Типология упражнений по культуре речи, методика их проведения
Лингвистической основой работы над грамматическими нормами являются знания, полученные учащимися при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Последовательность упражнений по формированию грамматической нормы такова: а) наблюдение над грамматическими формами (рассмотрите таблицу склонения, спряжения и т. д.); б) образование форм слов по образцу и без него; в) использование грамматических средств в тексте применительно к определенному жанру и стилю речи.
М.Ф.Скорнякова предлагает следующую типологию упражнений, применение которой способствует развитию правильной и хорошей речи учащихся:
Ø Упражнения, направленные на усвоение учащимися ограничений в образовании и сочетаемости грамматических форм:
I. Выбор правильной формы
1) выберите правильную форму из двух предъявленных;
2) установите, какие из данных слов имеют в современном русском языке указанные формы.
II. Образование форм слов (по образцу или без него):
1) поставьте данное слово в такой-то форме;
2) образуйте такие-то формы таких-то слов;
3) просклоняйте или проспрягайте такие-то слова;
4) вставьте (допишите) нужные окончания (буквы), формы;
5) замените одну форму другой (простую сложной);
6) замените неправильные (или устаревшие) формы принятыми в современном русском литературном языке или исправьте ошибки в образовании такой-то формы.
III. Составление словосочетаний, предложений со словами в определенной форме:
1) оставьте предложения с прилагательными в полной или краткой формах;
2) определите, какие из представленных глаголов могут сочетаться с неопределенной формой глагола;
3) составьте предложения на указанную тему с данными словами, употребив их в нужной форме.
Ø Упражнения, направленные на осознание смысловых и выразительных возможностей грамматических форм, их стилистической окраски:
1. Укажите средства выражения таких-то значений (например, приказания, просьбы; прошедшего времени и др.).
2. Определите смысловые оттенки данных форм, разницу в их значении, стилистические различия.
3. Укажите значение такой-то формы, найдите формы, употребленные в переносном значении.
4. Выберите из форм, данных в скобках, нужную. Объясните свой выбор; вставьте в текст одну из данных (стилистически более подходящую) форм слов.
Ø Упражнения, развивающие умение целесообразно использовать грамматические формы в связной речи:
I. Анализ употребления форм в готовом тексте, наблюдение над особенностями их использования:
1) с какой целью употреблены формы настоящего времени при передаче событий, имевших место в прошлом;
2) слов каких частей речи, указывая на признак, служат для точного и наглядного описания;
3) почему в формулировках правил и определений употребляются глаголы в форме настоящего времени.
II. Замена одних грамматических форм другими:
1) замените согласованные определения несогласованными;
2) замените там, где это возможно, непроизводные предлоги производными;
3) замените сравнительный оборот формами имен существительных в творительном падеже.
III. Составление словосочетаний, предложений:
1) по данному образцу (Причастие – форма глагола, обозначающая признак предмета по действию);
2) по заданной модели (составить словосочетания «прилагательное + существительное»;
3) по графической схеме: [ ], (как…), но [ ], (чтобы…).
Схемы изображаются на доске. Учитель читает заранее подобранное предложение, а ученики определяют, какому из них соответствует та или иная схема. Затем дается задание по данным схемам построить предложение самостоятельно.
В форме вопросов и ответов можно проводить игру по коллективному конструированию сложного предложения. Учитель произносит предложение, которое становится главным, а класс наращивает к нему придаточные:
Мы завтра пойдем в лес (при каком условии?), если будет хорошая погода (с какой целью пойдем в лес?), чтобы как следует отдохнуть (почему нам необходимо отдохнуть?), потому что нам скоро предстоят трудные экзамены.
Даже связные высказывания дети могут строить по блок-схеме, в которой представлены графические схеме нескольких предложений. Такая блок-схема дает ученику свободу в выборе темы, лексики, стиля, но предписывает определенный синтаксический вариант выражения мысли. Эффективность этих упражнений повышается, если указывается содержательная основа для конструирования: а) на указанную тему (Наступление весны. Сумерки. Радость в доме.); б) на основе наблюдений (А за окном вагона…); в) на основе впечатлений от прослушанной музыки; г) на основе содержания отрывка из изучаемого на уроках литературы произведения.
Лекция 4
Тема: Типология и структура уроков русского языка
План
1. Урок как основная форма обучения (планирование, подготовка к уроку).
2. Структура классического урока. Его методическое обеспечение, формы организации урока.
3. Типы уроков русского языка в зависимости от этапов работы над учебным материалом. Цели и задачи обучения.
4. Требования к уроку, принципы его анализа.
5. Опрос на уроках, организация проверка домашнего задания.
Литература:
1. Б.Т.Планов. Типы и структура уроков русского языка. – М.: Просвещение, 1986
2. В.К.Буряк. Самостоятельная работа учащихся. – М., 1984
3. А.И.Власенков. Развивающее обучение русскому языку. М., 1983
4. Ю.Б.Зотов. Организация современного урока. М., 1984
5. М.И.Махмутов. Современный урок. Вопросы теории. – М., 1981
6. Н.Н.Поспелов. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. – М., 1979
7. Н.М.Яковлев, А.М.Сохор. Методика и техника урока в школе. – М., 1985
8. Г.А.Богданова. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1989