Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к ЕГЭ, а также учителям русского языка.
Меджидова М.Б.
Алгоритм выполнения задания 24 ЕГЭ по русскому языку
Введение
ЕГЭ по русскому языку – это обязательная форма итоговой аттестации выпускников. Для успешной сдачи экзамена необходима систематическая и целенаправленная подготовка, требующая повторения всех основных разделов школьного курса русского языка. Практика подготовки обучающихся к ЕГЭ показала, что особое затруднение вызывает выполнение задания 24. Оно проверяет умение находить и правильно определять изобразительно-выразительные средства языка, используемые авторами в текстах. За выполнение задания 24 может быть начислено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение (Официальный информационный портал ЕГЭ. (www.ege.edu.ru)).
При подготовке обучающихся к выполнению данного типа заданий необходимо особое внимание уделить терминологическому аппарату. В данном пособии впервые предложено распределение всех изобразительно – выразительных средств на четыре группы: тропы, лексические средства, синтаксические средства и приёмы. Это намного облегчит выполнение задания 24. Пособие начинается со СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ.
Также в нём предложены выдержки текстов как художественных, так и публицистических, на основе которых написаны фрагменты рецензий. В них анализируются языковые особенности текстов. Необходимо вставить на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из предложенного списка.
Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к ЕГЭ, а также учителям русского языка.
Словарь терминов
Тропы
Эпитет | Художественное, образное определение, обычно выражается прилагательными, реже существительными или наречиями | На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн. | |
Метафора (Развернутая метафора) | Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов (скрытое сравнение). Развернутая метафора – это метафора, выраженная не в одном слове, а в целом предложении. | Мертвая тишина. Колесом за сини море солнце скатилось. Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, а вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной(разв.метафора). | |
Сравнение | Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого (выражается через союзы будто, точно, словно, как, как будто, сравнительную степень прилагательного) | Река покраснела, как девушка. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. | |
Литота | Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого–либо явления | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка | |
Гипербола | Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого – либо явления | Пот катился градом. В сто сорок солнц закат пылал. | |
Синекдоха | Разновидность метонимии, употребление части вместо целого или целого вместо части | Швед, русский колет, рубит, режет. | |
Олицетворение | Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ | Отговорила роща золотая. | |
Ирония | Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, в смысле обратном буквальному, с целью насмешки (создание комического эффекта) | Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона. | |
Метонимия | Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними | Стальной оратор дремлет в кобуре – револьвер. Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал. | |
Перифраз | Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты | Лев-царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (Осень). | |
Аллегория | Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа | Хитрость показывается в образе лисы, жадность – в образе волка, трусость – в образе зайца, весы означает правосудие, сердце - любовь | |
Лексические средства
Антонимы | Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные значения | Они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы | ||
Контекстные антонимы | Это слова, которые считаются антонимами только в данном контексте | Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал. | ||
Синонимы | Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение | Конница – кавалерия, смелый – храбрый. | ||
Контекстные синонимы | Это слова, которые считаются синонимами только в данном контексте | Морские суда, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по океанам, пока их не поглотит пучина. Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд. | ||
Фразеологизмы | Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову | На краю света ( «далеко»), зуб на зуб не попадает ( «замерз») | ||
Разговорная лексика | Это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринужденности и поэтому не всегда уместны в письменной | Работяга, белобрысый, разиня, читалка | ||
Просторечные слова | Слова, выражения, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок | Башка (голова), муторный (неприятный) | ||
Профессиона- лизмы (специальная лексика) | Слова, составляющие принадлежность речи к той или иной профессиональной группе | Скальпель, капельница, шприц – в речи врачей; камбуз, кок, склянка – в речи моряков | ||
Термины (специальная лексика) | Слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве | Фонетика, наклонение, рифма, косинус, цитоплазма | ||
Книжная лексика | Слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике | Гипотеза – предположение, генезис – происхождение. | ||
Заимствованные слова | Это слова, которые взяты из другого языка | Олимпиада, энциклопедия, жалюзи | ||
Диалектизмы | Слова, распространенные на определенной территории | Курень – сигарета, гутарить – говорить, кочет - петух | ||
Архаизмы | Устаревшие слова, замененные в современном языке синонимами | Лоно – грудь, выя – шея, лани- ты -щеки | ||
Историзмы | Слова, служившие названием исчезнувших предметов, понятий, явлений | Кушак, боярин, кафтан, треуголка | ||
Старославянизмы | Это слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг | Собеседование, грядущее, изложить | ||
Неологизмы | Это новые слова, которые появляются в языке для обозначения новых предметов, понятий, явлений | Портал, сайт, маркетинг, дилер | ||
Эмоционально – оценочные слова | Слова, отражающие отношение говорящего к кому – либо или чему – либо и выражающие оценку | Мамочка, голубчик, торгаш, разгильдяй, оболтус | ||
Паронимы | Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении | Величественный-великий, адресат-адресант | ||
Научная лексика | Слова для передачи научной информации | Энциклопедия, рефераты | ||
Общеупотреби- тельная лексика | Слова русского языка, которые известны и понятны всем, употребляются всеми | Думать, деревья, располагать, лгун | ||
Жаргонизмы (специальная лексика) | Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой | Телевизор – телек, домашнее задание - домашка | ||
Крылатые слова | Яркие и меткие выражения писателей, ученых, общественных деятелей и т.д. | Служить бы рад, да прислуживаться тошно | ||
Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами | Слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (-очк, -оньк, -еньк и т.д.), для выражения доброты, заботы, ласки к миру и к людям | Домик, Машуля, сказочка,столик | ||
Индивидуально – авторское слово | Авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста | Я свирел в свою свирель | ||
Эмоционально – окрашенные слова | Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Эмоциональная окраска может быть положительной и отрицательной | Лузгать – грызть семечки (отрицательная), куколка (положительная) | ||
Канцеляризмы | Слова, характерные для стиля деловых бумаг. | Имеет место отсутствие запасных частей. | ||
Синтаксические средства.
Ряды однородных членов | Несколько слов предложения, относящихся к одному и тому же слову, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одной части речи | По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил к соседу. | |
Вопросительные предложения | Предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что – либо или удостовериться в чем - либо | Ты действительно был дома? | |
Восклицательные предложения | Предложения, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего | У нас большая радость! | |
Риторические вопросы | Это вопросы, не требующие ответа (либо ясен сам по себе, либо вопрос обращен к условному собеседнику) | Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? | |
Риторические восклицания | Восклицательные предложения, которые в тексте выполняют роль усиления эмоциональности и выразительности речи | Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! | |
Риторические обращения | Риторическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому – либо или чему – либо для усиления выразительности речи | Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. | |
Синтаксический параллелизм | Одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи | Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь,Ухо пьет – невидимейшую молвь. | |
Вводные слова | Это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает | Стало жарко, значит, в доме затопили печи. | |
Вводные предложения | Это предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания | Калиныч, как я узнал после, каждый день ходил с барином на охоту. Время, казалось, остановилось. | |
Вставные конструкции | Это слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения | Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны. | |
Односоставные предложения | Это предложения, имеющие только один главный член. | Видишь синий небосвод. Зима. | |
Определенно –личные предложения | Это предложения, которые называют действие говорящего или собеседника или выражают побуждение к действию. Главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения. | Взбегу на холм и упаду в траву. Нехотя вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно позабытые. | |
Неопределенно – личные предложения | Односоставные предложения, в которых лицо, совершающее действие, не названо, не определено. | В кабинете спорят(гл.в форме 3-го лица наст. вр.или буд.вр.).В лагере долго вспоминали вожатого (гл.множ.числа прош.вр.).Сделали бы уроки побыстрее (усл.наклонение). | |
Безличные предложения | Предложения с одним главным членом – сказуемым, в которых не называется тот, кто производит действие. | Стоит подумать над этой проблемой. На улице вечереет. | |
Назывные предложения | Это тип односоставных предложений, в которых только один главный член - подлежащее | Шепот, робкое дыханье, трели соловья… | |
Неполные предложения | Это предложения, в которых отсутствуют какие – либо структурно – необходимые члены, главные или второстепенные | -Как тебя зовут? -Меня Федей (зовут). Летом светает рано, а зимой – поздно. | |
Обращение | Слово или сочетание слов, называющее лицо,которому адресована речь. | Что ты рано в гости, осень, к нам пришла. | |
Сравнительный оборот | Оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения | И березы стоят, как большие свечки. | |
Уточняющие конструкции | Это уточняющие слова и уточняющие словосочетания (уточняющие обстоятельства, определения, дополнения и т.д.) | Там, в горах, повалил снег. Поздно вечером, часов в десять, я вышел в сад. | |
Приемы
Аллитерация | Повторение одинаковых или однородных согласных в тексте, придающее ему особую звуковую выразительность | Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам | |
Градация | Расположение синонимов в порядке возрастания или убывания смыслового и эмоционального значения | Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком. | |
Инверсия | Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок слов, с целью усилить выразительность речи (обратный порядок слов) | Белеет парус одинокой в тумане моря голубом | |
Синтаксический параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | В синем море волны хлещут, В синем небе звезды блещут. | |
Лексический повтор | Повтор одного и того же слова для усиления эмоционального воздействия | Казалось в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака. | |
Звукопись | Художественный прием, заключающий в создании образов путем подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рев мотора) | Ветер веет и вьется украдками меж ветвей, над водой наклоненных.. (слышится ветер с помощью повторения в) | |
Антитеза (противопоставление) | Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. | Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая. | |
Анафора | Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание | Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем.. | |
Эпифора | Стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех слов в конце отрывков, из которых состоит высказывание | Деточка, Все мы немножечко лошади, Каждый из нас по- своему лошадь | |
Оксюморон | Сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художест-венном образе | Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь. | |
Цитирование | Это прямое использование текста из какого – нибудь источника | Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого». | |
Вопросно – ответная форма изложения | При вопросно – ответной форме изложения автор задает вопросы и сам же на них отвечает | Что плохого в насмешливом взгляде?! А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз. | |
Парцелляция | Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно – смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы | Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда. (Можно передать одним предложением) | |
Формы речи
Диалог | Это разговор двух лиц | -Вы? -Я. -Глазам своим не верю! - Вы же сами просили меня приехать. Вот я и приехал. | |
Монолог | Это речь одного лица | Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала всё было тихо. |
Алгоритм выполнения задания 24
А: (3) Мать – это первая родина. (43) Худая, тонкая рука моей матери провела меня через все сложности.
Б: (5) Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких – то жизненных обстоятельств, этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.
В: (2)И самым чистым, самым светлым, самым важным, большим и значимым навсегда остаётся образ матери. (5) Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких – то жизненных обстоятельств, этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.
Г: (20) В нашей семье было принято держать свои чувства на привязи.
« Юрий Маркович Нагибин рассуждает о серьёзных мировоззренческих вопросах. Особенно трогают слова писателя о матери. Выразить свои мысли и чувства автору помогают разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А)_______( «Мать- это первая родина» в предложении 3; «рука моей матери провела меня через все сложности» в предложении 43) и (Б)_______( «неуловимым, неощутимым, незримым научением» в предложении 5), приём-(В)_______( «самым» в предложении 2, «мать» в предложении 5), лексическое средство – (Г)____ ( «держать чувства на привязи» в предложении 20)».
Проанализируем список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируем их:
Тропы отметим буквой «Т»,
Лексические средства - «Л»,
Приёмы – «П».
Список терминов:
Метафора – Т
Диалектизм - Л
Цитирование - П
Риторическое обращение - С
Эпитет - Т
Лексический повтор - П
Фразеологизм – Л
Давайте обобщим.
Прочитать рецензию.
Прочитать список терминов.
Сгруппировать понятия.
5. Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами.
Задание 1.
А:(8)От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9) Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.
Б:(13) Как наивно, как просто, как мелко!
В:(14) На самом деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15) Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (23) Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.
Г:(6) Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7) Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.
Фрагмент рецензии:
« И.А.Ильин строит свои размышления о справедливости на основе такого приёма, как (А)______(предложения 8, 9). Использование таких синтаксических средств, как (Б)______(предложение 13) и (В)_____ (например, предложения 14, 15, 23) придаёт этим размышлениям эмоциональность. Философичность текста удачно подчёркивается таким тропом, как (Г)_____( «проблема …окутывается предрассудками», «поколения застревают в этих предрассудках» в предложениях 6 и 7)».
Список терминов:
Устаревшие слова - Л
2) термины - Л
Метафора - Т
Эпитеты - Т
Риторический вопрос - С
Противопоставление - П
Ряды однородных членов - С
Парцелляция - П
Ответ:
А | Б | В | Г |
Задание 2.
А:(22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.
Б: (17) В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней.
В: (2) «Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3) Я затратил на это восемьдесят лет и все еще не могу сказать, что достиг цели».
(8) « Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, - говорил Пушкин. – (9) Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».
Г:(22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.
Фрагмент рецензии:
« Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_____(предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____( «В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_______ (предложения 2-3, 8-9). Такой троп, как (Г)______( предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».
Список терминов:
Ряды однородных членов
Литота
Лексический повтор
Эпитеты
Цитирование
Диалектизм
Развёрнутая метафора
Риторический вопрос
Восклицательные предложения
Ответ:
А | Б | В | Г |
Задание 3.
А:(1) Он нёс меня на себе восемь километров. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе. (31) Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (5) Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках.
Б:(3) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня…
В:(32) Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
Г:(33) Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце мое до сих пор кровоточит.
Фрагмент рецензии.
« Герой М.Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. Такие приёмы, как (А)_______( «нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров…нёс меня в предложениях 1,13, 31; «помню» в предложении 5) и (Б)_______(предложения 3-4) в сочетании с сравнительными оборотами задают тревожно – напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как (В)_________ ( «спас» - «предал» в предложении 32), а такой троп, как (Г)___________ ( «сердце кровоточит» в предложении 33), передаёт потрясение героя.
Список терминов:
Контекстные антонимы
Метафора
Риторический вопрос
Парцелляция
Литота
Диалектизм
Ряд однородных членов
Эпитет
Лексический повтор
Ответ:
А | Б | В | Г |
Задание 4.
А: (21) На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (28) Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.
Б:(28) Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.
В:(20) Поступок этих людей – не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо. (25) Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг – одно, а выполнение нравственного долга – другое.
Г:(9) На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (14) Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам…
Фрагмент рецензии.
« Г.Н.Бочаров часто выражает свою мысль с помощью таких лексических средств, как (А)______(« атмосферу, обстановку» в предложении 21, « столкновения, конфликта» в предложении 28) и (Б)_______( «общественный» - «личный» в предложении 28) . Передать точнее мысли и чувства публицисту помогают такой приём, как (В)______(предложения 20, 25), и такое синтаксическое средство, как (Г)______(предложения 9, 14)».
Список терминов:
Риторический вопрос
Антонимы
Диалектизмы
Литота
Олицетворение
Противопоставление
Ряды однородных членов
Контекстные синонимы
Восклицательные предложения
Ответ:
А | Б | В | Г |
Задание 5.
А:(16) На подобный вопрос Конфуций ответил: « Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17) Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18) Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».
Б:(19) Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20) Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из неё всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве.
В: (23) Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24) Нет! (25) Именно он и победит.
Г:(27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28) Хороший пример.
Фрагмент рецензии.
« Стремясь разобраться в причинах безнравственных поступков, автор прибегает к использованию такого приёма, как (А)______(предложения 16-18). Мысль о необходимости воспитывать в людях культуру автор подчёркивает с помощью такого синтаксического средства, как (Б)______( в предложениях 19, 20), а использование таких приёмов, как (В)______( предложения 23-25) и (Г)_______(предложения 27-28), помогает подвести итог авторским размышлениям».
Список терминов:
Сравнение
Термин
Парцелляция
Цитирование
Риторический вопрос
Эпитет
Ряд однородных членов
Гипербола
Ответ:
А | Б | В | Г |
Ответы к заданиям
Задание 1 | |
Задание 2 | |
Задание 3 | |
Задание 4 | |
Задание 5 |
Меджидова М.Б.
Алгоритм выполнения задания 24 ЕГЭ по русскому языку
Введение
ЕГЭ по русскому языку – это обязательная форма итоговой аттестации выпускников. Для успешной сдачи экзамена необходима систематическая и целенаправленная подготовка, требующая повторения всех основных разделов школьного курса русского языка. Практика подготовки обучающихся к ЕГЭ показала, что особое затруднение вызывает выполнение задания 24. Оно проверяет умение находить и правильно определять изобразительно-выразительные средства языка, используемые авторами в текстах. За выполнение задания 24 может быть начислено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение (Официальный информационный портал ЕГЭ. (www.ege.edu.ru)).
При подготовке обучающихся к выполнению данного типа заданий необходимо особое внимание уделить терминологическому аппарату. В данном пособии впервые предложено распределение всех изобразительно – выразительных средств на четыре группы: тропы, лексические средства, синтаксические средства и приёмы. Это намного облегчит выполнение задания 24. Пособие начинается со СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ.
Также в нём предложены выдержки текстов как художественных, так и публицистических, на основе которых написаны фрагменты рецензий. В них анализируются языковые особенности текстов. Необходимо вставить на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из предложенного списка.
Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к ЕГЭ, а также учителям русского языка.
Словарь терминов
Тропы
Эпитет | Художественное, образное определение, обычно выражается прилагательными, реже существительными или наречиями | На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн. | |
Метафора (Развернутая метафора) | Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов (скрытое сравнение). Развернутая метафора – это метафора, выраженная не в одном слове, а в целом предложении. | Мертвая тишина. Колесом за сини море солнце скатилось. Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, а вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной(разв.метафора). | |
Сравнение | Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого (выражается через союзы будто, точно, словно, как, как будто, сравнительную степень прилагательного) | Река покраснела, как девушка. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. | |
Литота | Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого–либо явления | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка | |
Гипербола | Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого – либо явления | Пот катился градом. В сто сорок солнц закат пылал. | |
Синекдоха | Разновидность метонимии, употребление части вместо целого или целого вместо части | Швед, русский колет, рубит, режет. | |
Олицетворение | Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ | Отговорила роща золотая. | |
Ирония | Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, в смысле обратном буквальному, с целью насмешки (создание комического эффекта) | Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона. | |
Метонимия | Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними | Стальной оратор дремлет в кобуре – револьвер. Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал. | |
Перифраз | Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты | Лев-царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (Осень). | |
Аллегория | Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа | Хитрость показывается в образе лисы, жадность – в образе волка, трусость – в образе зайца, весы означает правосудие, сердце - любовь | |
Лексические средства
Антонимы | Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные значения | Они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы | |
Контекстные антонимы |