

Я Ё Ю И Е –указывают на мягкий согласный звук

[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–непарные звонкие согласные звуки

[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] –непарные глухие согласные звуки

Ъ Ь –звука не дают

[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] –парные звонкие согласные звуки

[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] –парные глухие согласные звуки

[Ж] [Ш] [Ц] –всегда твёрдые звуки

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru [Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки

Я Ё Ю Е

/ \ / \ / \ / \

[Й’] [а ] [ Й’][о] [Й’] [у] [Й’] [э]

Ø Я, Ё, Ю, Е – дают два звука, если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юла, ель)
  • после гласной (лесная, умею)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru План разбора:

1. Выпиши слово.

2. Выдели слоги. Укажи количество слогов.

3. Покажи место ударения.

4. Запиши слово с помощью транскрипции.

5. Укажи количество слогов.

6. Дать характеристику звуков, обозначенных буквами, в соответствии с их

расположением в слове, по схеме:

- гласный или согласный;

- гласный: ударный или безударный;

- согласный: звонкий или глухой,парный или непарный(назови пару);

твёрдый или мягкий, парный или непарный (назови пару)

7. Подсчитай количество букв и звуков .

Образец письменного разбора:

/ /

Пись/мо– [п’ис’мо]– 2слога

п – [п’] – согл., , глух., парн.[б/п ],мягк. пар.[п/п’] ,

и – [и] – гласн., безударн.

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru с– [с’] – согл.,глух.парн. [з/с], мягк. пар.[с/с’]

ь – [- ]

м – [м ] – согл., звонк. непарн.,твёрд. пар. [м /м’]

/

о - [о ] – гласн., ударн.

____________________________________

6 б. 5 зв.

Морфемный (по составу) разбор слова (№2)

Морфемика и словообразование- раздел науки о языке, изучающий

части слова и способы их образования.

План разбора:

Чтобы разобрать любое слово по составу делай так:

1. Найди окончание. Для этого измени слово так:
- если это существительное- измени по вопросам (кто? что? кого? чего? кем? чем? о ком? о чём?) и по числам (ед.ч- мн.ч.).

- если это прилагательное -измени по родам и числам. (какая? какой? какие? какое?)
- если глагол- измени по числам и лицам (подставь слова я, ты, он, она, они, мы, вы) ,а в прошедшем времени по родам.

2. Выдели основу слова.Основа- часть слова без окончания (в основу не входят некоторые суффиксы, о которых ты узнаешь позже).

3. Найди корень слова.Для этого подбери несколько однокоренных слов (пробуй изменять приставки, суффиксы и не путай с формами слова).

4. Выдели суффикс и приставку

Образец письменного разбора:

Разберём слово: подорожник

1) Ищу окончание: подорожники, подорожника, подорожнику, подорожником- окончание нулевое. Основа подорожник.
подорожник
2) Ищу корень: дорожка, дорога, дорожный, придорожный- корень дорож-
подорожник
3) Перед корнем приставка- по- подорожник

4) После корня и перед окончанием- суффикс- никподорожник

Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru

приставка∩корень^суффикс окончание

приставки суффиксы
неизменяемые изменяемые сущ. прилаг. глаг.
в- над- об- от- с-под- пред- вы- до- за- на- о- пере-по- про- без-/бес- воз-/вз-/вос-/вс- из-/ис- низ-/нис- раз-/рас-, раз-/роз,рос чрез-/чрес-через/черес- пре- при- -ость -ени--ни--ак -ок, - як -ач-ец -тель-чик -щик-ист -ник -ниц -иц-арь -к- -ск- -ив- -ов- -ев- -альн- -ист- -н- -ан--ян- -ин--енн- -онн- -и- -е- -а- -ну -ыва- -ива- -ова- -ева- -ва-

Ø Составила Золотарева Людмила Николаевна - student2.ru В неизменяемых словах (существительных, наречиях) основа

слова равна всему слову: кинослева

Ø Ни в коем случае не ставится знак нулевого окончания.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР имени существительного (№3)

Морфология– раздел науки о языке, который изучает части речи.

Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число).

Наши рекомендации