Лексическое значение слова: природа и внутренняя организация
Семасиология – раздел языкознания, занимающийся лексической семантикой, т.е. значениями слов и словосочетаний, которые используются для называния предметов и явлений действительности.
В центре семасиологии – лексическое значение слова – содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и т.д. Лексическое значение слова является результатом переработки знаний о мире человеческим сознанием.
Природу лексического значения слова, его внутренняя организация представлена в схеме, называемой в лингвистике «семантическим треугольником»:
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Семантическим треугольником
Семантический треугольник Огдена/Ричардса, созданный в 1923 году и ставший первой графической моделью значения, популярен в лингвистике и в настоящее время (Ogden C.K., Richards I.A. Meaning of meaning. N.-Y., 1927). В нем отражена связь трех логико-лингвистических категорий: имени, понятия и значения.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
сфера языка
Форма слова
ДенотатСигнификат
сфера действительности сфера сознания
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Форма слова
Форма слова. В данном случае имеется в виду реализация значения в виде последовательности звуковых элементов (фонетическое слово) или графических знаков – другими словами, это означающеев аспекте знаковой природы лингвистической единицы, ее формальная, внешняя сторона.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Денотат
Денотат – предмет реальной действительности, обозначенный в словесной форме. Термин «денотат» обозначает предмет действительности в обобщенном виде (для слова город денотативной составляющей будет являться любой город мира вообще, обладающий соответствующими признаками, а не конкретный город – Москва, Томск, Стрежевой и т.д.).
Денотат в конкретно-речевых условиях реализуется как референт – тот объект реальности, о котором идет речь в данном, конкретном речевом отрезке (употребленное в высказывании Ну вот и в город приехали! слово город соотносится с референтом «конкретный город, о котором говорится в сообщении»).
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Сигнификат
Сигнификат– понятийное содержание словесной формы как языкового знака. Это означаемоев аспекте знаковой природы лингвистической единицы, ее содержательная, внутренняя сторона, совокупность тех представлений о предмете, которые оказались вычлененными сознанием человека и закрепленными в словесной форме данного языка (для слова город сигнификативной составляющей оказывается совокупность представлений человека о городе как географическом объекте, его отличие от поселка, деревни, лесного массива, с его промышленными объектами, инфраструктурой, особым типом оформления пространства и т.д.).
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
В соответствии с этой схемой лексическое значение слова имеет три стороны:
1) предметная отнесенность(отношение к денотату);
2) понятийная отнесенность (отношение к категориям логики, к понятию);
3) значимость (отношение к другим словам данной языковой системы).
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Предметная отнесенность
Предметная отнесенность
Общая частная
(отношение (отношение
к классу денотатов) к конкретному денотату)
Ель – хвойное дерево. У входа росла старая ель.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Ель
Ель – хвойное дерево.
В данном случае контекст требует от слова ель актуализации свойств, общих для этого класса деревьев, указания на принадлежность данного денотата к этому классу.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Ель
У входа росла старая ель.
В этом случае контекст предполагает соотнесение словесной формы ель с конкретным денотатом и актуализации особых, специфических (частных) свойств объекта – «расположенность у входа», «старость».
понятийная отнесенность
Лексическое значение слова как категория лингвистическая соотносится с логической категорией понятия.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Понятия
Понятие – «форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса» (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. Москва: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. С. 575).
Именно понятие обобщает свойства предметов реальной действительности, вычленяя их существенные свойства. И такое обобщение оказывается базовым для формирования лексического значения слова, лингвистически оформляющего как единое целое класс предметов реальной действительности, обладающий указанным свойством.
Понятия
научные бытовые
В основе лексического значения для большинства лексических значений слов лежат бытовые понятия. Так, всем носителям языка известно, что такое вода. Бытовые представления о воде отражаются в толковых словарях, призванных фиксировать лексические значения слов. Но научные знания об этом веществе строятся по другой модели, избирая в качестве существенных несколько другой набор признаков. На основании научных понятий строится лексическое значение терминов.
Бытовые представления о воде
Сравним описание лексического значения слова вода, приведенное в толковом словаре (1), и толкование понятия вода в энциклопедическом словаре (2). Даже здесь можно обнаружить существенную разницу.
1. Вода – «прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода» (Здесь и далее использованы словарные статьи из [Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ Ltd, 1992]).
2. Вода – «H2О, жидкость без запаха, вкуса и цвета; плотн. 1,000 г/см3 (3,98˚С), tпл 0˚С, tкип 100˚C; при замерзании образует лед. /…/» (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. Москва: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. С.141).
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Терминов
Термин – слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности, то есть научные понятия.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Отдельно следует рассматривать вопрос о соотношении с понятием лексического значения имен собственных(называющие индивидуальные предметы, а не предметные классы), указательно-заместительныхслов и междометий(не имеющих четкой понятийной отнесенности).