Регулярные/нерегулярные (уникальные) морфемы.

В зависимости от характера употребления аффиксы делятся на регулярные и нерегулярные. Регулярныеаффиксыповторяются в нескольких словах: хотя бы в двух. Таково большинство аффиксов: крас-от-а, черн-от-а; велич-ав-ый, кудр-яв-ый и так далее. Нерегулярные аффиксы употребляются только в одном слове, они часто называются уникальными или унификсами:дет-вор-а, жен-их, кон-юх и другие. Приставки в большинстве своем регулярны, только некоторые исследователи выделяют малый ряд уникальных приставок. Нерегулярные суффиксы различаются по происхождению, одни исторически были регулярными (раньше слово «петух» так разбиралось по составу: пе-тух, а теперь аффикс -тух-является уникальным: пас-тух), другие являются результатом заимствования: рис-унок (из польского языка), корол-ев-а(из польского языка).

25. Сущность фонемного и словообразовательного анализа

Морфемный анализ слова имеет своей целью установить морфемный состав слова, выявить его морфонологическое строение на современном этапе развития языка. Чтобы правильно проанализировать строение слова, нужно установить значение и роль морфем. Это позволит преодолеть так называемую этимологическую рефлексию – стремление выделить в слове такие элементы, которых в нем нет, но которые прежде существовали. При морфемном разборе должны соблюдаться следующие правила: 1) слово рассматривается с учетом его семантики и, следовательно, связи с родственными словами (семантический фактор), 2) слово рассматривается как единица, способная изменяться (грамматический фактор), 3) при вычленении морфем привлекаются для сравнения одноструктурные слова, имеющие ту же модель, что и анализируемое слово, 4) выделив основу и вычленив все морфемы, определяют формо-словообразующие и словоизменительные аффиксы, алломорфы и варианты морфем. Основные принципы морфемного членения являются общими для всех типов слов. Они могут варьироваться, конкретизироваться в зависимости от структурного типа слов. В частности, полностью не совпадает анализ чисто суффиксальных слов и префиксально-суффиксальных образований, изменяемых и неизменяемых слов, простых и сложных слов; слов, имеющих связанный корень. Некоторые различия в морфемном анализе объясняются спецификой строения слов, относящихся к различным частям речи.

Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке. Различают минимальный и полный словообразовательный анализ. При минимальном анализе в слове выделяется производящая основа и средство словообразования. При полном анализе выделяются все предшествующие звенья словообразовательной цепочки до установления исходного слова с непроизводной основой. Полный словообразовательный анализ, может проводиться по следующей схеме: 1) определить часть речи, к которой относится анализируемое слово, 2) выделить основу слова, 3) охарактеризовать вид основы: производная или непроизводная, 4) найти слово с производящей основой, которая мотивирует значение производной основы, 5) выявить, с помощью каких морфем образуется производная основа слова; указать значение словообразующих аффиксов, 6) определить способ образования слова, 7) указать особенности (если есть) исторических изменения в структуре слова, 8) указать (если есть) морфонологические особенности (явления морфемного шва), 9) указать, какие из аффиксальный морфем являются регулярными/нерегулярными, продуктивными/непродуктивными.

Словообразовательный анализ требует одинаково внимательного отношения к смыслу и к форме анализируемых слов. Часто внешне похожие образования имеют разное словообразовательное значение, разную словообразовательную структуру и относятся к разным словообразовательным типам (ср.: бунтовЩИК от глагола бунтовать и ковровЩИК от сущ. ковер с использованием интерфикса -ОВ-).

При словообразовательном анализе некоторых типов производных

слов необходимо учесть, что в системе русского словообразования значительное место занимают полимотивированные слова, обладающие несколькими словообразовательными структурами.

Морфемный и словообразовательный анализ слова необходимо различать, но следует помнить, что они связаны друг с другом. Их можно рассматривать как две ступени анализа структуры слова, где морфемный анализ – это первая, начальная ступень.

В лексике каждого языка имеется значительный фонд слов, связь формы которых со значением непонятны носителям языка, поскольку структура слова не поддается объяснению на основе действующих в языке моделей образования слов. Исторические изменения слов затемняют первичную форму и значение слова, а знаковая природа слова определяется сложность реконструкции первичной мотивации, т.е. связи первичных формы и значения слова. Для этого в диахроническом плане слово подвергается этимологическому анализу. Целью которого является определение того, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели, на базе какого языкового материала, в какой форме и с каким значением возникло слово, а также какие исторические изменения его первичной формы и значения обусловили форму и значение, известные исследователю. Реконструкция первичных форм и значения слова и является предметом этимологического анализа. Квалифицированный этимологический анализ слова возможен только с привлечением специальных этимологических словарей и справочников.

Образец:

Морфемный анализ

Перелесок – «небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков»

1)имя существительное,

2)основа производная – перелесок, производящая основа – лес,

3)слово изменяемое, окончание нулевое; выделяется при сопоставлении с другими формами этого слова,

4)окончание:

- по функции - словоизменительное, передает грамматические значения именительного падежа, единственного числа, мужского рода,

- по количеству грамматических значений – многозначное,

- по материальной выраженности – нулевое,

- по наличию вариантов – одновариантное,

- по способности воспроизводится в речи – регулярное,

5)основа: - словоизменительная,

- производная,

- членимая,

- непрерывная,

6)корневая морфема представлена морфом –лес– (лес, лесной, лесник, лесистый), корень свободный, имеет предметное значение, выступает в двух фонетических вариантах – алломорфы,

7)суффиксальная морфема реализуется в морфе – ок, который материально выражен, непроизводный по структуре. Представлен двумя вариантами – ок-//-к- (ср. лесок–Им.п., леска – Р.п.), выполняет словообразовательную функцию, имеет предметно-уменьшительное СЗ; суффикс регулярный, нейтральный в стилистическом отношении.

8)префиксальная морфема представлена морфом пере–, который выполняет словообразовательную функцию, одновариантный, имеет пространственное значение «между», регулярный, нейтральный в стилистическом отношении.

Словообразовательный анализ

Перелесок – «небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков»

1. имя существительное,

2. производное; мотивирующее слово – лес,

3. мотивация полная, прямая, единственная,

4. производящая база – основа мотивирующего слова – лес,

5. словообразовательный формант пере-…-ок,

6) формант префиксально-суффиксальный (конфиксный),

7) при образовании деривата нет морфонологических явлений,

8) способ образования – морфологический, аффиксальный, прямой, префиксально-суффиксальный.

26. Словообразование: основные понятия

Словообразование – это процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц.

Словообразовательное значение– это значение, выражаемое тем или иным словообразовательным средством (формантом) при наличии связей между образовавшимся словом и образующим (между производящим и производным словом). Таким образом, словообразовательное значение выражается группой слов одинаковой структуры и строения. Например, уменьшительное значение имени существительному придаёт суффикс -ик-: стол → столик, лист → листик и т.п.

Словообразовательное значение отличается от лексического: лексическое значение индивидуально для каждого слова, а словообразовательное может быть общим для группы слов, подобно грамматическому значению. Средствами выражения словообразовательного значения являются форманты, с помощью которых образуется новое слово. Словообразовательные средства, форманты выделяются при сопоставлении производной и производящей основ. Непроизводные слова не имеют словообразовательных значений.

Словообразовательный тип – это крупная комплексная единица словообразовательной системы. Совокупность производных слов, объединённых следующими признаками:

1. часть речи, к которой они принадлежат;

2. часть речи, от которой они образовались;

3. одинаковое средство словообразования (формант);

4. одинаковое словообразовательное значение.

Слово участвует в системной организации словообразования лишь в составе словообразовательного типа:

1. домик ← дом, слоник ← слон;

2. танцовщик ← танцует, докладчик ← докладывает.

При нарушении хотя бы одного из необходимых условий функционирования словообразовательного типа, слова не относятся к одной группе. Например, слова писатель, учитель, воспитатель являются представителями одного словообразовательного типа, а слова учитель и нагреватель представляют разные словообразовательные типы, так как имеют разные значения.

Омонимические типы – одинаковая форма, но разное содержание: богатство, равенство (признак); дежурство, бегство (действие).

Синонимические типы – с одинаковым словообразовательным значением, но различными словообразовательными средствами: рубка, варка, ходьба, переписка (опредмеченное действие).

Словообразовательный тип– это совокупность производных слов, которые выражают одно и то же словообразовательное значение при помощи одного и того же словообразовательного средства (форманта).

Словообразовательная модель – это конкретная реализация словообразовательного типа. Например, имя прилагательное + суффикс -ость → отвлечённое существительное (смелый + -ость → смелость, злой + -ость → злость). Бывают продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели.

Простейшая из комплексных единиц словообразования является словообразовательная пара – соотношение производной и производящей основ: писать → написать, красный → краснеть, чернила → чернильница.

Словообразовательная цепочка– это ряд однокорневых слов, в котором каждое предыдущее слово является мотивирующим для следующего: злой → злить → злиться; старый → стареть → устареть → устарелый → устарелость.

Словообразовательная парадигма– это совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства. Например, словообразовательном гнезде с вершиной здоровый можно выделить следующие парадигмы:

здоровенький, здоровенный, нездоровый, здороветь, оздоровить, здоровье – I ступень производности (слова, образованные от прилагательного здоровый);

оздоровлять, оздоровление – II ступень производности (слова, образованные от глагола оздоровить);

выздоровление, выздоравливать – III ступень производности (слова, образованные от глагола выздороветь).

Словообразовательные цепи и парадигмыявляются составными частями наиболее сложной и многочленной единицы словообразования – словообразовательного гнезда.

Словообразовательное гнездо – единица словообразовательной системы, на уровне которой проявляются и связи производных слов. Регулярные/нерегулярные (уникальные) морфемы. - student2.ru

Словообразовательное гнездо можно определить, как совокупность однокорневых слов, расположенных в соответствии с упорядоченными отношениями словообразовательной производности.

27.морфемные способы словообразования в русском языке

Суффиксальный – способ образования, при котором в качестве словообразовательного аффикса выступает суффикс. Суффикс как словообразовательный аффикс характеризуется след особенностями: 1) классифицируются в зависимости от принадлежности суффиксальных производных к определенной части речи (суффиксы существительных: учитель – суффикс тель, силач – суффикс ач, музыкант – суффикс ант. суффиксы прилагательных ножной – суффикс –н, талантливый –суффикс –лив. суффиксы глаголов: рифмовать – суффиксы – ова и –ть. суффиксы наречий: красиво – суффикс – о, дважды – суффикс –жды.

2)суффиксы, кроме словообразовательного значении, являются носителями определенного грамматического значения наряду с флексией.

3)одни суффиксы образуют слово той же части речи, что и мотивирующее слово, другие – переводят производное слово в другую часть речи, например: рыбак – и мотивирующее слово и мотивированное – имя прилагательное.

4)при словообразовании суффикс присоединяется к основе мотивирующего слова.

5)словообразовательный суффикс может иметь нулевое выражение.

Префиксальный - здесь в качестве словообразовательного аффикса выстпуает префикс. Префикс как словообразующий аффикс отличается от суффикса след.признаками : 1) префиксы не закрепляются за определенными частями речи. Например, приставка до- может одинаково образовывать глагол, существительное, прилагательное (доехать, дошкольный, дошкольник)

2) префиксы несут добавочную лексическую семантику и не содержат грамматических значений, выражаемых с помощью флексий, поэтому префикс присоединяется при словообразовании к мотивирующему слову целом, образуя ту же часть речи, что и мотивирующее слово.

Суффиксально-префиксальный – в качестве словообразовательного элемента выступают суффикс и префикс одновременно.(озвучить, подзеркальник и т.д.) Особой разновидностью этого способа явл. префиксация с нулевой суффиксацией.( седой – проседь, крыло- бескрылый)

Постфиксальный – словообразовательный элемент – постфикс, стоящий в конце, но присоединенный не к производящей основе, а к мотивирующему слову в целом, как префикс, и образ.ту же часть речи, что и мотивирующее слово. Например, учить – учиться, где – где-то.

Сложение с суффиксацией – словообразовательный элемент – суффикс, но при сложении двх производящих основ; в этом случае производное слово имеет два мотивирующих слова (красное, дерево – краснодеревщик)

Префиксально – постфискальный – словообразовательный элемент - два аффикса – префикс и постфикс, присоединяемые к целому слову: звонить-созвониться, говорить-проговориться.

Суффиксально – постфиксальный – словообразовательный элемент – два аффикса – суффикс и постфикс: толпа – толпиться, ветвь – ветвиться.

Префиксально – суффиксально-постфиксальный - словообразовательный элемент – все три аффикса: префикс, суффикс и постфикс. Например, шептать – перешептываться.

Также существуют безаффиксные морфологические способы словообразования: сложение основ и аббревиация.

Способ сложения основ – способ словообразования, предполагающий наличие двух мотивирующих слов. Например, мороз и стойки – морозостойкий (стойкий морозу) Производное слово, образованное способом сложения, включает в свой состав основу одного мотивирующего слова и целое второе мотивирующее слово. Это целое слово определяет грамматический потенциал производного слова и его часть речи.

Аббревиация – способ словообразования, заключающийся в слиянии сокращенных слов определенных словосочетаний в одно слово. Выдел.несколько видов. 1) слияние названий начальных букв каждого слова словосочетания: СССР, НТР и т.д. 2) слияние начальных звуков исходного словосочетания: Театр юного зрителя – ТЮЗ.

3) слияние начальных частей слов исходного словосочетания: военный корреспондент – военкор. 4) слияние начальной части слова и целого слова: Европа и Азия – Евразия. 5) слияние начала первого слова словосочетания и конца второго: Европейское телевидение – Евровидение.

28.Неморфемные способы словообразования

1. 1.Сращение, или лексико-синтаксический способ (слияние / сращение целого словосо­четания). Зависимым словом обычно бывает наречие, которое стоит перед главным словом -причастием или прилагательным: высокохудожественный, быстрорастворимый, быстродей­ствующий. От синонимических словосочетаний сращения отличаются тем, что имеют единое главное ударение и закрепленный порядок частей (ср. действующий быстро).

2. Морфолого-синтаксический способ (переход из одной части речи в другую). Различа­ют следующие разновидности этого способа:

A. Субстантивация: переход прилагательных и причастий в существительные: столовая посуда Регулярные/нерегулярные (уникальные) морфемы. - student2.ru заглянуть в столовую; раненый солдат Регулярные/нерегулярные (уникальные) морфемы. - student2.ru раненый молчал; ведущий специалист Регулярные/нерегулярные (уникальные) морфемы. - student2.ru ведущий передачи.

Б. Адъективация: переход причастий в прилагательные: волнующая встреча, блестящая победа, начинающий артист, крашеный пол, жареный гусь.

B. Адвербиализация: переход в наречия существительных: летним вечером Регулярные/нерегулярные (уникальные) морфемы. - student2.ru прийти вечером; смотреть в голубую даль Регулярные/нерегулярные (уникальные) морфемы. - student2.ru смотреть вдаль, деепричастий: читать лежа, стоять молча.

Г. Прономинализация: переход в местоимения существительных: спорт - вещь хорошая; У студента Иванова два хвоста. Надо помочьчеловеку (ему), а то отчислят; Как ты нахо­дишь семью Лебедевых? - Очень приятные люди (они); прилагательных и причастий: вода пре­вращается в лед при известных (некоторых) условиях, при следующих (таких) условиях; Я с легкой (с некоторой) завистью смотрел на его картины; числительного один: Об этом рас­сказал мне один (какой-то) человек.

Д. Переход в предлоги существительных: в течении реки - в течение дня, положить на счет в банке - говорить насчет отпуска, в следствии много неясного - вследствие плохой погоды; наречий: быть около - быть около дома, зайду после - зайду после работы; деепричастий: Аня говорила, не смотря мне в глаза - несмотря на плохую погоду; Благодаря доктора, я уже думала о предстоящей реабилитации - Благодаря доктору я выписался из больницы уже через неделю.

Е. Переход в частицы наречий: Все решается очень просто. - Просто не знаю, что с ним случилось.

При переходе из одной части речи в другую в слове меняются его морфологические и синтаксические свойства. Происходит изменение системы форм словоизменения (парадигмы). Мороженое (прилагательное) имеет 24 формы словоизменения, выступает в качестве опреде­ления, мороженое (существительное) имеет 6 форм словоизменения, выступает, как правило, в качестве подлежащего и дополнения.

3. Лексико-семантический способ (распад многозначного слова на омонимы): спутник ('попутчик, идущий рядом') и спутник ('искусственный спутник'); мир ('Вселенная') и мир ('противоположное войне'); лопатка ('маленькая лопата') и лопатка (медицинский термин), завод часов ('действие по глаголу заводить') и завод (машиностроительный). Это диахрон-ный способ словообразования.

Наши рекомендации