Модуль 4 В чём заключается богатство языка

Стили литературного языка (общее понятие)

· Прочитайте, рассмотрите схему. Сколько стилей выделяется в литературном русском языке? К каким стилям речи относятся тексты из упражнения № ?

Для ситуациях общения вы пользуетесь разными стилями языка: вы выбираете разные слова и выражения, когда говорите со взрослыми дома или в школе, беседуете с приятелями или отвечаете на уроке.

Слово стиль происходит от латинского слова стилус — манера письма. В русском литературном языке выделяют пять основных стилей – разновидностей литературного языка. У каждого стиля есть свои особые языковые средства, поэтому мы отличаем статью в энциклопедии от рассказа или повести. В научной статье используют научные термины, дают полные и точные характеристики, например природного явления заря. А задача художественного текста – передать впечатление от зари с помощью образных слов.

Наличие разных стилей создаёт богатство литературного языка.

Речь: Стили:
Разговорная Разговорный  
Книжная     Научный:   текст учебника, доклад. Деловой:   заявления, анкеты, справки, инструкции Публицистический:   статья журнала, репортаж, интервью     Художественной литературы: рассказ, стихотворение, повесть

** № 4. Обс. Работа в парах. Прочитайте, на какие стилистические группы делятся слова литературного языка. Попробуйте самостоятельно выбрать примеры для каждой группы.

А) Нейтральные слова: могут использоваться в любом стиле.

Б) Книжные слова

1) Слова с научной окраской используются в научном стиле.

2) Слова с деловой окраской используются в деловом стиле.

3) Слова с высокой, эмоциональной окраской используется в стиле художественной литературы.

В) Разговорные словамогут использоваться в разговорном стиле.

1) погода, небо, дождь; есть, двигаться, оказаться; однажды, правильно;

сильный, новый, старый; ты, некто;

2) имеется в наличии, прибыль, ущерб, числится;

3) анализ текста, сказуемое, существительное;

4) воздвигнуть, держава, отчизна;

5) раздевалка, братик, чудак, невежа.

РАЗДЕЛ 2 СИСТЕМА ЯЗЫКА (7 часов)

Лексикология

Мы продолжаем знакомиться с устройством языка. Вы уже знаете, как связаны между собой звуки языка на фонетическом уровне, какую важную роль они играют в нашем понимании и различении морфем, единиц следующего, морфемного уровня языковой системы. Вы изучали значения морфем и способы их соединения в составе слова.А словоявляетсяединицей следующего, лексического уровня языка.

Лексический уровень – самый интересный и самый сложный уровень языковой системы. Почему? Потому что его единица – это слово, а слов в любом языке во много раз больше, чем звуков или морфем. Кроме того, слова в языке тоже связаны между собой и образуют систему лексики(от греческого лексис — «слово»), то есть всех слов языка. Изучать слова и понять связи между ними вам поможет понять лексикология — раздел лингвистики, изучающий слово и лексическую систему языка.

№ 5. Обс.Представьте, что вам надо дать название к этим иллюстрациям на конкурсе фотографий (рисунков), и ваша задача - отразить всего одним словом явление жизни, которое стало их темой.

Из какого списка единиц языка вы станете выбирать название к фотографиям? Почему?

  [д] [р] [ж] [б] друж- дружить дружба [у] [а] -б- друг дружный адружественный дружок дружно Фото или рисунки: идея дружбы,   1) надо кошка в обнимку с собакой или любые мирно сидящие бок о бок животные     2) Несколько детей, общающихся дружески: вместе сидят за столом, на столе фрукты, чай, открытый ноутбук, книги, говорят и смеются.

Всп1) Какие уровни выделяются в системе языка?

2) Что является самой маленькой единицей языка? Выражает ли эта единица значение?

3) Что является минимальной значимой единицей языка?

4) Почему одна морфема, даже корневая, не может выразить полностью значение слова?

5) Что выражает грамматическое значение слова у изменяемых слов?

Лингвистическая кладовая

Главная задача слова – называть предметы и явления окружающего мира. В одних случаях можно объяснить, почему именно данное слово является названием того или иного предмета или явления, в других случаях – нет. Например, подорожник назван так, потому что растёт по дорогам, или вдоль дорог. Подберёзовиком зовётся гриб, который растёт под берёзой. Но вот из устройства слова дорога нельзя объяснить, почему так называют «путь для передвижения», а строение слова берёза не объясняет его значение «дерево с белым стволом». Таким образом, слова можно разделить на мотивированные(подорожник, подберёзовик) и немотивированные(дорога, берёза).У мотивированных слов понятны причины называния предметов или явлений, а у немотивированных – нет. (По О.Е. Дроздовой)

№ 7. Аудио 1) Послушайте текст. О каких русских словах в нём рассказывалось?

2) Можно ли объяснить значение этих слов через ближайшее родственное слово в современном языке, то есть являются ли они мотивированными? Найдите для каждого из слов объяснение его лексического значения из словаря и закончите письменно фразы.

1) Сшитые листы чистой бумаги с обложкой – это лексическое значение …

2) С окраской небесного, светло-синего цвета – это лексическое значение …

3) Отверстие в стене для света и воздуха – это лексическое значение …

3) Можно ли рассказать, как эти слова образовались когда-то давно? Были ли они мотивированными раньше?

И → с.

Аудио

Если обратиться к истории создания слов, которые сейчас считаются немотивированными, то окажется, что раньше причины, то есть мотивы наименования многих слов были очень даже ясны. Например, слово тетрадьобразовано от древнегреческого слова tetra, что значил четыре. Первоначально тетрадь состояла из 4-х листов.

Слово окно исторически связано со слово око, то есть окна – это глаза дома. Но со временем этот признак, который были положены в основу называния окна, забылся. Сейчас слово окно мы так не объясняем.

Вряд ли кто-нибудь сейчас станет связывать прилагательное голубой и птицу голубя.

А название этого цвета исторически связано с голубями, на шее у которых бывают перья такого цвета, то есть когда-то слово голубой означало «такой, как у голубя». Но сейчас прилагательное в толковом словаре имеет другое значение и определяется так - с окраской небесного, светло-синего цвета. Это значит, что оно немотивированное, так как уже не связывается со слово голубь.

№ 8. 1) Прочитайте. Выпишите слова, значения которых можно объяснить через ближайшее родственное слово. Докажите это, подобрав словообразовательные пары.

2) Найдите слова, значения которых таким способом нельзя объяснить, то есть немотивированные слова.

Под деревьями грибы заметил: под берёзами – подберёзовики, под осинками – подосиновики, во мху – моховики, а на пнях – опёнки. (Н. Сладков)

№ 9. 1) Прочитайте и ответьте на вопрос: в каких -ик и –оксуффиксами являются, а в каких - нет?

Странно, когда в пустыне, далеко от моря, находят ракушки речных моллюсков. По таким приметам определяют: раньше здесь было море. Странность объясняется прежними причинами. Так же и в языке. То, что нас сейчас удивляет, когда было естественно.

Всем известны уменьшительно-ласкательные суффиксы -ик и -ок: дом – домик –домок; час – часик – часок. Но вот другие примеры: пузырёк – разве это «маленький пузырь»? Сырок отличается от сыра. Никто сейчас не воспринимает как уменьшительные слова платок, мешок (когда-то образовано от мех), булавка, молоток и десятки других. (В.В. Одинцов)

2) Работа в парах. Выпишите выделенные слова, в которых не выделяется сейчас уменьшительно-ласкательные суффиксы, разберите их по составу. Выпишите из толкового словаря их значения. Подберите к ним иллюстрации.

** 3) Подумайте, от каких слов они когда-то могли образоваться. Найдите полученные слова в толковом словаре учебника. Есть ли рядом с этими словами особые пометы?

№ 10. 1) Прочитайте заголовок текста и просмотрите его. Кратко скажите, о чём он.

2) Прочитайте текст внимательно и ответьте на вопрос: сколько слов в нём толкуется?

Способы толкования слов

Лексическое значение незнакомого слова можно найти в толковом словаре. Раскрывается лексическое значение разными способами.

1. Краткое толкование слова:

дендрарий — Ботанический сад, в котором выращивают различные деревья и кустарники в научных, культурно-просветительских и т. п. целях.

2. Подбор близких по значению слов (синонимов):

излишний — Бесполезный, ненужный, напрасный.

3. Объяснение с помощью родственных слов:

мускулистый — Имеющий развитые мускулы.

4. Есть токовые словари, в которых объяснение значений даётся с помощью иллюстраций:

Тапир колибри бинокль

№ 11. 1) Прочитайте толкования слов и угадайте их. Допишите предложения, вставляя толкуемое слово.

2) Какой способ толкования использован для этих слов?

1. … — небольшая книжка в виде сшитых или скреплённых листов, обычно без переплёта.

2. … — перечень всех букв какого-либо языка в определённом порядке.

3. … — цирковой артист, занимающийся жонглированием.

4. … — учреждение, собирающее и хранящее книги, журналы, газеты для общественного пользования.

5. … — лиственное дерево с белой корой и пахучими сердцевидными листьями.

№ 12. Объясните слова подбором синонимов (близких по значению слов).

Ароматный, беспокоиться, гневный, путь, благоразумие.

№ 13. 1) Используя толковый словарик учебника, расскажите о лексическом значении слов.

Артишок, афоризм, гильдия, эскорт.

2) Каким способом объясняются значения этих слов?

№ 14. Объясните лексическое значение слов с помощью однокоренных слов. Обратите внимание на их морфемный состав. Запишите объяснение по образцу.

Образец: городок — небольшой город.

1) усищи, песчаный, убежище, огородить

2) сообщение, смельчак, застучать, училище

№ 15.Работа в парах. Какой способ толкования значения слова вам нравится больше всего? Почему?

Выберите лучший способ толкования для данных слов. Проведите эксперимент: прочитайте (или покажите) ваши толкования одноклассникам, не называя толкуемых слов. Проверьте, смогли ли они правильно угадать их.

синица, дерево, мрак, взросление, доброта

№ 16. 1) Прочитайте диалог. Каким способом Незнайка объяснил значение изобретённого им слова?

— Ну, придумай рифму на слово «пакля», — сказал Цветик.

— Шмакля, — ответил Незнайка.

— Какая шмакля? — удивился Цветик. — Разве есть такое слово?

— А разве нету?

— Конечно, нет.

— Ну, тогда рвакля.

— Что это за рвакля такая? — снова удивился Цветик.

— Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, — объяснил Незнайка.

(Н. Носов)

2) Обс. Как бы вы объяснили Незнайке его ошибку? Можно ли изобретать слова, как нам хочется? Почему?

3) Попробуйте найти рифму к слову пакля — слово, существующее в русском языке.

№ 17. 1) Однажды перед полётом на далёкую планету Ийон Тихий, герой фантастического рассказа известного польского писателя Станислава Лема, попытался установить значение слова сепулька. Прочитайте запись из его дневника.

Нашёл следующие краткие сведения:

«СЕПУЛЬКИ — важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКАРИИ».

Я последовал этому совету и прочёл:

«СЕПУЛЬКАРИИ — устройства для сепуления (см.)».

Я поискал «Сепуление»; там значилось:

«СЕПУЛЕНИЕ — занятие ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКИ».

Круг замкнулся, больше искать было негде.

2) Какими способами объяснялось слово, интересующее Ийона Тихого? Почему он так и не узнал, что такое сепулька?

№ 18.Работа в парах. 1) Прочитайте две словарные статьи из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова. Найдите в них:

а) толкуемое слово;

б) окончание;

в) род этого существительного;

г) помета;

д) толкование слова;

е) пример его употребления в речи

2) Обс. Сколько в этой статье толкуемых слов? А сколько толкований? Подберите к каждому толкованию соответствующую иллюстрацию. Как вы думаете, у слова стол - одно значение или три разных?

1. СТОЛ , -а, м. 1. Предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на высоких опорах ножках. Обедать за столом. Письменный стол. Круглый стол.

2. перен. Питание, пища. Снять комнату со столом. Диетический стол. Мясной стол.

3. Отделение в учреждение, ведающее каким-то кругом дел. Справочный стол.

Рис. столы разных видов: музейный ампирный, каменный, деревянный, на одной ножке, на четырех, круглый, прямоугольный, низкий, высокий, стеклянный, письменный, кухонный, компьютерный стол (в центре слово стол, от него стрелки к разным столам)   1.
Рис. Справочный стол В больнице: окошко с надписью, там сидит медсестра.   2. Бабушка в больнице, сидит на постели, у нее столик с больничной едой     3.

3) Обс. Сколько в этой статье толкуемых слов? А сколько толкований? Есть ли другой способ толкования этого слова? Сколько значений у слова колибри?

2. КОЛИБРИ, нескл. м. и ж. Маленькая длиннокрылая птичка с пёстрыми крыльями, живущая в Центральной и Южной Америке.

Снежинка

Светло-пушистая рис. со с.155

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

Под ветромвеющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звездакристальная. (К. Бальмонт)

2) Пользуясь толковым словарём, определите количество значений у выделенных слов. Установите, в каком из них использовались многозначные слова в стихотворении. Запишите в начальной форме сначала однозначные слова, а затем — многозначные. Составьте и запишите словосочетания, в которых многозначные слова выступают в разных значениях.

Образец. Смелый — смелый разведчик, смелое выступление, смелый наряд.

3) Можно ли точно определить, в каком значении поэт использовал в стихотворении слова чистая, чудесную, кристальная?

4) Как вы считаете, соответствует ли иллюстрация стихотворению? Составьте словосочетания для описания этой иллюстрации. Какие слова вы использовали – однозначные или многозначные?

Тематические группы слов

· Обс. Перед тем как прочитать текст, попробуйте объяснить, что такое тематическая группа слов.

· Прочитайте текст. Изменилось ли ваше представление об этом виде связи между словами?

В лексической системе такие слова, насекомое и блоха, посуда и стакан

связаны отношениями рода (более крупного понятия) и вида (более мелкого понятия). Более крупное понятие, или родовое понятие – это обобщающее слово для многих видовых названий. В родовое понятие насекомое входят целая группа видовых понятий: блоха, пчела, таракан и т.д. Группа слов, объединённая одним обобщающим словом (родовым понятием), образуют тематическую группу слов.

В тематических группах можно выделять несколько уровней: так образуются подгруппы со своими обобщающими словами:

Модуль 4 В чём заключается богатство языка - student2.ru

Если нам нужно дать определения лексическим значениям слов из тематической группы, обобщающие слова являются частью значения слов:

Волк – хищное млекопитающее животное семейства волчьих, родственное собаке.

Собака – домашнее хищное млекопитающее животное семейства волчьих.

Тематическая группа слов – это группа слов, объединённая обобщающим словом.

· При изучении каких учебных предметов вы встречались с классификациями, построенными по тематическому принципу?

№ 34. 1) Работа в паре. Познакомьтесь с таблицей. Расскажите об этой тематической группе слов. Добавьте названия инструментов к каждой подгруппе.

Музыкальные инструменты
Духовые Струнные Ударные
тромбон флейта кларнет фагот валторна скрипка альт виолончель арфа рояль барабан бубен ксилофон

2) Назовите инструменты на рисунках.

пронумерованные изображения этих инструментов.

№ 35. Аудио 1) Послушайте текст. Затем прочитайте его вслух, вставляя пропущенные слова.

И------ с.

У композитора Сергея Прокофьева есть музыкальная сказка «Петя и волк». Она написана специально для того, чтобы дети учились распознавать различные музыкальные инструменты. В исполнении этой сказки участвуют … (1) , … (2) и … (3) инструменты.

Каждый персонаж в этой сказке представлен своим музыкальным инструментом. Весёлое щебетанье птички передаёт … (4). Звук … (5) подражает кряканью утки. Вкрадчивость и плавность движений кошки выражает низко звучащий … (6). Ворчливый дедушка представлен звучанием … (7). Образ грозного волка создают зловещие звуки трёх … (8), а задорного Петю помогает вообразить струнный квартет – две … (9), (10) и … (11).

Скрипка, альт и виолончель – это … (12) инструменты. На них играют смычком, когда водят им по струнам. Скрипка – самый маленький и певучий инструмент. Из неё можно извлечь самые высокие звуки. Виолончель – самый большой струнный инструмент, музыкант держит её между коленями. Звуки виолончели низкие, мягкие, иногда напоминают голос поющего человека.

2) Запишите пропущенные слова данной тематической группы в виде таблицы.

У композитора Сергея Прокофьева есть музыкальная сказка «Петя и волк». Она написана специально для того, чтобы дети учились распознавать различные музыкальные инструменты. В исполнении этой сказки участвуют духовые, струнные и ударные инструменты.

Каждый персонаж в этой сказке представлен своим музыкальным инструментом. Весёлое щебетанье птички передаёт флейта. Звук гобоя подражает кряканью утки. Вкрадчивость и плавность движений кошки выражает низко звучащий кларнет. Ворчливый дедушка представлен звучанием фагота. Образ грозного волка создают зловещие звуки трёх валторн, а задорного Петю помогает вообразить струнный квартет – две скрипки, альт и виолончель.

Скрипка, альт и виолончель – это струнные инструменты. На них играют смычком, когда водят им по струнам. Скрипка – самый маленький и певучий инструмент. Из неё можно извлечь самые высокие звуки. Виолончель – самый большой струнный инструмент, музыкант держит её между коленями. Звуки виолончели низкие, мягкие, иногда напоминают голос поющего человека.

№ 36. Работа в парах. 1) Дополните таблицу словами тематических подгрупп.

Обобщающие слова:  
растительный организм:  
виды грибов:  
части гриба:  

1. гриб, растение

2. сыроежка, волнушка, рыжик, опёнок, маслёнок, подберёзовик, подосиновик, шампиньон, поганка, мухомор

3. грибница, шляпка, ножка, корешок

2) Дайте определения словам из 2-й и 3-1 подгрупп.

Образец: Сыроежка – это съедобный вид грибов.

** 3) Нарисуйте схему данной тематической групп слов по образцу классификации животных.

№ 37. 1) Прочитайте слова, определите, в какие тематические группы они входят, назовите обобщающее слово или словосочетание. Найдите лишнее слово в каждой группе.

1. Аллигатор, акула, белуга, лосось, осётр, форель, угорь, толстолобик, скумбрия

2. Слон, олень, верблюд, лошадь, осёл, вол, кошка, собака, корова, овца.

3. Паук, богомол, древоточец, водомерка, дровосек, жужелица, многоножка, скорпион

2) Спишите слова, дополняя каждую тематическую группу слов.

3) Найдите, образованные способом сложения, докажите это.

№ 38. 1) Прочитайте. Слова какой тематической группы использованы в этом тексте?

Долго ли может прожить цветок? Почти все садовые цветы живут не больше года или двух. Десятки лет живут кусты сирени и жасмина. А вот розовый куст, оказывается, отличается необычайным долголетием. В Германии, в городе Гильдесгейме, есть розовый куст, который живёт уже не менее восьмисот лет.

2) Работа в группе. Подберите обобщающее слово для названия данной тематической буквы и проведите соревнование, кто больше слов может назвать. А кто больше напишет без ошибок?

ПИШИТЕ ПРАВИЛЬНО

незабудка гладиолус лилия гвоздика бегония хризантема георгин пион гиацинт дельфиниум сирень нарцисс

№ 39. Прочитайте. Выпишите из текста обобщающее слово и слова тематической группы.

Кукушки, иволги, чечевицы, сорокопуты-жуланы уже на юг тронулись. Скоро и другим птицам перелётным в путь-дорогу собираться. (Н. Сладков)

№ 40. 1) Прочитайте текст. Какое обобщающее слово употребляется в этом тексте к слову банан? Можно ли сказать, что банан – это трава?

Есть такая пословица: «Тише воды, ниже травы». Но не всякая вода тиха, и не всякая трава низка. Самое высокое травянистое растение – это банан, плоды которого привозят к нам из тропических районов Азии, Африки и Америки. Банан достигает в высоту десяти или пятнадцати метров. Листья его напоминают широкие и длинные полотенца. Его соцветие, которое ботаники называют сложным колосом, вырастает больше двух метров длины. На таком «колоске» созревает в плотной, мягкой кожуре 250-300 плодов весом до сорока килограммов. Хороша травка?! Фото банана с плодами

2) Составьте самостоятельно толкование, добавляя нужные слова из текста. Относятся ли добавленные слова к одной тематической группе?

Банан - травянистое … высотой до 15 метров с широкими и длинными … и … в виде сложного колоса, на котором вызревает до 300 … в плотной, мягкой … .

№. 41. Работа в группах. Устройте соревнование : кто больше подберёт и правильно и запишет слова для каждой тематической группы. Можете предложить другие тематические группы слов для соревнования.

1. Летние виды спорта — ….

2. Единицы измерения времени — ….

3. Атмосферные осадки — ….

4. Верхняя одежда — ….

№ 42. Подберите самостоятельно стихотворение, в котором используются слова одной тематической группы. Докажите это, подобрав к ним обобщающее слово.

Аудио №. 43. 1) Послушайте отрывок из рассказа В. Драгунского. К какой тематической группе относятся названия того, что любит Мишка?

И → с.

2) Подумайте, слова каких тематических групп понадобятся вам для рассказа о том, что любите вы. Напишите небольшой рассказ на тему «Что я люблю», используя подобранные слова.

Борис Сергеевич посмотрел на меня внимательно и сказал:
— Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете?
Я ответил:
— Я много чего люблю.
И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все...
Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал:
— Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь еще маленький, ты не обижайся, а смотри-ка — любишь как много! Целый мир.
Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:
— А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!!
Борис Сергеевич рассмеялся:
— Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь?
Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:
— Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом.
Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.
А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку.
Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, — на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копченую, и полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой — все равно.
Люблю вареники с творогом, творог соленый, сладкий, кислый; люблю яблоки, тертые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску — кожуру!
Люблю печенку, котлеты, селедку, фасолевый суп, зеленый горошек, вареное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей. Так... Ну, про халву говорить не буду — какой дурак не любит халвы? А еще я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое. За семь, за девять копеек. За тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь.
Мишка обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.
Он бормотал:
— Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил...
Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка еще скажет. Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали.

(В. Драгунский)

**№ 44. 1) Распределите слова по группам так, чтобы у вас получилось:

— три тематические группы;

— шесть тематических групп.

Балалайка, барсук, бегемот, белка, биатлонист, библиотекарь, виолончель, волейболист, гитара, горностай, дикобраз, дирижёр, жираф, зебра, кабан, клавесин, клещи, конькобежец, куница, леопард, лесничий, литавры, лобзик, лось, молоток, напильник, обезьяна, пловец, пчеловод, редактор, рояль, рысь, рубанок, самовар, слесарь, стамеска, теннисист, топор, тромбон, флейта, хоккеист, шакал, шахматист, шахтёр, электротехник.

2) Запишите слова каждой из групп в алфавитном порядке. Какое слово не вошло ни в одну из групп?

Омонимы

№. 45. 1) Работа в парах. Независимо друг от друга составьте предложения с этими словами. Сравните ваши предложения и объясните, в каком значении вы употребляли эти слова. Одинаково ли вы употребили эти слова?

Лук, свет, коса, батарея, топить, наступить.

№ 46. Обс. Прочитайте две разные словарные статьи из толкового словаря. Есть что-то общее в значениях этих двух слов? Как вы думаете, почему в словаре эти два слова даются как совершенно разные слова, а не как значения многозначного слова.

Клуб¹, -а; мн. клубы; м. Масса чего-либо летящего, поднимающегося, имеющая шарообразную форму. Клубы дыма, пыли, тумана.

Клуб², -а; мн. клубы; м. 1. Общественная организация культурно-просветительского, политического, спортивного или иного характера. Молодёжный клуб. Клуб кинолюбителей. 2. Здание, помещение, где располагается эта организация. Отремонтировать клуб.

· Прочитайте. Объясните, чем омонимы отличаются от многозначных слов.

В языке существуют одинаковые по звучанию и по написанию слова, относящиеся к одной и той же части речи, значения которых никак не связаны:

1) Этот ключ к замку не подходит.

Ключ¹ , -а, м. — Металлический стержень особой формы, которым отпирают и запирают замок.

2) Недалеко от пещеры оказался ключ с холодной чистой водой.

Ключ² , -а, м. — Бьющий из земли источник, родник.

Такие слова называются омонимами (от греческого омос — «одинаковый» и онима — «имя»). Их надо отличать от многозначных слов: между омонимами нельзя найти смысловую связь. Поэтому в толковом словаре каждому из омонимов посвящена отдельная словарная статья, и рядом с толкуемым словом стоит арабская цифра, которая нумерует разные слова: клуб¹ и клуб², ключ¹иключ².

Омонимы— это слова одной части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, при этом имеют разные лексические значения.

Лингвисты составляют словари омонимов,в которых можно уточнить значения омонимов и даже найти информацию о том, как они образовались.

· Как омонимы обозначаются в толковых словарях? А как обозначаются в словаре разные значения многозначного слова? Приведите свои примеры омонимов.

№. 47. 1) Используя толковый словарь, определите, являются данные пары слов омонимами или значениями одного слова.

Гребень (для волос) — гребень (волны);

подошва (сапога) — подошва (горы) — подошва (ноги);

сковать (цепь) — сковать (морозом);

топить (печь) — топить (в реке);

мешать (работе) — мешать (кашу);

пара (два предмета) — пара (двойка).

№.48. 1) Прочитайте словосочетания. Устно объясните значение омонимов.

Ласка матери — проворная ласка.

Лавка у подъезда — овощная лавка.

Точка ножей — жирная точка.

Косить траву — косить глазом.

Болтать ногами — болтать о погоде

· Прочитайте. На какой вопрос даётся ответ в этом тексте?

Лингвистическая кладовая

Главное различие многозначных слов и омонимов состоит в том, что у многозначного слова все значения как-то связаны друг с другом, а у омонимов не связаны.

Откуда берутся в языке омонимы? Путей их возникновения несколько.

Омонимы могут возникнуть в результате случайного совпадения исконного русского слова и слова, заимствованного из другого языка. Так, русское слово клуб (дыма) связано со словом клубиться (пыль клубится по дороге). Из английского языка в русский язык попало словоclub (общественная организация), которое стали писать и произносить как клуб. Так возникло два одинаковых по звучанию и написанию слова с разными значениями.

Омонимами становятся слова, образованные от русских слов, связь с которыми в современном языке уже не ощущается. Так слово ключ в значении «родник» имеет ту же основу, что и слово клюкать со значением «хлебать, пить», а слово ключ в значении «металлический стержень особой формы для открывания и закрывания замка» связано со словами клюшка, клюка, общее значение которых «палка с загнутым концом».

№ 49. 1)Разберите омонимы по составу, сравните их морфемный состав.

норка¹(маленькая нора)

норка² (зверёк)

2) Подберите к каждому омониму однокоренные слова.

нора, норный, мышка-норушка, норочий, норковый, норочка

3) Сделайте вывод о том, чем могут различаться омонимы.

2) Подберите к каждому из омонимов родственные слова. Обозначьте корни слов.

Образец: покупать (ребёнка) — купать, купание, искупаться;

покупать (продукты) — купить, покупка, покупатель, выкупить.

№. 50. 1) Прочитайте. Какие слова обыгрывают авторы этих стихотворений? Есть ли среди них омонимы? Как это можно доказать?

1. Осенью поздней земля засыпает, рис.

Листьями ветер её засыпает.

(В. Берестов)

2. Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки.

Шашки не из стали,

Мы играем в шашки.

(Я. Козловский)

3. Сердилась королевская Маслёнка:

— Болтают в кухне со среды,

Что я родня какого-то маслёнка.

Какая ложь! Я из другой среды!

4. Сев в такси,

Спросила такса:

— За проезд

Какая такса?

А водитель:

— Денег с такс

Не берём совсем.

Вот так-с!

2) Выпишите из текста:

1) совпадающие по написанию и произношению слова одной части речи;

2) совпадающие только по произношению слова;

3) совпадающие по написанию и произношению слова разных частей речи.

№. 51. Определите по толковому словарю значения омонимов и запишите с каждым из них предложения.

1) домино¹ и домино²; наряд² и наряд²; мина¹ и мина²;

2) помпа¹ и помпа²; бокс¹ и бокс²; овсянка¹ и овсянка².

2) Работа в группах. Разбейтесь на команды и устройте конкурс шутливых стихов, обыграйте в них омонимы из данного упражнения .

**№ 52. 1) Подумайте, как образовались эти слова.

омофон, омограф, омоформа

2) Прочитайте текст из «Лингвистической кладовой» и объясните, что обозначают эти слова.

Лингвистическая кладовая

В языке существуют пары слов, похожие на лексические омонимы. Это омофоны, омографы и омоформы. Омофоны (фонетические омонимы) — это слова, которые одинаково произносятся, но имеют различное значение и написание:

код — кот, пруд — прут, компания — кампания, спица — спится.

Омо́графы(графические омонимы) — это слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное значение и по-разному произносятся:

замок — замок, атлас — атлас, парить — парить.

Омофо́рмы (грамматические омонимы) — это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах:

три (брата), трёх, трём, тремя — тереть (сыр), тёр, тру, трём, трёшь, три, трите;

(зелёный) попугай, попугая, попугаю, попугаем, о попугае — попугать, попугаю, попугаем, попугаешь, попугай, попугайте.

№ 53. Работа в парах. Выпишите из текста «Лингвистической кладовой» омографы. Составьте с ними предложения. Потом прочитайте предложения друг друга. Правильно ли вы произнесли в них слова-омографы?

** № 54. Прочитайте. Найдите в тексте омонимы, омофоны и омоформы.

1. Для производства футбольных голов

Ноги бывают важнее голов.

2. Хорошая книжка привыкла к почтению.

И тот получает пятёрку по чтению,

Кто с детства любитель большой почитать

И книжки, как старших, привык почитать.

3. Сказала антилопа гну:

— Пред сильным головы не гну.

№. 55. Аудио. 1) Свойства омонимов часто используют в загадках. Послушайте, запишите и отгадайте такие загадки. Можете поискать подсказки в толковом словаре.

2) Попробуйте сами придумать подобные загадки и загадайте их одноклассникам.

И --- с.

Загадки

Наши рекомендации