История лингвистических учений

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

для студентов дневного отделения дневного отделения факультета лингвистики и словесности,

обучающихся по направлению

050300 Филологическое образование

Ростов-на-Дону

2009г.

Составители: д.ф.н., проф. Милевская Т.В., д.ф.н., проф. Меликян В.Ю.

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры русского языка и теории языка, протокол №___ от _________________

Заведующий кафедрой: д.ф.н., профессор В.Ю. Меликян

Учебно-методический комплекс принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ ___________________________________________ 2009 г.

Учебно-методический комплекс утвержден ученым советом ПИ ЮФУ

Пр.№___ от «___» ________________________ 2009 г.

Председатель ученого совета ПИ ЮФУ

Руководитель ПИ ЮФУ, проф. В.И. Мареев
Пояснительная записка

Теория языка является одной из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 4 курса филологического отделения лингвистического института РГПУ. Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен в соответствии с ГОС ВПО 2000 г. и ГОС ВПО 2005 г., программами по курсу «Теория языка» для педагогических университетов и институтов, рекомендованными УМО высших учебных заведений.

Цель УМК: расширить и углубить знания в области теории и методологии языкознания студентов, будущих учителей-филологов в средней общеобразовательной школе.

Задачи УМК:

– показать историческую преемственность в решении лингвистических проблем;

– показать коммуникативные, информационные, эстетические и другие возможности языка;

– ознакомить студентов с теоретическими основами современного языкознания (с основами когнитивистики, принципами структурно-семантического, коммуникативно-функционального и дискурс-анализа);

– познакомить студентов с основными лингвистическими методами, показать, каким образом материал предопределяет выбор метода (или аспекта), а также конкретных приемов исследования и описания лингвистических единиц и др.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

1.Принцип интегративного изложения материала курса.

2.Принцип единства и диалектического взаимодействия всех языковых уровней в процессе речемыслительной деятельности.

3.Отбор содержания материала осуществляется на основе фактических знаний, приобретенных слушателями в период обучения в вузе.

4.Принцип синтезирования содержания теоретических источников в соответствии с принятой программой курса.

Теория языка – это заключительный, интегрирующий курс, которым завершается языковая подготовка филологов. Эта дисциплина носит теоретический характер, по хаарктеру представляемых в ней знаний является фундаментальной.

Усвоение знаний в области лингвистики обусловлено овладением ее терминологией, точным определением научных понятий, обоснованием языковых классификаций и умением использовать наиболее адекватные методы исследования явлений русского языка. Основы языка, усвоенные студентами при изучении курса «Теория языка. Основы лингвистических учений», получают конкретные очертания при изучении курса современного русского языка и лингвоисторических дисциплин (старославянского языка, исторической грамматики русского языка).

При освещении проблем курса необходимо показать студентам определяющую роль научных идей и методов в практике вузовского и школьного преподавания дисциплин лингвистического цикла. Основной вклад курса общего языкознания в осуществление реформы общеобразовательной и профессиональной школы состоит в углублении профессионального уровня учителя-словесника, который должен быть вооружен необходимым знанием важнейших теоретических проблем современного языкознания и навыками лингвистического анализа.

Данный курс состоит из трех разделов: история лингвистических учений, теория языка, методы и методология лингвистических исследований.

Основные понятия курса: функции языка, типы аспектов в исследовании языка, основные формы социальной дифференциации языка, лингвистические ареалы, языковые антиномии, понятие о знаке, структура знака, знаковая теория языка, понятие о системе, система и структура, язык и мышление, психолингвистика, язык и речь; статика и динамика, синхрония и диахрония как свойства языка; речевая деятельность, типы периодизации языкознания, методы и методология лингвистических исследований.

Текущая аттестация качества знаний: Проведение в течение семестра индивидуальных и общих (коллоквиум) собеседований со слушателями курса, а также отдельных контрольных консультаций.

Итоговая аттестация: Экзамен в форме собеседования по теоретическим вопросам курса.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. Место, цель и задачи курса «Теория языка» в системе лингвистических дисциплин. Основные лингвистические источники. Основные разделы теории языка: история языкознания (основные этапы), теория языкознания (основные проблемы современного языкознания) и методы и приемы лингвистического анализа (методы изучения и описания языка).

ТЕОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Функции языка. Понятие функции в лингвистике. Функции и функциональность языка. Двуединство функциональности языка, общечеловечность различия функциональности языка как средства общения и как особого общественного (социального) явления. Типология функций языка. Онтология и гносеология функциональности языка.

Язык и общество. Теория происхождения человека, общества, мышления и языка в процессе совместной трудовой деятельности. Социальная обусловленность языковых явлений. Отражение в языке национального характера, условий жизни и истории народа. Язык и культура.

Язык как важнейший этнический признак. Язык племени и народности. Национальный язык. Языки субэтнических общностей. Русский язык и особая историческая общность людей - российский народ. Языковое поведение. Этикет и речь. Лингвострановедческая теория слова.

Предмет, задачи, методы и проблемы социолингвистики. Социальная дифференциация языка, ее основные формы (территориальные и социальные диалекты, возрастные подсистемы). Классовая и профессиональная дифференцированность. Стилистическое расслоение языка как особая форма социальной дифференциации. Индивидуальные особенности в речи носителя языка как форма социальной обусловленности речи. Языковая ситуация как объект социолингвистики, ее структура (социальные условия существования языков). Контакты языков как социальный фактор. Лингвистические ареалы. Виды языковой ситуации: простая и сложная.

Развитие языка. Развитие общества - причина и условие развития языка. Внутриструктурные закономерности языкового развития. Языковые антиномии как конкретное проявление закона марксистско-ленинской диалектики - закона единства и борьбы противоположностей. Взаимодействие внутриструктурных и экстралингвистических факторов в развитии языка. Темпы языковых изменений. Проблема активного вмешательства человека в развитие языка. Прогнозирование языковых процессов. Формы и проблемы "планирования" языкового развития. Культура речи как один из способов влияния на ход и темпы языковых изменений.

Знаковая природа языка. Понятие о знаке. Структура знака. Знаковые системы и их типология. Семиотика как наука и ее методологические аспекты. Соотношение языковой единицы и знака. Знаковые свойства языка. Языковые знаки, их структура и классификация. Вопрос об универсальности языка. Язык и несловесные формы общения.

Система и структура языка. Понятие о системе. Системы материальные и идеальные, первичные и вторичные. Система и структура. Парадигматические, иерархические и синтагматические отношения между языковыми единицами. Стратификация языковой системы. Понятие о ярусах языковой системы и их основные типы. Фонетический, морфологический, лексический и синтаксический ярусы. Понятие единицы языка. Имманентные свойства единиц языка; их системность и структурность. Промежуточные ярусы языковой системы. К вопросу о ярусе дифференциальных признаков фонем. Место морфологии и словообразования в системе языка. Целесообразность выделения других промежуточных уровней (словосочетаний, сверхфразовых единств и т.п.). Своеобразие системности языка. Соотношение системности языка и асистемности языка.

Язык и мышление. Основные точки зрения на соотношение языка и мышления. Языковые единицы и логические формы мышления. Понятие о нейролингвистике. Язык и психика человека. Понятие о психолингвистике. Психолингвистическая теория слова. Особенности внутренней речи как речевого механизма мышления. Влияние развития на язык. Вопрос о воздействии языка на мышление. Критика гипотезы Сепира-Уорфа. Разграничение содержания и техники мышления. "Языковая картина" мира и ее соотношение к логической модели действительности.

Язык и речь, речевая деятельность. Понятие "язык" и "речь" в истории языкознания. Концепция языковой деятельности Л.В. Щербы. Современные представления о соотношении языка и речи. Актуальность решения проблемы языка и речи для методики преподавания языка. Лингво-психологическая характеристика иллокуции в языке. Понятие адресанта и адресата в полукации. Речь как реализация языка. Речевая деятельность в соотношении с языковой системой, узусом и нормой.

Статика и динамика, синхрония и диахрония как свойства языка. Современное языкознание как результат длительного развития науки о языке. Тесная связь истории языкознания с историей общества и его актуальными задачами. Недопустимость нигилистического отношения к лингвистической традиции и предшествующим этапам истории языкознания. История языкознания как постепенное углубление лингвистической теории, накопление языкового материала и совершенствование методов лингвистического анализа. Основные этапы истории языкознания.

Языковая система, норма, узус. Определение понятий нормы, узусы, инновации в системе языковых отношений; их взаимодействие и взаимовлияние. Роль узуса в формировании системе языка. Стабильность и изменчивость нормы - источник развития и условие функционирования языка. Приоритет стабильности нормы для функционирования языковой системы.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема Кол-во часов
1. Казанская лингвистическая школа, ее место в истории русского и европейского языкознания.
2. Московская лингвистическая школа, ее место в истории русского и европейского языкознания.
3. Пражская лингвистическая школа, ее место в истории европейского языкознания.
4. Общеязыковедческие и фонологические взгляды отечественных лингвистов.
5. Система и структура языка.
6. Стратификация языковой системы.
7. Языковая система, норма, узус.
8. Языковая ситуация.
  Итого:

Планы семинарских занятий:

Занятие 1. Казанская лингвистическая школа, ее место в истории русского и европейского языкознания.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Учение о фонеме и фонетических альтернациях.

2. Понятие морфемы и морфологических процессов.

3. Язык как социально-психическое явление. Статистика и динамика.

4. Основные разделы науки о языке.

5. Типологическое сравнение языков.

Занятие 2. Московская лингвистическая школа, ее место в истории русского и европейского языкознания.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. История языка и история народа.

2. Учение о форме слова; формы словоизменения и словообразования.

3. Учение о грамматических категориях. Категории объективные и субъективные.

4. Формы словосочетания.

5. Учение о предложении и фразе.

Занятие 3. Пражская лингвистическая школа, ее место в истории европейского языкознания.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Понимание языка как иерархической системы и функционального образования.

2. Стили языка и культура речи.

3. Дифференциальные признаки фонем и фонологические оппозиции. Роль в фонологической методике одномерных привативных оппозиций.

4. Актуальное членение предложений.

Занятие 4. Общеязыковедческие и фонологические взгляды отечественных лингвистов

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Общеязыковедческие и фонологические взгляды Л.В. Щербы.

2.Типологическая концепция И.И. Мещанинова.

3.Грамматическое учение о слове, семантическая теория, учение о стилях языка и языке художественной литературы В.В. Виноградова.

Занятие 5. Система и структура языка.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Понятие о системе.

2. Система и структура.

3. Парадигматические, иерархические и синтагматические отношения между языковыми единицами.

4. Своеобразие системности языка. Соотношение системности и асистемности в языке.

Занятие 6. Стратификация языковой системы.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Понятие о ярусах языковой системы и их основные типы.

2. Фонетический, морфологический, лексический и синтаксический ярусы. Их специфика.

3. Понятие единицы языка.

4. Промежуточные ярусы языковой системы.

Занятие 7. Языковая система, норма, узус.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Определение понятий нормы, узуса, инновации в системе языковых отношений; их взаимодействие и взаимовлияние.

2. Роль узуса в формировании системе языка. Стабильность и изменчивость нормы - источник развития и условие функционирования языка.

3. Приоритет стабильности нормы для функционирования языковой системы.

Занятие 8. Языковая ситуация.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Эндо - и экзоглоссные языковые ситуации.

2. Сбалансированные и несбалансированные языковые ситуации.

3. Некоторые типичные языковые ситуации в современном мире.

4. Языковые ситуации в бывшем СССР; социолингвистические проблемы и этноязыковые конфликты России и ближнего зарубежья.

Темы для самостоятельного изучения

1. Основные функции языка. Язык и другие средства общения.

2. Язык и общество. Связь развития языка с историей общества. Влияние социальных факторов на функционирование и развитие языка.

3. Понятие об искусственных языках (эсперанто и др.).

4. Грамматические категории разных языков.

5. Применение математических методов в языкознании. Статистический подход к языку и частотные словари. Другие приемы формально-количественного анализа.

Форма отчетности самостоятельной работы студентов: проведение индивидуальных консультаций и коллоквиумов со студентами.

Содержание тестовых материалов к модулю 1.

1. Апресян Юрий Дереникович (1930) – российский языковед, исследующий проблемы

грамматики языка

лексической семантики

стилистики текста

прагматической функции.

2. Леонард Блумфилд (1887-1949) – крупнейший американский языковед, основатель дескриптивной школы в лингвистике изучал языки

американских индейцев

африканских народов

народов Средней Азии

представителей малых народов.

3. Книгу «Язык» написал

Потебня

Уорф

Сепир

Блумфилд.

4. И.А. Бодуэн де Куртенэ является представителем лингвистической школы

Пражской

Казанской

Петербургской

Московской.

5. «Грамматика русского языка» в двух томах (1952-1954) вышла под редакцией

В.В. Виноградова

Н.Ю. Шведовой

А.Х. Востокова

Ю.Д. Апресяна.

6. Книгу «Русский язык (Грамматическое учение о слове)» (1947) написал

А.М. Пешковский

В.В. Виноградов

А.Х. Востоков

А.А. Потебня.

7. Книгу «Мышление и речь» (1934) написал

Ж. Вандриес

М.М. Бахтин

В. Гумбольдт

Л.С. Выготский.

8. Основатель натуралистического направления в лингвистике

Р. Раск

А. Шлейхер

В. Гумбольдт

Ф. Бопп.

9. Статью «Об асимметричном дуализме языкового знака» (1929 г.) написал

Ю.М. Лотман

С.И. Ожегов

С.О. Карцевский

В.Я. Пропп.

10. Основателем Тартуской школы семиотики является

Ю.М. Лотман

Н.М. Шанский

В.В. Виноградов

А. Мартине.

11. Толковый «Словарь русского языка» (1949) создал

Ю.Д. Апресян

В.П. Жуков

С.И. Ожегов

А.В. Кунин.

12. Труд «Русский синтаксис в научном освещении» (1914) написал

Н.М. Шанский

В.Гумбольдт

В.Я. Пропп

А.М. Пешковский.

13. Книги «Мысль и язык» (1862) и «Из записок по русской грамматике» (1874) создал

А.А. Потебня

А.М. Пешковский

А.И. Смирницкий

М.В. Панов.

14. Книга «Курс общей лингвистики» (1916) написал

Ф. де Соссюр

В. Гумбольдт

Ш. Балли

А. Мартине.

15. Авторы теории лингвистической относительности

Н.М. Шанский и В.П. Жуков

В. Гумбольдт и Ф. де Соссюр

Ш. Балли и А. Мартине

Э. Сепир и Б. Уорф.

16. Основатель Пражского лингвистического кружка

Б. Уорф

Ф. де Соссюр

Н.С. Трубецкой

Н. Хомский.

17. Американский лингвист, автор порождающей (генеративной) грамматики

Э. Сепир

Н. Хомский

Б. Уорф

Л. Блумфилд.

18. Французский лингвист, один из основоположников общей теории фразеологии, предложивший первую классификацию ФЕ

Ш. Балли

Ф. де Соссюр

Ж. Вандриес

Л. Блумфилд.

19. Русский лингвист, основатель фразеологии как лингвистической дисциплины, предложивший деление русских ФЕ на сращения, единства и сочетания

С.И. Ожегов

Н.М. Шанский

В.В. Виноградов

В.Н. Телия.

20. Автор лингвистических трудов «Поэтика» и «Риторика»

Гераклит

Аристотель

Демокрит

Платон.

21. … стоял у истоков разработки лингвистической модели «Смысл – Текст» вместе с Ю.Д. Апресяном.

Правильный вариант ответа: И.А. Мельчук.

22. … (1895-1975) – литературовед и мыслитель, автор ряда оригинальных концепций: диалогической структуры текста, полифонии романа, карнавальной, или народно-смеховой, культуры и др.

Правильный вариант ответа: М.М. Бахтин.

23. … (1887-1949) – крупнейший американский языковед, основатель дескриптивной школы в лингвистике.

Правильный вариант ответа: Л. Блумфилд.

24. … (1845-1929) – один из создателей теории фонем.

Правильный вариант ответа: И.А. Бодуэн де Куртенэ.

25. … (1875-1960) – специалист по кельтскому, классическому и общему языкознанию; представитель французской социологической школы в лингвистике.

Правильный вариант ответа: Ж. Вандриес.

26. … (1895-1969) – крупнейший языковед, автор работ по истории русского литературного языка, лексикологии и фразеологии, языку художественной литературы и т.д.

Правильный вариант ответа: В.В. Виноградов.

27. … (1896-1934) – выдающийся психолог, один из создателей психолингвистики; занимался изучением проблемы соотношения мышления и речи.

Правильный вариант ответа: Л.С. Выготский.

28. … (1767-1835) – выдающийся немецкий ученый, изучавший природу и сущность языка, его системную организацию, соотношение языка и духа народа.

Правильный вариант ответа: В. Гумбольдт.

29. … (1884-1955) – русский языковед, один из создателей знаковой теории языка.

Правильный вариант ответа: С.О. Карцевский.

30. … (1908-1999) – французский языковед, представитель функциональной школы; занимался изучением проблем фонологии, морфологии, соотношения синхронии и диахронии в языке.

Правильный вариант ответа: А. Мартине.

31. … (1878-1933) – русский языковед, занимавшийся проблемами грамматики (особенно синтаксиса и интонации) и методики преподавания языка.

Правильный вариант ответа: А.М. Пешковский.

32. … (1835-1891) – яркий представитель психологического направления в отечественной лингвистике.

Правильный вариант ответа: А.А. Потебня.

33. … (1857-1913) – швейцарский языковед, основатель структурной лингвистики.

Правильный вариант ответа: Ф. де Соссюр.

34. … (1884-1939) – американский языковед, основатель антропологического направления в лингвистике (этнолингвистики).

Правильный вариант ответа: Э. Сепир.

35. … (1890-1938) – русский языковед, основатель фонологии, автор книги «Основы фонологии» (1939).

Правильный вариант ответа: Н.С. Трубецкой.

36. … (1897-1941) – американский этнолингвист, занимался изучением языков американских индейцев, проблем соотношения языка и культуры, языка и мышления.

Правильный вариант ответа: Б. Уорф.

37. … (1880-1944) – крупнейший русский лингвист 20 века, занимавшийся проблемами фонетики, грамматики, лексикологии, один из пионеров применения экспериментальных методов в лингвистике.

Правильный вариант ответа: Л.В. Щерба.

38. … (1896-1982) – русский и американский языковед, один из основателей Московского и Пражского лингвистических кружков, занимался вопросами фонологии, морфологии, соотношением синхронии и диахронии, поэтикой и теорией литературы.

Правильный вариант ответа: Р.О. Якобсон.

39. …. Является местом рождения спора аналогистов и аномалистов.

Правильный вариант ответа: Александрийская школа грамматики.

40. … языкознание объединяет таких лингвистов, как Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А.Х. Востоков.

Правильный вариант ответа: Сравнительно-историческое.

41. … (1915-1977) – русский лингвист, представитель Ростовской фразеологической школы, занимался изучением фразеологического состава языка.

Правильный вариант ответа: В.Л. Архангельский.

42. … – современный русский лингвист, представитель Ростовской лексикологической и лексикографической школы, автор многочисленных словарей русского языка (синонимов, антонимов и т.п.).

Правильный вариант ответа: Л.А. Введенская.

43. … – современный русский лингвист, самый яркий представитель Ростовской грамматической школы, автор теории детерминантов.

Правильный вариант ответа: В.П. Малащенко.

44. Cоответствие между ученым-лингвистом и научным направлением

+Л. Ельмслев +структурализм

В.Н. Телия социолингвистика

В.П. Жуков психолингвистика

А.А. Потебня лингвокультурология

45. … – область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи.

Правильный вариант ответа: Прагматика.

46. Cоответствие между ученым-лингвистом и научным направлением

+А. Шлейхер младограмматизм

Г. Штейнталь +натурализм

Р. Раск психолингвистика

А. Мейе структурализм

47. … лингвистическая школа объединяет таких лингвистов, как И.А. Бодуэн де Куртенэ, Н.В. Крушевского, В.А. Богородицкого.

Правильный вариант ответа: Казанская.

48. … является автором «Яфетической теории языка».

Правильный вариант ответа: Н.Я. Марр.

49. Г. Штейнталь и А.А. Потебня относятся к … направлению в языкознании.

Правильный вариант ответа: психологическому.

50. Г. Пауль и Б. Дельбрюк относятся к … направлению в языкознании.

Правильный вариант ответа: младограмматическому.

51. Е.Д. Поливанов, Л.В. Щерба, Р.И. Аванесов внесли существенный вклад в развитие ….

Правильный вариант ответа: фонетики и фонологии.

52. Л.А. Булаховский, А.И. Смирницкий. Р.А. Будагов, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов, Ф.П, Филин внесли существенный вклад в развитие ….

Правильный вариант ответа: лексикологии, фразеологии, лексикографии.

53. Теория семиозиса Ч. Пирса, культурно-историческая теория Л. Выготского, концепция “языковых игр” Л. Витгенштейна, глоссематика Л. Ельмслева являются базовыми для современной …

Правильный вариант ответа: семиотики.

54. Византийское языкознание относится к … периоду развития языкознания.

Правильный вариант ответа: средневековому.

55. Вильгельм фон Гумбольдт относится к … языкознанию 19 века.

Правильный вариант ответа: европейскому.

56. Психолингвистика и нейролингвистика относится к … этапу развития языкознания.

Правильный вариант ответа: современному.

57. Коммуникативно-деятельностные теории языка относятся к … этапу развития языкознания.

Правильный вариант ответа: современному.

58. Метод статистического подсчета относится к … методам лингвистических исследований.

Правильный вариант ответа: математическим.

59. Дистрибутивный, трансформационный и компонентный анализ относятся к … методам лингвистических исследований.

Правильный вариант ответа: структурным.

60. Менталингвистика относится к проблеме соотношения языка и …

Правильный вариант ответа: мышления.

Шкала оценки

Отлично – 20 правильных ответов.

Хорошо – 17 правильных ответов.

Удовлетворительно – 12 правильных ответов.

Неудовлетворительно – менее 12 правильных ответов.

Литература к модулю 1.

а) Основная:

  1. Американские лингвисты XX века: Сб-к обзоров / Под ред. Ф.М. Березина. М., 2002.
  2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.
  3. Ахунзянов Э.М. Общее языкознание. Казань, 1981.
  4. Баранников Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 1973.
  5. Белл Р.А. Социолингвистика: Цели. Методы. Проблемы. М., 1980.
  6. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.
  7. Березин Ф.М. История русского языкознания. М., 1979.
  8. Березин Ф.М. Русское языкознание конца Х1Х – начала ХХ в. М., 1976.
  9. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979.
  10. Будагов Р.И. Введение в науку о языке. М., 1965.
  11. Вахек Й. Лингвистический словарь Пражской школы. М., 1964.
  12. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. М., 1978.
  13. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Минск, 2001.
  14. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.
  15. Европейские лингвисты XX века: Сб-к обзоров / Под ред. Ф.М. Березина. М., 2001.
  16. Звегинцев В.А. История языкознания Х1Х - ХХ вв. В очерках и извлечениях. Ч.1-2. М., 1964-1965.
  17. История лингвистических учений. Древний мир. Л., 1980.
  18. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 1999.
  19. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.
  20. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.
  21. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., 1979.
  22. Леонтьев А.А. Психолингвистика. М., 1967.
  23. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990.
  24. Лоя Я.В. История лингвистических учений. М., 1978.
  25. Макаев Э.А. Общая теория сравнительного языкознания. М., 1977.
  26. Маслов Ю.С. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М., 1938.
  27. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М., 1938.
  28. Мейе А. Сравнительно-исторический метод в историческом языкознании. М., 1954.
  29. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. М., 2001.
  30. Мурзин Л.Н. Проблемы и направления современной лингвистики. Пермь, 1992.
  31. Никольский Л.Б. Синхронная социолингвистика. М., 1976.
  32. Общее языкознание / Под ред. Б.А. Серебренникова. АН СССР. М., 1970.
  33. Отечественные лингвисты XX века: Сб-к статей / Под ред. Ф.М. Березина. М., 2002.
  34. Попова З.Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987.
  35. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1960; 2000.
  36. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1974.
  37. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 2000.
  38. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.
  39. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. М., 1979.
  40. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.
  41. Савченко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. Ростов н/Д, 1985.
  42. Советское языкознание за 50 лет. М., 1967.
  43. Современная американская лингвистика. Фундаментальные направления / Под ред. А.А. Кибрика, И.М. Кобозевой, И.А. Секерина. М., 2002.
  44. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975.
  45. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1968.
  46. Степанов Ю.С. Основы языкознания. М., 1966.
  47. Сумерки лингвистики. Из истории отечественного языкознания. Антология. / Под ред. В.П. Нерознака. М., 2001.
  48. Теоретические проблемы современного языкознания. М., 1968.
  49. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. М., 1982.
  50. Философский словарь./Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.
  51. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. М., 1977.
  52. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1998.

Б) Дополнительная:

1) Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975.

2) Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики (краткий очерк). М., 1966.

3) Березин Ф.М. История советского языкознания. Хрестоматия. М., 1981.

4) Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1-2. М., 1963.

5) Будагов Р.А. Борьба идей и направлений в языкознании нашего времени. М., 1978.

6) Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1959.

7) Засорина Л.Н. Введение в структурную лингвистику. М., 1974.

8) Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. М., 1973.

9) Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 1991.

10) Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. М., 1988.

11) Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1976.

12) Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. М., 1960.

13) Новое в лингвистике. М., 1960-1975. Вып. 1-7.

14) Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978-1989. Вып. 8-25.

15) Основные направления структурализма / Отв. редакторы М.М. Гухман и В.Н. Ярцева. М., 1964.

16) Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. М., 1971.

17) Панфилов В.З. Философские проблемы языкознанию. Гносеологические аспекты. М., 1977.

18) Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960.

19) Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968.

20) Понимание историзма и развития в языкознании первой половины ХIХ века / Отв. ред. А.В. Десницкая. Л., 1984.

21) Пражский лингвистический кружок: Сб. статей / Составление, редакция и предисловие Н.А. Кондрашова. М., 1967.

22) Прикладное языкознание: Учебник / Отв. ред. А.С. Герд. СПб., 1996.

23) Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. М., 1986.

24) Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. М., 1934.

25) Слюсарева Н.А. Теория де Соссюра в свете современной лингвистики. М., 1975.

26) Смирницкий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства. М., 1955.

27) Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.

28) Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977.

29) Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. Т. 1-2. М., 1959.

30) Фридрих И. Дешифровка забытых письменностей и языков. М., 1961.

31) Хэмп Э. Словарь американской лингвистической терминологии. М., 1964.

32) Хрестоматия по истории грамматических учений в Советском Союзе / Сост. В.В. Щеулин. Ростов н/Д, 1971.

33) Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л., 1941.

34) Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. М., 1950.

35) Щерба Л.В. Избранные труды по языкознанию и фонетике. Л., 1958.

36) Щеулин В.В., Медведева В.И. Хрестоматия по истории грамматических учений в России. М., 1965.

37) Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / Сост. М.В. Панов. М., 1984.

38) Язык и мышление. М., 1967.

39) Язык и общество. М., 1967.

40) Ярцева В.Н. Контрастивная грамматика. М., 1981.

Модуль 2. Теория языка.

À Нормативное время для изучения модуля:

лекции – 12 часов

практические занятия – 8 часов

самостоятельная работа студента – 8 часов

¤ Цели модуля:

- повторить и расширить базовую понятийно-терминологическую систему языкознания;

- познакомить с современными представлениями об устройстве и функционировании языка;

- сформировать представления о множественности научных парадигм в современной лингвистике, возможностей подхода к описанию языка с разных точек зрения и разными методами;

- познакомить с важнейшими теоретическими проблемами современного языкознания и навыками лингвистического анализа.

- изложить сведения о устройстве языка, его функционировании в обществе, соотношении его с экстралингвистическими факторами: культурой, обществом, историей, мышлением и др.

- показать коммуникативные, информационные, эстетические и другие возможности языка;

- ознакомить студентов с основами когнитивистики, принципами структурно-семантического, функционального и дискурсивного анализа.

1 Перечень учебных элементов модуля

Учебный элемент 2.1. Основные аспекты изучения языка.

чения языка. Типы аспектов в исследованиях языка: глоттогенетический (новый взгляд на происхождение языка и критический анализ традиционных теорий); онтологический аспект (характеристика основных категориально-понятийных свойств языка); функциональный аспект (принцип дополнительности функций языка по отношению к его субстанциональности); антропо-социативный аспект (связь и противопоставленность антропоцентричности и социональности в языке).

Учебный элемент 2.2. Язык и общество.

Социальная обусловленность языковых явлений. Отражение в языке национального характера, условий жизни и истории народа. Язык племени и народности. Национальный язык. Языки субэтнических общностей. Лингвострановедческая теория слова. Русский язык и особая историческая общность людей - российский народ. Язык и культура. Языковое поведение.

Учебный элемент 2.3. Предмет, задачи, методы и проблемы социолингвистики.

Социальная дифференциация языка, ее основные формы (территориальные и социальные диалекты, возрастные подсистемы). Классовая и профессиональная дифференцированность. Стилистическое расслоение языка как особая форма социальной дифференциации. Индивидуальные особенности в речи носителя языка как форма социальной обусловленности речи. Языковая ситуация как объект социолингвистики, ее структура (социальные условия существования языков). Контакты языков как социальный фактор. Лингвистические ареалы. Виды языковых ситуаций.

Учебный элемент 2.4. Развитие языка.

Развитие общества - причина и условие развития языка. Внутриструктурные закономерности языкового развития. Взаимодействие внутриструктурных и экстралингвистических факторов в развитии языка. Темпы языковых изменений. Проблема активного вмешательства человека в развитие языка. Прогнозирование языковых процессов. Формы и проблемы "планирования" языкового развития. Роль выдающихся представителей общественной мысли, науки, литературы и искусства в становлении и развитии национальных языков. Культура речи как один из способов влияния на ход и темпы языковых изменений.

Учебный элемент 2.5. Межъязыковая и межкультурная коммуникация. Языковая картина мира.

Множество языков и практические трудности организации общения в многоязычном мире. Проблемы организации эффективной коммуникации в многоязычном мире и перспективы языкового развития человечества. Понятие об искусственных (эсперанто и др.) и вспомогательных языках. Понятие «языковой картины мира» в аспекте межъязыковой и межкультурной коммуникации. Интралингвистические причины формирования различных лингвистических представлений о мире.

Учебный элемент 2.6. Знаковая природа языка.

Понятие о знаке. Структ

Наши рекомендации