Антиномия коммуникативной и экспрессивной функций. Их взаимосвязь в речевом акте.
Язык как явление когнитивное (или когнитивно-процессуальное) не только передает информацию о мире, обрабатывает её, непосредственно участвует «в построении, организации и усовершенствовании информации и способов её представления, но и обеспечивает протекание коммуникативных процессов, в ходе которых передаются и используются (прагматический аспект коммуникации. - Б.Ш.) огромные пласты знаний».
Язык и мышление человека образуют неразрывное единство не только и не столько на уровне логических категорий. Когнитивные структуры нашего мышления содержат не только логические, но и эмотивные компоненты. Более того, думается, что чувства и эмоции человека - в некотором смысле генератор случайных величин, реализующий переход от неошибающегося интеллекта к ошибающемуся разуму, способному не только впитывать и передавать информацию, но и выражать своё отношение к ней, всегда субъективно окрашенное, следовательно, не претендующее на «истину». Поэтому значение экспрессивной (эмотивной, репрезентативной etc,) функции языка для человека разумного не менее важно, чем функций коммуникативной или информативной: иначе мы мало бы чем отличались от «интеллектуальных» машин. Известна антиномия информативной и экспрессивной функции языка: стремление к регулярности, унификации, дискретности языковых единиц vs. их экспрессивной отмеченности, нестандартности. Экспрессия всегда недискретна, нелогична, в отличие от информации. Когнитивная сущность экспрессии (экспрессивности) как особого типа познания — в искажении информации; экспрессивация (т.е. экспрессивная категориализация) — это процесс искажения информации, экспансия «обманутого ожидания», направленная на слушающего.
Структура речевого акта
↓ Контакт (фатическая) ↓
↓ Контекст (референтная) ↓
Адресант (эмотивная)→сообщение (поэтическая) →адресат (регулятивная)
Код (метаязыковая)↑
Функции языка осуществляются в любом речевом акте, функции речи – нет. В данной схеме каждая функция речи или языка реализуется в определенном компоненте речевого акта.
3. Единицы языка и единицы речи. Вариативность единиц речи и инвариантность единиц языка
Единицы языка и единицы речи. К единицам языка традиционно относят фонему, морфему, лексему (слово), синтаксему (структурную схему предложения) и текстему. Данным единицам языка в речи соответствуют: звук (фон), морф, лекса (словоформа), фраза (высказывание), текст.
Следует отметить, что функции языковых единиц обычно делятся на три типа: семантические (или номинативные), синтаксические (или грамматические) и прагматические (или стилистические). Причем каждый из этих типов представляет собой множество более или менее сходных по своему содержанию функций.
Существует разделение единиц языка напредельныеи непредельные. Предельные единицы языка существуют в силу двух типов отношений в языке: отношений вхождения в единицу более высокого уровня и разложения на составляющие более низкого уровня – в своем конкретном аспекте; отношений дистрибуции в пределах своего уровня. При анализе языка эти единицы устанавливаются как результат предельного разложения. К предельным единицам языка относятся: дифференциальные признаки фонем, фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения. Непредельные, или недискретные единицы языка обнаруживаются при анализе языка как результат непредельного, не доведенного до конца разложения. К непредельным единицам относятся: дифференциальные признаки слова (просодия), группофонемы (например, безмольные и диезные слоги), квазиморфемы (англ. sp-, sn- и т.д.), аналитические формы слова (русск. буду читать, англ. to have written), словосочетания, сложные предложения. Кроме того, в языке существуют общие недискретные явления: паронимия в лексике, архифонема в фонетике, синкретизм в грамматике.
Как известно, язык представляет собой сложную многоуровневую систему, т.е. состоит из фонологического, морфологического, лексического, синтаксического уровней.
Фонемаявляется минимальной единицей языка, образованной пучком дифференциальных признаков и выполняющей смыслоразличительную функцию. Для того чтобы продемонстрировать смыслоразличительную функцию, необходимо найти фонологическую оппозицию, т.е. противопоставление двух слов, различающихся звуковым минимальным элементом. Фонологическая оппозиция является основанием для выделения в языке двух фонем. Например: лак – рак. Еще одной важной функцией фонемы является конструктивная функция, поскольку из фонем состоят слова. Фонема отличается от звука тем, что она является единицей языка, т.е. ее нельзя произнести, она абстрактна и может быть представлена в разных звуках речи, например: с Аней, с Галей, с Тиной, с Димой, с Улей, с Шурой, с Женей, с Чуком и т.д.
Морфема представляет собой наименьшую единицу языка, обладающую семантикой. В качестве основной единицы морфемного уровня языка она характеризуется четырьмя важнейшими признаками: повторяемостью, значимостью, неделимостью и абстрактностью. Так, корневые морфемы имеют денотативное значение, словообразовательные морфемы несут лексическое значение и служат для образования новых слов. Например, русскому словообразовательному суффиксу –ист, имеющему значение профессии или какого-либо рода деятельности для лиц мужского пола в английском языке соответствует суффикс –er, в немецком языке также суффикс –er, в итальянском - -essa. Грамматические, или словоизменительные морфемы, или флексии несут грамматическое значение и служат для образования новых форм одного и того же слова. Следует также отметить, что грамматические морфемы могут ничего не называть в реальности, следовательно, за ними закрепилось название внутриязыковые морфемы, поскольку они нужны только для самого языка, чтобы согласовывать слова в тексте. Для того чтобы выделить морфему в слове, нужно подобрать либо ряд однокорневых слов, либо слов с такими же аффиксами.
Единицей лексического уровня является лексема, которая представляет собой слово в совокупности всех его конкретных грамматических форм и выражающих их флексий, а также всех значений и возможных смысловых вариантов. Лексема выполняет номинативную функцию. Следует отметить, что словоформы, т.е. словоупотребления, состоящие из одинаковой последовательности звуков, объединяются в слова на основании как внешних (формальных), так и внутренних (содержательных) признаков. Внутренний, или содержательный признак предполагает наличие у словоформ, относящихся к одному слову, идентичного вещественного содержания, основанного на их связи с одной и той же реалией, которые обозначены словоформами. Наличие у словоформ, относящихся к одному слову, общего вещественного содержания является наиболее важным показателем, с помощью которого словоформы синтезируются в слова, или лексемы.
Структурная схема предложения является основной единицей синтаксического уровня. Образцы, по которым говорящий строит, а слушающий воспринимает высказывания, синтаксическими моделями, или структурными схемами, это значит, что синтаксический образец может быть представлен символически, в виде отношений между некоторыми классами языковых единиц. В качестве таковых могут выступать морфологические разряды слов (например: имя существительное в таком-то падеже) или обобщенные семантические функции, участвующие в представлении ситуации (например: субъект действия, объект, адресат, инструмент и т.п.), или же одновременно и те и другие. Все высказывания, которые мы слышим или пишем, можно свести к нескольким десяткам типовых структурных схем, основной функцией которых является коммуникативная функция, т.е. передача информации об отношении между предметами. Иначе говоря, структурная схема предложения – это абстрактный образец, состоящий из минимума компонентов, необходимого для создания предложения. Например, структурной схемой предложения «Жизнь длинна» является: N¹ (Cop.) Adj.
Следует отметить, что единицы каждого более высокого уровня несводимы к простой сумме единиц простых уровней. Единица каждого следующего уровня приобретает новую функцию. Так, морфема представляет собой сумму фонем плюс значение, лексема – упорядоченную совокупность морфем плюс номинативная функция, предложение – совокупность лексем плюс коммуникативная функция.
Если единицы языка – это знаки, а знаки представляют собой материальный предмет, который замещает другой материальный предмет, т.е. знак состоит из плана выражения (звуковой оболочки) и плана содержания (семантики), то своим планом выражения любая единица языка опирается на единицу более низкого уровня, а своим планом содержания единица каждого более низкого уровня входит в единицу более высокого уровня.
Единицы разных уровней языка по-разному связаны с реальностью. Фонемы связаны с реальностью опосредованно, они лишь создают звуковую оболочку слова, ничего не называя в реальности. Морфемы также ничего не называют в реальности (имеются ввиду внутриязыковые морфемы). Лексема, как и структурная схема предложения, прямо связаны с реальностью, т.к. называют предметы в реальности.
Вариативность единиц речи и инвариантность единиц языка.
Считается, что единицы языка инвариантны, они существуют в определенном виде в сознании носителя языка, а для реализации в речи используются их варианты, подходящие для каждой отдельной речевой ситуации, в зависимости от цели высказывания, адресата и адресанта. Но варианты существуют и в системе языка, причем они не противоречат языковой норме. Ex. Творог - творог, ноль - нуль, слесари –слесаря, табурет – табуретка, лиса –лисица, варение –варка. Это подтверждает вероятностный характер языка и проявляется на всех уровнях языковой системы. Чтобы избежать трудностей при выборе того или иного варианта, учитываются синтагматические (отношения линейности, последовательности) и парадигматические связи слова, звука, etc. При этом проверяется, подходит ли данный вариант по смыслу, к ситуации общения (соответствует контексту), что часто бывает при восприятии искаженной или дефектной речи. Здесь нередко наблюдается действие закона лексической или грамматической сочетаемости, вероятностное прогнозирование конструкций.