Написание суффиксов и стыков морфем
Кванты с I по VIIповторяются на протяжении всего периода коррекционной работы.
VIII квант. Уметь находить суффикс слова.
А теперь на занятии вместе с корнем и вместо приставки рассматривается суффикс. Работа проводится аналогично кванту II в правиле «Раздельное написание предлогов, слитное – приставок» (см. выше).
А. Понятие суффикса.
Грамматическая сказка В.В. Волиной [5].
Б. Правописание наиболее употребимых суффиксов: -ев- (-ив-), -ств-(еств-), -ени-, -к-, -ышк- (-ишк-), -ик-, -чик- (-щик-), -иц-(-ец-), -тель и др.
Работа ведется аналогично, как и с приставками (каждое занятие).
В. Игры и упражнения.
Разделительный мягкий знак (ь)
Подготовительная работа (кванты I и II) проводилась и раньше.
III квант. Уметь дифференцировать оппозиционные звуки по твердости-мягкости.
Дети затрудняются в различении бинарных оппозиций по твердости-мягкости (тренировочные упражнения по развитию фонематического слуха).
А. Грамматическая сказка «О мягком знаке и его родном брате» В.В. Волина.
Мягкий знак (ь) в слове выполняет роль трамплина на горке: как будто буквы легко скользили, на мягком знаке подпрыгнули и опять гладко поехали (ульи, пью, чьи, вьюн и т.д.)
Картинка:
Б. Игры и упражнения.
Написание удвоенной согласной в корне
Кванты с I по III повторяются в предыдущих правилах.
А. Грамматическая сказка В. Волиной «Про девочку Аллу» [5].
Б. Игры и упражнения.
12. Мягкий знак (ь) на конце имен существительных
После шипящих
I квант. Уметь дифференцировать слова по родам (мужской, женский, средний).
Для наглядного изображения использовались картинки мальчика, девочки, солнышка, а позже их схемы. Прием достаточно известный и очень продуктивный в логопедической работе.
ОН ОНАОНО
Рис. 1
Предлагается задание разложить картинки под символами:
а) картинки с явным отождествлением рода (кот – м.р., лиса – ж.р. и т.д.), используются картинки животных;
б) слова м.р. без окончаний (стул, пол, рот),
ж.р. с окончанием «а» (радуга, майка, рука);
в) картинки на трудные слова:
м.р. – конь, тополь, меч, шалаш
ж.р. – глушь, брешь, молодежь
+ слова ср. р.
II квант. Уметь дифференцировать части речи.
Детям предлагается:
а) разложить предметные картинки и картинки-дейст-вия в два столбика;
б) записать слова в два столбика: 1 – имена существительные, 2 – глаголы. Среди имен существительных обязательно предлагаются слова, оканчивающиеся на шипящий (рожь, брошь, тишь, паж и др.).
Далее необходимо правило «материализовать».
Можно нарисовать красивую картинку с богатырем и мечом и даму с экстравагантной брошью в форме Ь, а затем воспользоваться их схематичным изображением (рис. 2). При объяснении правила также применяется прием постепенного усложнения материала: сначала предъявляется картинка, затем – схема. Детям предлагаются картинки и слова мужского и женского рода, оканчивающиеся на шипящий. Они записывают их в тетради и на доске, ориентируясь на схему. Для закрепления правила, кроме упражнений, необходимо записать все слова, которые подчиняются данному правилу, в словарик. Таких слов не так уж и много, а дети познакомятся с малоупотребляемыми в их речи словами, такими как: молодежь, брешь, глушь, сушь и т.д., одновременно найдут применение изученному правилу.
М.Р. Ж.Р.
Сильным мужчинам Ь не нужен Слабым женщинам Ь
необходим
Рис. 2
III квант. Уметь дифференцировать шипящие согласные (реализуется в процессе закрепления правила).
Сказка «Шипящие» (из книги В.А. Ивановой, З.А. Потихи, Д.Э. Розенталя [9]).
Детям предлагается записать слова в два столбика.
Ш | Ж |
Шалаш, глушь, брешь, сушь, мышь, тишь, брошь, камыш, карандаш | Рожь, блажь, дрожь, нож, ложь, молодежь. |
Ч | Щ |
Печь, дочь, ночь, меч, смерч, спич | Лещ, хрящ, свищ, прыщ |
IV квант. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове (мягкий знак пишется на конце, т.е. в корне слова).
Овладение этой ступенью подготавливается в процессе всего курса занятий: каждое занятие начинается с подбора однокоренных слов по заданному логопедом корню. Во время объяснения данной темы на занятии также дается корень, который соответствует изучаемой теме. Например, МОЛОД: молодой, молодость, молодежь, молодка, молодильные (яблочки), молодчик, молодец, молодить, молодеть, молодцеватый и т.д.
Рассмотрим, как часто повторяются в каждом правиле ступени знаний (кванты) необходимые для овладения тем или иным орфографическим навыком.
1. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове:
• Безударные гласные в корне слова;
• Звонкие и глухие согласные в корне слова;
• Непроизносимые согласные в корне слова;
• Разделительный твердый знак (ъ);
• Правописание гласного в окончаниях словоформ;
• Перенос слов;
• Не с глаголами;
• Раздельное написание предлогов, слитное – приставок;
• Написание суффиксов на стыке морфем;
• Разделительный мягкий знак (ь);
• Написание удвоенной согласной в корне слова.
Анализ показывает, что в основных грамматических (орфографических) правилах понятие корня является необходимым, ключевым. Дети должны владеть умением легко выделять данную морфему (корень) в структуре слова, чтобы в последующих операциях суметь применить алгоритм правила. В формулировке орфографических правил имеется фраза: «…в корне слова». Без умения обнаруживать корневую морфему применение правила становится невозможным. Мы выделяем центральное («корневое») место в работе с этой морфемой.
Следующие три кванта соотносятся с предыдущим и являются необходимыми в основных правилах по орфографии: