Фонетика как раздел науки о языке
Предмет фонетики
Речь доступна для восприятия благодаря материальности своих знаков. Знаки эти – звуковые при устном общении и графические при письменном. Изучением звуковой стороны языка занимается фонетика, один из разделов языкознания.
Термин фонетика происходит из греч. pfōnè (звук, гшолос, шум, речь). Она изучает звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи, инвентарь звуков, их синтез, звуковые законы. Из всех основных разделов лингвистики фонетика – самый молодой. В европейском языкознании до ХIХ в. не различались звуки и буквы, не осознавался тот факт, что план выражения естественного языка исчерпывается звуками.
Отдельные разделы фонетики обладают либо особым предметом исследования, либо особым методом исследования, либо особой точкой зрения на звуки. Предметом изучения сегментной фонетики является способ образования и свойства отдельных звуков. Предмет супрасегментной фонетики, или просодики – звучание более крупных отрезков речи: слогов, слов, синтагм, фраз. Специфические инструментальные методы исследования обособляют экспериментальную фонетику.
Автономную область фонетики образует фонология, или функциональная фонетика, изучающая звуки лишь в той мере, в какой они способствуют различению смыслов. Фонология возникла позже других разделов фонетики. Она вырабатывает системный взгляд на фонетический уровень, исследует структурные и функциональные закономерности звукового строя языка.
Историческая фонетика имеет дело лишь с фактами письменности, она не может анализировать звуки непосредственно, поэтому это наименее «звуковой» раздел фонетики.
_______________________________________________________________________________
Инструментальные методы исследования
К инструментальным методам относятся: палатография, при помощи которой устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании, тензопалатография для измерения силы артикуляции, рентгенография, позволяющая видеть положение органов речи и их движение, осциллография, позволяющая определять длительность, высоту и интенсивность звуков, спектрография, дающая общую акустическую картину звука.
КАДР
Фонетическая организация и членение речи
Речь построена из звуковых отрезков разной длины. Кратчайшим звуковым отрезком являются звуки речи. В речевом потоке изолированности отдельных звуков нет. Звуки речи и слоги – простейшие сегментные (линейные) единицы языка, ударение и интонация – суперсегментные единицы. Такты, синтагмы и фразы – сложные сегментные единицы, объединенные ударением и интонацией.
В потоке речи происходит членение не на отдельные звуки, а на слоги. Мельчайшей произносительной звуковой единицей, которую можно произнести изолированно, является слог. Физиологический механизм слогообразования относится к самым стойким навыкам речевой деятельности. По расположению слоговых (гласных) и неслоговых (согласных) звуков принято выделять несколько типов слогов.
Группа слогов, объединенных одним ударением и отделенных от другой группы паузой, называется тактом. Такт – это отрезок, сплачиваемый ударением и выделяемый невозможностью, неестественностью внутренней паузы. Такт может включать один и более слогов. Границы слова и такта могут совпадать. Между тактами в потоке речи обязательно отмечаются непродолжительные паузы: при всем / при том.
Такты объединяются в более крупные элементы – синтагмы.Синтагма – это минимальный отрезок речевой цепи, характеризующийся целостностью смыслового содержания, грамматической и фонетической оформленностью: резать яблоко, разъезжать по разным городам. Фонетическое единство синтагмы достигается усилением последнего в синтагме словесного ударения, которое называется синтагматическим: Как удивил меня / поступок брата. Синтагма не создает впечатления интонационной законченности, это отрезки речи, отделенные друг от друга сменой интонационного рисунка и небольшими паузами. Цепочка синтагм объединяется в более крупное смысловое целое – фразу.
Итак, речь фонетически распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми произносительными фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени.
________________________________________________________________________________
Типов слогов
Слоги бывают прикрытые и неприкрытые, открытые и закрытые. Комбинация из данных четырех признаков и образует четыре типа слога. Если условно обозначить все гласные знаком a, а согласные – знаком t, то
a – это слог неприкрытый, открытый,
ta – прикрытый, открытый,
at – неприкрытый, закрытый,
tat – прикрытый, закрытый.
В тех языках, где нет ограничений в типе слога, слог большой роли не играет. В большинстве языков есть свой преобладающий тип слога. Целый ряд языков допускает лишь открытые слоги, к ним относятся, например, полинезийские, о чем легко судить по названиям островов Тихого океана –Ра-па-ну-и, Га-ва-йи, Ту-а-мо-ту.
Принцип открытых слогов когда-то господствовал в славянских языках. Славянские языки тяготели к прикрытым слогам. Перед начальными гласными в славянских языках часто появляются протетические согласные (дополнительный звук в начале слога). Начальное [e] переходит в [je], [o] – в [vo]: лат. edo > рус. еда, ст.-слав. осмь > рус. восемь.
Уральские и тюркские языки в начале слога допускают лишь одиночный согласный. Заимствования с начальными сочетаниями согласных должны были устраняться. Этого можно достигнуть следующим образом.
1) Первый согласный опускается и группа согласных упрощается. По такому пути пошли прибалто-финские языки, заимствуя германские и славянские слова: фин. lejma (клеймо), raaki (брак), raja (край), Ranska (Франция), эст. rist (крест).
2) Между согласными появляется эпентетический гласный: венг. baràt (из слав. брать), kiràly (из слав. краль).
3) Перед начальным согласным возникает протетический гласный: лат. schola > исп. escuela, лат. scutum ‘щит’ > исп., порт. escudo.
Тип слога определяет общий фонетический строй языка, влияет на усвоение заимствований и изменение фонетического строя языка в условиях преобразования типа слога, а также на трансформацию лексического и грамматического строя.
Такт
Служебные слова чаще безударны и примыкают к ударным. Безударное слово, стоящее перед ударным, называется проклитикой: англ. in the house ‘в доме’, рус. мой дядя, на поле. Безударное слово, стоящее после ударного, называется энклитикой: рус. за реку, по воду, думал бы, дай-ка, польск. študuje sa ‘он учится’, uczymy się ‘мы изучаем’.
Фразу
Фраза объединяет синтагмы благодаря наличию фразового ударения, падающего на последний ударный гласный в последней синтагме. По своей линейной протяженности фраза совпадает, как правило, с предложением. Фраза состоит из одного и более синтагм, это наиболее крупная фонетическая единица. Она образует интонационное и смысловое единство. Фразы разделяются значительными паузами, во время которых говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации.
КАДР
Ударение
Над цепочками отдельных звуков надстраиваются некоторые звуковые явления: всевозможные пограничные сигналы, ударения, движения основного тона, которые в совокупности, называются просодическими средствами языка. Важнейшие просодические явления – это ударение и интонация. Это суперсегментные единицы языка.
Ударение – это выделение какого-либо слога из цепи слогов каким-либо способом. Именно ударение объединяет слоги в такт. По объекту выделения ударение бывает словесное, синтагматическое, фразовое. Такое выделение может быть произведено тремя способами: силой произношения, долготой и движением голосового тона. По акустико-артикуляционной характеристике различается ударение монотоническое и политоническое.
По месту словесного ударения различаются языки со свободным (разноместным) ударением и языки со связанным или фиксированным одноместным ударением. В языках с фиксированным одноместным ударением ударение падает на определенный слог относительно начала или конца слога. Постоянное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка.
При свободном ударении ударным может быть любой слог слова. К языкам со свободным ударением относятся русский, литовский, мордовский, английский. В языках со свободным ударением, благодаря ударению, могут различаться разные слова и формы слов (рус. мука– мука, засыпать – засыпать, руки – руки).
В другом аспекте различается подвижное и неподвижное ударение.
Организующая роль ударения очень велика в языке. Различные типы ударения выполняют разные функции: словоразграничивающую, кульминативную, семантическую, грамматическую.
________________________________________________________________________________
По объекту выделения
По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное, синтагматическое и фразовое. Прежде всего ударение связано со словом, является его признаком. Словесным ударением называется выделение одного из слогов фонетического слова и подчинение ему всех остальных безударных слогов. Словесное ударение наблюдается в слове или группе, состоящей из знаменательного слова и примыкающих к нему служебных или полуслужебных слов. Раздел науки, изучающий словесное ударение, называется акцентология.
Различаются четыре типа синтаксического ударения: фразовое, синтагматическое, логическое и эмфатическое, или эмоционально-экспрессивное.
Фразовое и синтагматическое ударение выполняют фонетическую и семантико-синтаксическую роль, объединяя слова в синтагмы и фразы. Фразовыми называются наиболее интенсивные словесные ударения в высказывании. Фразовое ударение падает на последний ударный гласный последней синтагмы: Что вы делали вчера вечером?
Слово, носящее на себе синтагматическое ударение, будет иметь ударный слог более сильный и более долгий, чем другие слова той же синтагмы. Синтагматическое ударение падает на последний ударный слог синтагмы.
Иной характер носит логическое ударение. Оно наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. Логическое ударение способно даже нарушать нормы словесного ударения: до еды и послееды. Логическое ударение может быть поставлено на любом слоге, оно зависит от смысловых устремлений говорящего.
Эмфатическое ударениесвязано с эмоциональным выделением тех или иных слов в составе высказывания: Он замеча-ательный человек!
Монотоническое
Монотоническое ударение характеризуется единством высоты, но изменением силы и длительности звука. Монотоническое ударение достигается более интенсивным произнесением ударного слога, при этом нередко происходит его удлинение. Монотоническое ударение бывает силовым (динамическим) и квантитативным (количественным, долготным). При динамическом ударении слог выделяется силой воздушной струи, при квантитативном – длительностью. Часто динамические и квантитативные признаки сопутствуют друг другу. Так например, в русском языке ударный слог отличается от безударного не только силой, но и длительностью. Русское ударение более сильное, чем французское, польское, словацкое.
Политоническое
Политоническое (музыкальное, тоновое) ударение характеризуется изменением высоты тона, его музыкальностью. Ударный слог выделяется интонационно понижением, повышением тона. Таким было ударение в латинском, древнегреческом, древнеиндийском, праславянском языках, имеется он в сербохорватском и литовском, норвежском, шведском, китайском, вьетнамском, корейском, японском и др. языках. В языках с музыкальным ударением е слова, одинаковые по фонетическому составу, отличаются движением слогового тона: литовское sũdyti ‘судить’ произносится с восходящим тоном на первом слоге, а sūdyti ‘солить’ – с нисходящим; aũšti ‘светать’ и áušti ‘мерзнуть’.
Постоянное ударение
Ударение может быть на первом слоге (чешский, словацкий, латышский, финский), на втором слоге (лезгинский), предпоследнем (польский, марийский) и последнем (тюркские, французский, армянский, таджикский).
Разновидностью фиксированного ударения является альтернативное, при котором место ударения определяется выбором из двух возможных слогов в зависимости, например, от долготы / краткости слога, как в латинском языке.