Особенностях грамматического функционирования

В русском языке семантико-грамматическими разрядами можно назвать одушевленность/неодушевленность существительных, их принадлежность к собственным и нарицательным, собирательным, абстрактным и конкретным, исчисляемым и неисчисляемым, разряды прилагательных по значению (качественные, относительные и притяжательные) и др.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кадр 5

Типология грамматических категорий

Грамматические категории типизируются по различным основаниям.

По виду единиц, подвергнутых грамматической интерпретации (наиболее четко такое разделение категорий прослеживается в языках флективных, синтетических):

1) морфологические;

2) синтаксические.

морфологические

Морфологическими являются категории времени, лица, залога, рода, числа, падежа и др. Они отражают специфику грамматического функционирования словесных единиц.

синтаксические

В структуре категорий синтаксического типа функционируют синтаксические единицы.

По характеру передаваемых значений (по тем отношениям, которые они устанавливают с экстралингвистической действительностью) выделяются

1) объективные (отражательные);

2) объективно-субъективные (интерпретационные);

3) субъективные (формальные).

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

объективные

Объективные (отражательные) категории грамматически закрепляют отношения, имеющие место в реальности: число для существительных, род для одушевленных существительных и под.

объективно-субъективные

Объективно-субъективные (интерпретационные) грамматические категории выражают отношения между описываемой ситуацией и положением коммуникантов: лицо, время, залог, определенность/неопределенность и под.

субъективные

Субъективные (формальные) грамматические категории выражают отношения между единицами высказывания вне связи с реальностью: род неодушевленных существительных и под.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Морфологические грамматические категории противопоставляются по характеру отношений между противопоставляемыми единицами. Такое членение актуально только для языков с развитым словообразованием. В связи с этим выделяются категории

1) классификационные (категории слов);

2) формообразовательные (словоизменительные, категории словоформ).

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

классификационные

Противопоставляют классы слов по к.-л. признаку: род имен существительных, переходность глагола и под.

формообразовательные

Противопоставляют различные грамматические формы одного слова: род имен прилагательных, время глагола и под.

****************************************************************************

Кадр 1

Морфемика как раздел науки о языке. Типы морфем

Морфемика – раздел науки о языке, изучающий типы и структуру морфем, их отношение друг к другу и к слову в целом.

Центральной единицей в этом разделе является морфема – минимальная двусторонняя (обладающая формой и содержанием) единица языка, иногда выступающая в нулевомпроявлении (фонетически форма не выражена).

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Нулевом

Нулевыми наиболее часто оказываются флексии в языках соответствующего типа (дома – дом_, слышалась – слышал_ся). Их наличие определяется внутренним равноправием членов соответствующей грамматической парадигмы (среди шести падежей, а также среди трех форм рода глагола прошедшего времени ни одна из форм не является доминирующей). Напротив, если грамматическая форма по своему статусу оказывается вторичной – производной (англ. cat – cat’s), то по отношению к доминантной форме не следует говорить о наличии нулевой морфемы.

Морфемы по своей функции классифицируются следующим образом.

Особенностях грамматического функционирования - student2.ru Особенностях грамматического функционирования - student2.ru Морфемы

Корневые Аффиксальные

Особенностях грамматического функционирования - student2.ru Корневые морфемы являются носителями ядерной части лексического значения слова. Их наличие в слове является обязательным. Корневые морфемы являются общими для ряда однокоренных слов, выражая общность их лексического значения.

Аффиксальныеморфемы имеют статус служебных, конкретизируя различным образом лексическое значение слова или выражая грамматическое значение. Если перечень корневых морфем языка бесконечен, то перечень аффиксальных морфем языка может быть представлен в виде закрытого списка.

Аффиксальные морфемы могут быть классифицированы по месту в структуре слова и по функции.

По месту в структуре слова

По позиции в структуре слова относительно корня могут быть выделены следующие типы морфем.

Префикс (приставка) – морфема, помещаемая перед корнем (приход, вылететь).

Суффикс и постфикс – аффиксы, расположенные после корня (строи-тель, уч-и-ть, англ. stand-ing (стоящий), horse-s (лошади), нем. Studenten-schaft(студенчество)).

Постфикс

Постфиксами чаще всего называют морфемы, расположенные не просто после корня, а после окончания (разбежаться). Иногда постфиксами называют все деривационные морфемы, расположенные после корня, противопоставляя их флексиям (окончаниям) и формально-структурным (основообразующим) элементам.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Инфикс – аффикс, помещаемый в другую – чаще всего корневую – морфему (лат. vici – vi-n-co (вижу), fidi – fi-n-do (раскалываю), англ. stood – sta-n-d, лит. justi (чувствовать) – jutau – ju-n-ti).

Интерфикс – аффикс, служащий для соединения морфем (чаще – корневых) в слове (пар-о-воз, дерев-о-обрабатывающий, нем. Klasse-n-heft (школьная тетрадь), исп. pēl-i-rojo (рыжеволосый)).

Интерфикс

Функциональный статус интерфиксов не является для современной лингвистики однозначным. Одни ученые считают их сугубо формальными прокладками между морфемами, служащими лишь для удобства функционирования словесной формы. Другие признают их участие в формализации содержательных отношений между другими морфемами.

Трансфикс– аффикс, выступающий в виде элементов сцепления прерывистого корневого (реже – аффиксального) сегментов. Данный вид морфемы характерен для семитских языков, где корневая морфема, несущая словарное значение, состоит из трех согласных, а огласовка и формализация уточняющих значение элементов и грамматических форм осуществляется путем включения в состав слова гласных, составляющих определенные парадигмы (арабск. *ktb (писать) – kataba (написал) – kutiba (написан) – kitabun (письмо) и т.д.; *bnk (заимствование – банк) – bank (банк) – būnuk (банки)).

Конфикс (циркумфикс) – комбинированный аффикс, состоящий из префикса и постфикса, выступающий в тесном структурном единстве (на-уш-ник, при-морь-е, раз-бежать-ся, нем. ge-mach-t (сделанный, где mach – «делать»), ge-nomm-en (взятый, где nomm – «брать»).

Амбификс – аффикс, способный занимать различное положение относительно корня (англ. outlook и look-out – наблюдение).

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

По функции

Функциональная типология аффиксов основана на типологии отношений между их формой и выражаемым содержанием.

Аффиксальные

 
  Особенностях грамматического функционирования - student2.ru

Словообразующие Особенностях грамматического функционирования - student2.ru Формообразующие

Словообразующие (деривационные) аффиксы уточняют лексическое значение корня и, тем самым, создают новые слова (лес – лесник, петь – спеть). Деривационные аффиксы являются структурными элементами основы слова.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Основы слова

Основа слова – его ядерная часть, носитель его лексического значения, минимальной (и обязательной) структурной составляющей которой является корень слова. Кроме того, в основу могут включаться различные аффиксы, вносящие уточнение в лексическое значение слова. Основа слова вычленяется исключением из структурного состава слова формообразующих морфем – носителей грамматического значения.

Формообразовательные аффиксы выражают грамматическое оформление слова, способствуя функционированию слова в разных грамматических формах (лес – леса – лесу, петь – пели).

***************************************************************************

Кадр 1

14. Словообразование как раздел науки о языке

14.1. Основные понятия словообразования

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.

Основной единицей словообразования является производное слово (дериват). Производным считается слово, форма и содержание которого мотивировано формой и содержанием другого слова того же языка (производящего слова). Производное слово структурно сложнее, чем производящее (снег – снежок, чертить – начертить, англ. able – unable, нем. ablegbar – unablegbar).

Непроизводным называется слово, основа которого совпадает с корнем (море, столб, человек, англ. black, нем. coat).

Структура производного слова включает производящую основуи формант(снеж-ок, на-чертить, англ. – un-able, нем. – un-ablegbar).

Производящая основа – это основа производящего (мотивирующего) слова. Формантом называется средство образования нового слова.

Формант является носителем словообразовательного значения.

Формант, обладающий определенным лексическим и грамматическим содержанием, воздействует на производящую основу, также обладающую собственным лексическим и грамматическим содержанием. В результате у производного слова возникает особый вид значения – словообразовательное значение, выражающее семантическое отношение производного слова к производящему (строитель, учитель, дознаватель – «человек по профессиональной деятельности»).

Ряд слов с общим формантом обладает общим словообразовательным значением.

В различных языках производство слов осуществляется по-разному. В языках аналитических слово чаще всего меняет свой лексико-грамматический статус за счет установления новой сочетаемости. В синтетических языках к корню присоединяются аффиксы, определенным образом преобразуя его исходное лексическое значение. В языках изолирующего типа наиболее частотно основосложение.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

В синтетических языках

В языках с развитой аффиксальной деривацией актуальными становятся следующие понятия.

Словообразовательная цепочка – совокупность производных, упорядоченных так, что каждая предыдущая единица является производящей для последующей.

Словообразовательная парадигма – совокупность производных слов с общим производящим.

Словообразовательное гнездо – совокупность всех однокоренных слов языка, организованных в словообразовательные цепочки и словообразовательные парадигмы.

Для описания словообразовательной системы языка используется понятие словообразовательного типа – модели строения производных слов, обладающих общностью трех элементов: 1) тип (частеречная принадлежность) производящей основы; 2) семантическое соотношение между производным и производящим (словообразовательной значение); 3) формальное соотношение между производным и производящим (формант).

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кадр 2

14.2. Способы словообразования

Рассмотрим способы словообразования, действующие в различных языках мира.

Особенностях грамматического функционирования - student2.ru Особенностях грамматического функционирования - student2.ru Особенностях грамматического функционирования - student2.ru Способы словообразования

аффиксацияредупликация

(в том числе безаффиксный)

конверсия Особенностях грамматического функционирования - student2.ru сложение

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Аффиксация

Аффиксация является наиболее характерным способом словообразования во многих языках, особенно характерна она для языков европейских. Аффиксация включает префиксацию (образование нового слова путем присоединения приставки: мыть – перемыть), суффиксацию (образование нового слова путем присоединения суффикса: столб – столбик, англ. read – reader, нем. arbeit – Arbeiter), префиксально-суффиксальный способ (одновременное присоединение приставки и суффикса: окно – подоконник), усечение, или безаффиксный способ (новое слово образуется путем усечения основы: синий – синь, летать – лет).

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Конверсия

Конверсия – способ словообразования, при котором внешняя форма слова не меняется, производное слово лишь получает новый грамматический статус (переходит в другой грамматический класс). В качестве форманта при конверсии выступает морфологическая парадигма, показывающая принадлежность производного слова к другому частеречному классу. Преобразуется, соответственно, и синтаксический статус единицы. Именно в связи с этим конверсию считают морфолого-синтаксическим способом словообразования.

Конверсия – ведущий способ словообразования в языках аналитического типа (например, в английском: exhibit – показ, выставка, to exhibit – показывать; water – вода, to water – мочить, поить; saline – соль, saline – солить и др.). Знакомы различные виды конверсии и другим языкам (нем. leben – жить, das Leben – жизнь и др.). Для русского языка продуктивен словообразовательный тип, структурной основой которого является переход прилагательного в разряд существительного (больной, участковый, постовой и под.).

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Сложение

Сложение (словосложение)– создание в языке нового слова на основании соединения нескольких слов (основ), часто при участии интерфикса. Вновь образованное слово приобретает семантическую, грамматическую и структурную целостность.

Семантика производного во многих случаях демонстрирует качественно новое словесное содержание, не получаемое путем простого суммирования значений производящих. Так, русское пароход и пар, ходить, английское blackboard(школьная доска) и black (черный), board (доска), немецкое Zuschauerplatz(трибуна) и Zuschauer (зритель, публика), Platz (место) претерпели качественные семантические преобразования элементов в процессе словопроизводства.

Структурная целостность проявляется в невозможности изменить порядок слагаемых элементов производного, в невозможности вставить третий элемент. Фонетический облик производного слова также указывает на структурную целостность – формируется единое ударение, происходит перестройка элементов фонетический оболочки по отношению к этому ударению (хотя в редких случаях наряду с основных сохраняется побочное ударение). Графически производное слово, образованное в результате сложения, представляется как единая единица (реже – через дефис, крайне редко – раздельно).

Грамматическое оформление выражается в единстве грамматических категорий производного слова и средств их реализации (исключения редки – например, русское числительное, где грамматическое оформление получают все производящие основы: пятьюдесятью, пятидесяти и т.д.).

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Редупликация

Редупликациякак способ словообразования характерна для языков различного строя. Формальное выражение редупликация находит в фономорфологическом удвоении начального слога или целого корня. Предельный случай редупликации – повтор (еле-еле, только-только, высокий-высокий, индонезийск. api (огонь) – api-api (спички),самоан. solo (полотенце) – solosolo (носовой платок) и под.), и в этом случае редупликация может рассматриваться как вариант словосложения.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

По отношению к каждому языку релевантным оказывается разграничение продуктивных (преимущественно используемых) и непродуктивных словообразовательных типов. Так, в немецком языке продуктивным является образование существительных от глаголов с суффиксом –ung со значением названия действия или его состояния: verbinden – die Verbindung (связывать – связь), kleiden – die Kleidung (одевать – одежда) и под. Для современного русского языка одним из крайне продуктивных типов является образование отадъективных существительных с суффиксом –ость со значением отвлеченного признака: резвость, бодрость, смелость и под.

О словообразовательной продуктивности можно говорить и в диахронном аспекте, выделяя словообразовательные модели, характерные для каждого периода жизни языка.

*********************************************************************

Кадр 1

Учение о частях речи

Наши рекомендации