А.А. Потебня. Концепция языка. Язык и мышление. Учение о слове.
Генетическое определение языка. Язык – это одна из форм мысли. Одновременно это переход от бессознательного к сознанию и к самосознанию.Функции языка. Язык – это средство познания человеком мира и самого себя, а потому и средство общения.Форма и существование языка – это деятельность, направленная к познанию. Язык – это полнейшее творчество.язык – это система знаков, способная к безграничному расширению.Языкознание. Язык понимается как форма (заимствовано у Гумбольдта). Выделяет внешнюю и внутреннюю формы. Внутренняя форма – содержание. Потебня делает шаг вперёд по сравнению с Гумбольдтом. Языковое содержание, способ его представления. Способ представления внеязычного содержания – языковая форма. Мы получаем разные картины мира. Потебня пытался конкретнее сформулировать положения Гумбольдта. Выделял языковое и внеязычное (мыслительное) содержание. Мышление не обязательно имеет языковую форму. Языковое содержание – это оформленное мыслительное содержание. Между собой внеязычное и языковое содержания взаимодействуют. У языкового содержания имеется своя форма – членораздельный звук. Языковое содержание является формой по отношению к внеязычному содержанию. Форма содержательна, а содержание оформлено. Не всё, что есть во внеязычном содержании, оформлено языковым содержанием. То, что не оформлено, - это "вещь в себе" (более правильно – "вещь для себя").2 категории: звучание и значение. Должны быть и 2 дисциплины (как говорится и в Пор-Рояле): о внешней стороне (фонетика) и о значении (учение о внутренней форме языка). Выделял 2 аспекта: учение о вещественном значении (лексическом) и о грамматической форме.Обе дисциплины он делит на историческую и описательную.Языкознание – это гуманитарная наука (т.к. задействован человек и его история). Также дал новый термин – это оснОвная (базовая) наука, т.к. описывает основные формы мысли. Вторая основная наука – математика. Языкознание ещё более элементарно, чем математика, т.к. математика без языка невозможна. Языкознание – наука историческая и генетическая. Языкознание и логика. Логика – наука о законах мышления. Языковые единицы не тождественны логическим. Предложение не равно суждению. Языковые единицы не тождественны логическим, т.к.:
• слово в ходе мысли предшествует понятию и отличается по содержанию (как у Гумбольдта);
• грамматическая и логическая правильность совершенно различны и могут существовать отдельно, друг без друга;
• грамматических категорий больше, чем логических;
• индивидуальные различия между языками вообще не могут быть поняты с логико-грамматических позиций. Логическая грамматика провозглашает универсальность грамматических категорий, а они народны и временны.
• логику как науку гипотетическую история не интересует. А языкознание – наука генетическая. Данные языка осмысливаются только историей.
• логика судит о мысли с точки зрения её тождества с собой. В языкознании – с точки зрения тождества с языком.Т.е. языкознание не ближе к логике, чем любая другая наука.Язык и мышление. Язык не равен мышлению. Язык способен сжимать бесконечный наплыв впечатлений до мысли. Языковой знак способен к бесконечному расширению.Знак – это намёк. Устройство слова. Словесный знак – двусторонняя сущность: звучание/значение. Есть звуковая материя, которая разлита в природе. Звуковая материя достаточно бесформенна, мы не можем перечислить все источники звуков. Звук – это чувственная реакция (рефлексия чувств). Под действием мышления эти звуки становятся членораздельными. Потебня – сторонник звукоподражательной теории.Звучание вне словесного знака, но оно обязательно. У нас возникает звуковой (акустический) образ слова.I элемент словесного знака – звуковой образ. Этот образ субъективен, он личный, индивидуальный, основывается на личных ассоциациях каждого человека. Возникает один индивидуальный образ и один индивидуальный смысл. На основе 1 содержательного признака образуется представление. Смысл представления возникает здесь и сейчас. Звуковой образ – без смысла. Представление тоже может быть без смысла (если его не опознать).Возникает несколько смыслов. Тогда возникает ближайшее значение. Оно уже предстаёт как языковое. Оно распадается на лексическое и грамматическое. Грамматическое значение очень абстрактно, оно представляет грамматическую категорию. А в лексическом значении есть некий набор признаков.
Можно не знать лексического значения, но понять грамматическое. Отсюда самое общее можно понять (процесс, предмет). Ближайшее значение должен понимать каждый. Это минимум информации, доступный и понятный наивному носителю языка. Оно указывается в словаре.Дальнейшее значение – количество смыслов стремится к бесконечности. Это предмет других наук. Это энциклопедические знания. Внеязыковое содержание (как и предмет как познаваемый объект). (дальнейшее значение,ближайшее значение,представление,звуковой образ,звучание)Норма словесного знака: ближайшее значение,звуковой образ.Представление может исчезнуть (заимствованные слова оказываются вообще без представления; у русских слов может заменяться другим). Но во всех вновь образованных слов обязательно. Представление – это знак знака значения. Если теряется представление, то могут выпадать слоги, слово может меняться.Звуковая форма – это дважды знак значения (ближайшего) и трижды знак дальнейшего значения. Звук и акустический образ – внешняя форма. Слово в речи каждый раз соответствует только одному акту мысли. Поэтому мы имеем каждый раз только 1 значение. Нет многозначных слов, есть однозвучные слова.Внутренняя форма – ближайшее значение и представление.Язык отражает мир не как копия, а как символ. Междометия опосредованы эмоциями (эмоция – это и есть внутренняя форма). Вторичные слова: более опосредованная связь. Связь по традиции.Звук становится членораздельным только потому, что пронизан мыслью. Звук указывает на значение не сам по себе, а по традиции (т.к. означал нечто другое). Звук – это знак знака. Без внутренней формы звук не будет членораздельным.Разряду мысли должна соответствовать языковая категория (части речи).
Характеристики части речи:Категориальное значение, за которым стоит разряд мысли. Категориальное значение – не языковое! Очень высокая степень абстракции (значение)Частные категориальные значения – понятийное и языковое значение. Грамматика (морфология) и лексика (форма)Синтаксическая функция – функция за пределами словоформы (функция)Общее значение (по Потебне) – это фикция, т.к. даже при наличии одинакового количества классов слов, сходных в своём логическом категориальном содержании, всегда будут многочисленные различия в конкретном наполнении каждого класса в каждом отдельном языке.Значение – это формальное значение. Область ближайшего значения.Потебня противопоставляет:
1) лексическое значение грамматическое значение
2) знаменательные слова служебные слова
3) грамматическое значение словообразовательное значение.Потебня вывел синтаксическую функцию на важное место.Язык – это система знаков, способная к безграничному расширению. Необходимость в знаках появляется в ходе совместной деятельности. Язык – это деятельность, в ходе которой язык не просто употребляется, но и постоянно создаётся и совершенствуется. Потребность в сжатии информации обеспечивается знаками.Члены предложения и части речи – это разные взгляды на одну и ту же проблему. Члены предложения – сжатие, а части речи – расширение. Знак – это третий элемент сравнения, основание для сравнения между тем, что было, и тем, что будет. Это отношение к предыдущему значению и намёк на последующее.У Потебни свой взгляд на абстрактное и конкретное в языке. Он отрицает, что на современной ступени развития синтаксические формы приобретают бОльшую синтаксическую отвлечённость и сложность. Сложное содержание можно выразить и простой формой. С развитием языков уменьшение форм не ведёт к уменьшению формальности языка.
Язык выполняет двоякую функцию: 1.Язык – это средство сжатия огромного числа признаков, составляющих мир познания человека и значений слов.2.Язык способен к безграничному расширению. Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, высший уровень человеческого познания. Слово – средство объектизирования мысли.Язык – не только средство выражения готовой мысли, но и средство создания мысли. Язык - явление, созданное в процессе развития народом по законам психологических ассоциаций и опирающихся на его психологию. При определении слова Потебня всегда указывал на связь звучания и значения.Язык характеризуется с трех сторон – со стороны звука, внутренней формы и их соотношения друг с другом. ОБЛАСТЬ языка не всегда совпадает с областью мысли, но мысль во многом определяется языком: предметы реальной действительности влияют на процессы мышления, заставляя человека создавать чувственные образы, т.е. субъективное представление о вещах и явлениях. В этом процесс на формирование субъективного представления может повлиять язык. Слова слагаются из чувственных восприятий – можно мыслить без звукового языка. Сначала слагается мысль – а потом идет развитие языка – Глухонемые, дети думают без языка, ребенок воспринимает и как-то своими восприятиями оперирует. Композитор сочиняет музыку, но оперирует не словами, нет опоры на слово – мыслит образами. Художественное мышление не нуждается в слове. Высшая форма мысли – логическое мышление, оно невозможно без языка. Функция языка – низшая форма мышления (представлений) – это необходимая ступень к высшей форме. Мысль не сводится к словесному выражению (плюс все, что за ним стоит). Надо уметь связывать вербальный и авербальный уровни нашего мышления. МЫСЛЬ БЕЗ ЯЗЫКА ВОЗМОЖНА, НО НУЖЕН ОПЫТ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. Потебня: В слове: внешняя форма – звуки, содержание (все значения) и внутренняя форма (ближайшее этимологическое значение). Внутренняя форма принадлежит языку, является объективным значением, содержащий один признак (внутренняя форма заимствована у Гумбольдта). Внешняя форма несет субъективное содержание и может содержать множество признаков. Если из слова исключить второе значение – субъективное, в слове останется внешняя форма – звук и этимологическое значение – внутренняя форма – отношение содержания мысли к сознанию. Потебня– многозначность – это внешняя форма (комплекс субъективных представлений, то, что наслаивается на внутреннюю форму слова)Все слова обладают внутренней формой, но из-за развития языка не во всех словах она проявляется ярко, Внутренняя форма, т.е. признак один и при любом употреблении слова этот признак остается внутренней формой слова, но происходит процесс сопоставления явлений действительности: Пример: слово крыло – внутренняя форма – покрывает, укрывает Крыло птицы – объективный образ не совпадает с субъективным Крыло здания – внутренняя форма - при возникновении переносного значения внутренняя форма сохраняется, но каждый раз происходит сравнение или сопоставление. Внутренняя форма – этимологическое значение – тот признак, которое закреплен за названием! «подснежник» - под снегом признак, а значение – цвет! каждый понимает слово по-своему, но внешняя форма проникнута объективной мыслью, независимой от понимания отдельных лиц.– не все слова имеют внутреннюю форму слова: у некоторых она стерлась. Ближайшее значение очень бедно, оно обобщенно. «Школа» - у каждого индивида представление дальнейшее.
Мыслительная деятельность человека состоит из нескольких этапов:
1.Предмет (вижу, слышу)
2.Выделение характерного признака (внутренняя форма)
3.Чувственный образ предмета (после обработки мыслью)
4.Апперцепция (начальное осмысление предмета)
5.Суждение (представление о предмете получает законченное формирование)
Значение не равно представлению!!! Значение гораздо шире, чем представление. «Защита» имеет много значений, «щит» - не то, что каждый себе представляет
МЛАДОГРАММАТИКИ
Второй период в развитии сравнительно-исторического и педологического языкознания связан с деятельностью Лейпцигской лингвистической школы. Ее молодые представители открыто выступили против догм сравнительного языкознания. Царнке назвал молодых языковедов младограмматики. Это шутливое название Бругман применил к обозначению научного направления, и «младограмматизм» стал лингвистическим термином.
Манифестом младограмматиков стало предисловие К. Бругмана и Г. Остхофа к первому тому «Морфологические исследования.Младограмматические идеи получили широкое распространение. Их можно обнаружить во Франции — у М. Бреаля, Асколи, Уитнея, Соссюра, Фортунатова, Бо-дуэна де Куртенэ. Младограмматизм представляет историко-сравнительное психологическое языкознание. Историзм и психологизм — два основных принципа, которые определяют младограмматическую систему взглядов на природу языка, предмет языкознания и методику научного исследования.Существенным недостатком по мнению младограмматиков, было то, что слишком много изучали языки, но слишком мало — говорящего человека, а именно он и является творцом языка. В основе методологических принципов младограмматиков лежат «две предельно ясные мысли: во-первых, язык не есть вещь, стоящая вне людей и над ними и существующая для себя; он по-настоящему" существует только в индивидууме, тем самым все изменения в жизни языка могут исходить только от говорящих индивидов; во-вторых, психическая и физическая деятельность человека при усвоении унаследованного от предков языка и при воспроизведении и преобразовании воспринятых сознанием звуковых образов остается в своем существе неизменной во все времена»Младограмматики считали, что непроизвольность языковых процессов и их сравнительная простота приводят к тому, что «простейшие психические процессы одинаковы у всех индивидов, а особенности отдельных лиц основываются на разных комбинашиях этих элементарных процессов». Основной вопрос — это отношение обычая к индивидуальной речи. Поскольку на язык оказывает влияние множество факторов, так или иначе затрагивающи х сознание человека, постольку основными приемами лингвистического исследования является тщательное описание отдельных фактов и факторов (в том числе и самонаблюдение) и сравнение результатов. Распространение младограмматических воззрений способствовало развитию диалектологии. Принципиальное значение исследования говоров состоит, по.мнению младограмматиков, в том, что, во-первых, народные говоры являются жив ы м и языками, они естественнее и закономернее представляют жизнь языкаИ во-вторых, младограмматики считали, что говоры полнее сохраняли жизнь языка, являлись в ряде случаев единственным источником нефиксированного прошлого.лингвистическая география.
Принцип историзмаМладограмматики считали принцип историзма важнейшим теоретическим требованием научного изучения языка.При решении проблемы логического и исторического младограмматики ценили больше историческое. не гипотетические праязыковые реконструкции, а конкретная фиксированная история языков является истинным предметом истории языка.Наиболее верные данные дают такие языки, как германские, романские, славянские: традиция у них сохраняется на протяжении многих столетий и они располагают живой разговорной речью. Это стремление охватить как можно больше языкового материала на длительном временном отрезке, всестороннее исследование отдельных явлений получило наименование эмпиризма (или атомизма)младограмматиков. Развитие языка мыслилось только э в о л ю -ц и о н н о.По аналогии с современным диалектным состоянием языков стали говорить о диалектном членении праязыка. Была выдвинута проблема языковых контактов и создана теория волн.Младограмматики обращали внимание не только на изучение конкретной истории отдельных явлений, но и на разработку принципов исторического развития и истории языка — фонетические (звуковые) законы и законы аналогии как два основных типа внутренних законов развития языка.По мнению младограмматиков, речевая деятельность имеет две стороны — физиологическую- и семантическую. Пауль различал фонетические и семантические процессы, подчеркивая, что между собой они не находятся ни в какой причинной связи.
Фонетические законыПонятие фонетического закона вызвало много научных споров и полемических выступлений. Стремление истолковать звуковую материю языка как физиологически упорядоченную было частью борьбы младограмматиков за научную точность языкознания.Понятие фонетического закона менялось, уточнялось и включало несколько моментов.- Первый признак фонетического закона — его материальный, звуковой характер, независимость от смысла — не вызвал больших возражений. Звуковой закон — это изменения, при которых звук меняется под влиянием соседних звуков, фонетической позиции и ударения.Второй признак фонетического закона — его регулярность, единообразие звуковых изменений. «Только то, что является закономерным и внутренне взаимосвязанным может быть подвергнуто научному исследованию. Причиной фонетических изменений Курциус считал удобство произнесения; поэтому взрывные звуки переходят в щелевые (Ш > > Ы) и нет движения в обратном направлении.звуковое изменение происходит механически, совершается по законам, не знающим исключений. Кажущееся исключение — это закономерность, которую еще надо открыть. Следовательно, нет исключений из фонетических законов, а есть перекрещивание их, а также влияние аналогии или влияния другого языка или диалекта.Младограмматики не только установили и описали ряд звуковых законов (ср., например, закон открытого слога, первую и вторую палатализации, воздействие / на гласные и согласные в работе Лескина. третий признак звукового закона — его социальную обусловленность. Если звуковая материя изменяется бессознательно, то семантика слов и форм затрагивает психику человека и покоится на ассоциации представлений и апперцепции. На этой основе младограмматики создали учение об аналогии и изменении значений слов.Закон аналогии исходит из признания активного характера речевойдеятельности говорящего.ассоциативная комбинаторная деятельность (напоминающая решение пропорциональных уравнений), в результате которой новые формы образуются по аналогии, по сходству с группами фактов, обычных в языке.Узус (язык) содержит правила и образцы (парадигмы), причем конкретные образцы обладают большим воздействием, чем абстрактные правила. Узус образует систем.пропорциональных групп. «Объединение в группу протекает с тем большей легкостью и становится тем более устойчивым, чем больше сходства в значении и в звуковой форме, с одной стороны, и чем прочней запечатлелись элементы, способные образовать группу, — с другой стороны, — считал Пауль. — Что касается последнего момента, то для образования групп пропорций важна, во-первых, частота единичных слов и, во-вторых, количество возможных аналогичных пропорций».Пропорциональные группы бывают двух типов — вещественные и формальные. Вещественные группы пропорций имеют частичное соответствие значения и звучания, например различные падежи одного существительного. Формальные группы пропорций основаны на функциональном сходстве, например: сумма всех форм именительного падежа, всех форм первого лица глагола и т. п. Действие аналогии распространяется на разные области языка — на флексии, словообразовательные типы и даже чередование звуков.Учение об изменении значений слов. Хотя аналогия и выравнивает в какой-то мере формы языка, она не может уничтожить изменчивости языка, который связан с говорящими индивидами.
Особенно изменчиво значение слов. Младограмматики уделяли большое внимание изучению изменения значений слов, разнообразию этих значений, различным соотношениям значения слова с предметом и понятием.Изменение значений происходит потому, что индивидуальное употребление и значение слова в узусе не совпадают. Поэтому принципиально различаются два типа значений — узуальное и окказиональное.Их отличие выявляется по четырем линиям: а) узуальное значение известно всем членам данной языковой общности, окказиональное значение — это значение в акте речи; б) окказиональное значение богаче узуального; в) окказионально слово называет нечто конкретное, предмет, тогда как узуально оно обозначает нечто абстрактное, понятие; г) узуально слово многозначно, окказионально — всегда однозначно. «регулярное возобновление таких отклонений приводит к постепенному превращению индивидуального и мгновенного в общее и узуальное».Основными видами изменений значений слов являются: а) специализация значения как в результате сужения объема и обогащения содержания (Glas — стекло и стакан), появление имени собственного, так и в результате обеднения содержания представления и расширег ния объема, переход имени собственного в нарицательное; б) метафорическое изменение — одно из важнейших: в выборе метафорических выражений проявляются различия индивидуальных интересов, а из совокупности метафор, ставших в языке узуальными, можно видеть, какие интересы преобладали в обществе; в) перенос названия на основе пространственных, временных или каузальных связей. Кроме того, указываются такие виды из-1 менений значений, как гипербола и литота, эвфемизмы.Различна культурно-историческая обусловленность значения слова! и понятия. Значения слов всегда приспосабливаются к данной сту-1 пени .развития культуры. Однако изменение самих понятий и предметов в этих случаях не ведет к изменению значения Таким образом, психологическое направление и особенно младо-грамматизм ответили на многие вопросы, стоявшие перед языкознанием в середине XIX в. Была уточнена методика сравнительно-исторического языкознания, поставлены основные проблемы семасиологии и функционально-семантической грамматики, проанализировано взаимоотношение языка и речи, язык определен не только как индивидуально-психологическое, но и как культурно-историческое явление.
Младограмматики — новое направление в языкознании, оформившееся в 70-х годах 19 века. Они слишком сильно критиковали старое, традиционное языкознание, за это их и назвали младограмматиками, а они взяли это название себе на самом деле.
Младограмматики — преимущественно школа Лейпцигского университета.
Лескин,Остхоф,Бругман,Дельбрюк.
Герман Пауль «Принципы истории языка» (1880) — здесь излагаются основные проблемы компаративистики с позиций младограмматизма.
Младограмматики отвергли многие высказывавшиеся ранее идеи:
- учение Гумбольдта, что внутренняя форма языка обусловлена национальным духом народа;
- учение Шлейхера о том, что язык — это природный организм и что в истории языка есть период творческого развития и период упадка.
Младограмматики считали язык индивидуально-психологическим явлением. Они подчёркивали, что нужно изучать не «язык на бумаге», а говорящего человека. Два основных методических принципа младограмматизма:
1. Регулярность фонетических изменений, их всеохватность.
В науку введено понятие фонетического закона,— который не знает исключений. Исключений нет. Если на примере какого-либо соответствия на первый взгляд кажется, что тот или иной закон не действует, это значит, что либо его действие приостанавливается другим законом, либо здесь наблюдается изменение по аналогии.
2. Принцип аналогии
В древнейших периодах истории языка изменения по аналогии играют не меньшую роль, чем в современности.каждое слово имеет свою историю.