Грамматическая категория наклонения глагола
Цель: ознакомиться с семантикой, образованием и употреблением глагольных наклонений в современном русском языке.
Содержание
1. Разграничение «реального» и «ирреальных» наклонений. Изучение наклонений глагола в русистике.
2. Изъявительное наклонение, его формы и значение.
3. Способы выражения повеления в русском языке; разновидности императивной семантики. Формы повелительного наклонения.
4. Значение, образование и употребление форм условного наклонения глагола.
5. Переносное употребление форм глагольных наклонений.
Знания, умения, навыки:уметь образовывать разные формы «ирреальных» наклонений, узнавать семантические подтипы этих наклонений; видеть переносное использование форм наклонений; соотносить категорию наклонения с категорией времени; уметь характеризовать категорию наклонения конкретной словоформы.
Задания
А.1. От перечисленных ниже глаголов образуйте в пределах фразы формы страдательного и возвратно-среднего залогов. Сравните, как выражено отношение действия к объекту и субъекту в ваших примерах.
Белить, встретить, одевать, переписывать, смотреть, собирать, строить.
2. От следующих глаголов образуйте все возможные формы повелительного наклонения. Графически обозначьте грамматические форманты. От каких глаголов и почему нельзя образовать этих форм?
Быть, умолять, везти, взглянуть, видеть, выглядеть, глядеть, гнить, закупорить, есть, морщить, падать, вынуть, ржаветь, слышать, слушать.
3. Укажите общее и частные значения повелительных форм глагола.
1) Не спится няня: здесь так душно, Открой окно да сядь ко мне (А. Пушкин). 2) Шагай круче, Целься лучше (В. Маяковский). 3) Скажи, ворон-птица, отчего живёшь ты на свете 300 лет, а я всего-навсего 33 года? (А. Пушкин). 4) Ну мой друг, бог с тобой! Поезжай, уж если тебя так тянет отсюда! Я не удерживаю (И. Гончаров). 5) Няня кричит: «Не убейся, родная!» (Н. Некрасов). 6) На замужних жён не зарься… - это великий грех (И. Гончаров). 7) Не шуметь больше! 8) Фельдшер вспылил и крикнул» «Поговори мне ещё» (А. Чехов).
4. Назовите формы сослагательного наклонения, встречающиеся в следующих предложениях. Как они образованы? Определите семантику формы сослагательного наклонения (предположительность, возможность, желательность).
1) Если бы я была барышней и хотела бы замуж, то, конечно, выбрала бы для этого кого-нибудь другого (И. Гончаров). 2) Катился бы он от нас подальше, раз за ним по твоему участку дел нет (А. Жилин). 3) Я бы сейчас пива выпил… (А. Арбузов). 4) Если бы снять с груди и плеч тяжёлый камень, если бы я могла забыть моё прошлое (А. Чехов). 5) Пусть не работает, лишь бы глаза не мозолил, да не сорил словами в такой момент (В. Чивилихин). 6) Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы (М. Лермонтов). 7) Лежит на нём камень тяжёлый, чтоб встать он из гроба не мог (М. Лермонтов). 8) Он рыбачил тридцать лет и три года и не слыхивал, чтоб рыба говорила (А. Пушкин). 9) А, быть может, год назад Ты бы здесь изведал брат (А. Твардовский).
5. Охарактеризуйте категорию наклонения глагольных словоформ.
I. 1) Приостановитесь, Эмма Петровна, вы уж чересчур зафилософствовались (А. Писемский). 2) Что ж, камин затоплю, буду пить, хорошо бы собаку купить (И. Бунин). 3) Любит он сильно, сильней ненавидит. А доведись – комара не обидит (Н. Некрасов). 4) Вы насорили тут, а я убирай за вами. Давайте подмету. Присядьте-ка здесь. 5) Позови её сейчас на жертву, на подвиг, она бы пошла с тою же легкостью, не думая (А.Н. Толстой).
II. 1) «Ну же, пошёл», - кричал он ямщику (Л. Толстой). 2) Не служит, то есть в том он пользы не находит, а захоти, так был бы деловой… (А. Грибоедов). 3) Все слушают Наташу. 4) Скоро светать будет, лёг бы ты, уснул (М. Горький). 5) Она не сделала этого по особым причинам? Я назвала бы это просто ленью! 6) Ты б корму поискал по нивам, по лугам, чтоб с сиротами поделиться (И. Крылов).
6. Охарактеризуйте класс, спряжение, вид, залог и наклонение двух глагольных словоформ. Определите морфологические особенности подчёркнутых слов.
Вокруг говорили только об одном – о войне… Одна Маша словно не слышала этого: в её душе совершалась большая и тяжёлая внутренняя работа, в которую она не могла впустить никого, даже Синцова (К. Симонов).
Б. 1. Охарактеризуйте видовые и залоговые значения глаголов в следующих предложениях.
1) Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми…(А. Пушкин). 2) Я встретился со своим старым другом. 3) Все мальчики засмеялись и опять приумолкли на мгновение (И. Тургенев).
2. Что общего между следующими парами слов и залогом глагола?
Учитель ученик, мучитель/мученик.
3. Охарактеризуйте залог и наклонение глаголов. Отметьте морфологические особенности подчёркнутых слов.
1) – Батюшка, матушка, дозвольте на двор выйти – с дворовыми ребятами позабавиться. – Позабавиться, чадо(А.Н. Толстой). 2) Это множество воды Очень дух смущает мой, Лучше б выросли сады Там, где слышен моря вой (Н. Заболоцкий).
4. Постройте - с примерами - градационую семантическую ось повеления от категорического жёсткого приказа до скромной застенчивой желательности.
5. Обозначьте у данных глаголов морфемы, особо выделив формообразующие.
Спрячьтесь, перемигиваются, обнимались, нарисуйте, рассмейся, садитесь, расшумелись, выпек.
6. В приведённых ниже примерах повелительное наклонение замените неопределённой формой глагола или наоборот: неопределённую форму – повелительным наклонением. Является ли инфинитив формой повелительного или сослагательного наклонения?
1) – Иванов, выйдите из строя! – скомандовал ротный. 2) – Замолчать! – крикнул отец не в меру расшумевшимся детям. 3) На стенке автобуса надпись: «При аварии разбейте стекло!». 4) – Открыть тетради, записать дату! – сказала учительница. 5) На двери розный приказ: «Без стука не входите!» 6) При спуске с горы будьте начеку! 7) Улететь бы вольной птицей от Вас! (А. Чехов).
7. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой. Какие две части выделяются в нём? На чём базируется противопоставление этих частей?
Если б все, кто помощи душевной
У меня просил на этом свете, -
Все юродивые и немые,
Брошенные жёны и калеки,
Каторжники и самоубийцы, -
Мне прислали по одной копейке,
Стала б я «богаче всех в Египте»,
Как говаривал Кузьмин покойный…
Но они не слали мне копейки,
А со мной своей делились силой,
И я стала всех сильней на свете –
Так что даже это мне не трудно…
В каких ещё известных вам стихотворениях используются выразительные возможности глагольных наклонений?
8. Попробуйте определить речевые жанры семантической сферы императивности (приказ, разрешение, запрещение, просьба, совет и др.) на основе 3 классификационных признаков, предложенных М.Ф. Косиловой (См.: Косилова М.Ф. К вопросу о побудительных предложениях // Весник МГУ. Сер. УП. 1962. № 4).
I. Отношение между участниками коммуникативного акта: 1) Адресат зависит от воли говорящего. 2) Между адресатом и говорящим нет зависимости. 3) Говорящий зависит от воли адресата.
II. Отношение говорящего к действию: 1) Говорящий хочет его исполнения. 2) Говорящий считает его исполнение целесообразным. 3) Не хочет его исполнения.
III. Отношение адресата к действию: 1) Адресат хочет его исполнения. 2) Его отношение к действию неизвестно. 3) Адресат не хочет исполнения действия.
1) – Эй, приятель! – сказал я угрожающе. – Положи эту штуку на место и очисти помещение. – А не, положи умклайдет! – сказал я в полный голос (А. И Б. Стругацких). 2) – Полно врать, - прервал я строго, - подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню (В. Астафьев). 3) Давай убегём! – предложил Оська. – Как приспустимся! – Беги, пожалуйста, кто тебя держит?! Только куда? (Л. Кассиль). 4) – Съезжу погляжу, как там и что. – Ну что ж, езжай, - сказал Щербаков и кивнул (С. Колов). 5) – Пожалуйста, молчи, я слово дал молчать! У нас есть общество и тайные собранья! (А. Грибоедов). 6) – Поставьте на ночь горчичник к затылку, - сказал Литвин (Л. Соболев). 7) Позвольте мне сегодня пойти в гости, - сказала однажды Настя, одевая барышню (А. Пушкин).
9. Образуйте от глаголов, данных ниже, формы 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений. Графически выделите суффикс и окончание, а также основу, от которой идёт образование. Заполните таблицу 5.
Принять, отъехать, садиться, прожить, унять, жать, вспомнить, бежать, бегать, намазать, положить, выздоравливать.
Таблица 5
Инфинитив | Вид | Наклонение | |
повелительное | изъявительное | ||
Вычесть Таскать | СВ НСВ | вычтите таскайте | вычтете таскаете |
Контрольные вопросы
1. Как объяснить термин «наклонение» глагола, являющийся калькой с латинского? Как и когда появился этот термин?
2. * Как понимается модальность в современной лингвистике. Какое отношение к категории модальности имеют наклонения глагола?
3. На какие группы делятся формы наклонений русского глагола?
4. На чём основано противопоставление изъявительного наклонения повелительному и сослагательному? Какие ещё типы противопоставлений можно отметить в ГК наклонения? К какому типу ГК, по вашему мнению, можно отнести эту категорию?
5. Как образуются формы изъявительного наклонения?
6. Почему дифференциации временных форм нет в повелительном и сослагательном наклонениях?
7. * Чем, кроме особенностей морфологического строя, отличается категория повелительного наклонения от других наклонений?
8. Почему основной формой повелительного наклонения является форма 2-го лица единственного и множественного числа?
9. От всех ли глаголов образуются формы повелительного наклонения? С чем это связано?
10. Как квалифицируются аффиксы повелительного наклонения в учебной и научной литературе?
11. Какие значения может передавать форма сослагательного наклонения?
12. Какую позицию может занимать в предложении формообразующая частица «бы»?
13. Почему семантика желательности (приведите примеры) проявляется и в формах повелительного и в формах сослагательного наклонений?
14. Какие условия сопутствуют прямому и переносному употреблению форм наклонений?
15. Почему инфинитив не считают отдельным наклонением (в некоторых грамматиках XX в. его называли «неопределённым наклонением»)?