Категория падежа и типы склонения имени сущ.
Категория падежа связана с отражением многообразных отн-ий между предметами и явлениями, что выражается в оформлении грамматич. связи между словами в предложении.
Категория падежа представлена 6 формами, к-рые находятся между собой в диалектическом единстве, т.е. каждая форма падежа соотносится, предопределяет и противопоставлена каждой из оставшихся пяти падежных форм. Указанный ряд сочетаний форм образует склонение.
Кроме того склонением наз-ся и само изменение по падежам, а также отвлеченный образец, по к-рому изменяются слова.
Все сущ., к-рые способны выражать свои падежные знач-ия синтетич. формами, т.е. с помощью окончаний, наз-ся склоняемыми. Им противопоставлены несклоняемые сущ., к-рые выражают падежное знач-ие аналитически, т.е. только с помощью предлогов или синтаксически.
Наприм, зеленого пальто, к пальто, на пальто.
Каждая падежная форма имеет неско-ко синтаксических знач-ий
Название и вопрос | Значение | Пример |
И.п. (кто? что?) | 1. субъект действия 2. Носитель признака 3. Предикат (то, что говорится о подлежащем) 4. Обращение | Птица летит Книга интересная Москва – столица Родины Мама, вернись к вечеру |
Р. п. (кого? чего?) | Приглагольное знач-ие 1. Прямого объекта (при отрицании) 2. Часть от целого 3. Косвенный объект 4. Родительный датый Приименное знач-ие 1. принадлежности 2. субъект действия 3. носитель признака 4. объект действия 5. отношение к чему-либо | Не читала романа Выпить молока Лишиться друга Приехать 3 апреля Стихи Лермонтова Пение артиста Синь неба Рубка леса Студент ВУЗа |
Д. п. (кому? чему?) | Приглагольное знач-ие 1. косвенный объект 2. субъект состояния (в безличных конструкциях) Приименное знач-ие 1. косвенный объект 2. определительное знач-ие | Помогать отцу Женщине плохо Подарок брату Памятник Пушкину |
В. п. (кого? что?) | Приглагольное знач-ие 1. прямой объект 2. кол-во или мера, пространство, время | Ловить рыбу Прождать час |
Т. п. (кем? чем?) | Приглагольное, приименное знач-ие 1. орудие действия 2. субъект действия (в страдат. конструкциях) 3. предикат (часть составного именного сказуемого) 4. объект действия 5. обстоятельственное знач-ие 6. сравнение | Писать мелом Написана ученым Быть учителем Заниматься танцами Сидеть ночами Ходить уткой |
П.п. ( о ком? о чем?) | 1. объект мысли, чувства, речи 2. место действия 3. время действия 4. орудие действия | Говорить о деле Жить на юге Вставать на рассвете Играть на гитаре |
Сис-ма склонения имен сущ.
Разряды сущ., имеющих одинаковые падежные окончания, наз-ся типами склонения.Тип склонения – это постоянный формально – грамматич. признак сущ.
3 типа склонения. В ВУЗе их называют субстантивными.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Ж. р., м. р. -а, -я Страна, армия, дядя, юноша, егоза, забияка… В зависим-ти от характера основы (оканчивается она на тв. или мягк. фонему) выдел-ся твердая (страна) и мягкая (земля) разновид-ти 1-го скл. | М. р. – ø, С. р. – о, -е Стол, конь, гений (искл. путь – разносклоняемое), село, поле Выдел-ся 2 разновид-ти 2-го скл. – твердая: стол, село и мягкая: конь, поле. | Ж.р. – ø Степь, рожь, мышь. Твердая и мягкая разновид-ти этого скл. почти не различ-ся. Лишь в формах дат., творит., и предлож. падежей множ. числа: степям, степями, о степях, но мышам, мышами, о мышах. |
1. Разносклоняемые сущ. – 10 сущ. среднего рода с наращением в конце основы при образовании форм косвенных падежей (кроме винительного) и во всех формах множ. числа суффикса –ен: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя. Они наз-ся разноскл. потому, что при их склонении использ-ся окончания разных скл.
2. Сущ., образовавшиеся в рез-те субстантивации ( типа часовой, мороженое, столовая), образуют падежные формы по образцу склонения прилагат.
3. Несклоняемые сущ.,у к-рых наблюд-ся полная омонимия падежных словоформ (новое пальто, нового пальто, новому пальто), образуют «нулевое» склонение.
Научные и учебные грамматики, помимо 3-х субстантивных скл., выделяют адъективное, смешанное и нулевое склонения.
Адъективное скл. –скл. по типу прилагат. Субстантивные прилаг. и прич. изменяются по падежам также, как они изменялись, будучи прилагательными и причастиями (учительская, мороженое, учащийся). Следует обратить внимание на то, что при субстантивации прилаг., прич. перестают изменяться по родам: род, как и у сущ., закрепляется за словом. Всего получается, как и у сущ., 12 словоформ (а прилаг. – 24). Некоторые слова перестают изменяться по числу (имеют только ед. ч.): мороженое – ср. р., ед. ч. (мн. ч. не имеет), парадигма – 6 членов (неполная); учительская – ж.р., изменяется по числам – парадигма полная – 12 членов.
К смешанному скл. относ-ся имена собственные с суффиксами –ин-, -ов- (назв. насел. пунктов и фамилий). Отлич-ся это скл. от склонения притяжат. прил. на –ин-, -ов- разными окончаниями в Тв. п. (-ым и –ом) и количеством членов парадигмы, связанным с отсутствием изменения данных сущ. по родам и числам.
Наприм, слово Иванов (фамилия) имеет парадигму из 6 чл. и окончание – ым в Тв. п. Сущ. ж. р. Иванова – это самостоят. слово, а не форма рода от Иванов. Если считать, что Иванов и Иванова могут иметь форму мн. ч. Ивановы, то парадигма каждого из этих слов будет включать 12 членов. Слово Иваново (назв. города) имеет парадигму из 6 членов и окончание – ом в Тв. п
Нулевое скл.,как особый тип скл., к к-рому относ-ся неизменяемые имена сущ. Эта группа слов опред-ся как слова неизменяемые, стоящие вне скл. (пальто, метро)
Однако эти слова могут употреб-ся с предлогами, т.е. образуют предложно-падежную форму, к-рая служит для выражения падежных знач-ий (около метро, к пальто), а падежные знач-ия этих слов (такси остановилось, выпил ситро) могут быть выражены синтаксически, поскольку выделение нулевого склонения представляется вполне оправданным.