Категория вида глагола в современном русском языке.

Все глаголы распределяются по двум группам – глаголы несовершенного вида (читать, писать) и глаголы совершенного вида (прочитать, написать). Основным приёмом определения вида (в школе) является использование вопросов: что делать? (а для спрягаемых форм – что делаю? что делаешь? что делал? и др.), что сделать? (а для спрягаемых форм - что сделаю? что сделаешь? что сделал? и др.).

Глаголы, одинаковые (тождественные) по лексическому значению, но различающиеся по виду, образуют видовую пару: писать – написать (писать и списать не видовая пара, т.к. глагол списать имеет значение «переписать откуда-то»), выпечь – выпекать, загадать – загадывать, насыпать – насыпать и т.п.

Вид глагола обозначает отношение действия к внутреннему пределу. При характеристике глагола по категории вида следует назвать вид анализируемой словоформы, подобрать видовую пару, определить способ её образования, охарактеризовать способ глагольного действия анализируемого слова.

Наибольшую трудность в практической работе представляет подбор видовой пары: к данной словоформе следует подобрать глагольную словоформу иного вида, совпадающую с первой по значению. Но вопрос о том, есть ли в том или ином случае лексическое совпадение, зачастую не имеет однозначного ответа даже в словарях. Например: являются ли глаголы вдоветь и овдоветь видовой парой? В

В учебнике для пединст. они не считаются видовой парой на том основании, что вдоветь значит «жить вдовцом (вдовой)», а овдоветь – «стать вдовцом (вдовой)». Но если вдоветь толковать как «быть вдовцом (вдовой)», а овдоветь – «стать вдовцом (вдовой)», то следует признать в этом случае наличие видовой пары. Классический пример видовой пары писать – написать тоже можно оспорить, если писать толковать как «совершать действие письма», а написать – как «завершить действие письма». Известно, что значения начала, конца и продолжения действия со значением «совершения действия» видовой пары не составляют (печь – запечь). Поэтому при подборе видовой пары следует мотивировать выводы. Касающиеся семантического совпадения словоформ, опираясь на семантику, отмеченную в словарях.

При определении вида и видовой пары следует обратить внимание на терминологию: глаголы, имеющие видовую пару, называются парными, а глаголы, совмещающие в себе два вида – и совершенный, и несовершенный, - двувидовыми (телеграфировать, женить, казнить и т.п.). Одновидовые глаголы – это глаголы совершенного или несовершенного вида, не имеющие видовой пары: нюхать (несов. вид, видовой пары нет), охрипнуть (сов. вид, видовой пары нет).

Способ образования видовой пары определяется путём сопоставления глаголов, составляющих видовую пару: писать – написать (пара образована с помощью приставки на-), списать – списывать (с помощью мены суффиксов), пересыпать – пересыпать (с помощью мены ударения), брать – взять (супплетивизм основ).

Кроме грамматической категории вида в системе русского глагола выделяются лексико-грамматические разряды способов глагольного действия.

Способ глагольного действия – это общие значения глаголов, выраженные приставками или суффиксами, которые видоизменяют значение исходного глагола, указывая на фазы действия 9начало, конец, промежуток), интенсивность проявления действия, его результативность. Количественную характеристику и т.п.

Выделяются следующие разряды значений, связанных со способом глагольного действия (хотя точный состав способов действия в р.я. до сих пор не установлен):

1) значение начинательности, ср.: говорить – заговорить, бежать – побежать, лететь – взлететь и т.п.

2) значение ограничения протекания действия: постоять, поговорить, погулять, потанцевать и т.п.;

3) значение результативности: выстроить, перезимовать, наесться и т.п.;

4) однократности: прыгнуть, мигнуть, плеснуть и т.п.;

5) многократности и многоактности: аплодировать, мигать, прыгать и т.п.; прерывистого действия: покашливать, постукивать, припрыгивать и т.п.;

6)распределительности: перебить (посуду), перецеловать (детей), позакрывать окна) и т.п.;

7) неполноты действия: прихрамывать (слабая интенсивность действия), заучиться, объедаться (чрезмерная интенсивность действия) и т.п.

При анализе способов глагольного действия следует указать то значение, которое возникает при образовании глагола иного вида или при сопоставлении бесприставочного глагола с глаголом иного вида, имеющего приставку либо иной суффикс (либо мену ударения, чередования, супплетивизм основ).

Категория наклонения. Образование форм наклонений глагола.

Категория наклонения – это морфологическая категория, выражающая отношение действия к действительности и имеющая значения реальности (изъявительное наклонение) или ирреальности (повелительное и сослагательное наклонение). То есть категория наклонения представлена системой противопоставленных друг другу форм – изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения.

Изъявительное наклонение обозначает реально совершаемое действие в настоящем, будущем или пришедшем времени; глаголы в изъявительном наклонении представляют действие, которое либо совершилось в прошлом, либо совершается в настоящем, либо совершится в будущем. То есть изъявительное наклонение сосуществует с категорией времени.

Показателями изъявительного наклонения является наличие форм времени и наличие личных окончаний 1 и 2 спряжения (изменение по лицам и числам возможно только в изъявительном наклонении): Ноябрь уж наступил. Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей, дохнул осенний хлад … (А.Пушкин) – глаголы наступил, отряхает, дохнул употреблены в форме изъявительного наклонения.

Повелительное наклонение имеет значение побуждения.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, которые в соответствии с приказом, пожеланием или просьбой говорящего могут произойти (но могут и не произойти): пиши, читай, иди, пишите, читайте, идите. Например: Спи, младенец мой прекрасный баюшки–баю (М.Лермонтов); Скажимне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела? (М.Лер.). Словоформа спи выражает действие, которое ещё не произошло, но реально может произойти; во втором предложении словоформа скажи обозначает действие, которого реально не было и не будет – ветка ничего сказать не может (это поэтическое олицетворение).

Следовательно, повелительное наклонение – это ирреальное, наклонение, оно стоит вне времени.

Образуется повелительное наклонение несколькими способами:

а) путём присоединения к основе настоящего (будущего) времени глагола специального аффикса –и-: писать- пишут -пиш-и, гнать-гонят- гон-и, бежать-бегут-бег-и, прыгнуть – прыгнут – прыгн-и и т.п.;

б) путём «чистой» основы настоящего (будущего) времени: читать – читают – читай, летать – летают – летай, встать – встанут – встань и т.п.

Эти формы имеют значение повелительного наклонения ед.числа. Формы мн. числа 2-го лица повелительного наклонения образуются путём присоединения к формам ед. числа повелительного наклонения агглютинатинативного аффикса – те: пиши-те, гони-те, прыгни-те, читай-те, встань-те и т.п.

Формы мн.числа 1-го лица повелительного наклонения образуются путём прибавления к форме 1-го лица мн. числа изъявительного наклонения повелительного аффикса –те: споём-те, сядем-те.

Например: «А вот и Оля, - заметил Родимов… - Ну пойдёмте обедать» (И.Тур.).

Что же собой представляют аффиксы повелительного наклонения? «Русская грамматика» называет аффикс –и флексией, а –те – постфиксом;

Сослагательное наклонение обозначает действие возможное, желаемое. Т.е. действие, которое не происходит, но может произойти при определённых условиях. Т.е. это действие ирреально и находится вне категории времени. Например: Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Глаголы в сослагательном наклонении изменяются по родам и числам: переехал бы, переехала бы, переехало бы, переехали бы; съел бы, съела бы, съели бы.

Анализ категории наклонения производится с двух сторон – со стороны формы (указывается показатель наклонения) и со стороны значения.

Трудность возникает при определении показателей изъявительного наклонения, которое в отличие от повелительного и сослагательного не имеет ни специфических суффиксов, ни ни специальных частиц. И всё же изъяснительное наклонение имеет свои показатели. Это – наличие личных окончаний в настоящем и будущем времени, а в прошедшем отсутствие частицы бы (б): Глядишь и не знаешь, идётили не идётего величавая ширина… (Н. Гоголь). Показателем изъявительного наклонения глаголов в этом предложении являются личные окончания –ишь, -ешь, -ет.

При определении значений наклонения следует обратить внимание на то, что глаголы, имеющие формальные показатели одного наклонения, могут выражать значение другого: Отец-то мой ему и полюбись;что прикажешь делать?(И. Тургенев); Про жизнь пустынную как сладко ни пиши, а в одиночестве способен жить не всякий… Послушайте меня: докажем, что и в лесах есть добрые сердца (И. Крылов). В первом предложении глагол полюбись имеет форму повелительного наклонения (суф. –и-), а значение – изъявительного (обозначает, что действие реально совершилось); во втором предложении глагол пиши также имеет форму повелительного наклонения, а значение – сослагательного (сколько бы ни писали – значение не повеления, а условия); в третьем предложении глагол докажем имеет форму изъявительного наклонения, а значение – повелительного (выражает призыв).

При анализе неопределённой формы глагола следует учитывать, что инфинитив не имеет формы наклонения (кроме употребления с частицей бы), но может использоваться в значении того или иного наклонения: Случись тут Мухе быть. Как горю не помочь? Вступилась: ну жужжать во всю мушину мочь (И.Крылов) – инфинитив в значении изъявительного наклонения; Не ходить по рельсам! Запрещено…- инфинитив в значении повелительного наклонения.

Наши рекомендации