Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018
Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018
Школьный этап
Русский язык
Класс
Дорогой друг! Ты участник олимпиады и можешь показать все те знания и умения, которые ты получил на уроках русского языка. Желаем тебе успехов. Будь внимателен, терпелив и настойчив!
Задание 1. (10 баллов) Дан текст в транскрипции. Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации:
[ч' и р'исунк'и на aкн'э/ как узор на хрустал'э// щ'ипл'ит вс'акава за нос з'имн'ий д'эдушка марос//]
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Задание 2. (5 баллов) Из звуков данных слов получи новые слова с указанным значением.
Лён – название цифры –____________________________________
лей – название дерева –______________________________________
лоб – название настила в помещение –_________________________
ток – название домашнего животного –________________________
шёл – неправда –____________________________________________
Задание 3. (5 баллов) Каждое словосочетание замени одним словом с нужным суффиксом.
Тот, кто любит шутить_____________________________________
Житель Москвы___________________________________________
Тот, кто богат на выдумки__________________________________
Музыкант, который играет на скрипке________________________
Человек, который любит мечтать_____________________________
Задание 4. (5 баллов) Вставь нужную букву в начале слова.
(с,з)дание_________________ (с,з)делать_____________________
(с,з)жать__________________ (с,з)дешний____________________
(с,з)давать________________
Задание 5. (4 балла) Подчеркни слова, у которых от изменения ударения меняется смысл слова: атлас, щавель, ирис, цемент, трусить, выходить.
Задание 6. (6 баллов) Составь пословицы:
Один, семь, отрежь, раз, отмерь, раз.
__________________________________________________________
Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.
__________________________________________________________
Ни, всё, лес, волка, смотрит, сколько, корми, он, в.
__________________________________________________________
Задание 7. (4 балла) Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение.
Дождь лил | как снег на голову. |
Я знал городские переулки | как по маслу. |
Гости свалились | как свои пять пальцев. |
Скоро дело наладилось и пошло | как из ведра. |
Задание 8. (4 балла)
В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (Тёмный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (Большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (Запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?
__________________________________________________________
Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018
Русский язык
Школьный этап
Класс
Ключи, критерии оценивания
№ , баллы | Ответ | ||
№ 1 10 б. | Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний дедушка Мороз. Максимальное количество баллов – 10 (1 балл за правильно расставленные знаки препинания + 1балл за оформление текста в виде стихотворения + от 0 до 8 баллов за орфографию в соответствии с таблицей) | ||
№ 2 5 б. | Лён – название цифры - ноль лей – название дерева - ель лоб – название настила в помещение - пол ток – название домашнего животного - кот шел – неправда - ложь | ||
№ 3 5 б. | Тот, кто любит шутить - шутник Житель Москвы – москвич (москвичка) Тот, кто богат на выдумки - выдумщик Музыкант, который играет на скрипке - скрипач Человек, который любит мечтать - мечтатель | ||
№ 4 5 б. |
| ||
№ 5 4 б. | атлас, щавель, ирис, цемент, трусить, выходить | ||
№ 6 6 б. | Семь раз отмерь – один раз отрежь. Дарёному коню в зубы не смотрят. Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит. | ||
№ 7 4 б. | Дождь лил как из ведра. Скоро дело наладилось и пошло как по маслу. Я знал городские переулки как свои пять пальцев. Гости свалились как снег на голову | ||
№ 8 4 б. | Большое поле без цветка |
Максимальный балл– 43
Всероссийская олимпиада школьников 2017 – 2018
Школьный этап
Русский язык
Классы
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Учебный год
Школьный этап
Классы
Ключи, критерии проверки
№ задания, макс. балл | Правильный ответ |
№ 1 3 б. | Театр, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук |
№ 2 6 б. | Алфавит, сливовый, цепочка, щавель, торты, вручит |
№ 3 5 б. | Вс-кормить, вс-пахать, в-ступить, вс-карабкаться, в-скочить |
№ 4 2 б. | Правильный вариант – хоть кол на голове теши (кому-то) (1 балл). Фразеологизм значит «кто-то совершенно не способен или упрямо не хочет что-то делать или понимать (никакими силами нельзя его заставить или убедить)» (1 балл) |
№ 5 5 б. | Местный обычАй укрОщение хищников преобрАжать коСьба яровых молоТьба хлеба |
№ 6 5 б. | В этом предложении четыре слова (1 балл). Грядку (сущ.) рыло (гл.) свиное (прил.) рыло ( сущ.) (4 балла) |
№ 7 4 б. | 1. Дождь льёт с утра. 2. Все были счастливы и весёлы. 3. Работу нужно закончить к третьему апреля. 4. Охотник надел шапку и вышел. |
Максимальный балл – 30
Всероссийская олимпиада школьников 2017 – 2018
Школьный этап
Русский язык
Класс
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Учебный год
Школьный этап
Класс
Ключи, критерии проверки
№ задания, макс. балл | Правильный ответ |
№ 1 4 б. | Подобрать (1 балл), буквы ть обозначают один мягкий звук [т’] (1 балл); поездка (1 балл), буква е после гласной о обозначает звуки [йэ] (1 балл) |
№ 2 5 б. | Слово шляпа – многозначное, употребляется в значении «головной убор» (прямое значение), и тогда слово шляпка является синонимом к этому значению данного слова. Второе значение слова «шляпа» - переносное, шляпой называют вялого, безынициативного человека, растяпу; синонимами к этому значению и будут являться слова тюфяк, недотёпа |
№ 3 2 б. | Зашифрован фразеологизм в ус не дует (кто-либо) (1 балл) – кто-либо ни о чём не беспокоится, ни о чём не заботится, проявляет к чему-либо полное безразличие (1 балл). Примечание. Если учащиеся выпишут фразеологизм хоть трава не расти (кому-либо), это можно засчитать как 0,5 балла, поскольку грамматическая схема у данного выражения другая |
№ 4 4 б. | «Заблудились» слова заметка и подмётка. Их надо поменять местами. Слово заметка должно находиться в одном столбике со словами, образованными от глагола метить (приметный, разметить, сметливый и др.), а слово подмётка должно находиться в одном столбике со словами, образованными от глагола метать (метаться, пулемёт, взметнуться и др.) |
№ 5 5 б. | Синтаксические функции: – подлежащего, – сказуемого (части составного именного сказуемого), – дополнения (прямого и косвенного), – обстоятельства, – определения (несогласованного: «человек со стороны») |
№ 6 5 б. | 1. Тяжелые бревна клали на палки и несли. 2. А у нас во дворе сделали новые качели! 3. На счету была каждая минута. 4. Теперь способы очистки воды становятся совершеннее (более совершенными). 5. Ярко светит весеннее солнце, и поют птицы. |
№ 7 5 б. | северо-восточный Ростов-на-Дону пол-Москвы ракета-носитель авиапочта |
Максимальный балл – 30
Школьный этап
Русский язык
Класс
Учебный год
Школьный этап
Класс
Ключи, критерии проверки
№ , макс. балл | Правильный ответ |
№ 1 4 б. | Мельком, кашлянуть, черпать, петля |
№ 2 3 б. | А) Притча во языцех Б) филькина грамота В) сказка про белого бычка |
№ 3 3 б. | Примирительница← примиритель←примирить← мирить←мир |
№ 4 4 б. | Видновцы, дубнинцы, люберчане, архангелогородцы |
№ 5 9 б. | В этом предложении восемь знаменательных слов (1 балл) вчера, сегодня – наречия; одевайся, было, ушло – глаголы; тепло1 – слово категории состояния; тепло2 – наречие; тепло3 – существительное |
№ 6 5 б. | Путаник, труженик, мученик, нефтяник, ветреник |
№ 7 2 б. | Например: Дождь, однако, не прекращался. Упрямы же вы, однако. Ошибки негрубые, однако досадные. |
№ 8 4 б. | А) У нас появилась мысль сварить(определение) обед. Б) Ученика попросили ответить(дополнение)на вопросы. В) Мы вышли на балкон подышать(обстоятельство)свежим весенним воздухом. Г) Выбрать (подлежащее) себе хорошую книгу - значит найти друга. |
Максимальный балл– 34
Школьный этап
Русский язык
Класс
Продолжительность – 60 минут
Задание 1.(6 баллов)Выпишите слово (слова), в котором (в которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.
Досчитать, брызжет, выявляющий, французский, разъезжающий, паяльник, уясняя.
Задание 2.(4 балла) Объясните лексическое значение данных заимствованных слов; замените их русскими синонимами.
А) гипотеза | В) консенсус |
Б) конвенция | Г) презентация |
Задание 3.(8 баллов)Допустим, в русском языке есть следующие фразеологизмы:
1) когда медведь в море зарычит;
2) (у кого-л.) пять отпусков в квартал;
3) мешеный пирог;
4) делать из гвоздя рельс;
5) (как) крокодил пастью заглотнул;
6) матч не стоит клюшек;
7) нашей «Ладе» троюродное «Жигули»;
8) кто в поле, кто за травой.
Какие фразеологизмы, действительно существующие в русском языке, могли бы им соответствовать?
Задание 4.(4 балла)Восстановите словообразовательную цепочку:
А) предусмотрительный ← … ← усмотреть ← …
Б) … ← возобновить ← … ← новый
Задание 5.(4 балла) В стихотворении Е.Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны.
Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.
Задание 6.(4 балла)Укажите, к какой части речи относится слово РАЗ в каждом примере.
1.Уж сколько раз твердили миру.
2. Раз в начале осени я отправился на охоту.
3. Раз ты обещал – сделай.
4. А он приятелю раз по руке.
Задание 7.(6 баллов)Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов:
туфля, ясли, курица, сиденье, джинсы, шорты.
Задание 8.(3 балла) Расставьте знаки препинания в предложении и объясните свой выбор.
И летят мои года пламенно и властно и горит моя звезда и не хочет гаснуть.
Учебный год
Ключи, критерии
№ задания | Правильный ответ |
№ 1 6 б. | Досчитать – до[¯щ’]ита[т’] (2 балла ). Брызжет – бры[¯ж]ет (2 балла). Французский–- францу[¯ с]кий (2 балла). |
№ 2 4 б. | А) Гипотеза – догадка, предположение, положение, вероятный ответ на проблемный вопрос. Б) Конвенция – международный договор по специальному вопросу. В) Консенсус – общее согласие по обсуждаемому вопросу, достигнутое в порядке обсуждения. Г) Презентация – публичное представление чего-либо или кого-либо |
№ 3 8 б. | 1) когда рак на горе свиснет; 2) у кого- либо семь пятниц на неделе; 3) тёртый калач; 4) делать из мухи слона; 5) как корова языком слизала; 6) игра не стоит свеч; 7) нашему забору двоюродный плетень; 8) кто в лес, кто по дрова |
№ 4 4 б. | А) предусмотрительный ← предусмотреть ← усмотреть ← смотреть Б) возобновление← возобновить ← обновить ← новый |
№ 5 4 б. | 1. Оксюморон «сердцем разумею» основан на соединении слова «разумею» (понимаю (умом)) со словом «сердце»; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума. 2. Оксюморон «речь безглагольная» основан на соединении слова «речь» (произносимое (сказанное) слово) со словом «безглагольная», однокоренным слову «глагол» (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл «речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные» |
№ 6 4 б. | 1. Уж сколько раз твердили миру (сущ.) 2. Раз в начале осени я отправился на охоту (наречие) 3. Раз ты обещал – сделай (союз) 4. А он приятелюраз по руке (междометие) |
№ 7 6 б. | туфель, яслей, кур, сидений, джинсов, шорт |
№ 8 3 б. | И летят мои года пламенно и властно, и горит моя звезда и не хочет гаснуть. (1 б.) Перед нами сложноподчинённое предложение, поэтому его части разделяются запятой. (1 б.) В предложении два блока однородных членов, соединённых одиночным союзом И (в этом случае запятая не ставится). (1 б.) |
Максимальный балл – 39
Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018
Школьный этап
Русский язык
Класс
Дорогой друг! Ты участник олимпиады и можешь показать все те знания и умения, которые ты получил на уроках русского языка. Желаем тебе успехов. Будь внимателен, терпелив и настойчив!
Задание 1. (10 баллов) Дан текст в транскрипции. Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации:
[ч' и р'исунк'и на aкн'э/ как узор на хрустал'э// щ'ипл'ит вс'акава за нос з'имн'ий д'эдушка марос//]
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Задание 2. (5 баллов) Из звуков данных слов получи новые слова с указанным значением.
Лён – название цифры –____________________________________
лей – название дерева –______________________________________
лоб – название настила в помещение –_________________________
ток – название домашнего животного –________________________
шёл – неправда –____________________________________________
Задание 3. (5 баллов) Каждое словосочетание замени одним словом с нужным суффиксом.
Тот, кто любит шутить_____________________________________
Житель Москвы___________________________________________
Тот, кто богат на выдумки__________________________________
Музыкант, который играет на скрипке________________________
Человек, который любит мечтать_____________________________
Задание 4. (5 баллов) Вставь нужную букву в начале слова.
(с,з)дание_________________ (с,з)делать_____________________
(с,з)жать__________________ (с,з)дешний____________________
(с,з)давать________________
Задание 5. (4 балла) Подчеркни слова, у которых от изменения ударения меняется смысл слова: атлас, щавель, ирис, цемент, трусить, выходить.
Задание 6. (6 баллов) Составь пословицы:
Один, семь, отрежь, раз, отмерь, раз.
__________________________________________________________
Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.
__________________________________________________________
Ни, всё, лес, волка, смотрит, сколько, корми, он, в.
__________________________________________________________
Задание 7. (4 балла) Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение.
Дождь лил | как снег на голову. |
Я знал городские переулки | как по маслу. |
Гости свалились | как свои пять пальцев. |
Скоро дело наладилось и пошло | как из ведра. |
Задание 8. (4 балла)
В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (Тёмный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (Большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (Запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?
__________________________________________________________