Реализация коммуникативной направленности при изучении собственно-лингвистического материала в 5-10 классах.

Мы изучаем в школе язык на коммуникативной основе, если:

1) постоянно оговариваем практическую значимость изучаемого материала, его текстообразовательную роль;

2) уместно используем текст на этапе объяснения материала, проводим его лингвистический анализ;

3) используем наряду с традиционными ситуативные упражнения (представьте речевую ситуацию: к вам в класс пришёл новый ученик, составьте диалог вашего знакомства, выпишите глаголы 2-го лица ед. числа, какое написание их будет в белорусском языке);

4) работаем по предупреждению ошибок в употреблении изучаемых языковых единиц;

5) предлагаем учащимся использовать изучаемую языковую единицу в моделируемых предложениях и мини-текстах.

Лекция 11

Тема: Новые подходы в обучении русскому языку на современном этапе

План

1. Два подхода в обучении русскому языку на современном этапе. Технология обучения.

2. Классификация технологий обучения на современном этапе и рекомендации по применению некоторых из них при изучении русского языка.

3. Нетрадиционные (нестандартные) типы уроков русского языка.

Литература:

1. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. – Новосибирск, 1999.

2. Культура современного урока / Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1997.

1. На современном этапе обучения русскому языку прежде всего должна произойти переориентировка целей.

Рассмотрим 2 ряда глаголов:

* научить- убедить- заставить- привести- сформировать…;

* организовать деятельность - создать условия - привести к пониманию - развить стремления, мотивы, потребности, интересы, показать перспективы, скорректировать и т. д.

Для глаголов первого ряда функция целей побуждающая, она выражена в жёсткой логике «знаниевого» подхода:

1) есть готовые знания, истины, правила - возьми их в готовом виде;

2) если есть готовые знания, то учитель выступает в роли их транслятора;

3) основная ориентация ученика в этом подходе – на память.

Глаголы второго ряда ориентируют учителя на совместную деятельность, тогда срабатывает деятельностный подход в обучении:

1) здесь нет готовых знаний, истин - мы должны прийти к ним сами;

2) функция учителя - регулятивная;

3) ориентация школьника на мышление, воображение.

Таким образом, предпосылками для отбора и конструирования содержания обучения русскому языку становятся цели. Этому и служат вполне определённые технологии обучения, являющиеся программой деятельности учителя в рамках той или иной дидактической модели (или традиционной, или ориентированной).

Технология обучения - это упорядоченная система действий для достижения запланированных результатов обучения в виде знаний и умений, осуществляемых на основе научной организации труда, а также поэтапного тестирования учащихся.

Основные умения при использовании технологий обучения:

1) организационно-практические (составлять схемы и таблицы, опорные и структурно-логические конспекты, пользоваться алгоритмом действия, пользоваться ТСО, библиографические умения);

2) интеллектуальные (сравнивать, выделять главное, общее и отличное, обобщать, выдвигать и формулировать проблему, конспектировать, рецензировать, выстраивать цепь суждений, мысленно проигрывать варианты решения лингвистических задач);

3) исследовательские умения (находить объект и предмет исследования, выдвигать гипотезу и цели исследования, выстраивать план, проверять гипотезу). Например, говорим о роли союзов. Используем фразу А.Платонова ”И без меня народ не полный”. Как изменяется смысл фразы, если поменять союз. Попробуйте.

А без меня народ не полный.

Но без меня народ не полный.

Без меня народ не полный.

Здесь полностью меняются значения предложений.

4) коммуникативные умения (слушать и слышать, отстаивать свою позицию, выстраивать систему доказательств).

Всё вышеперечисленное является значимым для любого ученика независимо от профиля обучения.

2. Исходя из общих подходов к технологии обучения на современном этапе, определим новые технологии. К числу основных, проверенных экспериментом, можно отнести следующие:

1) предметно-ориентированные - технология полного усвоения; технология педпроцесса по С. Д. Шевченко; технология концентрированного обучения; вузовская технология обучения в школе (лекция, зачёт, защита рефератов); технология модульного обучения.

2) личностно-ориентированные: развивающее обучение; технология уровневой дифференциации; технология педмастерских; технология коллективной мыследеятельности (работа в парах сменного состава).

Технология полного усвоения

Последовательность шагов.

1. Каждый учащийся получает отметку только на основе результатов заключительной проверки. На протяжении всего изучения каждый ученик получит серию диагностических проверочных работ (или тестов). Эти результаты служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности и ошибки и исправить их. В случае затруднений при выполнении текущих проверочных работ каждому ученику будет дана возможность выбрать альтернативные учебные процедуры.

2. Материал разбивается на блоки.

3. Изложение материала и его проработка учащимися происходит традиционно, но обязательно с формулировкой точной конкретной цели (напр., читаем, чтобы…, сделаем вывод из информации…). После изучения проводится диагностический тест, результаты которого сразу и объявляются.

4. После выполнения проверочной работы ученики разделяются на 2 группы: достигшие и не достигшие полного усвоения. Достигшие на требуемом уровне могут получить дополнительный материал, могут помогать второй группе. Для недостигших изложение материала повторяется заново, причём способ изложения меняется. Вспомогательная работа завершается проверкой, после которой возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто ещё не достиг требуемого уровня.

6. Контрольная работа.

Технология педпроцесса по С.Д.Шевченко

Шаги и структура урока

1. Оргмомент.

2. Проговор материала предыдущего урока осуществляется либо в парах, либо индивидуально (2-3 минуты).

3. Фронтальное повторение (10-12 минут). Задачи данного этапа решаются на примере заданий двух типов: 1) простой пересказ; переписать предложения, вставляя буквы; определить тип склонения и т. д.; 2) проблемные вопросы и задания высшего порядка, т. е. решение проблемы в новых условиях. Это можно делать при помощи информационно-проблемных вопросов. (Например,

4. Педагогическая минутка (обсуждается, что было непонятным, что удачным).

5. Введение в новую тему. Учитель определяет её, формулирует вопросы, ответы на которые должны найти сами учащиеся.

6. Создание учебных групп (2-4 человека) для выполнения заданий.

7. Фронтальная поверка результатов.

Педагогическая мастерская

Главный принцип - открытие, самостоятельный поиск новых знаний по какой-то проблеме и сопоставление этих знаний со старыми.

Этапы работы мастерской:

1) индукция (наведение) – это создание эмоционального настроя, в качестве индуктора может быть слово, звук, фраза, образ (напр., словосочетание - строительный материал или строительный мусор для предложения);

2) самоинструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта;

3) социоконструкция – это построение этих элементов группой;

4) социализация: всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, объяснено, т. е. подано всем;

5) афиширование – вывешивание работ, произведений школьников в классе;

6) разрыв – это осознание несоответствия и неполноты старых знаний новым, что подвигает к поиску новых теорий, обращению к справочникам;

7) рефлексия – отражение чувств, ощущений посредством выполнения устных или письменных заданий.

Модульное обучение

Его сущность в том, что ученик полностью самостоятельно или с некоторой помощью учителя достигает конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел.

Некоторые правила применения модуля:

1) перед началом работы провести входной контроль знаний и умений, при необходимости тут же провести коррекцию;

2) осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента;

3) после завершения – выходной контроль;

4) соблюдение структуры модуля, которая состоит из учебных элементов (УЭ), кроме того, вначале есть нулевой УЭ, в котором записываются цели всего модуля, в предпоследнем УЭ представлено либо резюме, либо обобщение, а в последнем содержится задание для выходного контроля. На таких уроках можно сочетать различные формы работы (индивидуальную, парную, коллективную, групповую).

Наши рекомендации