Деепричастие как особая глагольная форма
Цель: познакомиться с различными взглядами на морфологический статус деепричастия, его спецификой, отношением этой формы к глагольным ГК (виду, залогу, времени), образованием, употреблением, а также с условиями адвербиализации деепричастия.
Содержание
1. Деепричастие как гибридная глагольная форма. Статус деепричастия в современных грамматических исследованиях.
2. Образование деепричастий .
3. Употребление деепричастий.
4. Адвербиализация деепричастий.
Знания, умения, навыки: научиться образовывать деепричастные формы, знать, от каких глаголов деепричастия не образуются, знать семантические особенности деепричастий; уметь определять отношение деепричастия к категориям вида и залога (в соответствии с разными точками зрения), определять значение относительного времени, выражаемое деепричастием, выполнять полный морфологический анализ деепричастия.
Задания
А. 1. Определите спряжение и класс глаголов и образуйте все возможные формы причастий. Укажите причины отсутствия некоторых форм.
Разрушить, разместиться, возвратить, остаться, выдавать, любить.
2. Образуйте возможные формы деепричастий, укажите формообразующий суффикс. От каких глаголов нельзя образовывать деепричастия? Почему?
Выть, беречь, бросить, броситься, писать, сеять, светать, бросаться, ткать, подмигнуть, греметь, подумать, жать, унижаться, тошнить, ринуться, брить.
3. Укажите морфологические особенности подчёркнутых слов. Определите, какой стилистический приём связан с использованием деепричастия.
Первой, сильно клонясь вперёд и вытянув руки, будто что-то собирая, двигаясь Дарья с сурово поджатыми губами, выдающими беззубый рот; за ней с трудом поспевала Настасья; её давила одышка, и Настасья, хватая воздух, часто кивала головой. Позади, дергая мальчика за руку, семенила Сима. Богодул, баламутя деревню, отступал, и старухи ворвались на кладбище одни (В. Распутин).
4. Проанализируйте в данных предложениях проявление ГК глагола у деепричастий. Укажите их синтаксические функции. Определите значение времени у деепричастий. Выполните полный морфологический анализ выделенного слова.
1) Вслед за ней, что-то бурча себе под нос, пошёл лохматый босоногий старик (В. Распутин). 2) …мы, пробиваясь сквозь тьму, выбрались из храма на свежий воздух (В. Катаев). 3) Ермолай приладил новую ось, подвергнув её сперва строгой и несправедливой оценке (И. Тургенев). 4) Она, взяв у Валерии гребешок, стала расчёсывать косу (В. Катаев). 5) Мать уложила его в постель, накрыв бледный лоб полотенцем (М. Горький). 6) Снова мы, спотыкаясь, бежим к спасительному блиндажу (В. Катаев). 7) Отсмеявшись он снова обратился к Белобрысову… (В. Шефнер). 8) …только Обноскин слегка улыбался, предвидя гонку, которую зададут дяде (Ф. Достоевский). 9) Успехами русской литературы тоже постоянно интересовался, хотя и нисколько не теряясвоего достоинства (Ф. Достоевский). 10) …глаза его покраснели от скупых слёз, и он, протирал пенсне носовым платком (В. Катаев). 11) Рудин не в состоянии был сказать наверное, любит ли он Наталью, страдает ли он, будет ли страдать, расставшись с нею (И. Тургенев).
5. В данных предложениях прокомментируйте особенности образования деепричастий.
1) Вы чинно, молча, сложа руки, в собраньях будете сидеть (А. Пушкин). 2) У скучной тётки Таню встретя, К ней как-то Вяземский подсел И душу ей занять успел. И, близ него её заметя, Об ней, поправя свой парик, Осведомляется старик (А. Пушкин). 3) Волк, евши, никогда костей не разбирает (И. Крылов). 4) По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается (М. Лермонтов). 5) Но Ленский, не имев, конечно, Охоты узы брака несть, С Онегиным желал сердечно Знакомство покороче свесть (А. Пушкин). 6) Явления приходят на арену истории, как бы крадучись и почти не обнаруживая своей внутренней подготовки (Н. Салтыков-Щедрин). 7) Скрестивши могучие руки, Главу опустивши на грудь, Идёт и к рулю он садится и быстро пускается в путь (М. Лермонтов). 8) Ростовы похвалили её вкус и туалет и, бережа причёски и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали (Л. Толстой).
6. Замените деепричастия спрягаемыми формами глагола; если замена невозможна, объясните причину. Укажите синтаксическую роль деепричастий.
1) Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь (М. Лермонтов). 2) Пётр сидел на стуле, крепко прижав затылок к стене (И. Тургенев). 3) Синея, блещут небеса (А. Пушкин). 4) Испугавшись, Ковалёв, велел подать воды (Н. Гоголь). 5) Базаров продолжал лежать, уткнувшись в стенку (И. Тургенев). 6) Смеясь, подмигивая и грозя зелёному пятну пальцами, Варька подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребёнку (А. Чехов). 7) Напрягши силы, человек самых средних способностей может добиться чего угодно (В. Панова). 8) Пушкин, не утрачивая в настоящем и будущем своего значения как поэт великий, тем не менее был поэтом своего времени, своей эпохи (В. Белинский).
Б. 1. Разграничьте деепричастия и другие части речи. Обоснуйте свою точку зрения. Расставьте знаки препинания и раскройте скобки.
1) Погонщики призадумавшись медленно плетутся за фурами (И. Друцэ). 2) Благодаря выпавшему снегу можно было кое-что рассмотреть на земле (В. Арсеньев). 3) Вот (не)хотя с ума свела (А. Грибоедов). 4) Два брата оставшись вдвоём долго сидели молча (А. Писемский). 5) Нежданов сознавал себя одиноким (не)смотря на привязанность друзей (И. Тургенев). 6) Самгин быстро догнал Судакова тот шёл (не)торопясь ( М. Горький). 7) Димка ясно услышал доносившийся из тёмной глубины сарая тяжелый, сдавленный стон (А. Гайдар). 8) Мы не знаем даже прочёл ли Батюшков хотя одно стихотворение Пушкина (В. Белинский). 9) Сидя и лежа под кустами они курят папиросы (М. Горький).
2. Охарактеризуйте глагольные категории деепричастий и причастий. Какой способ глагольного действия является семантическим организатором этого текста? Найдите глагольные существительные. С каким глагольным видом они соотносятся? Почему? Найдите глаголы, которые образуют видовые пары.
Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывал в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни; гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразнивание, злую и холодную болтовню, пустоту, глядя на дружбу, поддерживаемую сходками без цели, без симпатии (И. Гончаров).
3. Найдите в данных предложениях архаические формы деепричастий и употребление деепричастий, не соответствующее современным литературным нормам.
1) Дева тотчас умолкла, сон его лёгкий лелея, и улыбаясь ему, тихие слёзы лия (А. Пушкин). 2) Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках (А. Пушкин). 3) Нахмурившись, между солдатами завязался человек (Л. Толстой). 4) Гирей сидел, потупя взор (А. Пушкин). 5) Случайно вас когда-то встретя, в вас искру нежности заметя, я ей поверить не посмел (А. Пушкин). 6) Я сияния над бровями не отличил, а панталоны у него на коленях действительно были побелевши (Н. Лесков). 7) В сердцах людей нашед измену, ожесточился я (М. Лермонтов). 8) У купца у Семипалова Живут люди не говеючи, Льют на кашу масло постное, Словно воду, не жалеючи (Н. Некрасов).
4. Определите стилистическую функцию временных глагольных значений; произведите полный морфологический разбор деепричастия и причастия, определите морфологические особенности подчёркнутых слов.
Внимания ужасам войны,
При каждой новой жертве боя,
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
Увы, утешится жена,
И друга лучший друг забудет.
Но в мире есть душа одна,
Она до гроба помнить будет.
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире усмотрел
Святые, искренние слёзы.
То слёзы бедных матерей.
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
(Н. Некрасов)
5. Проанализируйте стихотворение английского поэта Р. Саути (в переводе А. Шмульяна) «Лодорский водопад». Определите отношение деепричастий к КГ вида и времени. Почему выбрана именно эта видовая и временная семантика? Выявите возвратные деепричастия и определите их структурные и семантические подгруппы. Выполните полный морфологический анализ выделенных слов.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.
(Н. Некрасов)
Как можно охарактеризовать звукозапись этого стихотворения?
6. Исправьте ошибки в употреблении причастий и деепричастий. Выясните причину появления ошибок, сгруппируйте примеры с однородными типами ошибок. Расставьте знаки препинания.
1) Слушая «Евгения Онегина» Чайковского мне захотелось ещё раз перечитать роман. 2) Она сидела при колышущем пламени свечи и читала книгу. 3) Густой, бурый дым выбрасывающийся паровозом тянется над лесом. 4) Катаясь на санках у меня заболела голова. 5) Получив большое количество пробоин танк был подожжён. 6) Над болотом виден низко стелющий туман. 7) Вспоминая своё детство порой становится грустно. 8) Руководитель ансамбля приехавший в Москву выступал по радио. 9) До самого дома доносились голоса, слышащиеся из-за реки. 10) Они увидели недавно построившийся дом. 11) Миновав подъём открылось широкое пространство. 12) Прибыв в ближайший порт пароходу с берега передали приказ причалить немедленно.
Контрольные вопросы
1. Как можно объяснить происхождение термина «деепричастие»?
2. Какие признаки преобладают в деепричастии: глагольные или наречные?
3. Как образуются деепричастия? Все ли глаголы дают деепричастные формы?
4. Почему деепричастие не может иметь формы страдательного залога? Почему отсутствует деепричастие у безличных глаголов?
5. Как проявляется у деепричастий возвратно-средний залог?
6. Можно ли говорить о категории времени у деепричастий? О категории наклонения?
7. В чём отличие временных отношений, передаваемых деепричастиями, от ГК времени глагола? На основе чего формируются у деепричастия временные отношения?
8. Какие синтаксические функции выполняет деепричастие (деепричастный оборот) в предложении?
9. В чём особенность употребления деепричастий в предложении?
10. Что способствует переходу деепричастий в наречия? Приведите примеры.