Прямое и переносное значения слова
· Прочитайте вопрос в начале текста и просмотрите таблицу. Можете ответить на вопрос самостоятельно?
· Прочитайте весь текст внимательно. Расскажите о значениях многозначного слова.
Как слово становится многозначным? Если предметы или явления как-то связаны друг с другом или чем-то похожи, то название одного предмета переносится на другой предмет и явления. Два основных вида смысловой связи – это сходство предметов или явлений или их смежность.
Значения слова: | Песок | |
Прямое значение 1. Множество крупинок твёрдых минералов. | Это речной песок. | |
Перенос по сходству: название песок переносится на кристаллы сахара на основе сходства по форме. | ||
Переносное значение 2. Сахар в мелких кристалликах. | Купи сахарныйпесок. | |
Значения слова: | Чашка | |
Прямое значение 1. Небольшой сосуд для питья. | Где твоячашка? | |
Перенос по смежности: название чашка переносится на название чая, который находитсяв чашке: | ||
Переносное значение 2. Количество чая, равное объёму чашки. | Я выпил тричашки. | |
Прямое значение — это первое, основное значение многозначного слова. В толковых словаря прямое значение даётся под номером 1.
Другие значения слова называются переносными.
№ 26. Рассмотрите схему и рисунки. Объясните, на чём основан перенос значения с одного предмета на другой — на сходстве или на смежности.
Вставить рис. к слову груша со с. 157.
№ 27. Прочитайте словарную статью. Как вы думаете, какое из значений слова крыло существовало раньше других? Почему части самолёта или мельницы назвали крыльями?
крыло, -а, ср. 1. Орган летания (у птиц, насекомых, а также у некоторых млекопитающих). Взмахнуть крыльями. Крылья бабочки.
2. Одна из плоских несущих поверхностей летательного аппарата или судна. Судно на подводных крыльях.
3. Лопасть вращающегося колеса ветряной мельницы или пароходного винта. Мельницы машут крыльями.
4. Боковая часть или боковой корпус здания; флигель. Спортзал находится в левом крыле школьного здания.
№. 28. 1) Прочитайте. В каких предложениях выделенное слово употреблено в прямом, а в каких - в переносных значениях? Объясните, на чём основаны переносные значения слова — на сходстве или на смежности.
Я сказал бабушке: «У моих родителей есть обручальныезолотые кольца. У моей сестры — золотые локоны, у дедушки — золотыеруки, а у бабушки — золотое сердце». Бабушка послушала и сказала мне: «Золотые слова!»
2) Выск. Составьте свой текст, используя одно и то же слово в прямом и переносном значении. Можете использовать слово из упражнения или по своему выбору.
№ 29. Прочитайте предложения с выделенными словами в переносных значениях. Определите, что они означают в своём первичном, основном значении.
1. Дождь идёт. 2. У меня есть куртка на молнии. 3. У этого стула изогнутые ножки.
4. Наш вагон в хвосте поезда. 5. У моего друга бисерный почерк. 6.Чайник уже вскипел? 7. Весь зал аплодировал певцу. 8. Наша школа едет на экскурсию.
№ 30. 1) Прочитайте предложения.
1. В одном доме Гвоздик подпёр дверь снаружи поленом, так что наутро её нельзя было открыть изнутри; в другом — подвесил над дверью чурбан, чтобы он ударял по голове каждого, кто входит…
2. Если происходил такой случай, что какой-нибудь малыш распустит свои кулаки или даже скажет обидное слово малышке, то над ним все смеялись и говорили, что он невоспитанный невежа и неотёсанный чурбан, который незнаком с самыми простыми правилами приличного поведения. (Н. Носов)
2) Сравните значения выделенного слова в разных предложениях. Какое из значений вам кажется основным, первичным?
3)Обс Как вы понимаете выражение распустит свои кулаки? Можно ли объяснить значение всего выражения, если сложить значения составляющих его слов? Как вы думаете, почему? Можете проверить свои предположения, прочитав далее § 11.
№ 31. 1) Каждое из существительных, данных в скобках, соедините с прилагательным. Составьте с полученными словосочетаниями предложения, в которых поясняется значение прилагательного в каждом словосочетании.
Образец: железная кровать — из железа, железный характер — твёрдый, упорный.
Кровать была железная, поэтому от сырости на ней появилась ржавчина.
У моего друга железный характер, его не испугаешь трудностями.
Верный (решение, друг, перевод, средство).
Чистый (вода, золото, лист, комната, небо, произношение, душа).
Тёплый (батарея, вечер, шарф, письмо, приём).
2) В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в прямом значении?
№ 32. Работа в парах. 1) Выясните, каковы прямые значения этих слов.
груша, струйка
2) Дополните текст: вставьте слова груша, струйка в переносных значениях.
Песочные часы состоят из двух грушевидных сосудов, соединённых узкой стеклянной трубочкой. Песок из верхней … тонкой … сыплется через трубочку в нижнюю. Когда верхняя … опустеет, часы перевёртываются, и счёт времени продолжается. | Рис. песочные часы |
3) Обс. Попробуйте заменить слова в переносном значении другими словами или словосочетаниями в прямом значении. Изменится ли в этом случае тема текста? А какой вариант текста вам нравится больше?
№ 33. 1) Прочитайте группы слов. В каких значениях они здесь употреблены?
2) Закончите фразы, добавив обобщающее слово, которым можно назвать все слова ряда.
1. Бабочка, стрекоза, пчела, таракан, комар, кузнечик – это … .
2. Тарелка, чашка, блюдце, салатница, маслёнка, сахарница – это … .
3. Плавать, бегать, прыгать, летать, ползать, ходить – это значит … .
4. Зелёный, красный, жёлтый, синий, коричневый, голубой – это … .
Тематические группы слов
· Обс. Перед тем как прочитать текст, попробуйте объяснить, что такое тематическая группа слов.
· Прочитайте текст. Изменилось ли ваше представление об этом виде связи между словами?
В лексической системе такие слова, насекомое и блоха, посуда и стакан
связаны отношениями рода (более крупного понятия) и вида (более мелкого понятия). Более крупное понятие, или родовое понятие – это обобщающее слово для многих видовых названий. В родовое понятие насекомое входят целая группа видовых понятий: блоха, пчела, таракан и т.д. Группа слов, объединённая одним обобщающим словом (родовым понятием), образуют тематическую группу слов.
В тематических группах можно выделять несколько уровней: так образуются подгруппы со своими обобщающими словами:
Если нам нужно дать определения лексическим значениям слов из тематической группы, обобщающие слова являются частью значения слов:
Волк – хищное млекопитающее животное семейства волчьих, родственное собаке.
Собака – домашнее хищное млекопитающее животное семейства волчьих.
Тематическая группа слов – это группа слов, объединённая обобщающим словом.
· При изучении каких учебных предметов вы встречались с классификациями, построенными по тематическому принципу?
№ 34. 1) Работа в паре. Познакомьтесь с таблицей. Расскажите об этой тематической группе слов. Добавьте названия инструментов к каждой подгруппе.
Музыкальные инструменты | ||
Духовые | Струнные | Ударные |
тромбон флейта кларнет фагот валторна | скрипка альт виолончель арфа рояль | барабан бубен ксилофон |
2) Назовите инструменты на рисунках.
пронумерованные изображения этих инструментов.
№ 35. Аудио 1) Послушайте текст. Затем прочитайте его вслух, вставляя пропущенные слова.
И------ с.
У композитора Сергея Прокофьева есть музыкальная сказка «Петя и волк». Она написана специально для того, чтобы дети учились распознавать различные музыкальные инструменты. В исполнении этой сказки участвуют … (1) , … (2) и … (3) инструменты.
Каждый персонаж в этой сказке представлен своим музыкальным инструментом. Весёлое щебетанье птички передаёт … (4). Звук … (5) подражает кряканью утки. Вкрадчивость и плавность движений кошки выражает низко звучащий … (6). Ворчливый дедушка представлен звучанием … (7). Образ грозного волка создают зловещие звуки трёх … (8), а задорного Петю помогает вообразить струнный квартет – две … (9), (10) и … (11).
Скрипка, альт и виолончель – это … (12) инструменты. На них играют смычком, когда водят им по струнам. Скрипка – самый маленький и певучий инструмент. Из неё можно извлечь самые высокие звуки. Виолончель – самый большой струнный инструмент, музыкант держит её между коленями. Звуки виолончели низкие, мягкие, иногда напоминают голос поющего человека.
2) Запишите пропущенные слова данной тематической группы в виде таблицы.
У композитора Сергея Прокофьева есть музыкальная сказка «Петя и волк». Она написана специально для того, чтобы дети учились распознавать различные музыкальные инструменты. В исполнении этой сказки участвуют духовые, струнные и ударные инструменты.
Каждый персонаж в этой сказке представлен своим музыкальным инструментом. Весёлое щебетанье птички передаёт флейта. Звук гобоя подражает кряканью утки. Вкрадчивость и плавность движений кошки выражает низко звучащий кларнет. Ворчливый дедушка представлен звучанием фагота. Образ грозного волка создают зловещие звуки трёх валторн, а задорного Петю помогает вообразить струнный квартет – две скрипки, альт и виолончель.
Скрипка, альт и виолончель – это струнные инструменты. На них играют смычком, когда водят им по струнам. Скрипка – самый маленький и певучий инструмент. Из неё можно извлечь самые высокие звуки. Виолончель – самый большой струнный инструмент, музыкант держит её между коленями. Звуки виолончели низкие, мягкие, иногда напоминают голос поющего человека.
№ 36. Работа в парах. 1) Дополните таблицу словами тематических подгрупп.
Обобщающие слова: | |
растительный организм: | |
виды грибов: | |
части гриба: |
1. гриб, растение
2. сыроежка, волнушка, рыжик, опёнок, маслёнок, подберёзовик, подосиновик, шампиньон, поганка, мухомор
3. грибница, шляпка, ножка, корешок
2) Дайте определения словам из 2-й и 3-1 подгрупп.
Образец: Сыроежка – это съедобный вид грибов.
** 3) Нарисуйте схему данной тематической групп слов по образцу классификации животных.
№ 37. 1) Прочитайте слова, определите, в какие тематические группы они входят, назовите обобщающее слово или словосочетание. Найдите лишнее слово в каждой группе.
1. Аллигатор, акула, белуга, лосось, осётр, форель, угорь, толстолобик, скумбрия
2. Слон, олень, верблюд, лошадь, осёл, вол, кошка, собака, корова, овца.
3. Паук, богомол, древоточец, водомерка, дровосек, жужелица, многоножка, скорпион
2) Спишите слова, дополняя каждую тематическую группу слов.
3) Найдите, образованные способом сложения, докажите это.
№ 38. 1) Прочитайте. Слова какой тематической группы использованы в этом тексте?
Долго ли может прожить цветок? Почти все садовые цветы живут не больше года или двух. Десятки лет живут кусты сирени и жасмина. А вот розовый куст, оказывается, отличается необычайным долголетием. В Германии, в городе Гильдесгейме, есть розовый куст, который живёт уже не менее восьмисот лет.
2) Работа в группе. Подберите обобщающее слово для названия данной тематической буквы и проведите соревнование, кто больше слов может назвать. А кто больше напишет без ошибок?
ПИШИТЕ ПРАВИЛЬНО
незабудка гладиолус лилия гвоздика бегония хризантема | георгин пион гиацинт дельфиниум сирень нарцисс |
№ 39. Прочитайте. Выпишите из текста обобщающее слово и слова тематической группы.
Кукушки, иволги, чечевицы, сорокопуты-жуланы уже на юг тронулись. Скоро и другим птицам перелётным в путь-дорогу собираться. (Н. Сладков)
№ 40. 1) Прочитайте текст. Какое обобщающее слово употребляется в этом тексте к слову банан? Можно ли сказать, что банан – это трава?
Есть такая пословица: «Тише воды, ниже травы». Но не всякая вода тиха, и не всякая трава низка. Самое высокое травянистое растение – это банан, плоды которого привозят к нам из тропических районов Азии, Африки и Америки. Банан достигает в высоту десяти или пятнадцати метров. Листья его напоминают широкие и длинные полотенца. Его соцветие, которое ботаники называют сложным колосом, вырастает больше двух метров длины. На таком «колоске» созревает в плотной, мягкой кожуре 250-300 плодов весом до сорока килограммов. Хороша травка?! | Фото банана с плодами |
2) Составьте самостоятельно толкование, добавляя нужные слова из текста. Относятся ли добавленные слова к одной тематической группе?
Банан - травянистое … высотой до 15 метров с широкими и длинными … и … в виде сложного колоса, на котором вызревает до 300 … в плотной, мягкой … .
№. 41. Работа в группах. Устройте соревнование : кто больше подберёт и правильно и запишет слова для каждой тематической группы. Можете предложить другие тематические группы слов для соревнования.
1. Летние виды спорта — ….
2. Единицы измерения времени — ….
3. Атмосферные осадки — ….
4. Верхняя одежда — ….
№ 42. Подберите самостоятельно стихотворение, в котором используются слова одной тематической группы. Докажите это, подобрав к ним обобщающее слово.
Аудио №. 43. 1) Послушайте отрывок из рассказа В. Драгунского. К какой тематической группе относятся названия того, что любит Мишка?
И → с.
2) Подумайте, слова каких тематических групп понадобятся вам для рассказа о том, что любите вы. Напишите небольшой рассказ на тему «Что я люблю», используя подобранные слова.
Борис Сергеевич посмотрел на меня внимательно и сказал:
— Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете?
Я ответил:
— Я много чего люблю.
И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все...
Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал:
— Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь еще маленький, ты не обижайся, а смотри-ка — любишь как много! Целый мир.
Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:
— А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!!
Борис Сергеевич рассмеялся:
— Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь?
Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:
— Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом.
Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.
А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку.
Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, — на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копченую, и полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой — все равно.
Люблю вареники с творогом, творог соленый, сладкий, кислый; люблю яблоки, тертые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску — кожуру!
Люблю печенку, котлеты, селедку, фасолевый суп, зеленый горошек, вареное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей. Так... Ну, про халву говорить не буду — какой дурак не любит халвы? А еще я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое. За семь, за девять копеек. За тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь.
Мишка обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.
Он бормотал:
— Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил...
Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка еще скажет. Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали.
(В. Драгунский)
**№ 44. 1) Распределите слова по группам так, чтобы у вас получилось:
— три тематические группы;
— шесть тематических групп.
Балалайка, барсук, бегемот, белка, биатлонист, библиотекарь, виолончель, волейболист, гитара, горностай, дикобраз, дирижёр, жираф, зебра, кабан, клавесин, клещи, конькобежец, куница, леопард, лесничий, литавры, лобзик, лось, молоток, напильник, обезьяна, пловец, пчеловод, редактор, рояль, рысь, рубанок, самовар, слесарь, стамеска, теннисист, топор, тромбон, флейта, хоккеист, шакал, шахматист, шахтёр, электротехник.
2) Запишите слова каждой из групп в алфавитном порядке. Какое слово не вошло ни в одну из групп?
Омонимы
№. 45. 1) Работа в парах. Независимо друг от друга составьте предложения с этими словами. Сравните ваши предложения и объясните, в каком значении вы употребляли эти слова. Одинаково ли вы употребили эти слова?
Лук, свет, коса, батарея, топить, наступить.
№ 46. Обс. Прочитайте две разные словарные статьи из толкового словаря. Есть что-то общее в значениях этих двух слов? Как вы думаете, почему в словаре эти два слова даются как совершенно разные слова, а не как значения многозначного слова.
Клуб¹, -а; мн. клубы; м. Масса чего-либо летящего, поднимающегося, имеющая шарообразную форму. Клубы дыма, пыли, тумана.
Клуб², -а; мн. клубы; м. 1. Общественная организация культурно-просветительского, политического, спортивного или иного характера. Молодёжный клуб. Клуб кинолюбителей. 2. Здание, помещение, где располагается эта организация. Отремонтировать клуб.
· Прочитайте. Объясните, чем омонимы отличаются от многозначных слов.
В языке существуют одинаковые по звучанию и по написанию слова, относящиеся к одной и той же части речи, значения которых никак не связаны:
1) Этот ключ к замку не подходит.
Ключ¹ , -а, м. — Металлический стержень особой формы, которым отпирают и запирают замок.
2) Недалеко от пещеры оказался ключ с холодной чистой водой.
Ключ² , -а, м. — Бьющий из земли источник, родник.
Такие слова называются омонимами (от греческого омос — «одинаковый» и онима — «имя»). Их надо отличать от многозначных слов: между омонимами нельзя найти смысловую связь. Поэтому в толковом словаре каждому из омонимов посвящена отдельная словарная статья, и рядом с толкуемым словом стоит арабская цифра, которая нумерует разные слова: клуб¹ и клуб², ключ¹иключ².
Омонимы— это слова одной части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, при этом имеют разные лексические значения.
Лингвисты составляют словари омонимов,в которых можно уточнить значения омонимов и даже найти информацию о том, как они образовались.
· Как омонимы обозначаются в толковых словарях? А как обозначаются в словаре разные значения многозначного слова? Приведите свои примеры омонимов.
№. 47. 1) Используя толковый словарь, определите, являются данные пары слов омонимами или значениями одного слова.
Гребень (для волос) — гребень (волны);
подошва (сапога) — подошва (горы) — подошва (ноги);
сковать (цепь) — сковать (морозом);
топить (печь) — топить (в реке);
мешать (работе) — мешать (кашу);
пара (два предмета) — пара (двойка).
№.48. 1) Прочитайте словосочетания. Устно объясните значение омонимов.
Ласка матери — проворная ласка.
Лавка у подъезда — овощная лавка.
Точка ножей — жирная точка.
Косить траву — косить глазом.
Болтать ногами — болтать о погоде
· Прочитайте. На какой вопрос даётся ответ в этом тексте?
Лингвистическая кладовая
Главное различие многозначных слов и омонимов состоит в том, что у многозначного слова все значения как-то связаны друг с другом, а у омонимов не связаны.
Откуда берутся в языке омонимы? Путей их возникновения несколько.
Омонимы могут возникнуть в результате случайного совпадения исконного русского слова и слова, заимствованного из другого языка. Так, русское слово клуб (дыма) связано со словом клубиться (пыль клубится по дороге). Из английского языка в русский язык попало словоclub (общественная организация), которое стали писать и произносить как клуб. Так возникло два одинаковых по звучанию и написанию слова с разными значениями.
Омонимами становятся слова, образованные от русских слов, связь с которыми в современном языке уже не ощущается. Так слово ключ в значении «родник» имеет ту же основу, что и слово клюкать со значением «хлебать, пить», а слово ключ в значении «металлический стержень особой формы для открывания и закрывания замка» связано со словами клюшка, клюка, общее значение которых «палка с загнутым концом».
№ 49. 1)Разберите омонимы по составу, сравните их морфемный состав.
норка¹(маленькая нора)
норка² (зверёк)
2) Подберите к каждому омониму однокоренные слова.
нора, норный, мышка-норушка, норочий, норковый, норочка
3) Сделайте вывод о том, чем могут различаться омонимы.
2) Подберите к каждому из омонимов родственные слова. Обозначьте корни слов.
Образец: покупать (ребёнка) — купать, купание, искупаться;
покупать (продукты) — купить, покупка, покупатель, выкупить.
№. 50. 1) Прочитайте. Какие слова обыгрывают авторы этих стихотворений? Есть ли среди них омонимы? Как это можно доказать?
1. Осенью поздней земля засыпает, рис.
Листьями ветер её засыпает.
(В. Берестов)
2. Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки.
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки.
(Я. Козловский)
3. Сердилась королевская Маслёнка:
— Болтают в кухне со среды,
Что я родня какого-то маслёнка.
Какая ложь! Я из другой среды!
4. Сев в такси,
Спросила такса:
— За проезд
Какая такса?
А водитель:
— Денег с такс
Не берём совсем.
Вот так-с!
2) Выпишите из текста:
1) совпадающие по написанию и произношению слова одной части речи;
2) совпадающие только по произношению слова;
3) совпадающие по написанию и произношению слова разных частей речи.
№. 51. Определите по толковому словарю значения омонимов и запишите с каждым из них предложения.
1) домино¹ и домино²; наряд² и наряд²; мина¹ и мина²;
2) помпа¹ и помпа²; бокс¹ и бокс²; овсянка¹ и овсянка².
2) Работа в группах. Разбейтесь на команды и устройте конкурс шутливых стихов, обыграйте в них омонимы из данного упражнения .
**№ 52. 1) Подумайте, как образовались эти слова.
омофон, омограф, омоформа
2) Прочитайте текст из «Лингвистической кладовой» и объясните, что обозначают эти слова.
Лингвистическая кладовая
В языке существуют пары слов, похожие на лексические омонимы. Это омофоны, омографы и омоформы. Омофоны (фонетические омонимы) — это слова, которые одинаково произносятся, но имеют различное значение и написание:
код — кот, пруд — прут, компания — кампания, спица — спится.
Омо́графы(графические омонимы) — это слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное значение и по-разному произносятся:
замок — замок, атлас — атлас, парить — парить.
Омофо́рмы (грамматические омонимы) — это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах:
три (брата), трёх, трём, тремя — тереть (сыр), тёр, тру, трём, трёшь, три, трите;
(зелёный) попугай, попугая, попугаю, попугаем, о попугае — попугать, попугаю, попугаем, попугаешь, попугай, попугайте.
№ 53. Работа в парах. Выпишите из текста «Лингвистической кладовой» омографы. Составьте с ними предложения. Потом прочитайте предложения друг друга. Правильно ли вы произнесли в них слова-омографы?
** № 54. Прочитайте. Найдите в тексте омонимы, омофоны и омоформы.
1. Для производства футбольных голов
Ноги бывают важнее голов.
2. Хорошая книжка привыкла к почтению.
И тот получает пятёрку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать
И книжки, как старших, привык почитать.
3. Сказала антилопа гну:
— Пред сильным головы не гну.
№. 55. Аудио. 1) Свойства омонимов часто используют в загадках. Послушайте, запишите и отгадайте такие загадки. Можете поискать подсказки в толковом словаре.
2) Попробуйте сами придумать подобные загадки и загадайте их одноклассникам.
И --- с.
Загадки
Три телёнка — сколько будет ног? Какая мушка не летает? Какую строчку не прочтёшь?
Какая птица достает воду из колодца? Какая птица из сорока букв? От чего птицы плавают?
Синонимы
№.56. Прочитайте. Найдите слова, близкие по значению. Как они называются?
Выхожу один я на дорогу.
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
(М. Лермонтов)
· Прочитайте. Что нового вы узнали о синонимах?
· В чём главное отличие синонимов от омонимов?
Синонимы (от греческого синонимос — «одноимённый») — это слова одной части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют совпадающее или близкое значение:
врач, доктор, лекарь, медик;
беседовать, разговаривать, болтать;
грустный, печальный, невесёлый, безотрадный.
Синонимы образуют синонимические ряды.Некоторые ряды включают два-три синонима: яма — выбоина; карикатура – шарж, гротеск.
Есть синонимические ряды издесятков слов:
думать — обдумывать, раздумывать, вникать, мыслить, полагать, помышлять, размышлять, рассуждать, соображать, судить, воображать, полагать, мнить, намереваться, считать…
В каждом синонимическом ряду можно найти одно основное слово, которое обычно указывают в начале ряда.
В языке есть разные типы синонимов.
Синонимы, у которых: | Примеры |
1) значения полностью совпадают | языкознание – лингвистика; спрут – осьминог; крохотный – крошечный. |
2) значения совпадают только частично | а) нести («перемещать что-либо, взяв руками») – тащить (перемещать что-либо, взяв руками с усилием) б) обдумывать (думать обо всех деталях дела) — размышлять (думать, выстраивая умозаключения). |
3) есть различная окраска,и ониупотребляются в разных стилях речи: | спать (нейтральное слово) – дрыхнуть (разговорное, грубое слово) – почивать (книжное слово). Нейтральные слова могут употребляться в любом стиле речи. |
Не являются синонимами слова одной тематической группы: собака (обобщающее слово) – болонка; дерево – берёза.
Синонимы— это слова одной части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют совпадающее или близкое значение.
Лингвисты составляют словари синонимов, где можно найти синонимические ряды слов. В таких словарях основные слова синонимического ряда размещаются по алфавиту, а к синонимам даются пометы с указанием их окраски.
№ 57. 1) Объясните разницу в значении синонимов.
1. Небольшой, маленький, крохотный.
Большой, колоссальный, огромный, громадный.
Старый, старинный, древний.
Бежать, нестись, мчаться.
2. Мчаться, идти, тащиться.
Кричать, говорить, шептать.
Стадо, стая, свора, косяк, табун.
3. болеть – хворать (разг.)
замерзнуть – застыть (разг.)
уравнять – отождествить (книж.)
глаза – очи (книж.)
2) Придумайте предложения: используйте одновременно два синонима из одного ряда так, чтобы подчеркнуть их различия.
Образец. Домик был не маленький, а совсем крохотный.
№ 58.Некоторые ученики при подборе синонимов привели такие слова. В чём их ошибка?
Бежать – бег
Смелость – смелый – смельчак
Мчаться – мчался
№ 59. 1) Прочитайте. Выпишите из текста синонимический ряд слов к слову думать.
2) Является ли слово думать многозначным словом? Могут ли быть разные синонимы к разнм значениям многозначного слова?
Синонимы могут сочетаться с разными словами: можно логически рассуждать, мыслить, но не «логически думать»; думать, раздумывать о будущем, но не «вникать в будущее».
У многозначных слов в разных значениях существуют разные синонимы: Он думал (обдумывал), как решить задачу. Я думаю (полагаю, считаю), что пора уходить. Вечером мы думаем (намереваемся) пойти в театр.
№ 60. 1) Прочитайте. Какие синонимы используются в этом тексте?
2) Есть ли в тексте слова, которые относятся к одной тематической группе?
3) Спишите предложение, заменив выделенные слова синонимами.
Мир, в котором мы живём, полон для тебя загадок и тайн. Сначала кажется, что всё вокруг привычно, обыкновенно, а как начнёшь раздумывать, так и посыплются тысячи «отчего» и «почему»!
Вот простой пример. Ты знаешь, что после дня наступает ночь, а зиму сменяет лето. И так повторяется из года в год, изо дня в день. Но почему это происходит? (М. Гумилевская)
4) Каким словом можно заменить выделенные слова в словосочетании? Является ли оно синонимом или это – обобщающее слово?
тысячи «отчего» и «почему»
№. 61. Прочитайте словосочетания. Какие прилагательные в них употреблены в прямом значении? Подберите синонимы к прилагательным, запишите их по образцу.
Образец: глухое недовольство — скрытое, затаённое.
1) глухой голос, тяжёлая задача, непоседливый ребёнок, мужественный поступок;
2) крохотный отрывок, неожиданный отъезд, огромный стадион;
3) храбрый солдат, свежая идея, разговорная речь;
4) печальный рассказ, здешний житель, дождливая погода.
№. 62. 1) Объясните, чем отличаются друг от друга данные слова-синонимы.
Магазин — лавка.
Манеры — повадки — замашки.
Лгать — врать — обманывать.
Бой — битва.
Рыдать — плакать.
2) Работа в парах. Кто больше подберёт синонимов к каждому синонимическому ряду?.
№ 63. 1) Прочитайте. О какой роли синонимов в нём говорится?
2)аботаР Работа в парах. Выпишите из текста все синонимы. Сколько синонимических рядов получилось у каждого из вас?
Ценность синонимов ни у кого не вызывает сомнений. Ведь одно из важных их свойств – возможность заменять друг друга в предложении. Имея возможность заменять слова близкими по смыслу, мы делаем любое повествование более интересным, выразительным. Употребление одних и тех же слов делает нашу речь унылой, однообразной. Даже чтение рассказа о захватывающих событиях из жизни разведчиков может стать неприятным, если при описании действий главного героя всё время употребляется слово смелый. Чтобы этого не случилось, можно использовать синонимы этого слова: отважно, мужественно, бесстрашно и др. (По О.Е. Дроздовой)
№ 64. Прочитайте. Найдите в тексте синонимы и объясните, для чего они используются в тексте. Запишите их, продолжите синонимический ряд.
Приятно смотреть на чистый голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит, плещется лесной ручеёк. Летают, вьются над ним стрекозы, порхают бабочки.
Высоко-высоко в небе над неподвижными макушками высокого леса тихо плывут белые летние облака. (И. Соколов-Микитов)
№ 65. Работа в парах. Замените выделенные слова синонимами. Сравните ваши варианты текстов. Какой текст вам понравился больше?
Антуан де Сент-Экзюпери – французский писатель и лётчик. Он написал не очень много и жил не очень долго. Но он был в жизни и остался в книгах человеком мужественным и добрым. Он писал о нелёгкой профессии пилота: об опасностях, выдержкеи взаимной выручке. Он очень хотел, чтобы люди на нашей планете жили свободно, мирно и радостно. Ради этого он ушёл на фронт в дни войны с фашизмом и погиб в воздушном бою 31 июля 1944 года.
Свою мудрую сказку «Маленький Принц» Экзюпери написал во время войны. Просто и сердечно рассказывает в ней писатель о человеческом долге и верности, о дружбе и любви, о том, что надо горячо и деятельнолюбить жизнь и людей, что со злом надо воевать, чтобы мир был прекрасен, а люди счастливы.
№. 66. 1) Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните синонимы.
1. Я считаю, что мы д…лжны сразу ему пок…зать, дать почу…ствовать, что мы не с…бираемся перед ним кланяться и пресмыкаться. 2. Волны мерно накатывали на пляж, осаживались и ух…дили, отп…лзали, шурша галькой, назад в море. 3. Поднялся такой галдёж, что хотя все и говорили по-русски, понять, кто про что т…лкует, было невозможно. 4. Все долго гр…масничали, морщились, щурились, пытаясь управиться со своими бр…вями так, как это делал принц. 5. На дачах мы разм…щаем менее зак…лённых, более слабых детей, а зд…ровые малыши предпочитают жить в п…латках, на берегу моря. 6. Тонида сама себе уд…влялась: как это она, всегда¹ такая трудная и к…лючая, тяжёлая и неходкая² в зн…комстве с людьми, так быстро и запр…сто подружилась с принцем. (По Л. Кассилю)
2) Проведите разбор выделенных слов.
Условные обозначения → с…. И → с…
Антонимы
№ 67. Прочитайте. Найдите среди выделенных слов две пары слов с противоположным значением.
Какие слова противопоставляются по признаку длины, протяжённости, а какие – по признаку частоты звук