Типология упражнений по культуре речи, методика их проведения

Лингвистической основой работы над грамматическими нормами являются знания, полученные учащимися при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Последовательность упражнений по формированию грамматической нормы такова: а) наблюдение над грамматическими формами (рассмотрите таблицу склонения, спряжения и т. д.); б) образование форм слов по образцу и без него; в) использование грамматических средств в тексте применительно к определенному жанру и стилю речи.

М.Ф.Скорнякова предлагает следующую типологию упражнений, применение которой способствует развитию правильной и хорошей речи учащихся:

Ø Упражнения, направленные на усвоение учащимися ограничений в образовании и сочетаемости грамматических форм:

I. Выбор правильной формы

1) выберите правильную форму из двух предъявленных;

2) установите, какие из данных слов имеют в современном русском языке указанные формы.

II. Образование форм слов (по образцу или без него):

1) поставьте данное слово в такой-то форме;

2) образуйте такие-то формы таких-то слов;

3) просклоняйте или проспрягайте такие-то слова;

4) вставьте (допишите) нужные окончания (буквы), формы;

5) замените одну форму другой (простую сложной);

6) замените неправильные (или устаревшие) формы принятыми в современном русском литературном языке или исправьте ошибки в образовании такой-то формы.

III. Составление словосочетаний, предложений со словами в определенной форме:

1) оставьте предложения с прилагательными в полной или краткой формах;

2) определите, какие из представленных глаголов могут сочетаться с неопределенной формой глагола;

3) составьте предложения на указанную тему с данными словами, употребив их в нужной форме.

Ø Упражнения, направленные на осознание смысловых и выразительных возможностей грамматических форм, их стилистической окраски:

1. Укажите средства выражения таких-то значений (например, приказания, просьбы; прошедшего времени и др.).

2. Определите смысловые оттенки данных форм, разницу в их значении, стилистические различия.

3. Укажите значение такой-то формы, найдите формы, употребленные в переносном значении.

4. Выберите из форм, данных в скобках, нужную. Объясните свой выбор; вставьте в текст одну из данных (стилистически более подходящую) форм слов.

Ø Упражнения, развивающие умение целесообразно использовать грамматические формы в связной речи:

I. Анализ употребления форм в готовом тексте, наблюдение над особенностями их использования:

1) с какой целью употреблены формы настоящего времени при передаче событий, имевших место в прошлом;

2) слов каких частей речи, указывая на признак, служат для точного и наглядного описания;

3) почему в формулировках правил и определений употребляются глаголы в форме настоящего времени.

II. Замена одних грамматических форм другими:

1) замените согласованные определения несогласованными;

2) замените там, где это возможно, непроизводные предлоги производными;

3) замените сравнительный оборот формами имен существительных в творительном падеже.

III. Составление словосочетаний, предложений:

1) по данному образцу (Причастие – форма глагола, обозначающая признак предмета по действию);

2) по заданной модели (составить словосочетания «прилагательное + существительное»;

3) по графической схеме: [ ], (как…), но [ ], (чтобы…).

Схемы изображаются на доске. Учитель читает заранее подобранное предложение, а ученики определяют, какому из них соответствует та или иная схема. Затем дается задание по данным схемам построить предложение самостоятельно.

В форме вопросов и ответов можно проводить игру по коллективному конструированию сложного предложения. Учитель произносит предложение, которое становится главным, а класс наращивает к нему придаточные:

Мы завтра пойдем в лес (при каком условии?), если будет хорошая погода (с какой целью пойдем в лес?), чтобы как следует отдохнуть (почему нам необходимо отдохнуть?), потому что нам скоро предстоят трудные экзамены.

Даже связные высказывания дети могут строить по блок-схеме, в которой представлены графические схеме нескольких предложений. Такая блок-схема дает ученику свободу в выборе темы, лексики, стиля, но предписывает определенный синтаксический вариант выражения мысли. Эффективность этих упражнений повышается, если указывается содержательная основа для конструирования: а) на указанную тему (Наступление весны. Сумерки. Радость в доме.); б) на основе наблюдений (А за окном вагона…); в) на основе впечатлений от прослушанной музыки; г) на основе содержания отрывка из изучаемого на уроках литературы произведения.

Лекция 4

Тема: Типология и структура уроков русского языка

План

1. Урок как основная форма обучения (планирование, подготовка к уроку).

2. Структура классического урока. Его методическое обеспечение, формы организации урока.

3. Типы уроков русского языка в зависимости от этапов работы над учебным материалом. Цели и задачи обучения.

4. Требования к уроку, принципы его анализа.

5. Опрос на уроках, организация проверка домашнего задания.

Литература:

1. Б.Т.Планов. Типы и структура уроков русского языка. – М.: Просвещение, 1986

2. В.К.Буряк. Самостоятельная работа учащихся. – М., 1984

3. А.И.Власенков. Развивающее обучение русскому языку. М., 1983

4. Ю.Б.Зотов. Организация современного урока. М., 1984

5. М.И.Махмутов. Современный урок. Вопросы теории. – М., 1981

6. Н.Н.Поспелов. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. – М., 1979

7. Н.М.Яковлев, А.М.Сохор. Методика и техника урока в школе. – М., 1985

8. Г.А.Богданова. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1989

Наши рекомендации