Звонкие и глухие согласные в корне слова
I – V квант.
Пять из шести квантов, на которые распадается правило по правописанию звонких и глухих согласных в корне, соответствуют предыдущему правилу о правописании безударной гласной в корне (см. выше правило «Безударные гласные в корне» с I по V квант). Это подтверждает необходимость тщательной работы по морфемному анализу и быстрому подбору однокоренных слов. Оба правила совпадают частично в названии, это пересечение лежит именно «в корне», что, видимо, также подтверждает правильность выбранного коррекционного пути.
VI квант. Иметь способность к анализу и синтезу речевых звуков (Речевой слух на оппозиционные согласные: по глухости – звонкости).
Основная сложность данного правила в том, что дети не могут вычленить корень слова и затрудняются в различении бинарных звуков по глухости-звонкости даже на слух. Т.е. такие дети никак не могут научиться практическому применению правила. Даже при проверке, когда после сомнительного звука стоит гласный, дети могут слышать слова «дуб», «дубы» и «дупы» одинаково. Необходимо научить дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух (тренировочные упражнения по развитию фонематического слуха можно использовать из работ Н.С. Варенцовой, Е.В. Колесниковой [4], В.А. Ковшикова [10], Т.А. Ткаченко [28], Н.А. Чевелевой [34] и др.)
Как правило, проверочное слово:
1) стоит во множественном числе (плод – плоды); |
2) представляет собой уменьшительно-ласкательную форму (юбка – юбочка, легкий – легонький); |
3) находится в единственном числе (кружки – кружок); |
4) является действием (сливки – сливать, загадка – загадывать) |
5) обозначает полный предмет, а не его уменьшительное значение (рыбка – рыба). |
Вначале можно предложить ребенку табличку подсказок (алгоритм-подсказка) с наиболее употребляемыми словами и проверочными словами к ним.
Глаз– глаза близкая – близенькая рыбка – рыба
Зуб – зубы сладкая – сладенькая травка – трава
Дуб – дубы редкий – реденький березка – бе-
реза
Труд– труды легкий – легонький грибки – гри-
бы
Шкаф – шкафы гладкий – гладенький ягодка – ягода
А. Для объяснения правила используются грамматические сказки и стихи. (Бетенькова, Фонин [2]; Волина [5]; Ундзенкова, Сагирова [30]).
Б. Тренировочные упражнения и игры:
«Один – много», «Большие и маленькие», «Маленький – большой» «Предмет – действие», «Какая буква спряталась», «Поймай свое слово!»
Непроизносимые согласные в корне
I – IV квант совпадают с правилом «Безударные гласные в корне» (см. выше)
А. Грамматическая сказка и алгоритм:
«Откуда берутся непроизносимые согласные?»
Для объяснения правила используются грамматические сказки и стихи [2, 5, 30].
Алгоритм:
Существительное + н = прилагательное
Честь + н = честный
Грусть + н = грустный
Лесть + н = лестный
Злой + н = злостный
Радость + н = радостный
Область + н = областной и т. д.
Существительное + лив = прилагательное
Счастье + лив = счастливый
Зависть + лив = завистливый и т.д.
V квант. Уметь видеть частотные (характерные) буквосочетания в словах: сн, стн, здн, вст, лнц, стб, т.е. узнавать «ошибкоопасные места».
А. Объяснение правила
Сн | Стн, лнц, рдц, здн, стб, вст |
КраСНый – краСен ЯСНый – яСен ПрекраСНый – прекраСен ЧудеСНый – чудеСа ИнтереСНый – интереС (интереСы) ВкуСНый – вкуС (вкуСовой)… | ТроСТНик – троСТь ИзвеСТНый – веСТь СоЛНЦе – соЛНечный СеРДЦе – сеРДечный ЗдраВСТвие – здраВие ЗвеЗДНый – звеЗДа |
Б. Закрепление материала. Игры и упражнения.
Правописание безударного гласного
В окончании словоформ
I – IV кванты совпадают с предыдущими правилами.
А. Объяснение правила.
Алгоритм«Как проверить орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях»:
1. Что называет слово? |
ПРЕДМЕТ, ПРИЗНАК
2. Выбери нужное проверочное слово. |
СТРАНА (ЗЕМЛЯ) – 1-е скл.
БОЛЬШОЙ СЛОН (КОНЬ, ВОРОБЕЙ) – 2-е скл.
ВЕДРО (РУЖЬЁ) – 2-е скл.
СТЕПЬ – 3-е скл.
3. Подставь проверочное слово в предложение. |
4. Какая буква в окончании проверочного слова? |
5. ПИШУ ТУ ЖЕ БУКВУ, ЧТО И В ОКОНЧАНИИ ПРОВЕРОЧНОГО СЛОВА. |
З А П О М Н И:
Падеж | Множественное число | |
Р. п. Нет | -ОВ | -ЕВ |
Т. п. Доволен | -АМИ | -ЯМИ |
Падеж | Единственное число | Множественное число |
И. п. Есть | -АЯ (-ОЕ) | -ЫЕ (-ИЕ) |
Т. п. Доволен | -ЫМИ (-ИМИ) |
Б. Закрепление правила. Игры и упражнения.
Перенос слов
I квант. Умение производить деление слов на слоги.
А. Слог и слогоделение.
При делении слова на слоги необходимо соблюдать правила переноса. Слоги можно научиться выделять по следующей схеме:
1.а, о, у – «чистые»;
2. па, ля, зру – прямые;
3. ат, очк, юртс – обратные;
4. паб, кост, слумн – закрытые*.
Слово делится следующим образом:
1 2 4 3 2 2 2
о – пё – нок ок – но гру – ша
Схема лежит перед глазами, и ребенок может легко найти, под какой цифрой находится слог. Со временем дети без труда запоминают схему и делят слова на слоги, не обращаясь к образцу. Таким образом, достигается следующий результат: дети легко расчленяют слово на слоги, видят его структуру, приобретают уважение к слогам и на письме не делают ошибок по пропуску слогов и гласных, по слиянию нескольких слов в единое слово. Дети, владеющие таким методом, легко ищут ошибки.
Игры и упражнения:
«Как делится слово?» «Путаница», «Найди в слове лишний слог», «Придумай слог и будет слово».
Б. Перенос слов: по слогам и морфемам.
Игры и упражнения: «Эстафета», «Не ошибись!», «Помоги Незнайке».