Лексическое богатство русского языка и культура речи
№ 136. Всп. 1) Вспомните, какие слова называются многозначными, а какие однозначными?
Каких слов в литературном русском языке больше: однозначных или многозначных?
Обс. 2) Как вы думаете, хорошо ли, что в языке есть многозначные слова?
3) Прочитайте текст и сравните ваше мнение с мнением автора.
Если вы полистаете толковый словарь русского языка, то увидите, что большинство слов имеет несколько значений, например: глагол идти – двадцать пять, слово рука – восемь, бить – одиннадцать и так далее. Было бы лучше, если бы каждое слово имело только один, строго определённый смысл? Тогда вместо слова идти пришлось бы запоминать двадцать пять слов, а со временем, возможно и больше. Но главное – язык бы лишился своей гибкости. Язык утратил бы свою образность, свои яркие краски, свою душу. Многозначность слов, возможность переносного употребления обеспечивает эту гибкость языка. (В.В. Одинцов)
№ 137.Вс.1)Вспомните, какие слова называются омонимами и объясните, почему выделенные слова являются омонимами.
Настоять на своём — настоять ромашку на воде.
Выносить вещи — выносить упрёки.
Колоть дрова — колоть иглой.
2) Омонимы могут использоваться в речи и художественной литературе для создания комического эффекта. Прочитайте текст и объясните, какие омонимы в нём использовались.
Рис.
Штурман был у нас — серьёзный такой человек, не дай бог. Собрался он на берег. Прыгнул в шлюпку и кричит мне: «Эй, милая, трави кошку, да живо!» — Я услышал и ушам не верю: у нас на судне был кот сибирский. И вдруг его травить! За что?
№ Прочитайте.
Правильной признаётся речь, которая согласуется с нормами литературного языка. Эти нормы предписывают, например: надо говорить класть и положить, а не ложить и покласть. Речь, в которой встречаются факты, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной.
Однако правильность лишь первая ступень подлинной речевой культуры. Можно говорить или писать правильно, но однообразно, бесцветно, вяло. Такой речи недостаёт выразительности. Владение выразительными средствами языка и умение использовать их в зависимости от ситуации общения – второе условие культуры речи.
Школьное обучение русскому языку направлено на формирование у ребят подлинной речевой культуры. Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. (По Л.П. Крысину)
· Выберите правильные утверждения, которые согласуются с мнением автора текста.
1. Культурная речь не может противоречить нормам литературного языка.
2. Для культурного человека достаточно говорить правильно.
3. Культурный человек должен говорить не только правильно, но и выразительно.
4. Правильность речи – всего лишь первое условие речевой культуры. Второе условие – выразительность речи.
5. Можно говорить правильно, но не выразительно.
6. Главная задача школьника – научиться правильно говорить и писать.
№.138. Послушайте отрывок из повести А. Алексина «Я ничего не сказал…». Какие фразеологизмы в нём использованы? Запишите их, устно объясните значение.
Сегодня в моей жизни произошло радостное событие: я получил двойку по физкультуре.
Сначала ничего радостного в этом не было.
Но зато на перемене ко мне подошёл наш десятиклассник Власов, который никогда бы не подошёл ко мне, если бы не эта двойка.
— Нам с тобой, я так думаю, поговорить нужно бы, Кеша. Пойдём куда-нибудь. А то тут, я смотрю, глазеют со всех сторон.
Я хоть и растерялся, но сразу сообразил, что никуда уходить нам не нужно: пусть все видят, что сам Власов запросто прогуливается со мной по коридору.
И мы стали прогуливаться...
— Ты, я так слышал, двойку схватил? — сказал Власов.
Ах, вот в чём дело! Власов говорил негромко и неторопливо, переминаясь со слова на слово. В общем, ребята не слышали, о чём он меня спрашивал. А я, чтобы сбить всех с толку, отвечал ему во весь голос и с весёлой такой улыбкой на лице:
— Верно! Правильно! Было такое дело!
— Это хорошо, разумеется, что ты не падаешь духом. Но двойку твою исправлять надо. Чтобы вся школа не сползала из-за тебя вниз по спортивным показателям.
— Ещё бы! Можете на меня положиться!
— Нет, сам ты не сумеешь... А выходить надо, друг, из этого постыдного положения. Мне вот и поручено помочь тебе.
— Ха-ха-ха! Это замечательно! — воскликнул я, будто мы говорили о каких-нибудь очень приятных вещах.
— Где же мы будем с тобой заниматься? — продолжал Власов, немного озадаченный моим смехом.
— В спортивном зале! Или внизу, во дворе...
— Это, я думаю, не подойдёт. Серьёзной работы там не получится: мешать будут. Я так думаю, удобней всего будет дома.
— Значит, у тебя дома?
— Лучше, я так думаю, у тебя. В привычной обстановке ты быстрее добьёшься успеха.
Власов придёт ко мне домой! Этого даже во сне не могло присниться!.. Сам Власов !
И хоть дом мой совсем близко от школы (просто рукой подать), я очень долго объяснял Власову, как до него добраться.
(По А. Алексину)
№139. Работа в паре. Составьте диалог о ваших занятиях спортом. Используйте как можно больше фразеологизмов. Запишите диалог.
№140. В русской фразеологии широко используются названия животных и прилагательные, образованные от этих названий. Дополните и запишите фразеологизмы, вспомнив, какие животные в них упоминаются.
1. Чувствовать себя как … в воде. 2. Вертеться как … в колесе. 3. Оказать … услугу. 4. Работает как …. 5. Реветь (кем?) …. 6. Устал как …. 7. … аппетит. 8. Куда Макар … не гонял. 9. … наплакал. 10. Делать из … ….
№141. Послушайте диалог мальчика Вольки и джинна Хоттабыча из книги «Старик Хоттабыч». Почему Вольке пришлось дать неверное толкование слова балда?
Волька схватил Хоттабыча за руку:
— Что ты, Хоттабыч! Что ты задумал!
— Я задумал наказать их, о Волька. Я превращу их в воробьев. Да, пожалуй, в воробьев.
— Но за что?
Старик опешил:
— Разве ты не видишь, что я хочу это сделать, чтобы впредь никто не смел относиться к тебе без того исключительного почтения, которого ты заслуживаешь своими бесчисленными достоинствами!
— Не вижу и не желаю видеть!
— Твое приказание для меня закон, — смиренно отвечал Хоттабыч, искренне недоумевавший по поводу непонятной снисходительности своего юного спасителя. — Хорошо, я не буду превращать их в воробьев.
— И ни во что другое!
— И ни во что другое, — покорно согласился старик и все же взялся за волоски с явным намерением порвать их.
— Зачем ты хочешь рвать волоски? — снова всполошился Волька.
— Я превращу в пыль все товары, и все столы, и все оборудование этой презренной лавки!
— Ты с ума сошел! — вконец возмутился Волька. — Ведь это государственное добро, старая ты балда!
— Да позволено мне будет узнать, что ты, о бриллиант моей души, подразумеваешь под этим неизвестным мне словом «балда»? — с любопытством осведомился Хоттабыч.
Волька покраснел, как морковка.
— Понимаешь ли... как тебе сказать... э-э-э... Ну, в общем, «балда» — это что-то вроде мудреца.
Тогда Хоттабыч решил запомнить это слово, чтобы при случае блеснуть им в разговоре.(Л. Лагин)
№ 142. Работа в парах. 1) Прочитайте текст. О каких словах в нём рассказывается? Выпишите их из текста и составьте предложения, в которых они используются в качестве символов.
2) Как вы думаете, почему одно и тоже животное в разных культурах символизирует разные качества человека? Подберите сказки или басни, в которых это иллюстрируется.
В каждом языке, у каждого народа есть предметы, цвета, изображения, которые значат больше, чем они значат. Как это может быть?
Берёза для любого русского не только дерево. Это ещё и символ, знак Родины. Красивую, стройную девушку тоже сравнивают с берёзкой, берёзонькой. Есть у русских свои символы и среди животных. Черепаха – символ медлительности. Заяц – торопливый, серый, косой и трусливый. Лиса – хитрая, льстивая. Медведь – неуклюжий, добродушный.
А как у других народов?
Англичане, переезжавшие из Англии в Австралию или Новую Зеландию, брали с собой рассаду первоцвета, или примулы, и высаживали этот цветок под окнами дома. Первоцвет – это символ родной страны для англичанина. А для канадца «берёзой» служит клён – кленовый лист изображён даже на канадском флаге.
Там, где распространена буддийская религия, например в Монголии, Тибете, Непале, заяц – животное уважаемое, поскольку считается символом мудрости. У японцев, африканцев в сказках заяц – символ ума, догадливости.
Интересно, что у древних индийцев берёза тоже дерево знаковое, но там она – символ милосердия, любви к людям. (По А.А. Леонтьеву)
№ 143.Проектное задание. Разбейтесь на группы и составьте списки слов разных тематических групп (растения, животные, цвета), которые в русском языке могут играть роль символов. Проведите викторину в классе.
ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дополните высказывания.
а) Весь словарный состав языка — это ….
б) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, — ….
в) Раздел лингвистики, который занимается составлением словарей, — ….
г) То, что слово обозначает, — это ….
2. Что такое грамматическое значение слова? Какая часть слова выражает грамматическое значение?
3. Какие слова называются однозначными, какие — многозначными? Приведите примеры однозначных и многозначных слов.
4. Чем переносное значение слова отличается от прямого значения? Приведите примеры переноса значений, основанных на сходстве и на смежности предметов.
5. Назовите ряд, в котором приведены:
а) слова, входящие в одну тематическую группу;
б) синонимы;
в) антонимы;
г) омонимы.
1) Длинный — короткий, старый — новый, беднеть — богатеть.
2) Колоть (иголкой) — колоть (дрова), (ткацкий) стан — стан (врага).
3) Железо, медь, алюминий, серебро, золото.
4) Мастер, умелец, искусник, маэстро, мастак, дока.
6. Чем фразеологизм похож на слово и чем отличается от него?
7. Для чего нужны словари? Какими словарями вы пользуетесь в школе и дома?
№ 144. 1) Прочитайте пары предложений. В каких предложениях выделенные слова употреблены в прямом значении, а в каких — в переносном?
1. К новому компьютеру надо купить новую мышку. Через комнату тихо просеменила серая мышка. 2. Тропинка в лесу устлана сухими иголками сосны. Вася так усердно пришивал пуговицу, что сломал иголку. 3. Занавес раздвинулся, и на сцену вышел наш любимый артист. Пятиклассники сыграли сцену из спектакля «Двенадцать месяцев». 4. Жажда новых открытий позвала нас в дорогу. Мы утолили жажду ключевой водой. 5. На военном корабле все подчиняются капитану. Капитан нашей команды забил решающий гол. 6. Пушкин всю жизнь дорожил дружбой с лицейскими друзьями. Мы ещё в детстве читали Пушкина. 7. Весь завод участвовал в выборах директора. Мой брат работает на кирпичном заводе.
2) Работа в паре. Запишите предложения, распределив их по группам в зависимости от значения выделенных слов:
— с переносным значением на основе сходства;
— с переносным значением на основе смежности.
№ 145. 1) Прочитайте текст.
Валька взд…хнул, задрал голову и уставился в небо. Небо было чистым, ни одного обл…чка. Солнце ра…плавилось на небе, как масло на ск…воро…ке. Кругом было солнце: и в ог…родах, и на лугах, и в поле. От солнца дорога превр…тилась в пыль. Топ…ля, которые стояли вдоль дороги, были серые от пыли, и почему-то от них со…сем не было тени. (М. Демиденко)
2) Найдите в тексте слова, которые употреблены в переносном значении.
3) Определите основную мысль текста. Озаглавьте его.
4) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Какие орфографические правила вам надо применить?
№. 146. 1) Работа в паре. Устно объясните различия между синонимами каждого ряда.
1. Возвышенность, гора, холм.
2. Неприятель, противник, враг.
3. Талантливый, гениальный, способный.
4. Изумительный, прекрасный, превосходный, хороший.
5. Робкий, трусливый, пугливый.
6. Холодный, прохладный, ледяной.
7. Смеяться, хохотать, улыбаться.
8. Неправда, ложь, враньё.
2) Выберите два любых ряда синонимов, составьте и запишите предложения с каждым из них.
№ 147. 1) Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные гласные, подобрав проверочные слова. Обозначьте орфограмму «проверяемые гласные в корне».
Рано пост…реть, слегка пост…рониться, прил…cкать ребёнка, пол…cкать бельё, л…стать учебник, прел…сть утра, насл…ждаться отдыхом, усл…жнить задание, прим…рять костюм, пом…рить друзей, нак…лоть дров, нак…лить обстановку, заняться ск…лолазанием, сл…зать сметану, сл…зать с лестницы, сл…зинки дождя, ёлочные укр…шения, накр…шить хлеба, полная т…шина, слабое ут…шение, посв…тить другу фонариком, посв…тить сестре песню.
2) Встретились ли вам слова с чередованием о//а в корне?
№ 148. 1) Прочитайте. Определите микротему каждого абзаца, составьте план.
2) Какие лексические средства связи используются в этом тексте?
Вы уже знаете слово стиль. Этим словом называются разновидности русского литературного языка. Но первоначально стилем называли костяной или металлический инструмент, острый с одного конца и широкий с другого. В древности греческие школьники острым концом стиля писали на воске, а широким стирали написанное. На Руси в для школьных упражнений использовали писало, которым можно было выводить буквы на бересте и на воске.
В Новгороде при археологических раскопках были найдены небольшие деревянные дощечки с углублениями на одной стороне, куда заливали воск. Оказалось, что их использовали древнерусские школьники для своих упражнений в письме. Такие дощечки называются церами. Дети учились выписывать буквы на воске, с которого легко стирались неудачные записи или освобождалось место для новых упражнений. На церах, которые нашли Новгороде, спустя тысячу лет удалось прочитать слова молитвы.
Дощечки могли скрезплять друг с другом, и получались маленькие книжечки. Церами пользовались не только славяне, но древние римляне и греки. У них книжечки из цер назывались кодексами.
** 3) Напишите толкования слова церы на основе прочитанного текста.
4) Выпишите значения слова стиль из первого абзаца.
5) Напишите изложение 2 и 3 абзацев текста.
И----- с.
№ 149. 1) Прочитайте окончание сибирской сказки.
А старик, который задумал перехитрить хвастуна, тем временем прятался в кочках. Как только хвастун отъехал, он схватил сапожок и перенёс его вперёд. Сам же снова спрятался. Хвастун, увидев второй сапожок, соскочил с упряжки и побежал за первым.
— Вот, — думает, — привезу домой пару хороших сапожек.
А старик тоже не дремал. Выбежал из засады, отвязал оленей, подобрал сапожок и домой поехал.
Хвастун шёл-шёл, пока не устал. А сапожка нигде нет. Вернулся хвастун, смотрит: ни сапожка, ни оленей…
Понял тогда хвастун, что есть кто-то похитрее его. Чуть не заплакал от обиды и пошёл по следу в то селение, где должен был состязаться со стариком в хитрости. Дошёл и сказал:
— Да, старик, ты и впрямь оказался хитрее, чем я думал, и даже хитрее меня.
2) Сравните окончание сибирской сказки и окончание, написанное вами. В чём разница? Какое окончание, по вашему мнению, интереснее?
3) Выполните фонетический разбор выделенных слов.
№ 150. 1) Прочитайте отрывок из сказки «Два брата».
Рис.
У л…дяной дубовой двери мальчик разл…жил высокий к…стёр. Вспыхнула спичка, затр…щали щепки, заг…релись дрова, запрыгало наст…ящее пламя, и мальчик засмеялся от радости. Он уселся у огня и грелся, грелся, грелся.
Веч…ром, сидя у л…дяной печки, мальчик взял и осторожно припрятал в рукав маленькую синичку. Пр…дедушка Мороз ничего не заметил. И на другой день, когда к…стёр разг…релся, мальчик прот…нул птицу к огню. Он ждал, ждал, и вдруг клюв у птиц… дрогнул, и глаза открылись, и она посмотрела на мальчика.
— Здра…ствуй! — сказал ей мальчик, чуть не плача от радости. — Пог…ди, Пр…дедушка Мороз! Мы ещё пож…вём! (По Е. Шварцу)
2) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Какие орфографические правила вы использовали?
3) Устно объясните, от каких слов и какими способами образованы выделенные слова.
4) Найдите в отрывке и запишите синонимы.
5) Найдите предложения, в которых повторяющиеся слова синонимами не являются. Для чего они используются? Какими словосочетаниями можно передать этот же смысл во фразах? Какой способ выразительнее?
6) Напишите сочинение по рисунку. Тему придумайте самостоятельно.