Основы и методика обучения правописанию
ОСНОВЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ
План:
1. Научные основы методики обучения правописанию.
2. Понятие об орфограмме. Виды орфограмм.
3. Условия формирования орфографического навыка.
4. Методика работы над орфографическим правилом.
5. Методы и приемы обучения орфографии.
Памятка
Как работать над ошибками
1. Если пропущена, недописана или переставлена буква, напиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
2. Если допущена ошибка на правило, определи, в какой части слова она находится. Для этого разбери слово по составу.
3. Если ошибка допущена в приставке, узнай в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.
4. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное правило, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, с которым оно связано. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, по роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
8. Если ошибка в окончании глагола, выпиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.
Памятка
Учись списывать
1. Прежде чем начинать списывать, прочитай целиком все,что нужно списать.
2. Каждое слово в предложении подели на слоги и диктуй себе по слогам.
3. Сравни свою запись с тем, с чего списывал.
В зависимости от цели, которую ставит учитель, списыванию может предшествовать подготовка: проговаривание слов с орфограммами, требующими проверки, и обоснование написания, подсчет в тексте орфограмм на определенное правило и т.п. Чтобы проверить уровень сформированности навыка списывания, проводят и контрольные работы по списыванию.
В современной школе используется более десяти приемов списывания, но все они осложнены дополнительными заданиями по грамматике, фонетике, орфографии, словообразованию, что усиливает произвольный характер запоминания и позволяет отработать применение орфографического правила.
В качестве материала для списывания используются слова, словосочетания, предложения и тексты. Важно, чтобы учащиеся списывали не только с печатного, но и с письменного текста. Списывание нередко сопровождается устным орфографическим проговариванием или комментированием написаний. Обязательным условием списывания является полное понимание учащимися значения слов и текста.
Списывание может быть выборочным, т.е. списыванием не всего текста, а лишь отдельных слов (предложений), отвечающих заданию.
Диктант — вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух слова, предложения, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов — научить детей правописанию, основная же цель контрольных — проверить уже усвоенные знания.
Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные в зависимости от того, когда проводится объяснение диктуемого текста: перед диктовкой, после или во время нее.
Предупредительный диктант используется в целях отработки приемов применения правила, направлен на овладение учащимися алгоритмом действий и проводится непосредственно после изучения той или иной темы, а также в тех случаях, когда учебный материал долгое время не повторялся, т.е. его цель — предупредить появление ошибок. Диктуемый учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись).
Предупредительный диктант имеет свои недостатки.
1. После разбора орфограммы учащиеся нередко пишут текст, не думая над правописанием, т.е. механически.
2. При проведении разбора обычно работают только сильные ученики.
Объяснительный диктант включает объяснение и доказательство написания орфограммы после того, как записано все предложение или текст. Этот вид диктанта представляет собой коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. Такие диктанты проводятся на этапе закрепления и отработки навыка правописания, а также при повторении ранее пройденного материала. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи — контролируют правильность выполнения работы. Разновидностью такого диктанта являются диктанты с пропущенными орфограммами. В этом случае учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. Такой прием предупреждает появление ошибок и большого количества исправлений.
По сравнению с предупредительным объяснительный диктант требует от учеников большей самостоятельности. Объяснительные и предупредительные диктанты могут быть зрительными или слуховыми. В первом случае учащиеся видят на доске или в книгах разбираемый текст, а во втором — объяснение орфограмм ведется устно. Возможно сочетание предупредительного диктанта с объяснительным (диктант проводится как объяснительный, а ошибки на неизученные правила предупреждаются).
Комментированный диктант предполагает объяснение орфограмм непосредственно в процессе письма. Обучение комментированию начинается в период обучения грамоте.
По характеру операций с диктуемым материалом различают выборочные, свободные и творческие диктанты.
Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуемого учителем, а только части, соответствующей заданию. Например, записывают слова только на определенное правило. Этот вид диктанта нельзя давать тогда, когда формы выписываемых слов можно определить только в контексте (правописание падежных окончаний, -тся и -ться в глаголах и т.д.). Выборочный диктант можно проводить в нескольких формах. Наиболее простая — выписывание слов без их изменения, наиболее трудная — выборочная запись с предварительным изменением слов.
Выборочный диктант в сравнении с другими видами ценен тем, что исключает возможность механической записи, позволяет давать очень насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию слов, развитию орфографической зоркости.
Свободный диктант предполагает запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла. Этот вид работы способствует выработке навыка запоминания диктуемого; при проведении свободного диктанта у детей воспитывается внимательность, развиваются сообразительность, логическая память. Как средство обучения орфографии свободный диктант уступает другим видам, ибо при свободной диктовке ученики заменяют трудные в орфографическом отношении слова другими, менее
сложными.
Методика проведения этого вида диктанта такова: учитель сначала читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся
напишут предыдущую.
Творческим диктантом принято называть работу, состоящую в записи диктуемого текста с предварительным изменением. Различают несколько видов творческих изменений:
— диктант с вставкой слов (распространение предложений);
—диктант с изменением грамматической формы слов.
В целях активизации учащихся на уроках русского языка проводятся самодиктанты, диктант с обоснованием и диктант «Проверяю себя».
Самодиктант, или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, воспринятый на слух, и затем записывают его самостоятельно, диктуя себе.
Суть диктанта с обоснованием заключается в следующем: ученик сначала дает письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или указании его грамматической формы. Обоснование, проводимое в целях предупреждения ошибок, может выполняться не только письменно, но и устно. Этот вид диктанта является своего рода предупредительным диктантом.
Методика диктанта «Проверяю себя» такова. В процессе записи текста дети подчеркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать любые вопросы, причем количество подчеркиваний и исправлений на оценку не влияют. Этот вид работы является разновидностью объяснительного диктанта.
Проверочный (контрольный) диктант ставит своей целью выяснить, насколько дети овладели только что изученным правилом и ранее отработанными. Текст читается целиком, затем диктуется по предложениям или по частям в 2—3 слова (если предложение состоит из 6 и более слов). При проведении контрольного диктанта на последнем году обучения каждое предложение прочитывается всего один раз, дети повторяют его про себя и записывают. После того как дети запишут весь текст, учитель еще раз читает его, делая значительные паузы между предложениями, чтобы учащиеся смогли проверить написанное. В качестве проверочного может проводиться и словарный диктант, объем которого от 8 (в I классе) до 15 слов (в IIIклассе).
Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется четко выраженной направленностью на развитие речи учащихся. Изложение проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять.
Особым видом упражнений можно считать орфографический разбор — вид языкового анализа. Он состоит в обнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфограмм, в их разъяснении, в указании способов их проверки. Различаются полный орфографический разбор, когда разбору подвергаются все орфограммы, и тематический (выборочный), когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенную тему. Орфографический разбор выполняется устно, при письменном выполнении используются графические условные обозначения.
Орфографические упражнения комбинируются с грамматическими, фонетическими, словообразовательными и другими. На уроках русского языка выполнение различных упражнений занимает около 80% времени, в связи с этим очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся. Необходимо добиваться, чтобы упражнение не только формировало навык, но и составляло решение орфографических задач.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ
*1. Составьте тезисный план каждого раздела темы.
2. Перечислите правила графики.
3. Назовите разделы орфографии.
4. Перечислите основные принципы орфографии.
5. Что следует понимать под орфограммой? орфографическим
полем?
6. Перечислите опознавательные признаки орфограммы.
7. Назовите этапы орфографического действия.
8. Каковы условия, необходимые для выбора способа проверки орфограммы?
9. Какие навыки и умения лежат в основе орфографического навыка?
10. Назовите этапы формирования орфографического навыка.
11. Перечислите условия формирования орфографического навыка.
12. Раскройте понятие «орфографическая зоркость» и назовите
приемы ее развития.
13. Назовите факторы, влияющие на усвоение орфографии.
14. Каково значение проговаривания?
15. Каково значение проведения систематической работы над ошибками?
16. Назовите компоненты процесса работы над орфографическим правилом.
17. Назовите методы обучения правописанию.
18. Перечислите виды анализа и синтеза, используемые при обучении правописанию.
19. Назовите упражнения, способствующие выработке орфографического навыка.
20. Перечислите виды диктантов.
- Объясните термины и понятия:
алфавит графика диктант дифференцирующие написания зрительный фактор изложение имитативный метод метод запоминания морфологический принцип орфограмма орфографическая задача орфографическая зоркость орфографический навык орфографический разбор орфографическое действие орфографическое поле орфографическое правило |
орфографическое проговаривание
орфографическое умение
орфографическое упражнение
орфография
орфоэпическое проговаривание
признаки орфограммы
рукодвигательный фактор
самопроверка
слуховой фактор
списывание
традиционный принцип
фонема
фонематический принцип
фонематический слух
фонетический принцип
языковой анализ
языковой синтез
языковые единицы
22. Составьте логическую цепочку из 5—10 понятий, связанных между собой.
**1. Раскройте сущность каждого принципа русской орфографии.
2. Выполните анализ текста с точки зрения наличия орфограмм.
3. В данном тексте найдите все орфограммы и выделите их орфографическое поле (см. Дидактический материал № 1).
4. Пользуясь учебниками русского языка для начальной школы, назовите все орфограммы, изучаемые на этой ступени.
5. Докажите, что орфографический навык невозможно сформировать без предварительной выработки умений:
—передавать на письме звуки буквами;
—выполнять фонетический анализ;
—устанавливать морфемный состав слова;
—видеть и узнавать орфограмму;
—подбирать правильно проверочное слово.
6. Докажите, что формирование орфографического навыка зависит от четкой последовательности этапов этого процесса.
7. Какие упражнения направлены на формирование фонематического слуха?
8. Изложите методику работы по развитию орфографической зоркости.
9. Выполните анализ орфографических ошибок, допущенных учащимися. Спланируйте дифференцированный подход к организации работы над ошибками (см. Дидактический материал № 3).
10.Охарактеризуйте различные типы орфографических правил.
11.Опишите методику работы по усвоению какого-либо орфографического правила.
12. Назовите методы знакомства с новым материалом, которые
вы используете при объяснении следующих правил, обоснуй
те свой выбор:
1) правописание ча, ща, чу, щу;
2) правописание разделительного мягкого знака;
3) правописание удвоенных согласных;
4)правила переноса.
13. Раскройте суть каждого метода обучения правописанию.
14. Изложите методику проведения каждого из видов диктантов.
15. Выпишите и объясните специальные термины и понятия, содержащиеся в теме.
***1. В чем сходство и различие фонематического и морфологического принципов орфографии?
2. Пользуясь материалами учебников русского языка для начальных классов, докажите, что при ознакомлении с любой орфограммой рассматриваются ее признаки. Определите, какие из них общие, а какие частные.
3. Найдите в учебниках русского языка для начальных классов упражнения, направленные на развитие:
—фонематического слуха;
—орфографической зоркости.
4. Выполните анализ уроков русского языка с точки зрения при
сутствия факторов, влияющих на усвоение орфографии (см.
Дидактический материал № 2).
5. По материалам учебника русского языка изложите последовательность работы над одним из орфографических правил.
6. Классифицируйте упражнения и задания, предлагаемые учащимся при изучении конкретной орфограммы, с точки зрения их методической направленности.
7. Дайте сравнительную характеристику предупредительного и объяснительного диктантов.
8. Перечислите термины и понятия, которыми вы воспользуетесь при ответе по теме:
1) Научные основы методики обучения правописанию.
2) Понятие об орфограмме.
3) Условия формирования орфографического навыка.
4) Методика работы над орфографическим правилом.
5) Орфографические упражнения и методика их проведения.
9. Разработайте фрагменты уроков:
1) «Работа по ознакомлению с орфографическим правилом».
2) «Работа по усвоению орфографического правила».
3) «Система упражнений для формирования орфографического
навыка».
Дополнительная литература
1. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н. Рождественского. 2-е изд. М., 1979.
2. Львов М. Основы обучения правописанию в начальной школе: Учеб. пособие для слушателей ФПК. М., 1988.
3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов псд. учеб. заведений /Под ред. М. С. Соловейчик. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994.
Задания
1. Найдите и назовите имеющиеся в тексте орфограммы. По каким признакам вы их определили?
2. Выделите в тексте орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами. Укажите их виды.
3. Какие виды списывания и диктантов можно предложить по этим текстам?
I класс
1) Жила у Веры Шиловой кошка Мурка. Любила она птиц ловить. Схватит Мурка птичку и несет под крыльцо. От птицы только пух оставит. Мне было жаль птиц. Часто я сажал Мурку в чулан. Пусть там ловит мышей.
2) В селе большой школьный сад. В саду работают все ученики. Который год ребята делают посадки. Вот Юра Щукин и Лёня Чуркин сажают яблони. Дружно идет работа. В саду много ягод и цветов. Скоро настанет пора убирать урожай.
// класс
1) Ночью раздался страшный треск. К утру река вздулась. Около леса вода затопила дом лесника. Семья лесника спасалась на крыше. Скоро в небе загудел вертолет. Летчики спасли людей.
2) Хорошо в лесу в полдень. Красноватые сосны развесили свои иглистые вершины. Зеленые елочки выгибают колючие ветви. Красуется белая березка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул свои резные листья.
/// класс
В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись в дальние страны. Над лесами, полями, городами высоко в небе летели журавли. В глухом лесу сделали отдых.
Еще темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька.
Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Высоко взлетят журавли. С неба услышим мы их прощальные
—Найдите в предложениях слова, сходные по звучанию.
—Чем они различаются ?
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ № 2
Задания
1. Определите, какие факторы влияют на усвоение орфографичес
ких знаний в процессе выполнения заданий и упражнений на данных
уроках.
2. Определите вид работ, проводимых на этих уроках.
3. Сформулируйте методическую задачу, решаемую на каждом этапе урока.
Задания
1. Пользуясь различными способами правки, отметьте ошибки.
2. Назовите ошибки, типичные для всех учеников и для каждого ученика в отдельности. Укажите их причину.
3. Спланируйте работу над ошибками.
4.Работа № 1
5.Над лесом взошло сонце. Лучи его заиграли но реке, на кустах. Кругом тишина и прохлада. Птицы щебечут в чаще деревьев. Среди палей поузкой дорожке идет группа ребят. Это пионеры. Вожатый Игорь Ушаков ведет отряд в колхоз Дубки. Ребята спишат накол-хозные паля. Своей работой помогут колхозникам собрать урожай.
6.Работа № 2 ■ .
7.Над лесом взошло солнце. Лучи ево заиграли по рике, на кустах. Кругом тишна и прохлада. Птицы щебечут в чаще диревьев. Среди полей по уской дорошке идет группа ребят. Это пеонеры. Вожатый Игорь Ушаков ведет отрят в калхоз Дубки. Рибята спешат на колхозные поля. Своей работой помогут колхозникам собрать уржай.
8.Работа № 3
9.Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли пореке, на кустах. Кругом тишина и прохлада. Птицы щебечут в чаще деревев. Среди полей по узкой дорожке идет группа ребят. Это пионеры. Вожатый игорь ушаков ведет отряд в колхоз дубки. Ребята спешат на колхозные поля. Своей работой помогут колхозникам собрать урожай.
10.Работа № 4
11.Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли по реке, на кустах. Кругом тишына и прахлада. Птицы щебечут в чяще деревьев. Среди палей по узкой дорожке идет група ребят. Это пионеры. Вожатый Игорь Ушаков ведет отряд в колхоз Дубки. Ребята спишат на колхозные поля. Сваей работой помогут колхозникам собрать урожай.
-
ОСНОВЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ
План:
1. Научные основы методики обучения правописанию.
2. Понятие об орфограмме. Виды орфограмм.
3. Условия формирования орфографического навыка.
4. Методика работы над орфографическим правилом.
5. Методы и приемы обучения орфографии.