В. Способы выражения обобщенности.
Средствами русского языка мы можем сообщать о действиях, состояниях или других признаках как конкретных, единичных, так и обобщенных лиц и предметов. С категорией обобщенности связаны понятия обобщенная референция имени (или референция к классу объектов), узуальное и гномическое время предиката, обобщенно-личные предложения (односоставные и двусоставные: Об этом говорят -Людичасто говорят о том, чего не знают). Обобщенные суждения формируются говорящим с помощью набора средств, предоставляемых системой языка, и используются в определенных коммуникативных целях, в сентенциях, афоризмах и пословицах, для подтверждения оценочных высказываний и обоснования побуждения и т.д. Эти средства (связанные со способами выражения и субъекта и предиката), причины их использования и функции обобщенных высказываний в тексте должны быть проанализированы в курсовой работе.
Прежде чем приступить к выполнению курсовой работы, сделайте упражнения.
Упражнение 1
Определите, какие предложения сообщают о признаках, свойствах, действиях конкретных, наблюдаемых говорящим или известных ему, лиц, предметов и событий (конкретно-референтные существительные), а в каких характеризуется класс лиц или предметов (абстрактно или обобщенно-референтные существительные). Укажите, в каких случаях можно изменить число подчеркнутого существительного без изменения смысла.
ОБРАЗЕЦ:
Отец вошел в комнату - конкретная референция, изменение числа невозможно;
Хороший отец заботится о детях - абстрактная референция, возможно изменение числа: Хорошие отцы заботятся о детях;
Люблю грозу в начале мая - абстрактная референция, возможно изменение числа: Люблю майские грозы;
Гроза разразилась неожиданно - конкретная референция, изменение числа без изменения смысла невозможно.
1. Женщины любят только тех, которых не знают (Л.). 2. Несколько дам скорыми шагами ходили туда сюда по площадке, ожидая действия вод (Л.). 3. Когда щенок устроит совсем-совсем маленькую лужицу на ковре, его тычат в нее носом; когда то же самое делает Зинин младший братишка, пеленку вешают на веревочку, а его целуют в пятку... (С.Ч.) 4. Что, если когда-нибудь эти записки попадутся на глаза женщине? - "Клевета!" - закричит она с негодованием (Л.). 5. Поэт по лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал. Он пел - а хладный и надменный Кругом народ непосвященный ему бессмысленно внимал (П.). 6. Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен (П.). 7. В пустыне чахлой и скупой, На почве зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит - один во всей вселенной. <...> К нему и птица не летит, И тигр нейдет - лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный (П.). 8. Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм (П.). 9. Как зыбок человек! Имел он очертанья - их не заметили. Ушел - забыли их. Его присутствие - едва заметный штрих. Его отсутствие - пространства мирозданья (Тютч.). 10. Почему елки всю зиму зеленые? (С.Ч.). 11. Потом поставили круглую решетку, подкатили к дверям клетку и вышли львы <...> Один лев сделал три шага и лег (С.Ч.). 12. Вообще, много на свете лишнего. Дикобраз, например (С.Ч.). 13. Слава богу, что я фокс. Собак в клетки не сажают (С.Ч.). 14. Значит, учитель прав, и любовь сильнее страха (Шар.). 15. Вдали показались сани: впереди были запряжены мыши, за ними - кошки, за кошками - собаки. <...> Сани мчались, как стрела. - Мыши боятся кошек, а кошки - собак, вот они и бегут так быстро, - сказал Учитель (Шар.) 16. Клевета вначале сладко Ветерочком чуть порхает И, как будто бы украдкой, Слух людской едва ласкает. (Севильский цирюльник, либретто). 17. Плохой врач лечит болезнь, хороший врач лечит больного (Афоризм).
Упражнение 2
Найдите примеры обобщенно-личных предложений. Определите, помощью каких языковых средств и с какой коммуникативной целью осуществляется обобщение по лицу.
1. Донецкая дорога. Невеселая станция, одиноко белеющая в степи, тихая, со стенами, горячими от зноя, без единой тени и, похоже, без людей. Поезд уже ушел, покинув вас здесь, и шум его слышится чуть-чуть и замирает наконец... Около станции пустынно и нет других лошадей, кроме ваших. Вы садитесь в коляску - это так приятно после вагона - и катите по степной дороге, и перед вами мало-помалу открываются картины, каких нет под Москвой, громадные, бесконечные, очаровательные своим однообразием (Ч.). 2. 8. Ворон ни жарят, ни варят (Кр.). 3. Из всех зебр она наиболее легко одомашнивается и приучается ходить в упряжке или перевозить тяжести (“И.э.ж.”). 4. Виктория. Число игроков неограниченно. Играют также в две полные колоды из 52 карт. Метать обязан каждый по очереди, хотя продолжительная метка не обязательна. Можно бросить колоду после первой же сдачи, ставку которой банкомет имеет право ограничить самой маленькой суммой. Каждый банкомет вправе бросать колоду, когда ему угодно, но зато и продолжать метки не может как только все карты выйдут. Банк обязательно переходит к следующему. Ставки на карту производятся до начала игры (“К. и.”).
5. [Медведенко:] Позвольте вас спросить, доктор, какой город за границей вам больше понравился?
[Дорн:] Генуя.
[Треплев:] Почему Генуя?
[Дорн:] Там превосходная уличная толпа7 Когда вечером выходишь из отеля, то вся улица бывает запружена народом. Движешься потом в толпе без всякой цели, туда-сюда, по ломаной линии, живешь с нею вместе, сливаешься с нею психически и начинаешь верить, что в самом деле возможна одна мировая душа, вроде той, которую когда-то в вашей пьесе играла Нина Заречная (Ч.).
6. Ответная реакция руки. Врач у ребенка, лежащего на спине, сгибает руки в локтевом суставе и в таком положении фиксирует их 5 секунд, после чего отпускает руки ребенка (“Н.”).7. Мы расхаживаем с Сережей Громаном по дорожкам Поповой горы и философствуем. В этом возрасте обычно больше всего философствуешь. Впрочем, в ту эпоху русские начинали философствовать едва вызубрив таблицу умножения, а кончали, когда полторы ноги уже были в кладбищенской яме (Мар.). 8. - Нам придется здесь ночевать, - сказал он с досадою - в такую метель через горы не переедешь (Л.). 9. При вытаскивании большой рыбы никогда не должно брать рукой за лесу, хотя бы и казалось это очень удобным... В одном только случае надобно прибегнуть к этому средству: если у вас переломится удилище очень высоко, тогда нечего делать, надобно поймать обломанный конец удилища и полегоньку подвесть рыбу к мелкому месту или пологому берегу и, взяв рукой за лесу на аршин или менее от рыбы, выволочь ее таском на берег. Если же место глубоко и берег крут, то, подведя к нему рыбу и придерживая наслаби левою рукою лесу - правою взять рыбу за жабры и выкинуть на берег, как уже и было мною сказано (Акс.). 10. Любишь кататься - люби и саночки возить (Пословица). 11. Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Кр.). 12. Цыплят по осени считают (Пословица). 13. Не рассуждай, не хлопочи. Безумство ищет, глупость судит (Тютч.). 14. Если бы молодость знала, если бы старость могла. 15. Фантастическое надлежит объяснять только фантастическим (Стр.).
Список литературы см. после Раздела IV.