Общие с глаголом синтаксические признаки
а) общее с глаголом- управление, причастие выступает в качестве главного компонента. Z: бежать к дому (морф. вопрос, падеж. вопрос), бежавший к дому, бегущий к дому – управление
Общая сочетаемость с наречием. В качестве плавного компонента выступает причастие, наречие примыкает. Z: бежать стремительно- примыкание;
Бежавший стремительно – примыкание.
б)причастие с зависимыми словами образует причастный оборот, причастный оборот в постпозиции по отношению к определённому слову становится полупредикативным сочетанием и на письме обособляется.
Свойства и признаки сближающие причастие с именами прилагательными
1) С семантической точки зрения, причастие обозначает как и прилагательное обозначает признак предмета, но в отличии от прилагательного причастие обозначает признак как действие (действующий признак, процессуальный признак, актуальный признак, т.е. расположен во времени) →причастие совмещает в себе семантику процессуальную и признаковую.
Z: потухший костёр – потухающий костёр- потухавший костёр
Имя прилагательное обозначает неактуальный признак – невременной.
Z: потухший взгляд – результат, адъективация, из прич.→прилагат.
Общие с прилагательным морфологические признаки
а) Причастие склоняется, имеет зависимые от сущ. категориальные формы рода, числа и падежа.
Z: Им.п открытая дверь
Р.п. открытой
Д.п открытой
В.п. открытую
Тв.п. открытой
Пр.п открытой
Причастия относятся к адъективному типу склонения, т.е. изменяются как прилагательные.
б) Страдательные причастия также как и прилагательные имеют нетолько
полную форму, но и краткую (-ом-, -ем-, -им-, -енн-, -ен-, -т-)
Z: журнал читаем нами; дрова распилены нами.
Девочка воспитана в детском доме.
Девочку воспитали в детском доме.
Девочка воспитана кем-то в детском доме.
Девочка воспитанна аккуратно.
Общие синтаксические признаки с прилагательным
а) причастие согласуется с главным сущ., опред-м сущ. в роде, числе и падеже так же как и прилагат.
Z: над дымящимся стаканом остывающего чая, слава Богу, понемногу буд-то вечер засыпаю.
Прямым порядком слов является препозиция причастия по отношению к главному существительному.
б) полные причастия как и прилагательные выступают в роли определения и отвечают на синтаксический вопрос –какой?
Краткие причастия как и краткие прилагательные всегда выступают в роли сказуемого.
Выводы: причастие имеет сложную гибридную семантико-грамматическую природу. Оно содержит черты двух частей речи: прилагательного и глагола, поэтому вопрос о прилагательном можно решать по-разному.
1.Трактовать их как отглагольные прилагательные.
2.Рассматривать их в составе имён прилагательных
3.Считать гибридными глагольно-адъективными формами;
4.Относить причастие к глаголу, характеризуя их как атрибутивные формы глагола;
5. Считать причастие отдельной частью речи
Образование наречий
Состав причастий, образуемых от одного глагола зависит от двух факторов:
1.От вида глагола
2.от переходности/непереходности глагола.
У сов.вида 2 формы времени прош.вр., -, будущ.вр.
У несов.вида 3 формы времени – прош.вр., настоящ.вр, будущ.вр.
Переходные/непереходные глаголы имеют разное количество причастных форм.
Переход.гл.- действит.залог, страдательный залог.
Непереходный гл.- действительный залог.
Глаголы | Действительный | залог | Страдательный | залог | |
Настоящее время | Прошедшее время | Настоящее время | Прошедшее время | ||
Перех. | Несов.в. Писать читать | Наст.вр.+-ущ-, -ющ-, -ащ-,-ящ- Пиш+-ущ- ий→пишущий читающий | Инфин.+-вш-, -ш- Писавший читавший | Наст.вр.+-ом-,-ем-,-им- Пиш+ | Писаный Инф+енн,-ен,нн,н,т Писать+н→писаный (нн) читанный |
Перех. | Совер.в. написать | __________ | Написавший прочитавший | _______________ | Написанный прочитанный |
Непер | Несов.в гулять. | Наст.вр+ущ,ющ,ащ,ящ Гуляy+ющ ий→гуляющий | Инф+-вш-,-ш- гулявший | ________________ | _____________ |
Непер. | Совер.в погулять | ____________ | погулявший | ________________ | ________________ |
Т.о. полный набор причастий имеют переходные глаголы несоверш.в., типа читать. Лишь одно причастие образуется от непереходных гл. сов. вида. От глаголов сов.вида не образуются причастия наст.вр., т.к. значение сов.в., не совместимо со значением настоящего вр.
От непереходных глаголов не образуются страдательные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие непереходящее на прямой объект и поэтому это действие не может быть представлено как испытываемое предметом со стороны другого предмета.
Деепричастие. Образование деепричастий. Категориально-семантические, морфологические и синтаксические характеристики деепричастий.
Деепричастие совмещает в себе признаки двух частей речи- глагола и наречия. Деепричастие совмещает в себе значение:
а) процесса;
б) обстоятельственно-определительное, т.е. признак признака, процесса.
Z: играя, ребёнок может научиться многому.
Любое деепричастие обозначает добавочное действие «может научиться», деепричастие можно трансформировать в глагол –«ребёнок играет».
1. Признаки деепричастия общие с глаголом
- лексическое значение деепричастия совпадает с лексическим значением глагола от которого оно образуется.
Z: отдать
1) возвратить (отдать книгу, отдав книгу);
2) употребить что-либо на что-либо (отдать жизнь борьбе) – отдав жизнь борьбе;
3) продать (отдать за бесценок, отдав за бесценок);