МБОУ «Школа №103 с углубленным изучением иностранного языка»

МБОУ «Школа №103 с углубленным изучением иностранного языка»

Городского округа город Уфа Республика Башкортостан

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Школа №103»:

Аминова Г.Х.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ 7 КЛАССОВ

На 2016-2017 учебный год

Класс: 7а,б,в,г,д

Предмет: русский язык

Учебники:

1. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций./М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская,Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский/.-2-е изд.-М.: Просвещение,2014.

2. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2009

Учителя: Григорьева Л.П,Галиуллина Р.C.,Бодоян И.М.

Количество часов по учебному плану: 4 часа в неделю

Всего 136 часов

Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол №______ от «_____» ____________2016г.

Руководитель ШМО – Григорьева Л.П.

ПРОВЕРЕНО:

Заместитель директора по УВР:

Атнабаева Т.Б.____________

___________________________

«_____»________________2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 2е издание. Москва «Просвещение» 2014 г.

Базовый учебник по русскому языку 7 кл. /под редакцией М.Т.Баранова, Т.А Ладыженской, Л.А Тростенцовой М. «Просвещение».2014 г. и др.

По учебному плану 4 часов в неделю, всего 136 часов.

В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык” занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Тематическое планирование разработано применительно к примерной учебной программе основного общего образования по русскому языку (5–9 классы). В 7 классе предусматривается на изучение курса русского языка 136 часов.

Цели обучения:

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

• обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения:

• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

• формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Содержание программы.

Язык как развивающееся явление

Деепричастие

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

Наречие

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е.буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Категория состояния

Категория состояние как часть речи. Морфологический разбор категории состояния.

Самостоятельные и служебные части речи

Предлог

Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Союз

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

Частица

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение не – ни.Приставка не- и частица не с различными частями речи. Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни.

Междометие

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Планируемые предметные результаты.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

К концу года учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- общие сведения о языке, о лингвистике как науке;

- признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка;

- создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме - соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;

- анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка.

Тематическое планирование

Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)

Предлог (12 ч + 1 Р. Р.)

Союз (14 ч + 1 Р. Р.)

Частица (11 ч)

Междометие (3 ч)

Учебно-методическое обеспечение.

1. Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 7 класс / М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2008.

2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г. А. Богданова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

4. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2011.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 б классе

Учитель: Галиуллина Р.С.

№ урока Тема урока Планируемая дата проведения урока Фактическая дата проведения урока Примечание
I.Русский язык как развивающееся явление. ЗНАТЬ содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; историю существования и развития русского языка; основные изменения, происходящие в языке в течение времени. УМЕТЬ выделять ключевые фразы в тексте, подбирать синонимы, объяснять орфограммы.
Язык как развивающееся явление 2.09, 2.09    
II. Повторение изученного в 5-6 классах.(8 ч. + 1 Р.Р.) УМЕТЬ выделять и разбирать словосочетания, расставлять знаки препинания при однородных членах предложения, выполнять синтаксический разбор предложений; определять лексическое значение слов с помощью тол­кового словаря; объяснять различие лексического и грамматического значений слова; правильно упо­треблять слова в устной и пись­менной речи; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова; производить фонетический разбор слова; определять состав слова; выделять морфемы соответству­ющими значками; различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; классифицировать части речи, выполнять морфологический разбор различных частей речи; соотносить и обосновывать выбор орфограмм с морфологическими условиями и опознавательными признаками; оперировать терминами; соблюдать орфоэпические нормы в устной речевой практике; озаглавливать текст, делить на абзацы, определять тип и стиль текста; соотносить стили текстов и жанры; писать текст под диктов­ку; выполнять работу над ошибками, допущенными в кон­трольном диктанте.
Синтаксис и пунктуация      
Лексика и фразеология      
Фонетика и орфография      
Словообразование и орфография      
Морфология и орфография      
К.Р. № 1.Контрольный диктант.      
Анализ контрольного диктанта      
Развитие речи.Текст      
Стили литературного языка. Публицистический.      
III.Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (22 ч + 1 Р. Р.) УМЕТЬ находить и дифференцировать причастия по указанным признакам, отличать причастия от глаголов и прилагательных; определять причастный оборот, опознавать одиночные причастия и причастные обороты, определять главное и зависимое слово, графически обозначать причастный оборот на письме, находить границы причастного оборота; отличать виды причастий друг от друга, находить действительные и страдательные причастия в текстах, выделять причастные обороты; распознавать краткие и полные формы страдательных причастий, определять синтаксическую роль причастий; распознавать действительные причастия настоящего и прошедшего времени; заменять действительные причастия страдательными; определять тему и основ­ную мысль текста, составлять его план; писать сжатое изложение, сохра­няя структуру текста и авторский стиль; отличать причастия от прилагательных; применять орфографическое правило при написании гласных перед Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастиях; составлять сложные предложения, включая в них причастия и причастные обороты; отличать причастия и отглагольные прилагательные, применять правило написания Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; писать выборочное изложение, сохраняя особенности авторского стиля и отбирая материал на одну из тем, озаглавливать текст, включать в текст причастия и причастные обороты; применять правило написания букв О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Причастие как часть речи      
Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий      
Причастный оборот      
Знаки препинания при причастном обороте      
Знаки препинания при причастном обороте. Тест      
Действительные и страдательные причастия      
Краткие страдательные причастия      
Действительные причастия настоящего времени.      
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени      
Действительные причастия прошедшего времени      
Развитие речи.Обучающее изложение .    
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени      
Страдательные причастия прошедшего времени.      
Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов      
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов        
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Тест      
Морфологический разбор причастий      
Слитное и раздельное написание не с причастиями      
Слитное и раздельное написание не с причастиями      
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени        
Повторение      
Тематический зачёт «Причастие»      
Тематический зачёт «Причастие»      
IV.Деепричастие (9 ч + 1 Р. Р.) УМЕТЬ находить и дифференцировать деепричастия по указанным признакам, отличать деепричастия от глаголов и наречий; соблюдать нормы употребления деепричастий; определять деепричастный оборот, находить границы деепричастного оборота, отмечать его с помощью графических обозначений; заменять глаголы на причастия и деепричастия; определять функцию деепричастий в художественном тексте; применять правило написания НЕ с деепричастиями и другими частями речи; опознавать деепричастия несовершенного вида, образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, выделять суффиксы деепричастий; находить деепричастия и деепричастные обороты; производить различные виды разборов; опознавать деепричастия совершенного вида, образовывать деепричастия совершенного вида от глаголов, выделять суффиксы деепричастий; находить деепричастия и деепричастные обороты; составлять предложения с деепричастными оборотами и однородными членами предложения; составлять рассказ по картине, подбирая материалы; писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему.
Понятие о деепричастии и деепричастном обороте      
Правописание не с деепричастиями      
Закрепление полученных знаний о деепричастиях.      
Пунктуация при деепричастном обороте      
Деепричастия совершенного и несовершенного вида      
Морфологический разбор деепричастий      
Закрепление темы «Деепричастие». Тест      
Развитие речи.Сочинение на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины      
Обобщение и систематизация сведений о деепричастии      
К. Р. № 4. Контрольный диктант      
V. Наречие (29 ч + 5 Р. Р.) УМЕТЬ находить и характеризовать наречия, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль наречий; находить словосочетания с наречиями; употреблять наречия в рамках языковых норм, составлять словосочетания с наречиями; способы словообразования; находить наречия, определять их разряд; выписывать словосочетания с наречиями; распознавать степени сравнения наречий, образовывать различные степени сравнения наречий; применять орфографическое правило при написании НЕ с наречиями, применять изученные орфографические правила при написании различных частей речи с НЕ; применять правило правописания Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий; применять правило написания букв О и Е после шипящих на конце наречий; дифференцировать слова с различными видами орфограмм; применять правило написания дефиса между частями слова в наречиях; образовывать наречия различными способами; сопоставлять дефисное написание неопределенных местоимений и наречий; отличать наречия с приставками от сочетаний предлогов с существительными, прилагательными и местоимениями; применять правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных, находить в случае затруднения наречия в орфографических словарях; применять правило написания Ь знака после шипящих на конце наречий; правописание Ь знака в различных частях речи.
Наречие как часть речи      
Наречие как часть речи      
Смысловые группы наречий      
Смысловые группы наречий      
Развитие речи.Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег»      
Степени сравнения наречий      
Морфологический разбор наречий      
51-52. К. Р. № 5. Развитие речи.Контрольное сочинение-рассуждение на тему «Прозвища»      
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и- е      
54. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и- е      
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий        
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий      
Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е      
Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. Тест.      
Развитие речи.Описание действия      
Буквы о и е после шипящих на конце наречий      
Буквы о и е после шипящих на конце наречий      
Развитие речи.Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям      
Буквы о и а на конце наречий с иставками из-,пр до-, с-      
Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-      
Подробное изложение с элементами сочинения      
Дефис между частями слова в наречиях      
Дефис между частями слова в наречиях      
Развитие речи.Описание внешностиидействий человека по картине Е. Н. Широкова «Друзья»      
Дефис между частями слова в наречиях      
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных      
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных      
конце наречий Мягкий знак после шипящих на      
Повторение темы «Наречие»      
74. Повторение темы «Наречие». Тест.      
К. Р. № 6. Контрольный диктант      
Анализ контрольного диктанта      
Тематический зачёт«Наречие»      
VI.Категория состояния (5 ч + 2 Р. Р.) УМЕТЬ находить слова категории состояния, отличать слова категории состояния и наречия, выделять слова категории состояния как члены предложения; находить слова категории состояния, отличать слова категории состояния и наречия, выделять слова категории состояния как члены предложения; выделять грамматическую основу в предложениях, выполнять морфологический разбор слов категории состояния; писать сжатое изложение, применяя основные принципы сжатия текста, определять стиль текста, тип текста.
Категория состояния как часть речи      
Категория состояния как часть речи      
Морфологический разбор категории состояния      
81-82 К. Р. № 7. Развитие речи.Контрольное сжатое изложение с описанием состояния природы (К. Паустовский «Обыкновенная земля»)      
Категория состояния (закрепление темы). Тест      
Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему      
VII. Служебные части речи (1 ч). Предлог (12 ч + 1 Р. Р.). УМЕТЬ различать самостоятельные и служебные части речи; дифференцировать служебные части речи; различать предлоги, выписывать словосочетания с предлогами, производить морфологический анализ предлога; работать с текстом научного стиля; употреблять однозначные и многозначные предлоги, составлять словосочетания с предлогами, в случае затруднений пользоваться «Толковым словарем»; исправлять недочеты в употреблении предлогов; распознавать производные и непроизводные предлоги, дифференцировать словосочетания с различными предлогами; анализировать производные предлоги по их происхождению; исправлять неправильное употребление предлогов; распознавать простые и составные предлоги, дифференцировать словосочетания с различными предлогами; исправлять неправильное употребление предлогов; производить морфологический разбор предлогов; определять тему и основ­ную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохра­няя структуру текста и авторский стиль; уметь применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов; выписывать словосочетания с предлогами; работать с текстом художественного стиля; находить предлоги в текстах; правильно писать слова с изученными орфограммами; писать сочинение-репортаж.
Самостоятельные и служебные части речи      
Служебные части речи. Предлог как часть речи      
Употребление предлогов      
Непроизводные и производные предлоги      
Непроизводные и производные предлоги      
Непроизводные и производные предлоги      
91. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога      
92. Сочинение-репортажна основе увиденного на картине (А. В. Сайкина «Детская спортивнаяшкола») поданному началу      
Слитное и раздельное написание производных предлогов      
Слитное и раздельное написание производных предлогов      
Слитное и раздельное написание производных предлогов      
Предлог (повторение темы)      
97. Предлог (повторение темы). Тест      
VIII.Союз (14 ч + 1 Р. Р.). УМЕТЬ определять союз как часть речи; производить морфологический анализ союза; выделять союзы в тексте, классифицировать союзы, распознавать сочинительные и подчинительные союзы, выписывать сложные предложения, дифференцируя их по союзам; составлять сложные предложения, используя разные союзы; применять правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении, составлять схемы сложных предложений, составлять сложные предложения по схемам, опознавать разные по значению подчинительные союзы, составлять сложноподчиненные предложения из данных простых, составлять сложные предложения по схемам, выполнять морфологический разбор союзов; опознавать разные по значению подчинительные союзы, составлять сложноподчиненные предложения из данных простых, составлять сложные предложения по схемам, выполнять морфологический разбор союзов; применять орфографическое правило написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, отличать союзы от наречий с частицей (ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЧТО БЫ).
Союз как часть речи      
99. Союзы простые и составные      
Союзы сочинительные и подчинительные      
101. Запятая перед союзами в сложном предложении      
102 -103. Сочинительные союзы      
104. Роль сочинительного союза и в простом предложении с однородными членами и в сложном      
105 - 106. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов      
107. Развитие речи.Сочинение – рассуждение «Книга – наш друг и советчик»      
108- 109. Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато      
110. «Союз». Тест Закрепление изученного по теме      
111. К. Р. № 8. Контрольный диктант      
112. Анализ контрольного диктанта      
IX.Частица (11 ч). УМЕТЬ выделять частицы в тексте, определять значение частиц в предложении; распознавать разряды частиц по значению, употреблению и строению, определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки (вопрос, восклицание, указание, сомнение уточнение и т.д.); выделять смысловые частицы, производить замены частиц; создавать текст-инструкцию; применять правило раздельного и дефисного написания частиц, дифференцировать НЕ и НИ как частицы и приставки, подбирать частицы с отрицательным значением.
113. Понятие о частице      
114. Формообразующие частицы      
115. Смысловые частицы      
116-117 Раздельное и дефисное написание частиц      
118. Морфологический разбор частиц      
119. Отрицательные частицы      
120. Различение не - ни      
121. Приставка не- и частица не с различными частями речи      
122. Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни      
123. Повторение изученного о частицах.        
X.Междометие (3 ч). УМЕТЬ дифференцировать междометия в предложениях, опознавать междометия, употребленные в значении других частей речи; расставлять знаки препинания при междометиях.
124. Междометие как часть речи      
125. Дефис в междометиях      
126. Междометие. Знаки препинания при междометиях      
XI.Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (10 ч.). УМЕТЬ применять на практике изученные правила.
127. Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи      
128. Фонетика. Графика      
129. К. Р. № 10.Итоговый контрольный диктант      
130. Анализ контрольного диктанта      
131. Лексика и фразеология      
132. Морфемика. Словообразование      
133. Морфология      
134. Орфография      
135. Синтаксис и пунктуация      
136. Итоговый урок      
           

МБОУ «Школа №103 с углубленным изучением иностранного языка»

Наши рекомендации