Понятия культуры устной и письменной речи, изучаемые в школе
На уроках русского языка у школьников формируются такие понятия: культура речи, нормы русского литературного языка, коммуникативные качества речи.
Культура речи – это владение нормами устной и письменной форм «литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умения использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» [2, с. 119-120].
Лингвистическая наука располагает значительным набором дефиниций нормы языка. Приведем две из них: «норма – это существующие в данное время в данном языковом коллективе и обязательные для всех членов коллектива языковые единицы и закономерности и употребления»[3, с. 12]; «норма (языковая), норма литературная – принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления» [2, с. 163].
В учебнике по русскому языку для 4-го класса дается такое определение нормы: «Норма языка – это правильное употребление языковых средств (слов, словосочетаний, предложений) в устной и письменной речи» [4, с. 35]. В школе организуется работа над нормами, которые устанавливают:
- как правильно произносить слова и ставить ударения (произносительная норма);
- как правильно образовывать слова (словообразовательная норма);
- как правильно образовывать формы слов (морфологическая норма);
- как правильно строить словосочетания и предложения (синтаксическая норма);
- как правильно писать слова (орфографическая норма);
- как правильно расставлять знаки препинания (пунктуационная норма) [4, с. 3-36].
Перечисленные нормы фиксируются в специальных словарях-справочниках, раскрываются в пособиях по грамматике русского литературного языка.
Кроме указанных, существуют лексические нормы, которые фиксируются в толковых словарях в виде толкования лексического значения слов и иллюстрирования их сочетаемости с другими словами.
Соблюдение норм языка обеспечивает одно из важных коммуникативных качеств речи – ее правильность, которая находится в одном ряду с такими качествами речи, как точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность.
Точность речи обеспечивает верное словоупотребление (т. е. употребление слова в свойственном ему значении): знание значений и четкое разграничение многозначных слов, омонимов, паронимов, иноязычных, профессиональных, устаревших слов, новых слов, появляющихся в языке.
Логичность речи заключается «в смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте» [5, с. 144]. Она обеспечивается непротиворечивостью сочетания одного слова с другим (одного понятия с другим); правильным порядком слов, представляющих тему и рему высказывания; четким выражением логических связей и отношений между частями высказывания с помощью предлогов, союзов, частиц; ясностью и правильностью выражения языковыми средствами связей между отдельными высказываниями в тексте; грамотными переходами от одной мысли к другой, четким членением текста на абзацы; строгой продуманностью композиции текста в целом.
Чистота речи предполагает использование средств литературного языка в качестве ее основы и отсутствие в речи диалектизмов, варваризмов (немотивированно используемых заимствованных слов и выражений), вульгаризмов (слов и выражений, грубо, вульгарно обозначающих предметы и явления окружающей действительности), бранных слов и оборотов речи, слов-паразитов. «Чистая речь нужна нам так же, как и чистый воздух, - нужна для того, чтобы легче жилось и дышалось. Объяснить это людям – задача науки и школы, задача радио, телевидения и печати» [5, с. 184].
Выразительность речи измеряется степенью ее воздействия на сознание адресата речи, его эмоционально-эстетическую сферу. Условия выразительности речи: оригинальность и самостоятельность мышления автора; его живой интерес к предмету речи; хорошее знание языка и его выразительных возможностей; хорошее знание специфических особенностей функциональных стилей речи; психологическая целевая установка автора на выразительность речи. Выразительность речи обеспечивает использование с целью создания яркого словесного образа таких средств языка, как: интонация, звукопись, ассонансы и аллитерации; эпитеты, метафоры, метонимия; морфологические и синтаксические средства языковой выразительности (переносное употребление морфологических форм; синтаксический параллелизм, риторические вопросы, именительные темы и т. д.).
Слагаемыми богатства речи являются лексическое (большой активный запас слов) и фразеологическое богатство; семантическое богатство, проявляющееся в способности носителя языка к выявлению разнообразных и неожиданных словесных связей; интонационное богатство, явно выражающееся в звучащей и слышимой речи и неявно, с помощью знаков препинания, - в письменной; морфологическое богатство, в основе которого лежит умение по-разному выражать одно и то же грамматическое значение; синтаксическое богатство, опирающееся на свободное использование носителем языка разнообразных синтаксических моделей и конструкций, что позволяет избегать синтаксического однообразия и монотонна; богатство информативной насыщенности речи, когда на одной грамматической основе автору удается выражать несколько сообщений, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.
Завершает типологию качеств хорошей речи уместность – «такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условия общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей и читателей, информационных воспитательным, эстетическим и иным задачам…» [5, с. 233]. Уместность языковых средств – слов, оборотов, синтаксических конструкций – регулируется жанром и стилем речи, контекстом, личностно-психологическими факторами, регламентирующими речевое поведение носителя языка.
Все рассмотренные понятия культуры речи формируются у школьников с привлечением соответствующих терминов.