Слог, ударение, интонация. Теория слога. Слогораздел.
Слог – минимальная произносительная единица речи, которая характеризуется максимальной слитностью своих компонентов.
Слог – естественное физиолого-акустическое образование. С физиологической точки зрения слог представляет собой звук или несколько звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения слог – соединение, единство звуков различной звучности. Вершина слога – гласный, вокруг которого формируются согласные. Слог не обладает значением, это несемантизированная единица языка.
Основные проблемы в понимании слога:
1) что собой представляет фонетическая природа слога;
2) каковы принципы слогоделения.
Существуют разные теории слога, но основными являются:
1) Экспираторная (от лат «выдох»). Основатель Меркель и Сторм. Суть: слог соответствует одному выдыхательному толчку. Теория подверглась критике в связи с тем, что не позволяла установить границы между слогами, особенно при стечении согласных.
2) Теория мускульного напряжения. Она была выдвинута французским лингвистом Граммоном, который отмечал, что граница между слогами соответствует минимальному уровню мускульного напряжения, начало слога сопровождается подъёмом мускульного напряжения. На базе рус. яз. эту теорию развивал Щерба: наша речь с точки зрения анатомической представляет собой чередование минимума и максимума мускульного напряжения. Граница между слогами проходит там, где происходит смена максимума и минимума мускульного напряжения.
3) Сонорная. С её точки зрения, слог представляет собой сочетание более звучного элемента с менее звучным. Число слогов определяется числом вершин звучности (гласными). Датский лингвист Есперсен установил шкалу сонорности (звучности), которая состояла из 10 ступеней, начиная от глухих смычных.
Основное правило слогоделения: слогоделение происходит на месте наибольшего спада звучности: сестра [с’иэ - стрá].
1 4 1134
Неначальные слоги могут иметь разную структуру:
1) сочетание шумных согласных между гласными отходит к неначальному слогу: пусто [пу - стъ], доска [д^ - скá]
14 114 14 114
2) сочетание шумного и сонорного согл. также отходит к неначальному слогу: ребро [р’иэ - брó], пудра [пу - дръ]
3 4 134 14 134
3) сочетание сонорных согл. между гласными отходит к неначальному слогу:
карман [к^ - рмáн], волна [в^ - лнá]
14 3343 14 334
4) сочетание сонорного и шумного согласного между гласными: слогоделение происходит между согласными: палка [пáл - къ], морской [м^р - скój]
143 14 343 1143
5) если наблюдается стечение j и др. согласного, то слогоделение происходит между ними: найдём [н^j – д’óм], война [в^j - нá]
343 143 143 34
Таким образом, большинство неначальных слогов являются открытыми. Иногда происходит нарушение закона открытого слога при слогоделении (сонорный + шумный, сонорный + сонорный).
Начальные слоги могут иметь разную структуру. Слогоделение осуществляется по тем же принципам: ржавый [ржá - вый], ртутный [рту - тный].
314 143 314 1343
Конечные слоги могут иметь 2 особые структуры:
1) заканчиваться шумным согласным: вырос [вы - ръс]
2) заканчиваться сочетанием шумного с сонорным: болезнь, министр.
По тем же правилам производится слогораздел в пределах фонетического слова: со стены [съ - ст’иэ - ны]; без стыда [б’ь – сты - дá]
14 11 4 34 1 4 114 14
В зависимости от расположения гласных в составе слога, слоги имеют следующую характеристику:
по начальному звуку слоги делятся на прикрытые (начинаются с согласного) и неприкрытые (начинаются с гласного);
по конечному звуку слоги делятся на открытые (слог заканчивается гласным) и закрытые.
Важной характеристикой слога является его звучность, которая иметь различный характер в зависимости от звуков составляющих слог:
Расстаться [р^ - стá - цъ], апельсинчик [ ^ - п’иэл’ – с’ин’ - ч’ик]
34 114 14 4 1 4 3 1 4 3 1 43
Рус. удар.носит квантотативно – динамический характер (количественно – силовой). Удар. слог отличается б.громкостью, б. длительностью и б. мускульным напряжением. (носит разнометсяный характер)
функции словесного ударения:
1) разрушение и создание звуковой оболочки
2) удар. помог. различают омонимы (омографы) (замо’к-за’мок)
3) различают части речи – ма’ло – мало’ (платье мало – кр. прил. мало бегал – наречие)
4) созд. формы слова – со’сны, сосны’
5) фонетические варианты слов – д’евица, девица’
Неподвижное- если сохр. свое место во всех формах данного слова.
Подвижное –ударение меняет место при смене грамм. формы слова. рука’, ру’ки.
Клитика - слова, которые не имеют ударения. (служебные слова, предлоги, союзы, частицы) различают: проклитики – слова, которые примыкают в препозиции к полноудар. слову. эклитики – безударные слова, которые примыкают в постпозиции.
Интонация - (от лат. intono — громко произношу), совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки — синтагмы; б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения; в) сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения; г) выражают различные эмоции. Фонетические средства Интонация (звук. средства языка) (интонационные средства): распределение силы динамического (иначе — экспираторного) ударения между словами (акцентный строй), мелодика речи, паузы, темп речи и отдельных её отрезков, ритмико-мелодические средства, громкость речи и отдельных её отрезков, эмоциональные оттенки голосового тембра.
Сущ. 6 интонационных конструкций, каждый из них имеет центр – падает ударение, предцентровая и постцентровая часть.
1. – \_ 2. – –_ 3. _ / _ 4. – ~— 5. _ / — __ 6. _/ —