СС как синтаксическая единица. Синтаксические связи в СС. Изучение СС в школе.
Еще со времен Ломоносова лингвисты говорили о некотором соединении слов для передачи мысли. Но эти заметки не имели цельного характера. Хотя сам термин СС введен в 19веке Востоковым. Тем не менее огромный внимание в 19 веке обращали на предложение, а СС уже не употребляли и лишь к концу 19 века важнейшей проблемой в синтаксисе являлось СС, в то время центральным именем был Фортунатов, его поддержали Шахмотов, Пешковский, Сухатин. Именно с этого времени синтаксис стал рассматривать как учение о СС, а предложение как разновидность СС.Фортунатов делил СС на законченные (предложения) и незаконченные (СС). Новое понимание СС выдвинул Виноградов: СС – это сложное наименование служащее на ряду со словом строительным материалом для предложения и следом за Виноградовым шла Белошапкова…. Т.о. СС называют смысловые и грамматические объединения нескольких слов, которое образуется на основе подчинительной и сочинительной связях и выполняет регулятивную функцию.
Все СС делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные СС. Сочинительной называют связь между независимыми друг от друга функционально равноправными компонентами. Виды сочинительной связи характеризуют на всех уровнях, являлось количеств объединенных компонентов. Открытость (синий, красный, зеленый,….) Закрытость (не синий, а красный)
По способу связи слов СС различают: Бессоюзную, союзную и смешанную. Закрытые СС могут быть только союзными.
Подчинительные СС. – это такие сс в составе которых выделяют стержневой компонент (гл. слово) и зависимый компонент (зависимое слово).
Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Согласование - это такой вид подчинительной связи при которой устанавливается соответствие, уподобление категориальных форм главного и зависимого слов (раннее утро, ранняя весна). Стержневой компонент в таких СС всегда субстантив, а зависимое адъектив (прилагательное) Эта связь всегда предсказуемая и необязательная.
Управление – это вид подчинительной связи при которой в зависимой позиции оказывается имя существительное, в определенной падежной форме: 1) выше брата, 2)писать письмо, 3) письмо из-за границы, 4) положить на стол. Управление предсказуемое (слабое), непредсказуемое (сильное).
Примыкание – это такой вид подчинительной связи при которой в зависимой позиции находится неизменяемое слово (очень громко – наречие – наречие, разговор всерьез – существительное – наречие, чрезвычайно важный – наречие – прилагательное, юбка мини)
16. Предложение и его признаки. Понятие структурной схемы предложения. Предикативность как основной признак П. Грамматическая основа предложения в школе.
П.-гл.ср-во выр-я и сообщения мысли. Его ф-ия в языке – номинат-я, т.е сообщение. В В каждом предл-иипроявл-ся черты как индивид-е, отдельные, так и общие. Индивид-е – лексич-й состав предл.егоконкретное содерж-е, общее – грамматич-я форма П, его стр-ра используемая во множестве конкретных П независимо от их содержания. Пр.Солнце осветило землю. Студент сдал экзамен.П.называет ситуацию, событие.Специфич-ми признаками П., отлич-ми его от других единиц языка, в том числе и от СС – предикативность и интонация сообщения. Предик.-отнесённостьсодерж-ся в предл.высказывания к действит-ти, устанавливаемая и выражаемая говорящим. Предикат.проявл-ся в синтакс.категориях модальности, времени и лица(персональность), время(темпоральность)1)Модальность – это оценка высказ-я с т.з. реальн./ирреал..Реальность – соответ-е действит-ти.Пр.Наступил рассвет. Скоро наступит рассвет. Ирреал. – несоответ-е действит-ти, представл-е высказыв-е, как желаемое, требуемое: Пр.скорей бы наступил рассвет; Брат, принеси книгу. Значение ирреальн./реальн. В П опирается на глаг.формы наклонения: в формах изъяв.накл.выраж-ся реальность, а в формах повелит. и сослагат.накл-я – ирреальн.модальная оценка передаётся также интонацией: Вопросит.интонациявыраж-сяирреальн.Пр.Хочешь, я расскажу тебе стих-е? зн-е ирреальн. Может быть выражено частицой бы и при отсутств.глагола: Скорее бы рассвет. В П.с помощью вводных комп-в(конечно, бесспорно; может быть) могут выр.объективно – модальные зн-я уверенности и неизвестн-ти. Пр.Быть может…2) Время – это соотнесённость высказ-я с момента речи. В предл-х, построенных без глагола, обычно выраж-сязн-е н.вр.: Кавказ подо мною.4) Лицо – это отнесён.высказывание к говорящему.Пр.Я славно пожил! В бою с врагами истёк ты кровью. Средствами выр-я синтаксич-го лица явл-ся личные формы глаголов, личные мест.Помимо конкретного зн-я одною из трёх лиц синтакс.лицо может иметь зн-е неопред-е или обобщённое.Пр.В саду поют.
17. Сказуемое как главный член предложения. Типы сказуемого. Вопрос о характере связи сказуемого и подлежащего. Трудности в определении типа сказуемого в школьной практике.