Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.
Бланк для ответов
N | Оказавшись в трудной ситуации, я ... | никогда | редко | иногда | часто |
... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге | |||||
... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь | |||||
... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | |||||
... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | |||||
... критиковал и укорял себя | |||||
... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть | |||||
... надеялся на чудо | |||||
... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | |||||
... вел себя, как будто ничего не произошло | |||||
... старался не показывать своих чувств | |||||
... пытался увидеть в ситуации что-то положительное | |||||
... спал больше обычного | |||||
... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | |||||
... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | |||||
... во мне возникла потребность выразить себя творчески | |||||
... пытался забыть все это | |||||
... обращался за помощью к специалистам | |||||
... менялся или рос как личность в положительную сторону | |||||
... извинялся или старался все загладить | |||||
... составлял план действии | |||||
... старался дать какой-то выход своим чувствам | |||||
... понимал, что сам вызвал эту проблему | |||||
... набирался опыта в этой ситуации | |||||
... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | |||||
... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | |||||
... рисковал напропалую | |||||
... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | |||||
... находил новую веру во что-то | |||||
... вновь открывал для себя что-то важное | |||||
... что-то менял так, что все улаживалось | |||||
... в целом избегал общения с людьми | |||||
... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | |||||
... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | |||||
... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | |||||
... отказывался воспринимать это слишком серьезно | |||||
... говорил о том, что я чувствую | |||||
... стоял на своем и боролся за то, чего хотел | |||||
... вымещал это на других людях | |||||
... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации | |||||
... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | |||||
... отказывался верить, что это действительно произошло | |||||
... я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | |||||
... находил пару других способов решения проблемы | |||||
... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | |||||
... что-то менял в себе | |||||
... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | |||||
... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | |||||
... молился | |||||
.. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | |||||
... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему |
Диагностика стресса.
Содержание:
- Диагностика стресса
- Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.
- Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях.
- Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.
- Диагностика профессиональных стрессоров.
- Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.
Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.
Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:
Диагностика профессиональных стрессоров.
В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н. Водопьянова считает, что «организационная диагностика стресса - необходимая составляющая стресс-менеджмента». Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами методики данного класса можно разбить на несколько групп:
Работы, посвященные изучению феномена копинг-поведения, появляются в зарубежной психологии со второй половиныXXвека. В работе немецких авторов используется термин«bewaltigung»(преодоление). Отечественные исследователи понятие«Копинг-поведение»интерпретируют каксовладающие поведение или психологическое преодоление. Копинг-поведениеподразумевает индивидуальный способ совладания человека сзатруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и сличностно-средовым ресурсами, которые во многом определяют поведениечеловека.
Первый подход - неопсихоаналитический. Копинг-процессырассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптациюличности в трудных ситуациях. Функционирование копинг-процессовпредполагает включение когнитивных, моральных, социальных имотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой. Вслучае неспособности личности к адекватному преодолению проблемывключаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такиемеханизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания спроблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальнойдействительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют наосновании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленнымимеханизмами в преодолении проблем.
Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющиеиспользовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовыеситуации. А.Биллингс и Р.Моос выделяют три способа совладания сострессовой ситуацией.
1. Копинг, нацеленныйна оценку, - преодоление стресса, включающее в себя попытку определитьзначение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логическийанализ, когнитивная переоценка и др.
2. Копинг, нацеленныйна проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать,уменьшить или устранить источник стресса.
3. Копинг, нацеленныйна эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные,поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшитьэмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.
В третьем подходе копинг выступает как динамический процесс,который определяется субъективностью переживания ситуации и многимидругими факторами. Р.Лазарус и С.Фолькман обозначили психологическоепреодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности,направленные на снижение влияния стресса.Активная форма копинг-поведения, активное преодоление, является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации.Пассивное копинг-поведение, или пассивноепреодоление, предполагает использование различного арсенала механизмовпсихологической защиты, которые направлены на снижение эмоциональногонапряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.
Р.Лазарус выделил три типа стратегий совладания с угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго;прямое действие -нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом;совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, нопотенциально существует.
По мнению С.Фолькман и Р.Лазаруса, копинг выполняет две основные функции:
□ регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);
□ управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).
Обе эти функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации. Оценка происходящего играет важную роль в процессеэволюции человека, от нее зависит интенсивность и характер эмоций, которые испытывает человек, встречаясьс проблемами.
Д. Галахер выдвинул гипотезу, что оценка события зависит от объема имеющихся у личности ресурсов, позволяющих справиться с этим событием. Если индивид оценивает ресурсы как недостаточные, неадекватные, тособытие воспринимается как угроза. Обычно устойчивыек стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают стрессогенные события как изменения(Galagher D.,1990).
Выделяются два вида когнитивной активности —первичнаяивторичная оценка.
Первичная оценкапозволяет человеку решить, является ли данная ситуация угрожающей или ее можно отнести к ситуации изменения, которая не содержит в себеугрозы его благополучию. Она позволяет оценить силустрессового воздействия, сопоставить возможность наносимого им вреда с индивидуальными возможностями.
Вторичная оценкадополняет первичную. Она определяет, какими методами можно повлиять на негативное событиеи его исход, то есть процесс выбора механизмов и ресурсов преодолениястресса. С ее помощью человек решает, что он может сделать в даннойситуации.
Проблеме совладания со стрессом посвящено множествоисследований. Среди них наиболее популярны работы, изучающие механизм действия копинг-стратегий (поведенческихстратегий), их связь с копинг-ресурсами (личностными ресурсами) и другими психологическими характеристиками.В этих работах определяются стили совладающего поведения, изучается его влияние на процессы адаптации, самочувствие людей. Большой интерес вызывают возрастные и половые различия копинг-поведения.
Установлено, что психическое и физическое самочувствие зависит от выбора копинг-стратегий в момент столкновения с психотравмирующей ситуацией. Использование активных совладающих поведенческих стратегий иотносительно низкая восприимчивость к стрессовым ситуациям способствуют улучшению самочувствия. А к егоухудшению и нарастанию негативной симптоматики приводят избегание проблем и применение пассивных стратегий, направленных не на разрешение проблемы, а на уменьшение эмоционального напряжения (NakanoК.,1991).
В использовании копинг-стратегий существует определенная возрастная динамика. С увеличением возрастаповышается вероятность использования активных проблемосовладающих поведенческих стратегий (Petrosky M., BirkimerJ., 1991).
Исследование стратегий преодоления стресса, используемых студентами, показало, что эмоционально-ориентированные поведенческие стратегии служат непосредственному эмоциональному решению снятия негативныхощущений, а стратегии, ориентированные на проблему,направлены на изменение реальной ситуации. Крометого, было установлено, что люди с высокой тревожностью чаще используют эмоциональные копинг-стратегии(избегание, обвинение ит.п.),которые связаны со снижением самооценки, ухудшением адаптации к заболеваниям (Newton T.L., Contrada R.J., 1992),а высокий уровень психологической зрелости людей, ощущениесобственной значимости, высокая самооценка обуславливают использование когнитивных копинг-стратегий.(Felton B.J., RevensonT.A., 1987).
Исследуя половые различия в стиле преодоления стресса, Н.Эндлер и Д.Паркер пришли к выводу, что у женщин молодого возраста стиль преодоления депрессииболее эмоционален и более ориентирован на избегание.Однакои мужчины, и женщины с явно выраженной депрессивной симптоматикой болеесклонны к эмоциональному стилю преодоления стресса, чем люди с менее выраженной депрессией (Endler N.S.,Parker J.D.,1990).
По данным Н.Кьюпера с соавторами, дистанцирование, самоизоляция рассматриваются как неэффективныестратегии поведения, способствующие возникновениюдепрессии. Установлено также, что при борьбе со стрессогенными событиями уязвимые люди используют неадекватные стратегии, преимущественно самоизоляцию(Kuiper N.,1989).
Т.А. Вилле исследовал поведенческие копинг-стратегии, которые включают действия, способствующие или неспособствующие употреблению психоактивных веществ.Поведение, направленное на избегание контактов с людьми,употребляющиминаркотики, облегчает противостояние социальному давлению и уменьшаетвероятность наркотизации. Поиск социальной поддержки у лиц, неупотребляющих наркотики, способствует прекращению наркотизации. Поведение же, направленное на реализациюповеденческой стратегии«поиск удовольствия»,поискподдержки у наркоманов, способствует усилению наркотизации (WillsТ. А.,1985).
Интерес исследователей к проблеме совладания сострессом привел к тому, что за последние15лет увеличилось число работ, авторы которых пытались не толькоизучить, но и измерить копинг-поведение, создавая дляэтой цели специальные анкеты.
Авторы опросников чаще всего исходили из потребности исследовать:
1. отдельные, конкретные ситуационные копинг-стратегии;
2. стратегии, разделенные по основным сферам психической деятельности (когнитивные, эмоциональные, поведенческие);
3. базисные стратегии копинг-поведения, включающиекогнитивные, поведенческие и эмоциональные варианты реагирования на стресс и объединенные из отдельных ситуационно-специфических копинг-стратегий по принципу активности-пассивностисовладания со стрессом;
4. отдельные ситуационно-специфические копинг-стратегии и базисные копинг-стратегии, для чего в опросники включались шкалы, нацеленные на изучение тех и других и типов стратегий.
В1978году Л. Перлин и К. Шулер впервые использовали метод интервью для измерения копинг-поведения взрослых испытуемых. Они выделили три копинг-стиля,соответствующих основным сферам психической деятельности: поведенческие ответы, которые изменяют ситуацию;ответы, которые изменяют значение или оценку ситуации;ответы, нацеленные на контроль негативных ощущений(Pearlin L.I., SchoolerС,1978).
Р. Лазарус и С. Фолькман создали опросный лист«Способы копинга» (1980),состоящий из118пунктов,который в последующем в различных модификацияхстал одним из наиболее популярных инструментов измерения копинг-поведения. Методика определяет8видов ситуационно-специфических копинг-стратегии: конфронтация, самоконтроль, поиск социальной поддержки,уход-избегание, плановое разрешение проблем, позитивная переоценка, принятие ответственности (Lazarus R.S., Folkman S., 1980).
В последующие годы были разработаны различные варианты опросников для изучения копинг-поведения. А. Биллингс и Р. Моос создали опросник, с помощью котороговыделили три вида копинга: нацеленный на оценку; нацеленный на проблему; нацеленный на эмоции (Billings A.G., Moos R.H., 1984).Е. Хеймпредложил методику исследования особенностей копинг-поведения, дифференцированных по основным сферам психической деятельности, в которой выделялось более25ситуационно-специфическихкопинг-стратегий. Эти стратегии были разделены на тригруппы: более адаптивные, менее адаптивные и имеющие неопределенное влияние на адаптацию (Heim E., 1988).
Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал«Индикаторкопинг-стратегий».Он выделил3группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).
«Индикатор копинг-стратегий»можно считать однимиз наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии,которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:
1. Стратегия разрешения проблем— это активная поведенческая стратегия, при которой человек стараетсяиспользовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.
2. Стратегия поиска социальной поддержки— этоактивная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей егосреде: семье, друзьям, значимым другим.
3. Стратегия избегания— это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем«уйти от решения проблем»,использовав активный способ избегания — суицид.
Стратегия избегания — одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, которыйнаходится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развитияличностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешенияпроблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер взависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности (Сирота Н.А.,Ялтонский В.М.,1996).
Наиболее эффективным является использование всехтрех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации.В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто можетизбежать столкновения с проблемной ситуацией, заранееподумав о ее негативных последствиях.
Ккопинг-ресурсам, помогающим справиться со стрессогенными ситуациями относятся:ресурсы личности(Я-концепция; интернальный локус контроля; ресурсы когнитивной сферы;аффилиация; эмпатия; позиция человека по отношению к жизни, смерти,любви, вере; духовность; ценностная мотивационнаяструктура личности) иресурсы социальной среды(окружение, в котором живет человек, а также его умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку).
Представление человека о себе, илиЯ-концепция, впроцессевзросления должна быть заменена на новую, соответствующую особенностямвозраста. С точки зрения формирования адаптационных механизмов следуетрассматривать Я-концепцию как важнейший личностныйресурс. Процессы формирования Я-концепции и другихпсихологических механизмов адаптации к социальнойсреде осуществляются параллельно, оказывая выраженное влияние друг на друга. Я-концепция является словно сконструированным образованием, отражает как возрастные, так и индивидуальные особенности и включенаво множество связей и отношений с другими феноменами развития человека.
Интернальный локус контроля, или умение контролировать свою жизнь и брать ответственность за нее, является личностным ресурсом, на основе которого формируется адаптационное поведение. Именно от этого ресурсаво многом зависит выбор варианта адаптации к социальной среде и жизненный стиль человека.
По мнению Д.Роттера (автора данного понятия),субъективный контроль, или локус контроля, представляетсобой«определенную степень восприятия людьми событий, зависящих либо от собственного поведения (интернальный локус контроля) или от других людей, судьбы, удачи (экстеральный локус контроля)»,а также трактуется как«степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого».Доказано, что люди с внутренним(интернальным) локусом контроля проявляют большую когнитивную активность, более эффективно преодолевают стресс и проявляют более высокий уровень социальной адаптации, чем«экстерналы».
Возможности, позволяющие оценивать воздействиесоциальной среды и собственное поведение, тесно связаны скогнитивным развитиемчеловека. Оно базируется на изменениях Я-концепции и формировании зрелого мышления. При этом необходимо учесть, что вподростковом и юношеском возрасте когнитивные процессы не статичны, а представляют собой динамичныйпроцесс, ведущий от незрелости к зрелости, на которыйвлияют биологические, индивидуальные факторы и опытвзаимодействия со средой. Процесс когнитивного развития происходит на различных уровнях и представляет собой развитие способности критически и концептуально мыслить. В процессе развития конкретногомышления и получения эмпирического опыта ребенок,подросток, а затем уже молодой человек приобретаетспособность мыслить абстрактными категориями, символами и гипотетическими измерениями. В то жевремя формируются более реалистические планы на будущее. Когнитивныепроцессы принимают участие встановлении личностной идентичности. Способностьформировать альтернативные объяснения и рассматривать различные перспективы приводит к социальнойадаптации и возможности решать более сложные проблемы. Когнитивное развитие влияет на формирование навыков преодоления проблем и межличностной, коммуникативной эффективности. Негибкость и ограниченность поведенческих стратегий в детстве в большинстве случаев сменяется более адекватными творческими и эмпатическими навыками во взрослом периоде.Самоуважение, самоэффективность, являющиеся продуктом развития когнитивных процессов, создают возможность адекватно реагировать на стрессовые ситуации исправляться с ними.
Стремление быть вместе с людьми, умение сопереживать —аффилиацияиэмпатия— являются коммуникативными личностными ресурсами, влияющими на поведение человека. Блокирование аффилиации вызываетчувство одиночества, отчужденности, порождает и усугубляет стресс.
Аффилиация неразрывно связана с эмпатией, котораяопределяется как постижение чужого эмоциональногосостояния, проникновение, вчувствование в переживаниядругого человека. Это — целостный процесс, включающий физиологический, кинестетический, аффективный,когнитивный и мотивационный компоненты, существенно и положительно влияющий на качество общения ипозитивные личностные изменения. Она является однимиз ключевых факторов в развитии социального взаимопонимания, просоциального поведения и выступает важнейшим ресурсом преодоления стресса.
Человек переживает любое свое состояние через призму сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества является знаком нарушения этой сети,знаком утраты жизненно важного во внутреннем миреличности (Амбрумова А.Г.,1996).
Социальная поддержка— это информация, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства(Cobb S.,1976).Социальная поддержка определяется как обмен ресурсами между различным количеством людей, по крайней мере, двумя — донором поддержки и ее реципиентом (получателем) и является функцией социальных сетей, которыехарактеризуют социальную среду личности.
Сети социальной поддержки —это структуры, способные оказать человеку помощь. Они включают различныевзаимоотношения между людьми, способствующие поддержанию здоровья(Glossary Health..., 1990; Steptoe A., et.al., 1994; Quick J.D., et.al., 1996).
Люди, получающие эффективную социальную поддержкуот семьи, друзей, значимых для них людей и социальных сообществ,обладают более крепким здоровьем, легче справляются со стрессами, болееустойчивы к развитию заболеваний, поэтому важную роль в преодолении стрессовых и проблемных ситуаций играетсоциально поддерживающий процесс,включающий в себя три звена:
1. способность индивида находить людей, готовых оказать ему помощь —поиск социальной поддержки;
2. наличие структур, способных оказать поддержку(члены семьи, друзья, значимые другие, члены общественных организаций и т.д.) —сети социаль
ной поддержки;
3. способность человека принимать помощь от окружающих —восприятие социальной поддержки.
Выделяют следующиетипы социальной поддержки:
□ эмоциональная или интимная — забота о другом, доверие и сопереживание ему;
□ инструментальная или материальная — помощь коллег по работе, финансовая помощь, обеспечение ресурсами;
□ информационная — содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета;
□ обратная связь или поддержка в форме оценки —оценка исполнения после разрешения проблем.
Ккомпонентам социальной поддержкиотносятся:
□ структура (семейный статус, число друзей, связи сродственниками, членами формальных и неформальных организаций и т.д.);
□ функции (эмоциональная, оценочная, информационная, ресурсная);
□ эффект (удовлетворенность поддержкой)(Wills T.A.,1985).
Социальная поддержка смягчает воздействие стрессавысокой интенсивности, выступает как буфер между стрессором и человеком. Высокая социальная поддержка нейтрализует негативное влияние стресса высокой интенсивности и обеспечивает сохранение здоровья. Низкаясоциальная поддержка при стрессе высокой интенсивности не оказывает буферного эффекта, что приводит кухудшению здоровья.
Социальная поддержка содействует процессам преодоления стресса в трех направлениях: за счет повышения самооценки; благодаря помощи других людей визменении стрессовой ситуации; путем включения оценки значимого другого в свою систему, что меняет эмоциональный ответ на действие стрессогенного фактораи позволяет увидеть ситуацию«другими глазами»(Tois P.A., 1986).С.Кохен и С.Сайм полагают, что социальная поддержка снижает негативное действиестресса и увеличивает положительное путем повышения самооценки, усиления прочности иммунной системы, в результате чего уменьшается восприимчивость кболезням(Cohen S., Syme S., 1985).
В1979году Л.Беркман и С.Сим разработали«Индекс социальной сети» —опросник, измеряющий источниксоциальных контактов в сферах:«семья», «родственники», «религиозное общество»и«общественные организации» (Berkman L., Sim S., 1979).Чуть позже была создана«шкала социальной связи»,в которой оценивалиськачественные и количественные аспекты социальной поддержки, относящиеся к работе, финансам, семье, собственному здоровью, собственной личности и обществу в целом. Шкала состоит из18пунктов. Время работы со шкалой —7минут(Markpflan M., 1981).
Можно также отметить«опросник социально-поддерживающего поведения»,разработанный в1981году, с помощью которого определяется частота получения социальной поддержки от окружающих и восприятие этойподдержки респондентом (Ваггега М.,1983); «шкалу социальной поддержки»,включающую субшкалы дружеской,семейной поддержки, поддержки, получаемой от соседей и общественных организаций(Din A., 1981); «опросник социально-поддерживающих ресурсов»,измеряющий размер,характеристики и структуру индивидуальной социально-поддерживающей сети(Vauks A., 1982); «опросник социальной поддержки»Саразона, определяющий восприятиечисла лиц, оказывающих социальную поддержку, а такжеудовлетворенность социальной поддержкой(Sarazon B.R. et. al., 1983); «индекс социальной поддержки»Вилкоксаизмеряющий сферы эмоциональной, информационной иматериальной поддержки(VilckoxВ.,1981).
В нашей работе применяется«многомерная шкалавосприятия социальной поддержки»Зимета, разработанная в1988году. Она оценивает эффективность и адекватность социальной поддержки по трем аспектам: семья,друзья, значимые другие(Zimet G., 1988).
Бланк для ответов
N | Оказавшись в трудной ситуации, я ... | никогда | редко | иногда | часто |
... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге | |||||
... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь | |||||
... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | |||||
... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | |||||
... критиковал и укорял себя | |||||
... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть | |||||
... надеялся на чудо | |||||
... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | |||||
... вел себя, как будто ничего не произошло | |||||
... старался не показывать своих чувств | |||||
... пытался увидеть в ситуации что-то положительное | |||||
... спал больше обычного | |||||
... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | |||||
... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | |||||
... во мне возникла потребность выразить себя творчески | |||||
... пытался забыть все это | |||||
... обращался за помощью к специалистам | |||||
... менялся или рос как личность в положительную сторону | |||||
... извинялся или старался все загладить | |||||
... составлял план действии | |||||
... старался дать какой-то выход своим чувствам | |||||
... понимал, что сам вызвал эту проблему | |||||
... набирался опыта в этой ситуации | |||||
... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | |||||
... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | |||||
... рисковал напропалую | |||||
... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | |||||
... находил новую веру во что-то | |||||
... вновь открывал для себя что-то важное | |||||
... что-то менял так, что все улаживалось | |||||
... в целом избегал общения с людьми | |||||
... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | |||||
... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | |||||
... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | |||||
... отказывался воспринимать это слишком серьезно | |||||
... говорил о том, что я чувствую | |||||
... стоял на своем и боролся за то, чего хотел | |||||
... вымещал это на других людях | |||||
... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации | |||||
... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | |||||
... отказывался верить, что это действительно произошло | |||||
... я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | |||||
... находил пару других способов решения проблемы | |||||
... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | |||||
... что-то менял в себе | |||||
... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | |||||
... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | |||||
... молился | |||||
.. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | |||||
... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему |
Диагностика стресса.
Содержание:
- Диагностика стресса
- Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.
- Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях.
- Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.
- Диагностика профессиональных стрессоров.
- Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.
Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики,