Звонкие и глухие согласные в корне слова

I – V квант.

Пять из шести квантов, на которые распадается правило по правописанию звонких и глухих согласных в корне, соответствуют предыдущему правилу о правописании безударной гласной в корне (см. выше правило «Безударные гласные в корне» с I по V квант). Это подтверждает необходимость тщательной работы по морфемному анализу и быстрому подбору однокоренных слов. Оба правила совпадают частично в названии, это пересечение лежит именно «в корне», что, видимо, также подтверждает правильность выбранного коррекционного пути.

VI квант. Иметь способность к анализу и синтезу речевых звуков (Речевой слух на оппозиционные согласные: по глухости – звонкости).

Основная сложность данного правила в том, что дети не могут вычленить корень слова и затрудняются в различении бинарных звуков по глухости-звонкости даже на слух. Т.е. такие дети никак не могут научиться практическому применению правила. Даже при проверке, когда после сомнительного звука стоит гласный, дети могут слышать слова «дуб», «дубы» и «дупы» одинаково. Необходимо научить дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух (тренировочные упражнения по развитию фонематического слуха можно использовать из работ Н.С. Варенцовой, Е.В. Колесниковой [4], В.А. Ковшикова [10], Т.А. Ткаченко [28], Н.А. Чевелевой [34] и др.)

Как правило, проверочное слово:

1) стоит во множественном числе (плод – плоды);
2) представляет собой уменьшительно-ласкательную форму (юбка – юбочка, легкий – легонький);
3) находится в единственном числе (кружки – кружок);
4) является действием (сливки – сливать, загадка – загадывать)
5) обозначает полный предмет, а не его уменьшительное значение (рыбка – рыба).

Вначале можно предложить ребенку табличку подсказок (алгоритм-подсказка) с наиболее употребляемыми словами и проверочными словами к ним.

Глаз– глаза близкая – близенькая рыбка – рыба

Зуб – зубы сладкая – сладенькая травка – трава

Дуб – дубы редкий – реденький березка – бе-
реза

Труд– труды легкий – легонький грибки – гри-
бы

Шкаф – шкафы гладкий – гладенький ягодка – ягода

А. Для объяснения правила используются грамматические сказки и стихи. (Бетенькова, Фонин [2]; Волина [5]; Ундзенкова, Сагирова [30]).

Б. Тренировочные упражнения и игры:

«Один – много», «Большие и маленькие», «Маленький – большой» «Предмет – действие», «Какая буква спряталась», «Поймай свое слово!»

Непроизносимые согласные в корне

I – IV квант совпадают с правилом «Безударные гласные в корне» (см. выше)

А. Грамматическая сказка и алгоритм:

«Откуда берутся непроизносимые согласные?»

Для объяснения правила используются грамматические сказки и стихи [2, 5, 30].

Алгоритм:

Существительное + н = прилагательное

Честь + н = честный

Грусть + н = грустный

Лесть + н = лестный

Злой + н = злостный

Радость + н = радостный

Область + н = областной и т. д.

Существительное + лив = прилагательное

Счастье + лив = счастливый

Зависть + лив = завистливый и т.д.

V квант. Уметь видеть частотные (характерные) буквосочетания в словах: сн, стн, здн, вст, лнц, стб, т.е. узнавать «ошибкоопасные места».

А. Объяснение правила

Сн Стн, лнц, рдц, здн, стб, вст
КраСНый – краСен ЯСНый – яСен ПрекраСНый – прекраСен ЧудеСНый – чудеСа ИнтереСНый – интереС (интереСы) ВкуСНый – вкуС (вкуСовой)… ТроСТНик – троСТь ИзвеСТНый – веСТь СоЛНЦе – соЛНечный СеРДЦе – сеРДечный ЗдраВСТвие – здраВие ЗвеЗДНый – звеЗДа  

Б. Закрепление материала. Игры и упражнения.

Правописание безударного гласного

В окончании словоформ

I – IV кванты совпадают с предыдущими правилами.

А. Объяснение правила.

Алгоритм«Как проверить орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях»:

1. Что называет слово?

ПРЕДМЕТ, ПРИЗНАК

2. Выбери нужное проверочное слово.

СТРАНА (ЗЕМЛЯ) – 1-е скл.

БОЛЬШОЙ СЛОН (КОНЬ, ВОРОБЕЙ) – 2-е скл.

ВЕДРО (РУЖЬЁ) – 2-е скл.

СТЕПЬ – 3-е скл.

3. Подставь проверочное слово в предложение.
4. Какая буква в окончании проверочного слова?
5. ПИШУ ТУ ЖЕ БУКВУ, ЧТО И В ОКОНЧАНИИ ПРОВЕРОЧНОГО СЛОВА.

З А П О М Н И:

Падеж Множественное число
Р. п. Нет -ОВ -ЕВ
Т. п. Доволен -АМИ -ЯМИ
Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Есть -АЯ (-ОЕ) -ЫЕ (-ИЕ)
Т. п. Доволен   -ЫМИ (-ИМИ)


Б. Закрепление правила. Игры и упражнения.

Перенос слов

I квант. Умение производить деление слов на слоги.

А. Слог и слогоделение.

При делении слова на слоги необходимо соблюдать правила переноса. Слоги можно научиться выделять по следующей схеме:

1.а, о, у – «чистые»;

2. па, ля, зру – прямые;

3. ат, очк, юртс – обратные;

4. паб, кост, слумн – закрытые*.

Слово делится следующим образом:

1 2 4 3 2 2 2

о – пё – нок ок – но гру – ша

Схема лежит перед глазами, и ребенок может легко найти, под какой цифрой находится слог. Со временем дети без труда запоминают схему и делят слова на слоги, не обращаясь к образцу. Таким образом, достигается следующий результат: дети легко расчленяют слово на слоги, видят его структуру, приобретают уважение к слогам и на письме не делают ошибок по пропуску слогов и гласных, по слиянию нескольких слов в единое слово. Дети, владеющие таким методом, легко ищут ошибки.

Игры и упражнения:

«Как делится слово?» «Путаница», «Найди в слове лишний слог», «Придумай слог и будет слово».

Б. Перенос слов: по слогам и морфемам.

Игры и упражнения: «Эстафета», «Не ошибись!», «Помоги Незнайке».

Наши рекомендации