Соотношение письменного и звукового языка. Понятие о графике.
Речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. Устная речь – это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звукобуквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, – это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи. Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу – литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и методикой, невербаликой, в ней используется определённое количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями Звуки речи намного разнообразнее, чем состав букв, принятых в алфавите, и поэтому между буквами и звуками существуют сложные и неоднозначные отношения. Основные значения буквы – это такие случаи, когда для обозначения известного звука может быть употреблена только данная буква и при сохранении произношения нельзя написать никакую другую букву: дом, даль. Второстепенные значения буквы – это такие случаи, когда для обозначения известного звука наряду с данной буквой может быть использована другая буква (а произношение при этом не изменится): косьба – казьба. Буквы имеют основные значения обычно в тех положениях (сильных позициях), где в произношении различается наибольшее количество звуков: гласные под ударением, согласные перед гласными. |
Графика:предмет изучения
Термином графика (греч. graphikē, от graphō- пишу, черчу, рисую) обозначается раздел науки о письме, изучающий начертания букв и соотношения между буквами и звуками. Графиков называют также алфавиты разных языков, имея в виду особенности начертания букв в том или ином алфавите, а также начертания других графических знаков письма. Графика как учение рассматривает типы букв по их начертанию, по особенностям их формы и типы букв по особенностям их соотношения со звуками. Понятие графики применяют обычно к буквевнно-звуковому письму.
По особенностям начертания, например, резко различаются клинопись стран Древнего Востока, орнаментальное письмо арабов, строгие линии букв греческого уставного письма, сложное начертание иероглифов китайского письма, лишенные прямых углов и линий буквы грузинского письма. Даже буквы одного алфавита нередко имеют несколько почерковых разновидностей. Так, в истории греческого письма известны различные почерковые разновидности: капитальное письмо, устав, или унциал, курсив, или скоропись, и строчное письмо.
Древнейшие греческие надписи высекались на камнях, поэтому буквы характеризовались строгостью начертания и состояли преимущественно из прямых линий - вертикальных, горизонтальных и косых. Такое письмо получило название лапидарного (от лат. lapidarius - относящийся к камням), или капитального, письма. Уставное, или унциальное (от лат. uncus - изгиб), письмо развилось из капитального письма. В отличие от него, буквы устава характеризуются более округлыми формами, в их изображении намечается стремление избегать острых углов и ломаных линий. В курсиве (от лат. cursus - бег) буквы связного текста поставлены не раздельно друг от друга, как в уставе, а соединены или сплетены между собой непрерывным движением пера, то есть курсив - это скорописный почерк. Строчное, или минускульное (от лат. minusculus - очень маленький), письмо характеризуется небольшими строчными буквами, объединяющими черты устава а и курсива.
Начертательная манера письма тесно связана с техникой письма, которой пользовались писцы. Характерным для XI-XIII вв. типом русского письма был устав, отличающийся каллиграфическими (от греч. kalligraphiaискусство писать четким и красивым почерком) особенностями письма. Устав характеризовался прямым, перпендикулярным к строке написанием букв, ровным нажимом, правильными линиями и округлениями в начертании букв, отдельным написанием букв. Развитие письменности привело к изменениям в графике, к переходу к полууставу, а затем к скорописи. В полууставе правильный геометрический принцип строения букв и строки уже нарушался: буквы отстояли друг от друга на разном расстоянии, основные линии в строении букв были менее правильны. Кроме того, буквы в полууставе были мельче уставных букв. В XV в. получает распространение третий тип русского письма - скоропись, в которой важным было добиться быстрых темпов письма. Поэтому для скорописи характерно многообразие в начертании букв, наличие нескольких вариантов написания одной буквы, искажение внешнего вида букв.
Таким образом, написание одной и той же буквы получает в письменной речи различный вид, что зависит как от почерковой разновидности письма, так и от индивидуального почерка. Триадная структура языка - язык, речь, речевая деятельность - распространяется и на его письменную форму, где язык представлен графемой, речь - аллографом, а речевая деятельность -буквой, или графом. Так, графема <у> в тексте может выглядеть как У, У, У,У, у, у, у, у. Эти варианты образуют несколько почерковых разновидностей графемы <у>: жирный шрифт, жирный курсивный шрифт, обычный шрифт, обычный курсивный шрифт, то есть аллографы, представленные восемью буквами, или графами. Все эти варианты тождественны с точки зрения представления одной и той же графемы <у>, хотя могут выполнять и различные функции в слове или тексте: прописная буква может свидетельствовать о начале предложения или же о том, что слово является именем собственным; выделение буквы особым шрифтом указывать на ее какую-то особую значимость и т.д. Письменная форма языка сохраняет ту же структуру на строевом уровне, что и звуковая форма. Графема, как и фонема, представляет собой общее (множество), аллограф, как и аллофон, выступает в качестве отдельного (подмножества), а буква, или граф, реализует общее и отдельное в единичном, как и звук в устной форме. Вместе с тем в письменной форме язык представлен зрительными образами единиц, а не акустическими образами, как в звуковой форме. Чаще всего пользуются термином "буква", если не нужно специально подчеркнуть различие, имея в виду сложное строение этой единицы.
По соотношению со звуками буквы неоднородны и в одном языке, и тем более в разных языках. Идеальный случай, когда каждая фонема языка передается одной
буквой, а каждой букве соответствует одна фонема, \ не представлен ни в одном национальном алфавите. Практически в каждом из них наблюдается расхождение между числом фонем и числом букв. Так, для 46 фонем в английском алфавите имеется 26 букв, в русском алфавите 33 буквы обозначают 41 фонему и т.д. В силу этого между звуками и буквами в разных алфавитах существуют сложные отношения. Выделяют так называемые однозначные буквы, которые обозначают тольку одну фонему, например, русские буквы ц и ч обозначают в любых фонетическких позициях всегда твердый звук [ц] и всегда мягкий звук [ч']. Многозначные буквы в зависимости от позиции фонемы в слове смогут обозначать несколько звуков, например, в русском алфавите буквы п, б, м, ф, в, т, д и другие обозначают и твердые, и мягкие согласные. В русском алфавите некоторые буквы обозначают сразу две фонемы: е, ё, ю, я- сочетание [j] с соответствующими гласными звуками. В русском алфавите буквы ъ и ь не обозначают самостоятельно отдельных фонем, но участвуют вместе с другими буквами в обозначениях звуков. Как уже отмечалось, в некоторых алфавитах используются сочетания букв для передачи одной фонемы. В ряде алфавитов используются диакритические знаки для передачи отдельных фонем: нижние - польские буквы ą,, ę для обозначений носовых гласных, верхние - чешские буквы š, č, ž для обозначения шипящих, перекрестные - польская буква ł для обозначения не слогового у и т.д.
Таким образом, каждая графическая система буквенно-звукового письма содержит свои особенности представления алфавитов. Так как идеального соотношения букв и фонем ни в одном фонемографическом письме не существует, то каждая система письма нуждается в орфографических правилах. Такие правила устанавливает орфография.