Тема 1. Научные парадигмы в истории лингвистики
Пояснительная записка
УМК составлен в соответствии с ОПД. Ф.01.03
Курс истории языкознания завершает общелингвистическую подготовку студентов-лингвистов. Он перекликается с курсом общего языкознания, который закладывает основы общелингвистического знания. Оба названные курса призваны формировать у студентов систематизированные представления о природе и сущности естественного человеческого языка, о его месте в деятельности человека, о структурной организации языка и об основных единицах языка и типах отношений между ними, об общих законах развития языка, о языковых универсалиях, о взаимоотношении языков со структурой общества, культурой, историей народов, о роли языка в мыслительно-познавательных процессах и т.д.
В рамках курса истории языкознания студенты знакомятся с историей лингвистических учений, с основными направлениями и школами, углубленно изучают теоретические проблемы языка и языковой коммуникации. Задача курса заключается в выработке представлений о динамическом процессе развития лингвистических идей от древнейших времен и до наших дней, в знакомстве с новейшими научными направлениями в мировом языкознании, с их концептуальным и методологическим аппаратом, с исследовательскими принципами.
Курс истории языкознания поднимает теоретический уровень выпускников лингвистических факультетов, вооружает их методологией и методикой лингвистического анализа, способствует теоретическому осмыслению того богатого фактического материала, с которым познакомились студенты при изучении специальных лингвистических дисциплин. Курс истории языкознания ставит целью выработать у студентов умение разбираться в сложных вопросах философии языка, его внутреннего строения и методах его изучения. Курс истории языкознания должен привить студентам навык самостоятельного изучения литературы, умение анализировать и сопоставлять различные точки зрения, ориентироваться в потоке новой лингвистической литературы, самостоятельно повышать свой научный уровень.
Требования к знаниям и умениям
Студенты должны:
- иметь научное представление об онтологии языка: функциях языка, знаковой природе языка, языковой эволюции;
- знать историю развития лингвистической мысли, основные лингвистические концепции прошлого и современного языкознания;
- уметь применять разработанные в лингвистике методы к анализу и описанию языка.
Учебная программа
Общий бюджет времени
Семестр | Аудиторные занятия | Экзамены (кол-во) | Зачеты | ||||
Лекции (час.) | Семинары (час.) | Лабораторн. работы | Практич. занятия | Итого | |||
Итого |
Содержание учебной программы
Тема 1. Научные парадигмы в истории лингвистики
Предмет и задачи истории языкознания. История языкознания как развитие идей о языке, история теоретических идей лингвистики, систематизация (периодизация) и категоризация научных теорий, анализ и оценка поступательного движения лингвистической науки.
Две линии в развитии языкознания – философская и прагматическая.
Теория языка и общественно-языковая практика (материал языка и правила обращения с ним).
Этапы в истории языкознания: теория именования в античной философии, античные грамматические традиции, универсальная грамматика, сравнительное языкознание, системное языкознание, структурная лингвистика, современная лингвистика.
Два этапа в истории языкознания: этап грамматического искусства (ars grammatica) и лингвистической (грамматической) науки (scientia grammatica).
Тема 3. Теории языка в средние века. Европейская лингвистика
Веков. Грамматика Пор-Рояля
История средних веков. Появление мировых религий, различных культурных миров. Выделение двух сфер языков – канонических, правильных и “варварских”, неправильных. Создание письменности для неправильных языков. Языковая ситуация письменно-устного билингнвизма. Латынь как язык науки и религии в Западной Европе. Развитие герменевтики и экзегетики. Создание новых канонических языков.
Китайская фонологическая система. Метод чтения слов фаньюй. Система транскрипции цеюнь (сечение рифм) как способ фонетической записи иероглифов. Деление слога га инициаль и рифму. Фонологические таблицы. Применение дистрибутивного анализа в слогоразделе.
Арабское языкознание в средние века. Создание военно-теократического государства - Арабского халифата (632 г.). Распространение ислама. Теория о превосходстве арабского языка. Басрийская, Куфийская и Багдадская школы. Спор об исходной глагольной форме. Труд Сибавейхи “Аль-Китаб” (Книга) – первая научная арабская грамматика. Выделение трех областей описания языка: нахв – учение о развертывании, сарф – учение об изменениях, таджвид – учение о произношении звуков (харфов).
Становление языкознания как самостоятельной науки. Появление книгопечатания. Утверждение национальных языков как языков литературы и науки. (17 в.). Языковое строительство под лозунгом “единство речи и письма”. Первые славянские и русские грамматики. Две линии развития теории языка – теоретическая и прагматическая. Соединение двух линий в грамматике “Пор-Рояль”. Спор между номинализмом и реализмом. Три концепции философии языка, в которых нашли отражение: английский эмпиризм Бэкона и Локка, французский рационализм Декарта и научно-философская концепция Лейбница. Ф.Бэкон (1561-1626) с идеей сравнения всех языков, установления их достоинств и недостатков, выработка единого человеческого языка. Р.Декарт (1596-1650). Идея разработки философского языка. Сведение сложной системы человеческих понятий к небольшому числу элементарных единиц. Конструирование слов по строгим правилам. Г.Лейбниц (1646-1716). Идея создания логики как инструмента исчисления на основе логического анализа языка. Создание универсальной логической символики для всех предметов мышления. Выделение “атомов” смысла. Проект формализованного языка. Идея о разложимости логической основы языка на дискретные единицы. Проекты создания искусственных языков.
Всеобщая рациональная грамматика (Грамматика “Пор-Рояль”) А. Арно (1612-1694), К. Лансло (1616-1695). Стремление научно осмыслить строение и функционирование естественного языка, представленного в многообразии языков мира. Попытка отыскать универсальные свойства и категории языка, рационального объяснения языка. Выделение системы основных значений, общих для нескольких языков, и перенесение этих категорий на анализ других языков. Постулирование единых фундаментальных (глубинных) правил функционирования грамматического строя языков на основе общности логических законов. Конкретные языки как видоизменения универсальной схемы. Установление принципов основных различий языков. Материализация мысли в речи. Специфичность кодирования смысла в единицах речи в различных языках. Наличие определенных моделей распределения смысла в речи. Выделение универсальной номенклатуры таких моделей. ГС/ПС –абстрактная структура/конкретная структура
Социологическое языкознание
Коммуникативная лингвистика
Предмет прагмалингвистики. Основные понятия теории речевых актов. Факторы коммуникативного пространства: адресант, адресат, место, время и др. Коммуникативные стратегии и тактики. Принципы кооперации (сотрудничества, вежливости, иронии и др.) Связи прагмалингвистики со стилистикой и риторикой. Язык и личность.
Рабочая учебная программа
Наименование разделов и тем | Всего | Аудиторные занятия | |
Семинарск. зан. | Самост. работа | ||
1.Научные парадигмы в истории лингвистики 2. Основные лингвистические традиции 3. Теория языка в средние века 4.Сравнительно-историческое языкознание 5. Концепция В. фон Гумбольдта 6. Концепция А.А.Потебни 7. Концепция И.А.Бодуэна де Куртенэ 8.Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра 9. Отечественная лингвистика начала XX в. 10.Основные направления структурализма. Пражский структурализм 11. Глоссематика 12. Дескриптивная лингвистика Концепция Л.Блумфилда 13. Порождающая грамматика Концепция Н.Хомского 14. Лондонская лингвистическая школа 15 Концепции ученых: Л.В.Щербы, Л.С.Выготского, А.Мейе, Ж.Вандриеса, Э.Сепира, Ш.Балли, С.О.Карцевского, Н.С.Трубецкого, Э.Бенвениста, Л.Теньера, Р.О.Якобсона, К.Бюлера, А.Вежбицкой, 17. | 4 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 12 ч. | 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. . . | 2 ч. 3ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. .12 ч. |
Итого | 81 ч . | 28 ч. | .53 ч. |
Планы семинаров
Веков. Грамматика Пор-Рояля
Вопросы к семинарскому занятию
1. Общая характеристика языкознания средних веков
2. Арабское языкознание
3. Китайское языкознание
4. Европейское языкознание 16-18 вв.
5. Становление языкознания как самостоятельной науки. Грамматика Пор-Рояля.
Литература
Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Статьи: арабская языковедческая традиция, универсальные грамматики
Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998.
Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975.
Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. М.,2003.
Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.
Глебова Е.А. История лингвистических учений. М., 1995.
Звегинцев В.А. История языкознания Х1Х-ХХ веков в очерках и извлечениях. М., 1964. Ч. 1.
Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., 1979.
Сусов И.П. Общее языкознание. Ч.1. Изучение проблем языка в древнем мире, средневековье и 16-18 вв.. Программно-справочное пособие. Тверь. 1997.
Сусов И.П. История языкознания. Тверь, 1999.
***
Звегинцев В.А. История арабского языкознания. М., 1958.
История лингвистических учений: Средневековый Восток. Л., 1981.
История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л. 1985.
История лингвистических учений: Позднее Средневековье. СПб., 1991.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа студентов включает:
- подготовку к семинарским занятиям по плану (изучение учебного материала, представленного в электронном виде, чтение рекомендованной учебной и дополнительной литературы)
Вопросы для самостоятельно подготовки (см. Вопросы к экзаменам)
22. Социологическое направление. А. Мейе. Ж. Вандриес.
23. Теоретическое языкознание в СССР (1920-1950 гг.)
24. Концепция Л.С. Выготского
25. Концепция Л.В.Щербы
26. Женевская школа. Ш. Балли. С.О. Карцевский
27. Теория языка К. Бюлера
29. ПЛК. Проблемы фонологии. Н.С.Трубецкой
37. Основные положения концепции Э. Сепира
38. Гипотеза Сепира – Уорфа
39. Основные идеи концепции Н. Хомского
40. Концепция Э. Бенвениста
41. Основные положения концепции Ш. Балли
42. Основные положения концепции Л. Теньера
43. Основные положения концепции Р.О. Якобсона
44. Основные положения концепции А. Вежбицкой
Самостоятельная работа
Концепция Э.Сепира
Э. Сепир и современное языкознание. Определение языка. Элементы речи. Форма в языке. Типы языковой структуры. Язык как продукт истории. Общие проблемы языка: символизм, коммуникация. Статус лингвистики как науки.
Литература
Э.Сепир. Избранные работы по языкознанию и культурологи. М., 1993
Современная научная парадигма (повторение материала 1-го семестра)
Коммуникативная лингвистика
Вопросы
1. Методологические основы прагматических исследований
2. Истоки прагмалингвистики
3. Слово как действие. Речевой акт. Иллокутивные предикаты.
4. Перформативные высказывания.
5. Типология речевых актов.
6. Небуквальные речевые акты
Литература
Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Статьи: перформатив, прагматика, речевой акт
Богданов В.В. Лингвистическая прагматика и ее прикладные аспекты //Прикладное языкознание. СПб, 1996. С. 268-275.
Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 16: Лингвистическая прагматика.
Новое в зарубежной лингвистике. М., 1987. Вып. 17: Теория речевых актов.
***
Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Изв. АН СССР.Сер. лит. и яз. 1981. Т.41. в. 4.
Безменова Н.А., Герасимов В.И. Некоторые проблемы теории речевых актов //Языковая деятельность в аспекте языковой прагматики. М., 1984.
Булыгина Т.В. О границах и содержании прагматики // Изв. АН СССР.Сер. лит. и яз. 1981. Т.41. в. 4.
Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира. На материале русской грамматики. Прагматика. Семантика. Лексикография. Вид. Время. Лицо. Модальность. М.,1997.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
Демьянков В.З. Конвенции, правила и стратегии общения //Изв. АН СССР.Сер. лит. и яз. 1982. Т.41. в. 4.
Кисилева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л., 1984.
Коммуникативно-прагматические и семантические функции речевых единств. Калинин. 1980.
Мецлер А.А. Прагматика коммуникативных единиц. Кишинев. 1990.
Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. СПб., 1994.
Павиленис Р.И. Проблемы смысла. Современный логико-философский анализ языка. М., 1983.
Падучева Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996.
Почепцов О.Г. Основы прагматического описания предложения. Киев. 1986.
Прагматика и семантика синтаксических единиц. Калинин. 1985.
Прагматические и семантические аспекты синтаксиса. Калинин. 1988.
Ромашко С.А. Язык как деятельность и лингвистическая прагматика // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. М., ИНИОН ИН СССР. 1984.
Серль Дж. Природа интенциональных состояний //Философия, логика, язык, пер. с англ. М., 1987.
Степанов Ю.С. В поисках прагматики // Изв. АН СССР.Сер. лит. и яз. 1981. Т.41. в. 4.
Сусов И.П. К предмету прагмалингвистики //Содержательные аспекты предложения и текста. Калинин. 1983.
Языковое общение и его единицы. Калинин. 1986.
Языковое общение: единицы и регулятивы. Калинин. 1988.
Когнитивная лингвистика
Зарождение когнитивной лингвистики
Предмет когнитивной лингвистики
Язык и картина мира
Структуры представления знаний
Когнитивная семантика
Когнитивная грамматика
Литература
Герасимов В. И., Петров В.В. На пути к когнитивной модели языка //Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. 23: Когнитивные аспекты языка.
Дейк Т.А.ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма //Вопр. языкознания. 1994. № 4. с. 34-47.
Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.
Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. 23: Когнитивные аспекты языка.
***
Атаян Э.Р. Коммуникация и раскрытие потенций языкового сознания. Ереван. 1981.
Беляевская Е.Г. Понятие “когнитивная модель” в современной лингвистике. Научно-аналитический обзор. //РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Серия. 6. 1996. № 2. Языкознание.
Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира. М., 1997.
Васильев В.Ф. Прототип versus понятие. К языковой стилизации мыслительного содержания //Функциональные исследования. М., 1997. Вып. 4. с. 22-33.
Гончаренко В.В., Шингарева Е.А. Фреймы для распознавания смысла текста. Кишинев, 1984.
Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода //Вопр. языкозн. М., 1994. № 4.
Касевич В.Б. Языковые структуры и когнитивная деятельность //Язык и когнитивная деятельность /Р.М.Фрумкина. М., 1989.
Кибрик А.Е. Лингвистические предпосылки моделирования языковой деятельности // Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. М., 1987.
Новое в зарубежной лингвистике. М., 1983 Вып. 12. Прикладная лингвистика.
Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986 Вып. 18. Логический анализ естественного языка.
Концептуализация и смысл. /Под ред. Полякова В.В. Новосибирск,1990.
Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структуры поведения. М., 1969.
Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979.
Прибрам К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. М., 1975.
Розина Р.Т. Когнитивные отношения в таксономии. Категоризация мира в языке и тексте //ВЯ 1994. 5. с. 60-78.
Руденко Д.И. Когнитивная наука, лингвофилософские парадигмы и границы культуры // Вопр. языкознания. 1992. № 6. с. 19-35.
Роль человеческого фактора в языке. М., 1986.
Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988.
Розина Р.Т. Когнитивные отношения в таксономии. Категоризация мира в языке и тексте //ВЯ 1994. 5. с. 60-78.
Руденко Д.И. Когнитивная наука, лингвофилософские парадигмы и границы культуры // Вопр. языкознания. 1992. № 6. с. 19-35.
Семантика и категоризация. М., 1991.
Структуры представления знаний в языке. М., 1994.
Структуры языкового сознания. М., 1990.
Шенк Р. Обработка концептуальной информации. М., 1980. 36 с.
Этнокультурная специфика языкового сознания / Отв. Ред. Уфимцева Н.В. М., 1996.
Язык и интеллект. М., 1990.
Язык и когнитивная деятельность /Отв. Ред. Фрумкина Р.М. М., 1989.
Язык и культура. Киев, 1994.
Язык и логическая теория /Петров В.В. М., 1987.
Язык и структура представления знаний. Сб. обзоров. М. ИНИОН, 1992.
Язык и этнический менталитет /Отв. Ред. Тарланов В.К. Петрозаводск. 1995. 164 с.
Языковое сознание. Формирование и функции. М., 1998.
Якобсон Р.О. Мозг и язык //Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985.
Список литературы
Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998.
Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975.
Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. М.,2003.
Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.
Глебова Е.А. История лингвистических учений. М., 1995.
Звегинцев В.А. История языкознания Х1Х-ХХ веков в очерках и извлечениях. М., 1964. Ч. 1, 2.
Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., 1979.
Сусов И.П. Общее языкознание. Ч.1. Изучение проблем языка в древнем мире, средневековье и 16-18 вв.. Программно-справочное пособие. Тверь. 1997.
Сусов И.П. История языкознания. Тверь, 1999.
***
Античные риторики. М., 1978.
Античные теории языка и стиля. М. –Л., 1936 ( СПб, 1996)
Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966.
Аристотель. Метафизика. М.-Л., 1934.
Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.
Блумфилд Л. Язык. М., 1968.
Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. В 2-х т.
Вандриес Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю М., 1937.
Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Кн.1-2. Тб., 1984.
Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1959.
Гумбольдт В. Избранные работы по языкознанию. М., 1984.
Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка //Новое в лингвистике. Вып 1. М., 1960.
Есперсен О. Философия грамматики. М., 1958.
Засорина Л.Н. Введение в структурную лингвистику. М, 1974.
Иванов В.В. Генеалогическая классификация языков и понятие языкового родства. М., 1954.
История лингвистических учений: Древний мир. Л., 1980.
История лингвистических учений: Средневековый Восток. Л., 1981.
Климов Г.А. Вопросы методики сравнительно-генетических исследований. Л., 1971
Красухин К.Г. Введение в индоевропейское языкознание. М., 2004.
Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978.
Макаев Э.А. Общая теория сравнительного языкознания. М., 1977.
Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. М., 1954.
Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М. –Л., 1938.
Мельничук А.С. Глоссематика //Философские основы зарубежных направлений в языкознании. М., 1977.
Основные направления структурализма /Отв. ред. М.М.Гухман, В.Н.Ярцева. М., 1964.
Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960.
Пешковский А М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1928.
Попов П.С.,Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974.
Пражский лингвистический кружок М., 1967.
Потебня А.А. Мысль и язык. М., 1999.
Ромашко С.А. Методология изучения истории языкознания. Научно-аналитический обзор. М., 1985.
Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. М., 1980.
Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
Слюсарева Н.А. Проблемы советской историографии науки о языке. научно-аналитический обзор. М., 1979.
Де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики //Соссюр Ф. Труды по языкознанию М., 1977.
Спанг-Хансен Х. Глоссематика //Новое в лингвистике. Вып.4. М.,1965.
Структурализм “за” и “против”. М., 1975.
Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. М., 1988.
Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960
Ульдалль Х. Основы глоссематики, пер. с англ. //Новое в лингвистике. Вып. 4. М., 1965.
Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972.
Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 1974.
Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985.
Требования к рейтинг-контролю
1-й модуль - 25 баллов (посещение семинаров 1 - 8, выступления на семинарах, тесты)
2-й модуль - 25 баллов (посещение семинаров 9-16, выступления на семинарах, тесты)
Чтение дополнительной рекомендованной литературы - 10 баллов
Экзамен – до 40 баллов
9. Вопросы к экзамену 2009/2010 уч.г
1. Предмет и задачи истории языкознания. Вопросы систематизации научных
направлений в истории языкознания.
2. Теоретические основы описания языков в древнем мире и в средние века
3. Теория именований в Античности
4. Идеи о языке в диалоге Платона «Кратил»
5. Идеи Аристотеля о природе языковых явлений
6. Индийское грамматическое учение. Панини
7. Александрийская грамматика. Стоики
8. Китайское грамматическое учение
9. Теория языка в средние века.
10. Грамматическое учение арабов
11. Становление языкознания как самостоятельной науки. «Грамматика Пор-
Рояль»
12. Возникновение сравнительно-исторического языкознания
13. В. Гумбольдт – основоположник общего языкознания
14. Натурализм – наивно-материалистическое направление в языкознании.
15. Психологизм в языкознании. Язык и народная психология в теории
Г.Штейнталя.
16. Проблемы связи языка и мышления в концепции А.А. Потебни
17. Младограмматический этап. Индивидуальный психологизм в концепции
немецких младограмматиков
18. Критика младограмматического направления и выдвижение новых
теоретических проблем языкознания Г. Шухардтом и К. Фосслером
19. История языка и история народа в концепции Ф.Ф. Фортунатова.
Московская лингвистическая школа.
20. Концепция И.А. Бодуэна де Куртенэ
21. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра
22. Социологическое направление. А. Мейе. Ж. Вандриес.
23. Теоретическое языкознание в СССР (1920-1950 гг.)
24. Концепция Л.С. Выготского
25. Концепция Л.В.Щербы
26. Женевская школа. Ш. Балли. С.О. Карцевский
27. Теория языка К. Бюлера
28. Основные направления лингвистического структурализма. Пражский
лингвистический кружок (ПЛК). Функциональная лингвистика
29. ПЛК. Проблемы фонологии. Н.С.Трубецкой
29. Глоссематика /Датский/ структурализм
30. Дескриптивная лингвистика
31. Теория порождающей (генеративной) грамматики
32. Лондонская лингвистическая школа
33. Из истории психолингвистики
34. Становление когнитивной лингвистики
35. Лингвистика текста. Анализ дискурса
36. Теоретическое языкознание в России (1960-1990 гг.)
37. Основные положения концепции Э. Сепира
38. Гипотеза Сепира – Уорфа
39. Основные идеи концепции Н. Хомского
40. Концепция Э. Бенвениста
41. Основные положения концепции Ш. Балли
42. Основные положения концепции Л. Теньера
43. Основные положения концепции Р.О. Якобсона
44. Основные положения концепции А. Вежбицкой
Пояснительная записка
УМК составлен в соответствии с ОПД. Ф.01.03
Курс истории языкознания завершает общелингвистическую подготовку студентов-лингвистов. Он перекликается с курсом общего языкознания, который закладывает основы общелингвистического знания. Оба названные курса призваны формировать у студентов систематизированные представления о природе и сущности естественного человеческого языка, о его месте в деятельности человека, о структурной организации языка и об основных единицах языка и типах отношений между ними, об общих законах развития языка, о языковых универсалиях, о взаимоотношении языков со структурой общества, культурой, историей народов, о роли языка в мыслительно-познавательных процессах и т.д.
В рамках курса истории языкознания студенты знакомятся с историей лингвистических учений, с основными направлениями и школами, углубленно изучают теоретические проблемы языка и языковой коммуникации. Задача курса заключается в выработке представлений о динамическом процессе развития лингвистических идей от древнейших времен и до наших дней, в знакомстве с новейшими научными направлениями в мировом языкознании, с их концептуальным и методологическим аппаратом, с исследовательскими принципами.
Курс истории языкознания поднимает теоретический уровень выпускников лингвистических факультетов, вооружает их методологией и методикой лингвистического анализа, способствует теоретическому осмыслению того богатого фактического материала, с которым познакомились студенты при изучении специальных лингвистических дисциплин. Курс истории языкознания ставит целью выработать у студентов умение разбираться в сложных вопросах философии языка, его внутреннего строения и методах его изучения. Курс истории языкознания должен привить студентам навык самостоятельного изучения литературы, умение анализировать и сопоставлять различные точки зрения, ориентироваться в потоке новой лингвистической литературы, самостоятельно повышать свой научный уровень.
Требования к знаниям и умениям
Студенты должны:
- иметь научное представление об онтологии языка: функциях языка, знаковой природе языка, языковой эволюции;
- знать историю развития лингвистической мысли, основные лингвистические концепции прошлого и современного языкознания;
- уметь применять разработанные в лингвистике методы к анализу и описанию языка.
Учебная программа
Общий бюджет времени
Семестр | Аудиторные занятия | Экзамены (кол-во) | Зачеты | ||||
Лекции (час.) | Семинары (час.) | Лабораторн. работы | Практич. занятия | Итого | |||
Итого |
Содержание учебной программы
Тема 1. Научные парадигмы в истории лингвистики
Предмет и задачи истории языкознания. История языкознания как развитие идей о языке, история теоретических идей лингвистики, систематизация (периодизация) и категоризация научных теорий, анализ и оценка поступательного движения лингвистической науки.
Две линии в развитии языкознания – философская и прагматическая.
Теория языка и общественно-языковая практика (материал языка и правила обращения с ним).
Этапы в истории языкознания: теория именования в античной философии, античные грамматические традиции, универсальная грамматика, сравнительное языкознание, системное языкознание, структурная лингвистика, современная лингвистика.
Два этапа в истории языкознания: этап грамматического искусства (ars grammatica) и лингвистической (грамматической) науки (scientia grammatica).