Основные принципы русской орфографии.
Морфологический принцип
Регулирует проверяемое написание
Значимые части слова (морфемы) пишутся единообразно в независимости от произношения, то есть отображаются на письме только в сильной позиции. Для гласных сильная позиция находится под ударением, а для согласных перед гласными. Безударную гласную проверяем ударением.
а) Ь на конце женского рода третьего склонения с шипящим на конце
б) Написание инфинитива с конечным шипящим
в) Формы повелительного наклонения с кинечной шипящей с Ь
5) Традиционный принцип регулирует непроверяемое написание
а) правило написания И после шипящих и Ц
Фонетический принцип
Написание соответствует произношению. Действует при правописании приставок: приставки на -з/с; гласные «и/ы» после приставок на согласный; приставки раз-рас, роз-рос.
Примеры: расписывать — роспись; разлив — розлив; беззаботный — бесцветный; предынфарктный — постинфарктный.
3. Традиционно-исторический.
Сохраняется написание, закреплённое традицией, хотя оно и не опирается на современное состояние русского языка («и» после «ж, ш, ц», которые исторически были мягкими, а сейчас являются твёрдыми). Регулирует написание безударных гласных в словарных словах: корова, собака, корзина, калач, баран.
Дифференцирующий принцип
Различает написание слов в зависимости от значений
Для различения на письме омофонов — одинаково звучащих слов. Регулирует написание имён собственных.
Примеры: бал (танцевальный вечер) — балл (оценка); кампания — компания; туш — тушь; орёл — Орёл.
Основные принципы пунктуации.
1) Синтаксический принцип. Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической структурой.
2) Смысловой принцип. Синтаксическое членение текста связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним. В предложении Жених был приветлив и очень важен, потом — он был неглуп и очень зажиточен (М. Горький) тире указывает на то, что слово потом имеет здесь значение «кроме того». При отсутствии тире потом имело бы значение «после чего-либо», «впоследствии», неуместное в данном случае.
Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки.
Интонационный принцип.
Например, интонацией обусловлен выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невосклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др.
Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет.
Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.
Виды знаков препинания:
1) Знаки выделения. Функции - обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию. Единые парные знаки.
2) Знаки отделения. Функции - обозначение границ между отдельными независимыми предложениями, между однородными членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Точка, вопросительный и восклицательные знаки, запятая,точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.
3) Красная строка.
Знаки препинания бывают одиночными и парными. Парные знаки препинания обозначают, что постановка первого знака препинания требует постанову второго. К ним относятся две запятые и два тире (как единые знаки), скобки и кавычки.
Некоторые общие положения пунктуации:
1) Зависимые, подчиненные элементы не отделяются от подчиняющих, они могут только выделяться знаками препинания с обеих сторон (исключение - тире).
2) Если употребление знака препинания обусловлено двумя причинами, то знак большего значения поглощает знак меньшего значения.
3) В ряде случаев знаки препинания являются единственным средством выявления смысловых отношений, которые не могут быть выражены на письме логическими или грамматическими средствами.
4) Чисто графический характер имеют знаки препинания при передаче тех или иных особенностей письменной речи, которые в устной речи или совсем не выражаются, или выражаются очень нечетко.