Вопрос № 2 Предмет, задачи, специфика языкознания как гуманитарной науки.
Языкознание- это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Объектом языкознанияявляется язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие. Предметом языкознанияявляются такие вопросы, как сущность языка, его происхождение и основные функции, соотношение языка и мышления, типы языков, классификация языков и др.
Ряд задач, которые должно решить языкознание:
¾ Установить природу и сущность языка.
¾ Рассмотреть структуру языка.
¾ Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
¾ Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества; Как и когда возникли и то и другое;
¾ Изучить вопрос возникновения и развития письма;
¾ Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородств. языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.
¾ Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный(квантитативный). Последний метод основан на математической статистике.
¾ Языкознание стремиться быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.
¾ Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.
¾ Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой)
Язык — это одновременно общественное и природное явление. Об этом свидетельствуют как его собственные признаки в качестве явления действительности, так и его тесные взаимосвязи, с одной стороны, с гуманитарными науками (логика, психология, философия, история, семиотика и др.), с другой,— с естественными (физиология, нейрофизиология, акустика, нейропатология и др.). В языкознании с успехом применяются науки математического цикла, которые, как известно, охватывают и естественные, и гуманитарные науки.
Выделение общего, теоретического языкознания в отдельную, самостоятельную науку происходило в первой половине XIX в., т. е. в эпоху выдающихся открытий в науке вообще, и особенно в естественных науках. И это не могло не наложить отпечатка на сам процесс формирования теоретического языкознания и его оценку. Влияние естественных наук в то время было особенно сильным. Не случайно поэтому ряд выдающихся языковедов — М. Мюллер, А. Шлейхер, В.О. Уитни, ф.И. Буслаев и др.— относили языкознание к разряду естественных наук. По мысли А. Шлейхера, с естественными науками языкознание роднит строгая систематичность, взаимосвязь и взаимообусловленность частей языка; закономерность и необходимость его процессов, происходящих с математической точностью (ср.: действие фонетических законов) и др.
Сложность и многофункциональность языка давали известное основание относить языкознание к разным классам наук. Поэтому и понимание языкознания как науки было разным в истории науки.
Однако, несмотря на известные признаки языка как природного явления и на указанные выше связи языкознания с естественными науками, мы должны отнести языкознание, учитывая основополагающие признаки и функции языка как предмета изучения, к наукам гуманитарным, общественным. Язык не существует вне общества. Единство самого общества, народа возможно благодаря языку. Язык обслуживает общество, являясь единственным универсальным средством общения. Развитие языка тесно связано с развитием общества и человеческого мышления, что вместе с тем не лишает язык своеобразия и самостоятельности как определенного явления действительности. В значениях знаков язык отражает и закрепляет результаты познания говорящим коллективом окружающего мира и самого человека. Уже сам по себе язык как естественное и специфически человеческое средство общения и познания действительности, которое нарождающийся человек находит готовым, во многом определяет общественную природу человека. Именно благодаря языку обеспечиваются общественные функции в различных областях человеческой деятельности — в производстве, культуре, образовании, науке, литературе, искусстве и т. д. Язык является существенным признаком нации, народа, представляя собой наиболее концентрированное выражение народности как совокупности существенных черт, признаков, отличающих один народ от другого.