Методические указания к темам курсовых работ

По лексике и фразеологии

Основные задачи работ по лексике сводятся к определению избранных лексических категорий (историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессионализмов и ò.ä.), их классификации и анализу употребления в конкретном литературном произведении. Лексические темы требуют работы со словарями: толковыми, областными, этимологическими, иноязычными и ò.ä. Классификация лексики может быть тематической (по значению), грамматической, стилистической.

В работах о многозначности слова необходимо определить слово как звуковую единицу человеческой речи, сопоставить его с "понятием", определить понятие лексического значения слова) прямого и переносного значения: показать способы развития значений слов в русском языке (расширение значения, перенос названия с одного предмета на другой по сходству функции, по сходству формы, по смежности, на основе обобщения частного значения слова и ò.ä.); разграничить явления многозначности слов и омонимии.

В работах, связанных с характеристикой исторической перспективы в словаре, следует остановиться на следующих вопросах: лексика современная и устаревшая; процесс развития лексического состава языка; причины появления новых слов; пути и способы образования новых слов; неологизмы, обусловленные появлением новых понятий, явлений) и неологизмы, создаваемые писателями с определенными художественно-выразительными целями.

Задачи работ, посвященных стилевой дифференциации лексики, сводятся к характеристике слов просторечных, книжных, специальных, жаргонных и ò.ä. Следует установить их роль в избранных произведениях.

В работах о диалектизмах следует рассказать об общенародной и диалектной лексике в общей системе лексики, о целях и приемах использования диалектизмов в художественной литературе. Классификацию диалектизмов желательно связать с описанием их стилистической роли. В работе должна быть и оценка целесообразности использования тех или иных диалектных слов.

Работы о профессиональной и терминологической лексике требуют освещения вопроса о месте и значении профессиональных слов и терминологии в литературном языке, а также целях и приемах использования их в художественной литературе.

В работах, посвященных анализу фразеологического состава художественного или публицистического произведения, необходимо дать краткие сведения из истории разработки вопроса о фразеологизмах в русской лингвистической литературе, определить типы фразеологических оборотов, их роль и цель использования, объяснить значение, указать источники их происхождения, дать стилистическую характеристику фразеологизмов и отметить своеобразие писателя в использовании фразеологических средств языка (например, у М-Горького: Я на все руки лекарь; сердце маслом обливается; бирюка бояться - в лес не ходить; у В.Маяковского: А теперь буржуазия! Что делает она! .. Она - из мухи делает слона и после продает слоновую кость).

По словообразованию

Темы по словообразованию ставят целью определение основных типов образования слов в русском языке (морфологического, морфолого-синтаксического, семантического), выявление связи словообразования с лексической и грамматической системой русского языка. Анализ конкретного материала должен выявить продуктивные и непродуктивные способы образования той или иной лексико-грамматической категории (префиксальный, суффиксальный, суффиксально-префиксальный; словосложение; субстантивация, адвербиализация и др.; переосмысление).

При определении производных и непроизводных основ необходимо учитывать состав слова с точки зрения этимологической и с точки зрения современного состояния языка, живого словообразования.

Говоря о производных и непроизводных основах, нельзя не коснуться вопроса о производящих основах в системе разных частей речи, а также процесса изменения основ, например образования непроизводных основ из производных, так как все это важно для понимания структурных различий в частях речи.

При анализе должны быть выделены и отмечены новые способы образования слов, так; как под влиянием изменений в общественной практике, в связи с потребностью в новых словах, терминах для выражения новых понятий происходят изменения в соотношении непроизводных и производных основ, в активности употребления тех или иных основ, в продуктивности тех или иных морфем.

При характеристике того или иного способа словообразования следует обращать внимание не только на лексическое значение образованного слова, но и на его экспрессивную окраску (например, суффиксы -он-, ун- в словах "старикан", "шаркун" служат не только средством обозначения лица по какому-либо признаку, но и способом экспрессивной характеристики его).

По морфологии

В работах по морфологии требуется дать определение избранной грамматической категории и анализ употребления в конкретном литературном произведении.

В работах о словах категории состояния и модальных словах предполагается реферативное изложение тех материалов, которые имеются в грамматической литературе. Поскольку вопрос о данных категориях слов не получил еще общепризнанного решения, студент должен выявить свою точку зрения на предмет изложения.

По синтаксису

В работах по синтаксису следует дать определение синтаксического явления, классификацию собранного фактического материала, описание употребления данной синтаксической категории в избранном произведении. Необходимо учитывать стилистическое использование синтаксических средств языка, поскольку их выбор зависит от содержания текста, его жанровых особенностей, а также общей стилистической окрашенности. В зависимости от стиля речи (публицистической, художественной и т.д.) употребляются разные структурные типы простого и сложного предложения.

Ряд тем связан с характеристикой типов простого и сложного предложения (а также их структурных элементов) в различных стилях литературного языка. Эти работы должны быть построены по принципу сопоставительного анализа. Сравнение использования одних и тех же синтаксических конструкций в произведениях, разных по своей стилевой принадлежности, даст возможность выявить типичные и нетипичные синтаксические конструкции в различных стилях литературного языка, а также определить своеобразие произведений в отношении синтаксического построения. Это своеобразие особенно заметно при сопоставлении стилей книжных и стиля разговорного. Так, особые построения сказуемого, с различными модальными и экспрессивными значениями, а также специфические фразеологизированные построения свойственны строю разговорной речи.

Сопоставление художественной и научной прозы показывает, что сложные предложения, например, используются чаще в последней. Неодинаково и употребление разных видов сложного предложения: в разговорной речи чаще применяются сложносочиненные предложения и бессоюзные, а в книжной - сложноподчиненные. Кроме того, структурные элементы синтаксических конструкций (союзы, соотносительные слова, предлоги, связки) также служат показателем своеобразия того или иного литературного стиля. Задача студента - выявить специфику синтаксической структуры избранных для анализа произведений как произведений определенного стиля.

По пунктуации

В работах по пунктуации от студента требуется обобщение своих собственных наблюдений над употреблением тех или иных знаков препинания.

Работы предполагают выявление индивидуальных особенностей в использовании знаков препинания названными писателями и поэтами, для чего необходимо сопоставить это употребление с действующим ныне сводом пунктуационных правил. При описании случаев отклонения от общепринятых норм следует отметить особую смысловую и стилистическую роль избранных знаков препинания, а также дать общую оценку такому употреблению, то есть обнаружить целесообразность или, наоборот, неудачность выбора знака.

Анализ языкового материала должен подвести студента к конкретным заключениям относительно функционирования знаков препинания в современном русском языке: например, о расширении функций тире (сравнительно с действующими правилами); о вытеснении двоеточия знаком тире в некоторых типах бессоюзного сложного предложения, о новых функциях многоточия и двоеточия.


Наши рекомендации