Б.4. Краткие сведения из истории науки о языке. Языкознание в XX-XXIвв.
Фердинанд де Соссюр (его ларенгальная гипотеза, подтвердившаяся в хеттских текстах, дала повод для открытия подхода к яз-у как к системе), Бодуэн де Куртэне – основопол-ки языкозн-я 20 в., основой кот-го явл-ся его системн. изуч-е).
В первые десятилетия ХХ века лингвистика, отмежевавшись от социологии и психологии, провозглашает, в лице Соссюра, своим единственным объектом "язык в самом себе и для себя". На основе концепций этих учёных в первой половине 20 века сформировались научные школы, в которых акцент в лингвистических исследованиях был перенесён на формальные аспекты языка, его внутреннюю (имманентную) структуру. Часто эти разные направления объединяют под именем структурализма в языкознании. Структуралистов объединяют более или менее значительное обособление внутренней (имманентной) структуры языка и преимущественное или исключительное внимание к отношениям между элементами языковой системы, что даёт возможность представить язык как достаточно жёсткий реляционный каркас. Предпочтение стало отдаваться строгим формальным методам, а не исследовательской интуиции, широко стали использоваться логико-математические методы. Предметом исследования оказались по преимуществу факты, относящиеся к внешней стороне языка, т.е. к означающим, плану выражения. Приоритет был отдан принципу инвариантности языковых элементов (и, соответственно, однородности языковой системы).
На первом этапе представители формального языкознания работали преимущественно в сфере фонетики (фонологии) и морфологии, и на этом материале были развиты строгие формальные методы анализа, среди которых следует отметить дистрибутивный анализ, оппозиционный анализ, коммутационный анализ.
Создателями дистрибутивного метода были американские учёные, представлявшие так называемую дескриптивную лингвистику. Ориентируясь на фонему и морфему как основные языковые элементы, они в принципе отказывались от учёта фактора значения в анализе языка.
Применение аппарата оппозиционного анализа (в форме компонентного анализа значений) и идеи системности языка к лексическим явлениям позволило впоследствии построить структурную семантику (структурную лексикологию), в центре внимания которой стоят проблемы семантических полей и семантических дифференциальных признаков (сем). Обращение к синтаксическому материалу дало возможность разработать метод анализа по непосредственно составляющим, позволяющий предложение как линейное образование представить в виде иерархической структуры (грамматика фразовых структур) и создать теории парадигматического синтаксиса. Работы Люсьена Теньера послужили развитию синтаксиса зависимостей.
Но начало синтаксическому этапу положили, тем не менее, работы Н. Хомского по трансформационной порождающей грамматике. В центр внимания выдвинулся синтаксис, и предложение было объявлено главной единицей языковой системы.
Однако и классический структурализм, и трансформационные теории, ориентирующиеся на форму языка, отдающие приоритет принципу формализма и исключающие обращение к употреблению языка, игнорирующие реальную неоднородность языка, которая обусловлена особенностями его функционирования в разных социальных группах, уже к 60-70-м годам перестали удовлетворять всё возрастающие запросы общественной жизни.
Формальное языкознание в последние десятилетия 20 в. было серьёзно потеснено новыми, очень разнообразными по своему содержанию концепциями, которые в совокупности образуют так называемуюфункциональную лингвистику. Бурный расцвет испытала лингвистическая семантика, выдвинувшаяся в качестве лидирующей дисциплины. Сформировалась лингвистическая прагматика.
Таким образом, языкознание 20 века проделало следующий путь:
фонетика (фонология) >
морфология >
синтаксис >
семантика и вскоре за тем прагматика.
В то время как формальная лингвистика моделирует структуру (или систему) языка, функциональная лингвистика строит модели использования (употребления) языка. В функциональных моделях сохраняется многое из того, что имелось в формальных моделях языка. Но часто наблюдается отказ от многих формализмов (например, типа порождающих деревьев предложения).Успехи функционального языкознания производят впечатляющее впечатление.
В современном языкознании прослеживается тенденция к синтезированию различных идей и методов лингвистического анализа, разработанных в философии языка и исследовательской практике различных лингвистических школ и течений, что оказывает влияние на общий уровень науки о языке, стимулируя ее развитие.
К числу новейших лингвистических направлений можно отнести этнолингвистику, психолингвистику, ареальную лингвистику.
Этнолингвистика изучает язык в его отношении к культуре народа, она исследует взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка.
Психолингвистика изучает процессы речеобразования, а также восприятия речи в их соотнесенности с системой языка.
Ареальная лингвистика занимается изучением распространения языковых явлений в пространстве в межъязыковом и междиалектном взаимодействии.
Весьма существенным оказалось влияние формальной лингвистики на современное историческое языкознание, типологию языков, интерлингвистику, компьютерную лингвистику, прикладную лингвистику. На её основе, как уже отмечалось, сложилась математическая лингвистика.
Современное языкознание, совершенствуя различные методы исследования, продолжает традиции науки о языке, уходящей своими корнями в глубокую древность.
Б.5. Структура лингвистических дисциплин.
Как и всякая развитая наука, языкознание имеет различные подразделения и ответвления. С одной стороны, следует различать общее языкознание, изучающее широкие, универсальные законы, присущие всем языкам мира, и общие принципы и методы изучения языков, и частные языковедческие дисциплины, посвященные отдельным языкам или языковым группам.
По отношению к структуре языка, языкознание принято делить на уровни или ярусы:
фонемный (или фонологический), морфемный (или морфологический), синтаксический и лексический (или лексико-семантический).
Фонемный уровень языка представляют следующие лингвистические науки:
фонетика - наука о звуковом уровне языка. Предметом ее изучения являются звуки речи во всем их многообразии, описание их артикуляционных и акустических характеристик и правил употребления в языке;
фонология - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, но с функциональной и системной точек зрения. Предметом изучения является фонема, ее фонологические признаки и функции;
морфонология - раздел языкознания, изучающий фонему как элемент построения морфемы. Предметом морфонологии является фонемная структура морфем, поведение фонем в тождественных морфемах (их варьирование, правила сочетаемости на стыках морфем и др. вопросы).
С лексическим уровнем языка связаны следующие науки:
лексикология - раздел языкознания, изучающий словарный состав языка и слово как его основную единицу, структуру лексического состава языка, пути его пополнения и развития, характер системных отношений внутри или между группами лексики;
семасиология, исследующая лексическую семантику, соотнесенность слова с выражаемым им понятием и обозначаемым предметом действительности;
ономасиология, изучающая вопросы, связанные с техникой называния в языке, с членением мира в ходе познания его человеком.
Морфологический уровень языка описывают следующие науки:
морфология, изучающая структуру слова, его морфемный состав и формы словоизменения (классификацию систем форм словоизменения), части речи и принципы их выделения;
словообразование, описывающее строение слова, средства и способы его образования, условия появления и функционирования в языке.
Синтаксический уровень языка представляет синтаксис -раздел языкознания, описывающий процессы порождения речи: способы соединения слов (и форм слов) в словосочетания и предложения, типы синтаксических связей слов и предложений, т.е. те механизмы языка, которые способствуют формированию речи.
ВЕНДИНА с.5 конец
Б.6. Связь языкознания с другими науками
Языкознание связано с очень многими науками: точными, естественными, гуманитарными, т.к. язык тесно переплетается со всеми отраслями жизнедеятельности человека.
Связь языка с:
1) СЕМИОТИКА -> наука об общ. теории знаков, призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения: как простейшие типы кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, знаковая природа геогр.карт/чертежей, пальцевая техника глухонемых), а также знаковую систему языка. Важность для языковедения (ВДЯ): положения семиотики о знаках, их различительных признаках, группировке и классификации, возможностях комбинаций знаков, об опознавании и распознавании знаков, о принципах дешифровки зашифрованных текстов и текстов на неизв. яз-х. и т.д. Семиотика – часть языка, язык – исходная знаковая система.
2) СОЦИОЛОГИЯ -> ВДЯ: использование языка разными соц.объединениями, влияние на язык миграции, разделения/объединения соц.общностей, образование диалектов (территориально-соц-е группы в пределах одного языка) и языковых союзов (между разными языками);
3) ЛОГИКА -> ВДЯ: соотношение языка и мышления (языковые явления не выходят за пределы логики);
4) ПСИХОЛОГИЯ(а) и ФИЗИОЛОГИЯ(б) -> а) Псих-я изучает речевые акты как процесс (становление речи ребенка, н-р). ВДЯ: проблема «психологии речи» - речевого поведения человека;
б) ВДЯ: связь языкознания с физиологией с тчк. зрения артикуляции и восприятия речевого потока органом слуха (артикуляторная физиология и физ-я слуха).
5) МЕДИЦИНА -> речь о психиатрах, дефектологах, логопедах. ВДЯ: изучение афазий (расстройств речи) очень многое дает лингвистам (с тчк. зрения изучения структуры и функционирования языка);
6) ФИЗИКА -> Акустика!(как ее раздел), ВДЯ: сведения об акустических характеристиках (высота, сила, длительность звука, соотношение явлений тона и шума) нужны лингвисту;
7) ЭТНОГРАФИЯ -> ВДЯ: ее соотношение с диалектологией + проблема функционирования языка в обществах разного типа;
8) АРХЕОЛОГИЯ -> ВДЯ: изучение вымерших языков, определение их носителей, их ареала, их миграций;
9) АНТРОПОЛОГИЯ -> ВДЯ: при исследовании вопроса о происхождении речи у первобытных людей и вопроса о связях признака языка и расы.(+через антропологию может быть связана с биологией );
10) ИСТОРИЯ -> особая связь ее с лексикологией (с тчк.зр. происхождения слов и выражений). ВДЯ: локализация тех или иных фактов в истории языка + процессы изменения соц.структур общества;
11) ГЕОГРАФИЯ -> через историю географич.факты могут оказаться лигвистическими. Картография: лингвисты разрабатывают правила подачи и передачи геогр. названий на карте;
12) ФИЛОЛОГИЯ -> это букв-но «словолюбие», изуч-е всего, что связано с письменным словом. Лингвистика как отдельная наука вышла из недр филологии. Каждый литературовед должен быть в какой-то мере лингвистом, вне языка не может быть литературы;
13) МАТЕМАТИКА -> «математическая лингвистика»! – применение к языковым явлениям математических методов, главн. образом это относится к речи, н-р применение теории вероятностей и математической статистики. ВДЯ: применение методов мат.статистики относительно определения объема словника для опред. типа словаря, анализа встречаемости звуков и звукосочетаний опред. текстов и т.д.;
14) ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ -> изуч-е процесса инф-ии по каналам связи. Тут важно упомянуть понятие алгоритма, он играет значительную роль при машинном переводе;
15) КИБЕРНЕТИКА -> наука об управлении. Снова речь о связи с машинным переводом;
16) ФИЛОСОФИЯ -> ВДЯ: проблемы: «сущность языка», «язык и общ-во» и т.д.;
17) ГРАММАТОЛОГИЯ -> изучение письменности. ВДЯ: проблема происхождения и развития письма и алфавитов;
18) ГЕРМЕНЕВТИКА -> изучение текстов. ВДЯ: проблема проблема расшифровки и чтения текстов.
Б.7. Предмет и задачи фонетики. Основные понятия физиологии и акустики речи.
Фоне́тика — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). Фонетика – наука о «звуковом материале» языка, об использовании этого материала в значащих единицах языка и речи, об исторических изменениях в этом материале и в приемах его использования. Она располагает наиболее точными методами линвистич. исследования, внутри языковедения служит образцом точного изучения фактов языка.
Звуки и др. звуковые единицы (н-р слоги) изучаются фонетикой с нескольких точек зрения: 1) с точки зрения их физических (акустических) признаков; 2) в биологическом аспекте (работа, производимая человеком при их произнесении и слух.восприятии); 3) в физиологическом аспекте, т.е. с тчк. зр-я их использования в языке (роль в функционировании языка как средства общ-я).
Из третьего аспекта вытекает такое понятие как фонология (неотъемлемая часть фонетики, ее организующее ядро) - изучает функции, которые звуки речи выполняют в составе звучаний, изучение системы фонем языка и их изменений.
2 аспекта фонетики: 1) произносительно-звуковой (он подразделяется на физиологический, или артикуляционный, и акустический); 2) функциональный (изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами) (этот пункт из лекций Осипова).
Без фонетики были бы невозможны правильная методика обучения письму и чтению, постановка произношения, исправление дефектов речи, усовершенствование систем письма и мн.др.(о практическом значении фонетики).
Акустика – занимается общ. теорией звука, явл-ся разделом физики. Звук – колебание. Звук речи = такой речевой отрезок, кот-й может служить одной речевой морфемой, минимально что-то выражать. Речь делится на звуки по акустическому смысловому делению. В языковых звуках сочетаются элементы тона и шума, тоны возникают при колебании связок в гортани, шумы – при преодолении воздушной струей различных преград в речевом канале. Гласные – в основном тоны, глух. согласные – шумы, в сонантах тон преобладает над шумом, в звонких – наоборот. Звуки характеризуются высотой (зависит от частоты колебаний), силой (зависит от размаха колебания), долготой (длительностью), тембром (их специфич.окраска).
Резонанс (оч. важен в образовании звуков речи) – явление, при котором колебания звучащего тела вызывают ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в замкнутом пространстве. При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа, глотки, форма, объем, степень упругости стенок резонатора меняются благодаря движениям органов речи, что приводит к образованию разных по качеству звуков (появляются различные резонаторные тоны).
Звуки речи - физиологическое явление, поскольку в их производстве участвуют органы тела, которые в своей совокупности образуют речевой аппарат. Весь речевой аппарат человека с точки зрения образования звуков речи можно разделить:
• на дыхательный аппарат (все, что ниже гортани: два легких, два бронха и трахея) выполняет роль мехов и нагнетает посредством напряжения мускулов диафрагмы (или грудобрюшной преграды) струю воздуха, необходимую для образования звуков в качестве движущей силы;
• гортань состоит из двух больших хрящей (перстневидного и щитовидного) и маленьких (пирамидальных, или черпаловидных) хрящей к щитовидному и черпаловидному хрящам прикреплены голосовые связки, которые приводит в движение струя воздуха, поступающая из
легких; за счет этого создается основной тон звука;
• резонатор, или надставная труба (все, что выше гортани: полость глотки, полость рта и полость носа), где образуется все разнообразие звуков речи (на основной тон накладываются дополнительные обертоны).