Лингвистика текста. Общая характеристика лингвистического понятия «текст». Подходы к изучению текста
Текст как спец объект исследования появился давно, еще в античности риторы изучали способы построения выразительной речи. Однако со временем теоретики языка перенесли внимание на отдельные единицы, слова, так, становление лингвистики связано именно с переносом внимания исследователей на проблемы морфологии и фонетики. В 20 в текст как речевое произведение мало интересовал структуралистов, гораздо важнее было выявление стабильных языковых структур и единиц, на основе которых возможно строение текста. Сам текст отошел на второй план, был не объектом исследования, а материалом. Но постепенная проработка этого привела к постановке вопроса о зависимости установленных языковых единиц разной степени от контекста их функционирования, поэтому лингвисты в итоге вновь обратились к тексту. Причины внутренние ( невозможность адекватно объяснить некот яз явления с опорой на традиц лингвистич понятий аппарат, оринтиров на анализ предл). Причины внешние ( воздействие на лингву литературоведческого, социологического, психологического исследования текста, а также изучения текста как объекта теории перевода, методики препод и т.п.)
В запад науке зарождение лингвы текста – 1952 з Харрис «Анализ дискурса»
Применил к анализу сегментацию, классификацию, дистрибуцию.
Э.Бенвенист «Уровни лингвистич анализа» уровневая лингва и лингва текста.
Бахтин – необходимо создать «металингвистику» - науку о тексте.
Сегодня лингвистика текста – направление исследований, объектом которых явл правила построения связного текста и его смысловые категории, выражаемые по этим правилам. Это языковедческая дисциплина, занимающаяся анализом языковых закономерностей, которые выходят за рамки одного предложения, она имеет своей целью определеить конститктивные признаки текста как ед языка.
Несмотря на то, что текст является объектом разноаспектного лингвистического изучения, до сих пор в специальной литературе понятие текста по-разному интерпретируется, отсутствует и его общепринятое определение. Потому что текст многомерен, связан с явлением лингвистич психологич семиотич просодич и физич, имея особое коммуникативное синтаксическое просодическое прагматическое строение. В самом общем виде текст характеризуется как "продукт речемыслительной деятельности людей, возникающей и в процессе познания окружающей действительности и в процессе непосредственной и опосредованной коммуникации''
Существует несколько подходов к изучению текстов.
- лингвоцентрический:текст как ед языка
Текст – единица след за синтаксическим иерархического уровня языка.
Т.е. текст ставится в ряд с фонемой, лексемой и т.д. Для этого текст определяется как двухсторонняя единица, у него выделяется план содержания (семанитически целое, эл которого явл взаимодействующие речевые реализации яз/лексич/грамматич значений, выраженных ср-ми данного языка. Текст противопоставляется речевому смыслу – информации, порождаемой коммуникантами на основе выражаемого яз ср-ми содержания, взаимодействующего с контекстом и реч ситуацией. В яз иерархии вводится текстовый уровень над синтаксическим. Между текстами синтагматические (главы учебника) и парадигматические (комедии) отношения.
Инвариантность текстовой структуры - Вводится специфич абстракт яз еди – текстема, кот реализуется в речи в форме текста. Т.е.текст организован по определ абстракт модели одной из сущ-вующих форм сообщений в яз.
В итоге иерархия такова:
Фонема – мин смыслоразличит ед
Морфема – мин знач строевая ед
Слово – мин самостоят номинатив ед
Предложение – мин предикатив ед
Текст – мин целостная коммуникатив ед
-текстоцентрический подход:текст как орудие коммуникации
Форм в конце 20 в
Текст как речевое произведение
Введение текстуальности – специфич св-во законченного речевого произведения
В данном подходе не доставало понятий, поэтому были введены новые категории как критерии контекстуальности: когезия, когерентность, информативность, интенциональность, интерпретируемость, ситуативность, интертекстуальность. Соответсвтенно цель такого подхода – раскрыть текст с т.з.этих понятий.
Также единицы анализа текста другие, не элементы традиц уровней языка, а специфич понятия – СФЕ и ССЦ (сложное синтаксическое целое). Это совокупность фраз, единство кот отображается в устной речи паузацией, в письменной – абзацным отступом.осн ф-ция – выражение сложной относительно самостоят и завершенной мысли в рамках общей темы, раскрываемой в тексте.
В итоге у них текст – синтаксически, семантически и прагматически связанная завершенная последовательность языковых знаков.
- антропоцентрический подход: текст как инструмент построения картины мира.
Текст служит инструментом построения внутреннего мира индивида, а также разделяемой всеми членами яз коллектива картины мира.
Здесь текст соотносится с породившей его культурой. Особое внимание внешним и внутр факторам порождения текста. Внутр – психолингва и когни лингва, внеш –тра, дискурсив анализ.
Целостность и связность можно объяснить при учете коммуникатив, социокульт, когнитив факторов, соотнесенных с лингвистич.
Здесь вводится термин дискурс. Он относится к междисциплинар понятиям, многогранный, в социологии, в теории коммуникации, в языкозе. В нем развитие дискурса – 60-70гг 20в. Разработка тра, вынос синтаксиса за пределы предложения. Дискурс – речь , любое конктретное высказывание. Воздействие на получателя и способы язык вкл этого воздействия в реч ситуац. Обозначение системы ограничений, кот наклад на неогр число всказ в силу определ соц или идеолог позиции говорящего.Произвол фрагмент текста
Дискурс – целенаправл использ яз для выражения особой ментальности, требующее активизации некоторых черт яз и специфич грамматики и лексики. Это влияет на картину мира социума, формирует особые познават структуры. Они отображают намерение продуцента текста задать определенное ментальное пространство, способ мышления. Номинализация.
Макроправила: опущение, обобщение, построение. Модель ситуации.у дискурса конструктивные признаки.