Разделительный твердый знак (ъ)

С I по IV кванты: аналогичная работа по всем правилам.

А. Грамматическое стихотворение и алгоритм пра-вила:

* * *

Было «сели», Твердый знак.

Стало «съели», Твердый знак нам нужен тоже,

Догадаться вы сумели, Без него писать не сможем:

Почему случилось так? Съезд, съедобный, объяснение,

Кто виновник? И подъезд, и объявление.

Алгоритм:

Под ъ ехать
С ёжиться
Пред юбилейный
Раз яренный

Б. Игры и упражнения:

1. По схеме придумай слово:

В + ъ + корень с + ъ + корень Приставка + ход приставка + лет

а) Заполни таблицу.

Схема Найди ошибки и к остальным схемам придумай слова
От + ъ + корень Про + ъ + С + ъ + Об + ъ + Над + ъ + По + ъ +  

б) Пиши под диктовку слов в два столбика.

Ъ Ь

в) Запиши предложения в два столбика.

Ели – существительное (мн. ч.) Ели – глагол
   

Гусеницы подъели листья на капусте.

Ребята спрятались от дождя под ели.

А щука чуть жива лежит, и мыши хвост у ней отъели.

Дождь кончился, и мы отошли от ели.

Дети проголодались и моментально съели завтрак.

С ели падали тяжелые капли дождя.

«Ъ писать – руку поднимать», «С Ъ или без Ъ?» «Кто больше».

V квант. Дифференциация разделительных ъ и ь.

А. Грамматическое стихотворение.

* * *

– Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку мягкому промолвил твердый знак.

– Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься!

Нет, в алфавит ты не годишься!

– Кто б говорил, но ты об этом промолчал! –

Знак мягкий твердому на это отвечал.

– Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву ять,

Тебя из азбуки изъять!

– Друзья ваш разговор – никчемные слова, –

Услышав этот спор, сказала буква А.

– Вы оба хороши, достойны оба чести, –

Когда стоите в нужном месте.

(М. Матвиенко)

Б. Игры и упражнения:

«Ъ или Ь?» «Что пропущено?»

7. Не с глаголами

А. Грамматическая сказка «Сила любви» [5]

* * *

НЕ бегал, НЕ прыгал, НЕ ругайтесь,

НЕ пел, НЕ грустил, НЕ деритесь,

НЕ спорил, НЕ дрался НЕ стоните,

И стекла НЕ бил, НЕ дразнитесь,

НЕ ползал под партой, НЕ кричите,

Бумаг НЕ бросал – НЕ спешите,

И вместе с глаголами вместе

НЕ НЕ

НЕ писал! НЕ напишите!

I квант (см. правило «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих»).

II квант. Уметь дифференцировать частицу и приставку не (этот пункт рассматривается только в средней школе, когда дети знакомятся с правописанием разных частей речи с не).

III квант. Уметь быстро производить морфемный анализ слова (см. «Раздельное написание предлогов, слит-ное – приставок»).

Б. Игры и упражнения (из традиционных пособий) для автоматизации навыка.

Раздельное написание предлогов, слитное – приставок

I квант. Уметь дифференцировать разные части речи (прежде всего, гл., сущ., прил. (см. правило «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих»).

II квант. Уметь быстро производить морфемный анализ слова: «видеть» морфемный состав слова (прежде всего приставку и корень).

А. Работа с корнем (уметь подбирать однокоренные слова, уметь объяснить лексическое значение) – см. предыдущие правила.

Б. Работа с приставкой.

Грамматическая сказка «Новые друзья корней» [5].

Правописание наиболее употребимых приставок: по-, под-, от-, с-, из- (ис-), пере-, при- (пре-), на- (над-), без- (бес-), о- (об-) и др.

Правописание приставок. Теперь занятия начинаются не только с корня и однокоренных слов, но и с приставки или пары приставок.

Например, правописание приставок рас- (раз-).

Образец работы из книги Л.Г. Парамоновой [17]:

Перед глухими согласными

Мы пишем РАС-,

А перед звонкими и перед гласными

Она превращается в РАЗ-.

Далее детям предлагается к рассмотрению порядка
60 слов с этими приставками. Аналогично проходит работа
с другими приставками.

Игры и упражнения: «Поймай приставку», «4-й лишний», эстафеты, лото.

III квант. Уметь дифференцировать предлоги и приставки.

А. Комментированное объяснение (может служить алгоритмом – использовать предметные картинки).

Разделительный твердый знак (ъ) - student2.ru За за дом.

С с горы.

От бежать от лестницы.

По по дороге.

На на берег.

Детям разрешается схематично вместо существительного, которое следует за предлогом, рисовать рисунок.

Например:

• Гриша сидит на …

• Жук ползет по …

• В … лежат игрушки.

Б. Игры и упражнения: «Раскрой скобки», «Подбери к схеме», «Подбери пару», «Вставь букву».

Наши рекомендации