Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и общего языкознания.
Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и общего языкознания.
Языкознание (яз.) – это наука, изучающая человеческий язык (я.) в целом и отдельные (живые или мертвые языки). Предметом языкознания является язык.
Свойства, общие для всех языков:
· Средство общения
· Средство выражения мысли
· Отражает познание человеком действительности
· Во всех я есть структурные единицы: сова, звуки, предложения.
· Функционирует как в устной, так и в письменной форме.
· Стабильность/ изменчивость
· Нормирование и стилистическое членение.
Общее яз. изучает структуру функционирования я., т.е. всё то, что свойственно всем языкам мира.
Частное яз. – раздел лингвистики, который изучаетустройство, жизнь и историю конкретного языка или нескольких языков одновременно. Может изучать язык в синхроническом аспекте (изучает языковые явления в одной временной плоскости). Изучение языка в диахронном аспекте – изучение языка, затрагивающее разные временные периоды, изучение развития языка.
Общее яз. по отношению к частному является методологической наукой, т.е. оно дает теоретическую базу для решения любого конкретного вопроса частного языкознания. Частное яз. по отношению к общему дает ему материал на основе которого делается общий теоретический вывод.
Прикладное яз. – занимается изучением я. в практическом аспекте: культура речи, изучение иностранных языков, компьютерная лингвистика, создание письма и т.д.
Задачи языкознания:
· Определить природу языка (ответить на вопрос «Что такое язык?»)
· Разработать теорию, применимую к разным языкам при их научном изучении
· Выделить основные аспекты науки о языке и дисциплины об их изучении
· Найти основания для классификации всех языков
· Систематизировать методы, приёмы языкознания, т.е. ответить на вопрос «Как изучать язык?»
· Разработать и упорядочить специальную лингвистическую терминологию (метаязык науки)
Метаязык языкознания – это язык 2ого порядка, т.е язык того или иного народа, предназначенный для особой цели: на нём лингвисты думают, разговаривают и пишут о языке.
Проблемы яз.:
· Взгляд на природу я, как на естественную знаковую систему
· Сущность понятия я, речи, речевой деятельности
· Структура я: основные единицы я, виды отношений между ними.
· Функции я и речи
· Соотношение я и мышления
· Историческое развитие я.
· Понятие языкового родства, генеалогическая классификация я.
· История письма…
Коммуникативная функция языка и её частные разновидности.
Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Коммуникация – общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Две базовые функции языка: Две базовые функции: коммуникативная и когнитивная (познавательная).
Коммуникативная функция я. – основная его функция. Она соответствует интенциям или целевым установкам говорящего. Частные разновидности коммуникативной функции:
· Контактоустанавливающая
· Конативная
· Волюнтативная (воздействия)
· Денотативная (передача информации)
· Референтная (накопление опыта)
· Констатирующая (сообщение о факте)
· Аппелятивная (призыв к чему-то)
· Экспрессивная ( выражает личность говорящего, его настроение)
Внутренняя речь и её виды.
Внутренняя речь — беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой). Особенности:
· сокращенность (свернутость);
· отсутствие вокализации;
· преобладание семантики над фонетикой;
· местоименность;
· внутренняя речь существует как кинестетический, слуховой или зрительный образ слова
Внутренняя речь проявляется на разных ступенях работы сознания. Признаки внутренней рнечи:
· фазовость (редуцированная (мысль мелькнула) и развернутая (законченная мысль))
· редуцированность (отсутствие законченных предложений)
· предикативность (преобладание сказуемых над подлежащими)
Для внутренней речи важны ассоциативные связи, т.е. легкий переход от одной мысли к другой. Период внутренней речи иногда очень короткий, поэтому ученые говорят о термине «речемыслительный процесс».
8. Понятие внутренней и внешней формы языка и концепции в. Гумбольдта. Теория лингвистической относительности.
Вильгельм фон Гумбольдт – немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Один из основоположников лингвистики как науки. Выдвинул оригинальную концепцию природы языка и поднял ряд фундаментальных проблем, которые и в настоящее время находятся в центре оживленных дискуссий. Гумбольдт дифференцировал понятие формы языка, разграничивая внешнюю и внутреннюю формы.
· Внешняя форма языка – это материя языка, его звуковая система, а также грамматические и этимологические формы. Внешняя форма языка – звуковой облик слов этого языка – способ представления знаний о мире в данном конкретном языке «языковое мировидение».
· Внутренняя форма слова – признак, положенный в основу слова (название предмета) и отражающий первоначальное, поверхностное понимание предмета. Внутренняя форма слова необходима в момент возникновения слова, но для его функционирования совсем необязательна и может даже мешать. Слова с прозрачной формой слова называют мотивированными. Слова, утратившие внутреннюю форму – немотивированные.
Вильгельм фон Гумбольдт одним из первых высказал мысль о том, что язык влияет на человека, и это влияние определяет его мышление. Он сравнивал язык с сеткой, набрасываемой на познавательную действительность, и это привело его к выводу о том, что разнообразие языков означает разнообразие типов мышления. В 20-м веке к этому тезису вернулись некоторые лингвисты. Возникло течение, которое назвали неогумбольдтизмом. И теория, определяющая роли языка, нашла свое выражение в данной теории. Её авторы выдвинули 2 тезиса:
· Люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают и постигают мир.
· Существует односторонняя причинная связь между языком и познавательными процессами, т.е. язык обусловливает познавательные процессы.
Таким образом, слово – это знак, но также и особая сущность, находящаяся между внешними явлениями и внутренним миром человека. Изучение иностранных языков – это приобретение новой точки зрения, нового взгляда на мир.
Законы языкового развития.
В целом языковые изменения осуществляются при взаимодействии причин внешнего и внутреннего порядка. Обычно к внутренним законам относят:
· Закон системности – глобальный закон, являющийся одновременно и свойством, качеством языка. Закон системности обнаруживается на разных языковых уровнях (морфологическом, лексическом, синтаксическом) и проявляется как внутри каждого уровня, так и во взаимодействии их друг с другом. Например, сокращение количества падежей в русском языке (шесть из девяти) привело к росту аналитических черт в синтаксическом строе языка - функция падежной формы стала определяться позицией слова в предложении, соотношением с другими формами. Изменение семантики слова может отразиться на его синтаксических связях и даже на его форме. И, наоборот, новая синтаксическая сочетаемость может привести к изменению значения слова (его расширению или сужению).
· Закон традиции, обычно сдерживающий инновационные процессы. Закон языковой традиции, с одной стороны, представляется как нечто лежащее на поверхности, вполне понятное и очевидное. Понятность закона объясняется объективным стремлением языка к стабильности, «охранности» уже достигнутого, приобретенного, но потенции языка столь же объективно действуют в направлении расшатывания этой стабильности, и прорыв в слабом звене системы оказывается вполне естественным. Но тут вступают в действие силы, не имеющие прямого отношения к собственно языку, но могущие наложить своеобразное табу на инновации. Такие запретительные меры исходят от специалистов-лингвистов и специальных учреждений, имеющих соответствующий правовой статус; в словарях, пособиях, справочниках, официальных предписаниях. Закон традиции хорош, когда он действует как сдерживающее начало, противодействующее случайному, немотивированному употреблению или, наконец, препятствующее слишком расширенному действию других законов, в частности - закона речевой аналогии. Закон традиции часто сталкивается с законом аналогии, создавая в некотором смысле конфликтную ситуацию, разрешение которой в частных случаях может оказаться непредсказуемым: либо победит традиция, либо аналогия.
· Закон аналогии (стимулятор подрыва традиционности). Действие закона языковой аналогии проявляется во внутреннем преодолении языковых аномалий, которое осуществляется в результате уподобления одной формы языкового выражения другой. В общем плане это мощный фактор языковой эволюции, поскольку результатом оказывается некоторая унификация форм, но, с другой стороны, это может лишить язык специфических нюансов семантического и грамматического плана. В таких случаях сдерживающее начало традиции может сыграть положительную роль. На фонетическом уровне закон аналогии проявляется, например, в случае, когда вместо исторически ожидаемого звука в словоформе появляется другой, по аналогии с другими формами. Например, развитие звука о после мягкого согласного перед твердым на месте (ять): звезда – звёзды (из звѣзда - звѣзды) по аналогии с формами весна - вёсны.
· Закон экономии (или закон «наименьшего усилия»), особенно активно ориентированный на ускорение темпов в жизни общества. Стремление к экономичности языкового выражения обнаруживается на разных уровнях языковой системы - в лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе.
К внешним факторам, участвующим в накоплении языком элементов нового качества, могут быть отнесены следующие: изменение круга носителей языка, распространение просвещения, территориальные перемещения народных масс, создание новой государственности, развитие науки, техники, международные контакты и т.п. Сюда же включается фактор активного действия средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также фактор социально-психологической перестройки личности в условиях новой государственности и, соответственно, степени адаптации ее к новым условиям.
Развитие языка, как и развитие в любой другой сфере жизни и деятельности, не может не стимулироваться противоречивостью протекающих процессов. Противоречия (или антиномии) свойственны самому языку как феномену, без них немыслимы какие-либо изменения. Именно в борьбе противоположностей проявляется саморазвитие языка.
Социальные функции языка.
Язык, будучи сложным и многоаспектным явлением, стал предметом исследования не только языкознания, лингвистики, логики, но и философии, социологии и прежде всего социолингвистики, т. е. самых разных направлений науки. Понимание социального характера языка присутствует в философии едва ли не с момента ее возникновения
Социальные функции языка:
· Образование и просвещение на мировом педагогическом пространстве
· Трансляция теле- и радиоканалов
· Носитель исторической памяти разных народов
· Язык художественной литературы
· Средство межкультурной коммуникации
· Как государственный – функция взаимного проникновения и объединения в рамках единого государственного языка во всех сферах.
Язык – это набор передаваемых в определенном социально-культурном контексте символов и моделей поведения. Символы - словесные обозначения предметов, явлений и процессов материального и духовного мира. При помощи языка, фиксирующего символы, обычаи, нормы, традиции, каждому новому поколению передаются информация и социальный запас знаний, а вместе с этим и принятые в социальных группах и обществе модели поведения. По мере усвоения знаний и освоения моделей поведения формируется определенный социальный тип личности, происходит ее социализация.
В работах ряда западных социологов исследуется особая роль языка в социальном конструировании реальности. И хотя речь идет преимущественно о реальности повседневной жизни, одновременно признается очевидная способность языка к созданию грандиозных систем символических представлений, которые возвышаются над реальностью повседневной жизни. К наиболее важным системам такого рода относятся религия, философия, наука, искусство.
Величие национального языка в том, что он удерживает системную целостность культуры, концентрирует культурные смыслы на всех уровнях бытия – от нации в целом до отдельной личности.
Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и общего языкознания.
Языкознание (яз.) – это наука, изучающая человеческий язык (я.) в целом и отдельные (живые или мертвые языки). Предметом языкознания является язык.
Свойства, общие для всех языков:
· Средство общения
· Средство выражения мысли
· Отражает познание человеком действительности
· Во всех я есть структурные единицы: сова, звуки, предложения.
· Функционирует как в устной, так и в письменной форме.
· Стабильность/ изменчивость
· Нормирование и стилистическое членение.
Общее яз. изучает структуру функционирования я., т.е. всё то, что свойственно всем языкам мира.
Частное яз. – раздел лингвистики, который изучаетустройство, жизнь и историю конкретного языка или нескольких языков одновременно. Может изучать язык в синхроническом аспекте (изучает языковые явления в одной временной плоскости). Изучение языка в диахронном аспекте – изучение языка, затрагивающее разные временные периоды, изучение развития языка.
Общее яз. по отношению к частному является методологической наукой, т.е. оно дает теоретическую базу для решения любого конкретного вопроса частного языкознания. Частное яз. по отношению к общему дает ему материал на основе которого делается общий теоретический вывод.
Прикладное яз. – занимается изучением я. в практическом аспекте: культура речи, изучение иностранных языков, компьютерная лингвистика, создание письма и т.д.
Задачи языкознания:
· Определить природу языка (ответить на вопрос «Что такое язык?»)
· Разработать теорию, применимую к разным языкам при их научном изучении
· Выделить основные аспекты науки о языке и дисциплины об их изучении
· Найти основания для классификации всех языков
· Систематизировать методы, приёмы языкознания, т.е. ответить на вопрос «Как изучать язык?»
· Разработать и упорядочить специальную лингвистическую терминологию (метаязык науки)
Метаязык языкознания – это язык 2ого порядка, т.е язык того или иного народа, предназначенный для особой цели: на нём лингвисты думают, разговаривают и пишут о языке.
Проблемы яз.:
· Взгляд на природу я, как на естественную знаковую систему
· Сущность понятия я, речи, речевой деятельности
· Структура я: основные единицы я, виды отношений между ними.
· Функции я и речи
· Соотношение я и мышления
· Историческое развитие я.
· Понятие языкового родства, генеалогическая классификация я.
· История письма…