Система гласных в русском и изучаемом иностранном языке. Система согласных в русском и изучаемом иностранном языке.
Гласные классифицируются прежде всего по работе языка. Учитывается ряд (передние, задние и смешанные, а также и более дробные подразделения — «передние отодвинутые назад», «задние продвинутые вперед» и т. д.) и степень подъема языка (открытые, или «широкие», и закрытые, или «узкие», гласные). Вторым существенным моментом является работа губ: различают огубленные и неогублеииые гласные (в некоторых случаях и разные степени огубленности). В ряде языков гласные приходится классифицировать также по работе нёбной занавески (неносовые и носовые), по долготе (долгие и краткие) и т. д.
ГЛАСНЫЕ– это чисто тоновые звуки, при их образовании воздух не встречает преград в полости рта. Гласные звуки р.я. классифицируются по 3м признакам:
1 – по степени подъема языка; верхний подъем (узкие) – и, ы, у; средний подъем – э, о; нижнего подъема (широкие) – а.
2 – степени продвинутости / отодвинутости языка вперед / назад; передний ряд – и, э; средний ряд – ы, а; задний ряд – у, о
3 – по участию губ делятся на огубленные (лабиализованные – о, у) и неогубленные (нелабиализованные – а, и, э, у)
СОГЛАСНЫЕ хар-ся наличием шума, при их образовании воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости.
Классификация согласных звуков:
1 – Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается.
А) если активный орган – нижняя губа то согл. м\б : губно-губными (п,б,м); губно-зубными (в,ф).
Б) если активный орган – язык, то хар-ка согл. зависит от части языка, к-я учувствует в создании преграды и с каким пассивным органом (неба или зубы) язык сближается: –переднеязычные бывают зубными (т, д, с, з, н, л, ц) и передненебными(р, ш, ж, ч҆).
– среднеязычные одновременно всегда и средненебные (j, j∩).
– заднеязычные: средненебные (г҆, к҆, х҆ ) либо задненебные (к, г, х)
2 – способ образования согласного – хар-ка препятствия во рту на пути воздушной струи. Препятствие бывает 2х родов: смычка или щель. Поэтому согл. делятся на щелевые (щелевые срединные – в, ф, з, с, ж, ш, j, х; щелевые боковые – л, л ҆ ) и смычные (взрывные – п, б, т, д, к, г; аффрикаты – ц, ч҆ ; носовые – м, н; дрожащие – р, р҆ ).
3 – по участию голоса и шума согл. делятся на произносимые с голосом и без голоса. Сонорные (л, м, н, р, j), звонкие шумные (б, в, г, д, ж ,з), шумные глухие (к, п, с, т, ф ,х ,ц ,ч҆ , ш)
4 – твердость / мягкость. (ётовая артикуляция)
11. Типы чередований звуков в языке. Позиционные изменения звуков в потоке речи.
К биологическому аспекту относится также изучение механизмов тех изменений, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи. Эти изменения называют позиционными (в широком смысле) и подразделяют па
1) комбинаторные, вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном или близком соседстве
2) собственно позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце слова, и т. д.
Среди комбинаторных изменений выделяют аккомодации, ассимиляции и диссимиляции. Изменения в артикуляции согласных лод влиянием соседних гласных и в артикуляции гласных под влиянием соседних согласных называют аккомодацией.
В русском языке согласные перед огубленными гласными, т. е. пе- ред [и] и 1о], лабиализуются, т. е. произносятся с округлением губ и выдвижением их вперед. Ср. брата с «обыкновенным» [t] и брату с огубленным lt°].
Там, где артикуляция согласного влияет на артикуляцию согласного же или артикуляция гласного — на артикуляцию гласного, при- чем влияние это направлено в сторону сближения артикуляций, го- ворят об ассимиляции , или уподоблении Ч Ассимиляция тоже может быть либо предвосхищающей, либо инерционной. Классическими примерами предвосхищающей ассимиляции соглас- ных может служить в русском языке замена звонких согласных глу- хими в положении перед глухими и, напротив, глухих согласных звон- кими в положении перед звонкими. Ср. лодочка — но лодка, где про- износится глухое [t] перед [k], или к реке— но к домам, где имеем звонкое [gl перед [d]ю
апример evler 'дома', gozler 'глаза' (буква б обозначает [0]). Менее широко встречаются явления, противоположные ассимиля- ции,— явления диссимиляции , или «расподобления», звуков. Дистантной диссимиляцией двух дрожащих вызвано появление про- сторечной формы колидор вместо коридор или современной литератур- ной формы февраль вместо древнерусского феврарь, заимствованного (через византийское посредство) из латинского (лат. februarius). Кон- тактную диссимиляцию двух смычных имеем в таких формах, как легко, мягко, где произносится [х],—: ср. легок, мягок с [g] (здесь одновременно и ассимиляция по глухости), или в укр. хто (—русск. кто), а также в скучно, конечно, когда в них перед последующим смыч- ным [п] произносится щелевой [§], а не аффриката [с] (ср. скучать и т. п.).
К собственно - позиционным изменениям отно- сятся, в частности, редукция 2 (ослабление) гласных в безудар- ных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой. Яркие примеры редукции гласных дает русский язык. Гласный, обозначаемый на письме буквой а, звучит далеко не одинаково в мал, малыш и малыши (в транскрипции: [mal], [тлlыs], [тъ1ыs ! ы]: [а] ударного слога заменяется на [л] в первом предударном и на 1ъ1 в остальных безударных слогах (ср. также дам (dam] и выдам [vыdьм])