Тема 1. Лингвистическая мысль в Древней Греции (VI в. до н.э.
Древняя Греция – это колыбель европейского языкознания. Язык изучался философами. Можно выделить два периода в развитии древнегреческого языкознания: доалександрийский и александрийский. Изучались общие, теоретические, лингвофилософские проблемы. Греки выдвигали познавательно-философские, педагогические и ораторские задачи. Проблема языка рассматривалась ими в тесной связи с разработкой учения о познании.
Толчком для гносеологического истолкования природы языка послужил длительный спор «о природном или условном» характере слов (между Гераклитом и Демокритом). С точки зрения Гераклита имя неразрывно связано с вещью, это ее тень, т.е. имя отражает природу обозначаемой вещи как тень предмета. Демокрит и его сторонники считали, что вещь обозначается несообразно природе вещей, а согласно обычаю, т.е. по установлению людей. Об этом, по его мнению, свидетельствуют многие несоответствия между вещами и их названиями: 1) многие слова имеют по нескольку значений, т.е. обозначают разные вещи; 2) многие вещи имеют по нескольку названий, что было бы невозможно при «природном» характере языка; 3) с течением времени одно название вещи может заменяться другим; 4) многие понятия не имеют словесных обозначений. Т.е. существует много несоответствий между вещами и словами.
Этот спор пытался примирить Платон в своем знаменитом диалоге «Кратил». По его мнению, вначале между звуками слова и обозначаемыми понятиями существовала какая-то внутренняя связь (символика звуков, ономатопоэтический принцип). От этих первоначальных слов люди образовали такое множество слов, что теперь уже нельзя усмотреть внутреннюю связь между звуком и значением. Связь слова с предметом была закреплена общественной традицией. Эта дискуссия имела большое значение для развития языкознания.
Долгое время существовал спор между аналогистами и аналитистами. Аналогисты утверждали, что в языке существует строгая законосообразность, т.е. в грамматике существует мужской, женский, средний род, поскольку в реальности тоже существуют предметы мужского, женского и среднего пола. Аналитисты отрицали подобную законосообразность и считали, что в языке существуют отклонения или аномалии (например, клен, липа, озеро характеризуются по роду, но не имеют отношения к различиям по полу).
§ Философские направления в языкознании Древней Греции
Анаксимен (560-502 гг. до н. э.) – «Риторика», в которой он заложил основы стилистики.
Платон (427-347 гг. до н. э.) – считал, что в разумной речи существуют двоякого рода слова – имена, или онома и глаголы, или рема. Эти слова он понимал синтаксически. Имена – это слова, о которых что-то сказано, глаголы – это то, что говорится об именах.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – грамматические вопросы рассматривал в тесной связи с логикой, но в то же время первым отделил грамматику от логики. Выделял имена подлежащие и имена сказуемые. К ним добавлял вспомогательные слова, т.е. союзы, артикли. Имена подлежащие – это слова с самостоятельным значением, но без оттенка времени, а сказуемые – это самостоятельные слова с оттенком времени. Приравнивал имя к логическому субъекту. Именем Аристотель считал форму И.п. ед.ч., все остальные формы – это отклонения от формы или падения. Глагол – это форма 1л. ед.ч. н.вр., все остальные также падения. В фонетике различал гласные и согласные звуки, выделял слоги. Предложение – это единица речи с самостоятельным значением.
Стоицизм – это рационалистическое философское учение Древней Греции, колебавшееся между идеализмом и материализмом.
Основные представители Хрисипп и Кратес. В вопросе происхождения языка считали, что слова воспроизводят звуки, издаваемые предметами, и выражают те впечатления, которые предмет производит в душе человека. Вместе с тем они считали, что слова выражают подлинную внутреннюю сущность предмета с помощью природных звуков. Задача – вскрыть истинную природу слова или их этимон. Подобный подход к слову привел созданию этимологии.
Заслуги стоиков: добавили наречие и артикль, разделили существительное на имя собственное и имя нарицательное.
В греческом языке различали 24 буквы (звука). У буквы выделяли 3 элемента:
1. звучание;
2. изображение;
3. название.
Греки разрешили вопрос о падежах, т.е. понятие падежа начинает относится только к именам. Выделяли прямые и непрямые падежи. Среди непрямых Родительный, Дательный, Винительный и Звательный. Разделяли внешнюю и внутреннюю речь, занимались изучением диалектов.
§ Языкознание Александрийской эпохи
Огромную роль играла библиотека, основанная Фараоном Птолемеем. Глава александрийской школы Аристарх (215-143 гг. до н. э.) на протяжении многих лет был хранителем александрийской библиотеки и вместе со своими учениками составил полный текст Гомера, проводил научно-исследовательские работы по произведениям писателей Древней Греции. Его ученик Дионисий фракийский (1070-90 гг. до н. э.) первым написал систематическую греческую грамматику («Искусство грамматики»). Его взгляды развил и обобщил Аполлон Дискол, который написал учение о синтаксисе греческого языка.
Заслуги: в фонетике развили учение о долготе и краткости гласных, однако, отождествляли звуки и буквы. Выделяли 8 частей речи (имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие, союз). Рассматривали грамматические категории частей речи – акциденции, например, у имени 5 акциденций: род, число, падеж, вид (собственный и нарицательный), образ (простой и сложный); у глагола 3 залога: действительный, страдательный и средний.