Физический аспект фонетики: сведения из акустики
Акустика – раздел физики, который занимается общей теорией звука.
С точки зрения акустики, звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия.
Звуки делятся на Тоны (музыкальные звуки) и Шумы (немузыкальные звуки).
Тон- это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.
Шум- это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.
Гласные состоят из тона, т. е. голоса при отсутствии преграды.
Согласные из шума (или шума и тона), т. е. с участием преграды.
Акустика различает в звуке следующие признаки:
1. Высоту, что зависит от частоты колебаний. Чем выше частота колебаний, тем выше звук.
2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний, т. е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны; чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук.
3. Длительность или долготу, т. е. продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени; для языка важна главным образом соотносительная длительность звуков.
4. Тембр звука, т. е. индивидуальное качество его акустических признаков.
Для образования звуков, и в частности звуков речи, очень важную роль играет резонанс. Резонанс возникает в замкнутой воздушной среде.
Роль стенок резонатора основана на известном физическом законе: гладкая поверхность отражает, а рыхлая поглощает.
Поэтому напряженная мускулатура языка содействует излучению резонаторных тонов, рыхлая же поверхность ненапряженного языка впитывает тоны и смазывает характерные резонаторные тоны.
Вопрос 23.
Фонология - раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.
Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).
Три аспекта звука речи:
Фонетика различает в звуке 3 основных аспекта – артикуляционный, акустический, функциональный и ПЕРЦЕПТИВНЫЙ.
Артикуляционный аспект изучает речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей. Здесь звук – продукт работы произносительных органов человека.
Акустический аспектсвязан с областью физики, занимается изучением акустики речи – раздела общей акустики, исследующей структуру речевого сигнала, систему автоматического синтеза и распознавания речи. Характеристики, выделяемые при рассмотрении звука: высота, сила, тембр звука, тоны и шумы, резонанс. Здесь звук – колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи.
Функциональный аспект– ведущий аспект, изучает структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. Здесь звук – один из возможных вариантов реализации фонемы в процессе функционирования, выполняющий смыслоразличительную и строительную функции.
Перцептивный аспект – рассматривает восприятие речи слушающим, устанавливает соотношение между звуками произнесенными и услышанными.
У акустического и артикуляционного аспектов отсутствует ориентация на функцию звуков, а у функционального эта ориентация есть. Именно поэтому фонетика подразделяется на фонетику и фонологию.
Артикуляция:
- Приступ – экскурсия
- Средняя часть – выдержка
- Отступ – рекурсия
Мгновенные звуки – не протягиваются ( п б т )
Длительные звуки – протягиваются ( м р ф щ )
Акустика:
- Сонорные – звучные, присутствуют тоны, шумов либо вовсе нет (у гласных), либо мало(р).
- Шумные – согласные, тембр определяется характером данного шума.
Расхождения между фонологическими школами:
Суть разногласий между школами сводится к различному пониманию фонемы и ее произносительных вариантов. В представлении Л. В. Щербы и его сторонников фонема - это автономная, независимая от морфемы, звуковая единица, звуковой тип, в котором по принципу акустической близости объединяются различные произносительные оттенки. В отличие от этого отправной точкой во взглядах московских лингвистов на фонему была морфема. Фонема и ее границы определяются в данном случае тождеством морфем. Здесь вводится понятие фонемного ряда, т. е. видоизменений фонемы в пределах одной морфемы, понятие вариаций и вариантов фонем и т. д.
Вопрос 24.
Фонема - единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц — морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них — и для опознавания и различения слов. Фонема — инвариантная единица языка.
Фонема — основная незначимая единица языка, связанная со смыслоразличением лишь косвенно. Выполняя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (различительную), а иногда и делимитативную (разграничительную) функции в тексте, фонемы в системе языка находятся в отношениях противопоставления друг с другом. Основанием оппозиций служат различительные признаки, представляющие собой обобщение артикуляционных и/или акустических свойств звуков, так что фонема может операционально представляться как пучок РП — дифференциальных, формирующих оппозиции, в которые вступает данная фонема, и интегральных, не образующих оппозиций данной фонемы с другими.
Одной фонеме могут соответствовать несколько различных реализаций, называемых аллофонами, каждый из которых соотносится с определённой позицией так, что разные аллофоны, как правило, не встречаются в одной и той же позиции.
Система фонем, их функции и закономерности позиционной реализации изучаются в фонологии.
Основные разногласия в теории фонемы связаны с критерием фонемной идентификации звуков речи — физической или функциональной (в ином аспекте — фонетической или морфематической). В первом случае фонема трактуется как автономная единица языка, представляющая собой класс фонетически сходных звуков или их звукотип; при таком подходе (например, у Джоунза и ряда представителей американского дескриптивизма) основным контекстом реализации и функционирования фонемы является только фонетическое слово (фонетический сегмент), а установление фонем превращается в механическую процедуру, в которой сигнификативная функция фонемы либо игнорируется, либо считается второстепенной и подчинённой фактору дополнительной дистрибуции. Во втором случае (при функционально-морфематическом подходе, например, в московской фонологической школе) в центре внимания находится смыслоразличительная функция фонемы и основным контекстом функционирования фонемы признаются значимые единицы языка — слова и морфемы. Такая точка зрения восходит к И. А. Бодуэну де Куртенэ, для которого фонема была не автономной фонетической единицей, а строевым компонентом морфемы, через тождество которой следует оценивать тождественность фонемы в различных её проявлениях. В некотором смысле промежуточную позицию занимает ленинградская фонологическая школа. С одной стороны, её представители исходят из смыслоразличительной функции фонемы, но, с другой стороны, рассматривают её не как компонент морфемы, а в составе словоформы и опираются на фонетический критерий отождествления фонемы. Поэтому там, где фонологи московской фонологической школы и пражской лингвистической школы констатируют явление нейтрализации, фонологи ленинградской фонологической школы видят чередование фонем, признавая, однако, варьирование фонемы в виде оттенков. Разногласия в теории фонемы касаются и проблемы её реальности, вокруг которой противоборствуют физикализм — концепция физической реальности фонемы и ментализм — концепция психологической реальности фонемы; в некоторых концепциях фонема обладает семиотической реальностью как фигура — компонент знака, а иногда вообще объявляется фикцией, существующей лишь в метаязыке лингвиста.
Понятие «фонема» в современном смысле термина, а также теория фонологии впервые разработаны Бодуэном де Куртенэ. Сам же термин «фонема» появился раньше, во французской лингвистике, как эквивалент нем. Sprachlaut ‘звук языка’; этот термин предположительно ввёл А. Дюфриш-Деженетт (1873) и использовал Ф. де Соссюр (1879), у которого термин «фонема» был заимствован казанскими лингвистами (Н. В. Крушевский) в новом, бодуэновском осмыслении. В 40‑х гг. 20 в. в дескриптивной лингвистике США объём термина «фонема» расширился, стали говорить о фонемах тона, ударения, стыка и т. п.; такое терминоупотребление лишало понятие фонемы его исконного онтологического содержания и не нашло поддержки в Европе, где преобладала трактовка фонемы, близкая пражской. Наряду с термином «фонема» в некоторых концепциях используется термин «морфонема», введённый Х. Улашиным (1927) для обозначения фонемы в составе морфемы в отличие от фонемы, трактуемой чисто фонетически; к понятию морфонемы иногда прибегают для обозначения фонемных альтернационных рядов в составе одной морфемы, например, говорят, что в «рука — ручка» представлена морфонема ⟨к/ч⟩, реализующаяся фонемами [к] и [ч],
Вопрос № 25.
Звуки речи - это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки).
Тон - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок. Из тона (голоса при отсутствии преграды) состоят гласные.
Шум - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ. Из шума (шума и тона) с участием преграды состоят согласные.
Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.
Высота звука - это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 герц. Один герц - одно колебание в секунду. Звуки ниже этого диапазона (инфразвуки) и выше этого диапазона (ультразвуки) человек не воспринимает.
Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела. Сила звука измеряется в децибелах. Шепот определяется в 20 - 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 - 90 дБ.
Мощность звука зависит от резонатора (резонаторной полости). Чем меньше ее объем, тем больше мощность. Звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Сила звука и громкость не равнозначны. Единица измерения громкости - фон, равный децибелу.
Длительность звука- время колебания, измеряется в миллисекундах.
Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов).
Основной тон - это тон, порожденный колебаниями всего физического тела.
Обертон - частичный тон, порожденный колебаниями частей этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз (если основной тон - 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий - 120 Гц и т.д.)
Тембр - это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов.
Форманта - это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте. Другими словами, это полоса концентрации частот звука, получающая наибольшее усиление благодаря влиянию резонаторов.
Вопрос 26.
Гласные - класс звуков речи, выделяемый на основании их артикуляторных, акустических и функциональных свойств. Артикуляторные свойства гласных заключаются в том, что это звуки, образующиеся с обязательным участием голоса (шепотные гласные — исключение, подтверждающее общее правило) и при отсутствии какой-либо преграды в надгортанных полостях. Для образования гласных характерно отсутствие локализованного в каком-либо участке мускульного напряжения, особая роль губ, языка и мягкого нёба в образовании качества. С акустической точки зрения гласные — это звуки с голосовым источником возбуждения и с чётко выраженной формантной структурой. Единственным собственным свойством гласного является его бо́льшая слогообразующая сила: в сочетании согласный + гласный вершиной слога обязательно будет гласный. Выступая в роли слогообразующего элемента, гласный, с одной стороны, как бы подчиняет себе соседние согласные, поскольку артикуляторная реализация согласного существенно зависит от качества гласного в слоге; с другой стороны, изменения самого гласного обеспечивают фонетическую целостность слова как последовательности слогов, один из которых несет словесное ударение, а другие являются безударными; наконец, объединение слов в синтагму (высказывание) происходит благодаря специальной фонетической организации ударных гласных. Таким образом, фонетическая функция гласных — организация звуковой целостности слога, слова и синтагмы.
По степени подъёма языка гласные делятся на 3 группы:
Гласные нижнего подъема
Гласные верхнего подъема
Гласные среднего подъема
Продвижение языка в переднюю или заднюю часть полости рта — основание для характеристики гласных по ряду: при образовании гласных переднего ряда вся масса языка продвинута вперед, при образовании гласных заднего ряда — назад; при образовании гласных смешанного ряда язык вытянут вдоль полости рта.
Огублённость (лабиализация), т. е. вытягивание и округление губ при образовании гласных, — один из наиболее распространённых признаков гласных.
По положению мягкого нёба гласные делятся на ртовые (мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в полость носа) и носовые (мягкое нёбо опущено, воздух проходит в полости носа).
Менее распространённым признаком гласных является фарингализация — сужение стенок глотки во время произнесения.
Кроме артикуляторных признаков при описании гласных учитываются и их просодические характеристики, в первую очередь длительность и тон, так как существуют языки, где противопоставление гласных по длительности или по тону фонематично. Долгие гласные отличаются от соответствующих им кратких не только бо́льшим временем звучания, но и некоторыми артикуляторными характеристиками. При классификации гласных по тону имеют в виду не только частотную характеристику колебаний голосовых связок, но и более сложные признаки — такие, как скорость изменения частоты, регистр, время, за которое происходит изменение, и т. д. С точки зрения однородности артикуляции гласные делят на монофтонги и дифтонги.
Система гласных в языке, диалекте или в группе языков называется вокализмом.
Вопрос № 27.
В каждом языке обычно около 50 звуков речи. Они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произнесении гласных воздух проходит свободно без препятствий, а при артикуляции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования - фокус. Совокупность гласных в языке носит название вокализм, а совокупность согласных - консонантизм.
Классификация согласных
Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных.
1. Соотношение шума и голоса
По соотношению шума и голоса при их образовании согласные делятся на три группы:
– Сонанты, у которых голос преобладает над шумом (м, н, л, p).
– Шумные звонкие. Шум преобладает над голосом (б, в, д, з, ж).
– Шумные глухие, которые произносятся без голоса (п, ф, т, с, ш ).
2. Способ артикуляции
Суть этого способа - в характере преодоления преграды.
– Смычные согласные образуются путем смычки, образующей преграду воздушной струе:
* взрывные. У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);
* аффрикаты. У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);
* смычные носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).
– Щелевые (фрикативные) согласные образуются трением струи воздуха, проходящей через проход, суженный преградой (в, ф, с, ш, х);
– Смычно-щелевые, к которым относятся следующие сонанты:
* боковые (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);
* дрожащие (р), с попеременным наличием смычки и щели.
Активный орган
Губные двух видов:
губно-губные (п, б, м)
губно-зубные (в, ф)
Язычные согласные, которые делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные;
переднеязычные делятся на (по положению кончика языка):
хотя у среднеязычных согласных средняя часть языка сближается с твердым небом, они воспринимаются как мягкие (й); это явление называется также палатализацией;
к заднеязычным согласным относятся (к, ч).
4. Пассивный орган
По пассивному органу, т.е. месту артикуляции, различаются зубные (дентальные), альвеолярные, палатальные и велярные. При сближении спинки языка с твердым небом, образуются мягкие звуки (й, ль, ть, сь и т.д., т.е. палатальные). Велярные звуки (к, г) образуются сближением языка с мягким небом, что придает согласному твердость.
Вопрос 28.
Фонетические законы (звуковые законы) — законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.
Законы функционирования звуковой материи языка управляют живыми фонетическими процессами, аллофонным варьированием, живыми позиционными чередованиями.
Законы развития звуковой материи языка формируют исторически последовательные этапы звуковой эволюции данного языка, обусловливают исторические чередования звуковых единиц. В период своего возникновения законы развития исторически являются обычными законами функционирования, порождающими регулярное позиционное варьирование аллофонов. Трансформация живого закона функционирования в исторический осуществляется путём снятия позиционной обусловленности (т. е. исчезновения данного закона функционирования) через превращение живого фонетического чередования (аллофонного варьирования) в непозиционное, историческое чередование самостоятельных фонем.
Фонетические изменения совершаются по строгим законам; нарушение их, в свою очередь, может происходить только закономерно, т. е. предполагается существование закономерности для неправильности, которую нужно открыть. Мнимые исключения — результат действия другого закона, отменившего действие первого, или заимствование из другого языка (диалекта), либо нефонетическое изменение звуковой стороны отдельных слов. Так, в современном русском языке на месте ожидаемой по второй палатализации формы «руце» (дательный-предложный падеж единственного числа) представлена форма «руке». Отклонение от ожидаемого рефлекса вызвано закономерным морфологическим процессом выравнивания основы «рук-а», «рук-у», ..., «руке». Для объяснения такого рода исключений младограмматики выдвинули принцип аналогии. Впервые идею морфологической аналогии как закономерного источника исключений из Ф. з. выдвинул И. А. Бодуэн де Куртенэ.
Современное языкознание подтверждает постулат безысключительности Ф. з.: собственно позиционное чередование (аллофонное варьирование) действительно осуществляется без исключений во всех словах данного языка.
Вопрос 28.
Позиционные изменения гласных звуков в русском литературном языке связаны с воздействием на них соседних - предшествующих и последующих – согласных, прежде всего – твердых и мягких. Особенно отчетливо видно воздействие в ударном слоге. К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.
Редукция — это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: [дом] — [д^ма] — [дъь^вои].
Оглушение — процесс, при котором звонкие согласны* перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; книжка — кни[ш]ка; дуб — ду[п].
Озвончение — процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать -[з']делать; отбор — о[д]бор.Смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.
Уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий ( например, сочетания сч, зч,
Чередование звуков — это смена звуков в одной и той же части слова, например: забросить — забрасывать.
На месте ударных гласных [а́], [о́], [э́] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки. В этом случае говорят, что ударные чередуются с безударными.
На месте ударных гласных [у́], [и́], [ы́] в безударном положении произносятся эти же звуки.
Звонкие и глухие согласные перед всеми гласными и непарными звонкими согласными й, р, л, м, н различаются.
Вопрос № 29.
В грамматических изменениях особое место занимают «изменения по аналогии», когда разошедшиеся благодаря фонетическим изменениям в своем звуковом оформлении морфемы «выравниваются», «унифицируются» в один общий вид «по аналогии», так, в истории русского языка прежде бывшее соотношение роука – роуцям заменилось на рука – руке по аналогии с коса – косе, цена – цене, дыра – дыре и т. п., на этом же основан и переход глаголов из одного класса в другой, например, у глаголов икать, полоскать, брызгать вместо форм ичу, полощу, брызжу стали появляться формы: икаю (в литературном языке – единственно возможное), полоскаю, брызгаю (сосуществующие наряду с прежде единственно возможными полощу, брызжу).
Эти явления широко распространены в детской речи (плакаю, скакаю вместо плачу, скачу) и в просторечии (хочу, хотишь, хотит вместо хочешь, хочет).
В 70-е гг. XIX в. младограмматики показали, что действие аналогии в языке – явление не только закономерное, но законоустраивающее, регулирующее и приводящее в более упорядоченный вид те явления в области грамматических парадигм, которые были нарушены действием основных фонетических законов.
Комбинаторным изменениям звуков противопоставлены спонтанные (позиционно необусловленные) изменения, причиной которых является влияние соседних звуков. Примером может служить утрата носовых гласных в истории славянских языков – доказательство того, что спонтанные звуковые изменения происходят под влиянием сдвигов в системе фонем. Однако причины спонтанных звуковых изменений могут быть различными.
Вопрос 30.
Чередование (альтернация) — парадигматическое отношение между однородными единицами языка способными заменять друг друга в составе более крупных единиц, что обычно происходит при определённых синтагматических и/или парадигматических условиях. Единицы, связанные отношением чередования (или альтернанты), должны быть структурно конгруэнтными, т. е. занимать одно и то же место в структуре одной и той же единицы более высокого ранга, которая при этом выступает в своих разных фонетических или грамматических формах.
Чередование свойственно прежде всего единицам звукового строя — звукам и фонемам, для которых правило структурной конгруэнтности означает, что они в качестве альтернантов должны занимать одно и то же место в составе одной и той же морфемы. Чередования бывают разных типов и видов. По характеру дифференциальных признаков альтернантов различаются количественные чередования (по долготе — краткости) и качественные чередования (по признакам места, способа образования и др.). По характеру условий чередования различают 2 типа — фонетическое и нефонетическое (традиционное, историческое) чередование.
При фонетическом чередовании альтернантами являются звуки, взаимно исключающие друг друга в различных фонетических позициях, т. е. принадлежащие одной фонеме; такие чередования изучаются в фонологии и служат основой для определения фонем в языке. Фонетические чередования всегда позиционные. Нефонетические чередования могут быть 2 видов — позиционными и непозиционными; альтернантами нефонетических чередований являются фонемы, мена которых необъяснима характером фонетической позиции, где представлены оба типа чередований: нефонетическое чередование /з/ ~ /ж/ и фонетическое чередование [ж] ~ [ш]. Нефонетическое чередование в этом примере является, однако, позиционным, так как происходит в определённых грамматических формах перед определёнными аффиксами, в связи с чем это чередование можно назвать формально обусловленным; того же вида чередования /д/ ~ /ж/, /г/ ~ /ж/, /к/ ~ /ч/ и др. (водить — вожу, бегу — бежишь, влеку — влечёшь и т. п). Поскольку чередования такого вида сопровождают регулярное формо- и словообразование посредством специальных морфем, их называют также морфологическими; эти чередования изучаются в морфонологии. Второй вид нефонетических чередований — непозиционные, т. е. не обусловленные позицией перед определённой морфемой; такие чередования обычно сами по себе служат целям формо- и словообразования и поэтому называются грамматическими. Важнейшие разновидности непозиционных чередований — аблаут и умлаут, которые могут быть как морфологическими, так и грамматическими по своей функции. Так, в приведённом немецком примере аблаут — грамматическое чередование (так как только оно различает формы указанного глагола — инфинитив и причастие II), в отличие от морфологического чередования, сопровождающих смену суффиксов. Грамматическое чередование выступает в языке в роли внутренней флексии и относится к грамматике. Об этих чередованиях можно сказать, что они лишь категориально обусловлены (соотносятся только с определённой грамматической категорией), в отличие от позиционных (морфологических), в которых формальная обусловленность накладывается на категориальную. На периферии нефонетических чередований находятся случаи типа «друг — друзья», где грамматическая аномальность формы множественного числа придаёт чередованию /г/ ~ /з/ характер лексически обусловленного, так как это чередование нельзя связать с действием формально-категориальных факторов.
Теория чередования впервые получила глубокую разработку с позиций фонологии в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ, а зародилась в индийской языковедческой традиции.
В истории языка не только фонетическое чередование может стать нефонетическим, но и разные виды нефонетических чередований могут сменять друг друга. Источником фонемного чередования может оказаться древнее морфемное чередование, стёршееся вследствие переразложения; стирание фонетических условий чередования приводит к появлению чередования морфем, так как, в сущности, чередование типа бег‑/беж- может рассматриваться целиком как морфемное.
Функциональные изменения фонем, в отличие от исторических, свойственны языку определённого исторического периода и наблюдаются не во времени, а в речевом пространстве. Такие изменения фонем сказываются не в исчезновении одних фонем и появлении других в системе языка, а в варьировании и чередовании фонем в пределах одной и той же морфемы. Вызываются функциональные изменения либо живыми действующими фонетическими законами, либо сложившиеся в языке традицией.
Вопрос 31
Фонетическое членение речевого потока
Наша речь представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Итак, единицы речи как звенья речевой цепи – это звуки, слоги, такты, фразы.
Мельчайшей фонетической единицей речевого потока является фонема и ее элементы (кинемы, акусмы).
Фонема – минимальная языковая единица, представленная рядом чередующихся звуков и служащая для отождествления и различения слов и морфем. Фонемы, объединяясь, создают слог.
Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; последовательность звуков, образующих артикуляционное единство.
Фразы
Фраза - самая крупная фонетическая единица. Фразы разделяются в речевой цепи паузами, т.е. остановкой звучания. Во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Фраза объединяется интонацией. Фраза распадается на такты.
Такты
Такт - это часть фразы (один или несколько фонетических слов(2-3), объединенная ударением. Такты, объединенные наиболее сильной точкой - ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение. Незнаменательные слова примыкают к слову, имеющему ударение, спереди и сзади, образуя с ним один такт. Примыкание спереди называется проклиза, а само примыкающее спереди слово - проклитика. Примыкание сзади называется энклизой, а примыкающее слово - энклитикой.
Слово
представляет собой отрезок текста, который выделяется по каким-либо фонетическим признакам. Главным признаком фонетического слова является его цельнооформленность, которая на звуковом уровне достигается определенными фонетическими средствами в зависимости от типа языка. Эти фонетические средства не позволяют фонетическому слову «рассыпаться» в звуковом потоке речи. Такими средствами могут быть, например, ударение, связанное с ним чередование ударных и безударных гласных — во флективных языках; явление сингармонизма — в агглютинативных языках; слоговой акцент — в изолирующих языках (в последнем случае речь идет о цельно-оформленности не столько слова, сколько слога, совпадающего с морфемой и зачастую являющегося словом).
Слог
Слог - часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовывать слог. Определение слога представляет собой определенную теоретическую сложность, существует несколько теорий слогораздела. Слоги разделяются на звуки
Звуки
Звук речи - часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т.е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии.
Слоговые и неслоговые звуки в русском языке
Деление на слоги происходит рядом со звуком наименьшей звучности. Звучность – слышимость звука на расстоянии. Звук, имеющий наибольшую звучность – слоговый носитель слога.
Неслоговые – согласные, но слоговыми могут быть и согласные, но лишь в беглой речи: в сочетаниях сонорных с шумными, в конце и начале слов может появиться дополнительная слоговость. Ритм, рубль, театр. Звучность может обозначаться цифрами. 4 – звучный гласный, 3 – звучный сонорный, 2- звучный зв-шумн. 1 – глух-шумн.
Вопрос 32
Дифтонг - сложный гласный, состоящий из двух элементов, образующих один слог, чем и обеспечивается фонетическая целостность дифтонга. От дифтонгов следует отличать дифтонгоиды — качественно неоднородные гласные, имеющие в своём составе в качестве призвука элемент, артикуляционно близкий к основному, например дифтонгоиды в долганском языке. Обычно дифтонги обладают большей длительностью, чем монофтонги, в т. ч. и дифтонгоидные. Фонологическим свойством дифтонга является его потенциальная нечленимость на 2 фонемы. Дифтонги имеются в немецком, английском, французском, китайском, бирманском и других языках.
Различают истинные и ложные дифтонги. В истинных (иначе — «устойчивых», «равновесных») дифтонгах оба компонента действительно равноценны в пределах слога. Такие дифтонги встречаются редко (например, в удэйском языке). В ложных(иначе — «скользящих») дифтонгах один элемент является вершиной слога, а второй (так называемый глайд, или полугласный) лишь сопутствует ему (например, в английском, немецком языках). В зависимости от положения вершины слога различают дифтонгипадающие, или нисходящие, в которых слогообразующим является первый элемент (например, нем. [a͜e] Leid, англ. [a͜ı] my), и восходящие, в которых слогообразующий элемент — второй (например, франц. [i͜e] pied).
Вопрос о фонематическом статусе дифтонгов решается на основе лингвистических критериев, определяющих членимость на фонемы в данном языке (в первую очередь — возможность или невозможность морфологической границы внутри дифтонга). Потенциальная фонологическая нечленимость дифтонгов реализуется далеко не всегда, так что сложные гласные, называемые в разных языках дифтонгами, могут быть бифонемными или монофонемными звуковыми единицами.
Вопрос №33.
Слог как фонетическая и фонологическая единица. Теории слога. Учение о слогоразделе.
Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные — слогообразующие, остальные — неслоговые.
При определении понятия слога с точки зрения науки о языке различаются два подхода. Со стороны образования слог интерпретируется как звук или сочетание звуков, при произнесении которых речевой аппарат человека порождает один неразрывный толчок выдыхаемого воздуха. В акустическом отношении, или со стороны звучности, под слогом может пониматься такой отрезок речи, в рамках которого один звук выделяется в сравнении с другими, находящимися от него в непосредственной близости, наибольшей степенью звучности
Теории о природе слога:
Экспираторная теория слога
По экспираторной (выдыхательной) теории слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Теория известна с античных времён. Экспериментарной проверкой может являться простейший опыт с произнесением слова перед пламенем свечи: сколько раз в процессе произношения качнётся пламя — столько слогов содержится в слове. Однако эта теория признана неверной, поскольку имеются слова, в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий. Например, в слове «ау» — два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» — напротив: один слог, но два выдыхания.
Сонорная теория слога
По сонорной теории, которую ещё называют акустической теорией или теорией громкости/звучности, слог является сочетанием звуков с большей или меньшей степенью громкости. Слоговой гласный, как громкий звук, присоединяет к себе неслоговые согласные. Каждый слог имеет два минимума громкости, которые являются его пределами. Акустическую теорию для русского языка разработал советски