Проблема происхождения и развития языка

К ней относится широкий круг вопросов, в числе которых назовем следующие. Как возник язык? Что вызвало его к жизни? Почему на земном шаре существует так много языков? Чем отличается вопрос о происхождении человеческой речи в целом от вопроса о происхождении отдельных конкретных языков? Каковы закономерности исторического развития языков – внешние и внутренние факторы этого развития? И мн. др.

5. Проблема происхождения и развития письма

Человеку известно три основных вида письма – рисуночное, иероглифическое и звуковое. Как и когда они возникли и что собой представляют? Почему у одних этносов (этнических общностей людей) на протяжении их исторического развития один вид письма может смениться другим, а у иных народов этого не происходит? Какие алфавиты известны человечеству и как они складывались? Что такое графика и как она соотносится со звучащей речью? Что представляет собой орфография и каковы ее основные принципы?

6. Проблема классификации языков

Чтобы сделать обозримым все многообразие языков мира – как существующих ныне (живых), так и вышедших по тем или иным причинам из живого употребления (мертвых к настоящему времени) языков, их необходимо подвергнуть упорядочению, объединению в группы, классы и т.п., словом, классифицировать по тем или иным параметрам (признакам, основаниям). Каковы эти классификации? Сколько их и каково их назначение? Есть ли такие языки, которые не удается подвести ни под одну из существующих классификаций?

7. Проблема методов и методик лингвистического исследования

Успехи любой науки во многом зависят от того, насколько эффективны методы, которыми она располагает. Система методов современной науки столь же разнообразна, как и сама наука, что подтверждается множеством классификаций методов. Какими методами располагает современное языкознание? Каковы критерии их классификации и возможности применения к изучению различных сторон языковой системы, закономерностей функционирования, исторического развития языков и выявления их типологических характеристик? Правомерно ли, к примеру, возводить в ранг отдельных методов трансформационный анализ и способы (приемы) стилистической характеристики языковых объектов? Как соотносятся между собой понятия методов и методик лингвистического исследования?

8.Проблемы прикладной лингвистики и связи языкознания с другими науками

Возросшие практические запросы общества вызвали к жизни во 2-й половине 20 в. особую научную дисциплину, за которой закрепилось название прикладной лингвистики. Под прикладной лингвистикой понимают «область изучения языка с определенной прикладной целью, подчиненной непосредственно и специально решению определенной практической задачи…» [4, с.25].

Каков конкретно круг вопросов, входящих в компетенцию прикладной лингвистики? Что нового привнесли последние десятилетия в прикладную лингвистику в плане фиксации, хранения и передачи речевой информации? На каком уровне разработки находятся в настоящее время такие вопросы, как создание информационных языков, автоматизация интеллектуальной деятельности, связанной с использованием языка (создание системы искусственного интеллекта), использование языка в медицине (область нейролингвистики)? Каковы перспективы расширения связей языкознания с другими науками через прикладную лингвистику, в частности с кибернетикой и отдельными аспектами математических исследований?

Таков далеко неполно очерченный круг вопросов, входящих в проблематику общего языкознания как теоретического ядра лингвистики, изучающей общие и существенные черты, присущие всему многообразию конкретных языков. Из сказанного следует, что общее языкознание как отрасль лингвистики возникло на базе частного языкознания – изучения отдельных языков и их групп путем обобщения результатов их сравнения и сопоставления.

Введение в языкознание и общее языкознание – это не две различных отрасли лингвистической науки, а одна наука, ибо введение в языкознание – это есть общее языкознание, его начальный элементарный курс.

§ 3. О наименовании частнолингвистических дисциплин

Лингвистика не располагает единообразным однословным терминологическим обозначением комплексных частнолингвистических дисциплин, изучающих язык, литературу, фольклор, историю, материальную и духовную культуру народов общего языкового корня.

Так, если за научными дисциплинами, изучающими германские, романские, славянские языки, закрепились наименования германистики, романистики, славистики, то дисциплины аналогичного уровня обобщения, изучающие, например, тюркские языки, называют тюркологией, а монгольские и кавказские – монголоведением, кавказоведением и т.п.

Если за частнолингвистическими дисциплинами, изучающими отдельные языки, закрепились свои терминологические обозначения, они, как правило, употребляются в двух значениях – широком и узком. Таковы, в частности, термины русистика, англистика, японистика, китаистика. Так, русистикой обозначают и область филологии, занимающуюся русским языком, литературой, словесным фольклором, и науку о русском языке в его истории и современном состоянии.

Китаистика – это и комплекс наук, изучающих историю, литературу, культуру, философию, даже политику и экономику Китая, и наука о китайском языке и письме. Наконец, если специальные термины для обозначения частных научных дисциплин, изучающих отдельные языки, отсутствуют, прибегают к использованию терминологических словосочетаний типа монгольское языкознание, французская лингвистика, киргизское языкознание и т.п.

Выводы

Языкознание - это наука о языке. Изучение языков насчитывает более чем двухтысячелетнюю историю. Колыбелью языкознания была Индия. Из Индии языкознание проникло в Китай, Древнюю Грецию, Рим, далее в арабские страны. На протяжении длительного времени языкознание строилось на изучении отдельных языков. Такое языкознание называют частным.

Со временем ученые начали сравнивать, сопоставлять несколько языков с тем, чтобы выявить как общие черты в их строении, так и те особенности, которые разделяют, отличают одни языки от других.

Первые опыты сопоставления языков с целью выявления сходств и различий между языками были предприняты во 2-й половине 17-го столетия во Франции. В 1660 году была издана первая грамматика, выполненная в плане сопоставления строя различных языков. Этот труд условно называют грамматикой Пор-Рояль – по месту близ Парижа, где она была создана.

Значение этого труда, недооценивавшегося долгие годы, состояло в том, что им было положено начало созданию общего языкознания, ставящего своей целью выявление общих законов в строении, функционировании и историческом развитии языков.

Общее языкознание как самостоятельная отрасль научного исследования в главных чертах сложилась ко 2-й половине 19 века. Его основоположником был великий немецкий ученый–гуманист Вильгельм фон Гумбольдт.

Общее языкознание сложилось на базе изучения отдельных языков и групп языков путем обобщения научных результатов их сравнения.

В настоящее время языкознание - многоаспектная и хорошо развитая наука. На основе его достижений решаются многие практические вопросы в области создания системы письменностей для ранее бесписьменных языков, обучения родным и неродным языкам, создания машинного перевода, искусственных языков разного назначения. Ярко выраженной тенденцией современного языкознания является тенденция к сотрудничеству науки о языке с другими отраслями наук. В частности, с логикой, философией, психологией, историей, этнографией, географией, семиотикой, математикой и даже медициной. В итоге этого обоюдно выгодного сотрудничества на стыках наук возникли и успешно развиваются, к примеру, такие новые отрасли языкознания, как психолингвистика, этнолингвистика, математическая лингвистика, нейролингвистика и др. Это дает основание утверждать, что из науки периферийной, интересовавшей первоначально узкий круг исследователей, современное языкознание сформировалось в многоотраслевую науку, «занимающую одно из центральных мест в системе человеческих знаний» [8, с.11].

Основная литература

1. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высш. школа, 1987. – С.4 – 6.

2. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1967. – С.44 -53. (Раздел «Связь языкознания с другими науками»).

Дополнительная литература

1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. - 4-е изд. – М.: Высш. школа, 1983. – С.206 – 221. (Раздел «Развитие языкознания»).

2. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева.– М., 1990.

Статьи: «Языкознание» (с.618 – 622), «Языкознание в России» (с.622 – 623),

«Прикладная лингвистика» (с. 397).

3. Будагов Р.А. Человек и его язык. – М.: Изд-во Московск. Ун-та, 1976. – С.9- 30.
(О предмете языкознания).

МОДУЛЬ I. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ЯЗЫКА

Понятийно – терминологический аппарат

Членораздельность, афазия, основные функции языка, частные функции языка, коммуникативная функция, когнитивная функция, эмотивная функция, эстетическая, метаязыковая, апеллятивная, контактоустанавливающая функция, функция хранения информации; язык, речь, речевая деятельность, процесс говорения, понимания, речевые произведения, общее – отдельное, наглядно-чувственное мышление, вербальное мышление, понятие, суждение.

§ 4. Критика биологической концепции языка

Считается, что язык появляется вместе с человеком и присущ только человеку. Действительно, человеческая речь могла возникнуть при наличии той физиологической организации, которая есть у человека и которая выделяет человека из остального животного мира. К особенности человеческого организма, важной для рассмотрения данного вопроса, относят способность к произнесению членораздельных звуков. Звуки в животном мире используются для выражения чувств – боли, страха, ярости, для устрашения, как средство приманивания особей противоположного пола и т.п. Однако эти звуки не являются членораздельными, поскольку «членораздельность речи есть, прежде всего, способность высказывания разделяться для нашего восприятия и сознания на части, мельчайшими из которых являются сознаваемые отдельно в восприятии и произношении звуки речи» [36, с.37].

Членораздельная речь вырабатывалась на протяжении значительного периода времени, когда органы пищеварения и дыхания специализировались для выполнения еще одной функции – производства звуков речи. Способность к членораздельной речи связана не только с приспособлением органов к производству звуков, но и с развитием мозга, поскольку членораздельность предполагает соотнесение отдельных звуков, звуковых комплексов с содержанием.

В головном мозге человека в его левом полушарии расположены зоны, ответственные за порождение и восприятие речи, - зона Брока (моторный центр, ответственный за порождение речи) и зона Вйрнике (сенсорный центр – речеслуховой анализатор). При поражении левого полушария могут возникнуть нарушения речи (афазии). В зависимости от того, какая зона травмирована, афазия проявляется в забвении слова или в трудностях, связанных с произнесением звуков. Наличие в коре головного мозга этих центров свидетельствует о том, что процессы порождения и восприятия речи обусловлены физиологическими (биологическими) процессами головного мозга человека.

Все эти факты вряд ли могут быть оспорены. Однако рассуждения сторонников биологической концепции языка кажутся не совсем приемлемыми. Так, по мнению сторонников этой концепции, язык является биологическим свойством человека. Хотя, действительно, язык – это порождение мозга человека, это не значит, что язык – сугубо биологическое явление. Объяснить природу и сущность языка невозможно, исходя только из физиологических процессов. Язык не передается по наследству, как другие биологические свойства человека, он усваивается.

Известны случаи воспитания детей в среде животных. При наличии всех условий для производства речи – головного мозга, речевого аппарата – эти дети, длительное время находившиеся вне человеческого общества, не умели говорить. Или другой факт, нередко ребенок говорит не на языке родителей. Есть примеры, когда целые народы переходили на другой язык, забывая первоначальный.

Человек – не просто живой организм, он социальное явление. Язык человека возникает и существует только в человеческом коллективе (социуме). Социальная природа языка особенно выпукло показана в следующем определении: «…язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» [37, с.29].

Мысль о социальной природе языка не отбрасывает полностью представление о языке как биологическом продукте, поскольку его специфика проявляется в единстве биологического и социального.

§ 5. Язык как общественное явление

Мысль о связи языка и общества возникла давно. Еще древнегреческие философы рассуждали об общественном договоре при именовании предметов. Внимание к этой проблеме со временем усиливается и порождает новое направление в лингвистике – социолингвистику.

Признавая зависимость языка от общества в процессе его возникновения (см. трудовую, социальную теорию происхождения языка в главе 8) и указывая на основную функцию языка – быть средством общения в обществе, современная лингвистика рассматривает значительное число вопросов, связанных с этой проблемой. Ограничимся общей характеристикой языка как общественного явления.

Язык обслуживает общество, и это позволяет отнести его к общественным явлениям. К общественным явлениям, кроме языка, относят экономический строй общества (базис), политические, правовые, религиозные, эстетические, философские взгляды общества и соответствующие им учреждения (все это является надстройкой). Однако в отличие от названных общественных явлений язык применяется во всех сферах человеческой деятельности – в сфере культуры, образования, производства, науки и пр. Это связано с главной функцией языка – быть средством общения. Язык, являясь порождением общества, в то же время превращается в одно из главных условий существования самого общества.

Статус языка как общественного явления по-разному отражался в лингвистических теориях. Так, в теориях, отражающих идею классовости языка, высказывались мысли, отождествляющие развитие языка с развитием экономических формаций. Например, Н.Я. Марр считал, что эпохе первобытного коммунизма соответствовал определенный тип языка – синтетический, а изменения в общественной формации – появление общественного разделения труда, расслоение общества на группы – приводят будто бы к такому строю речи, в котором выделяются отдельные части речи, члены предложения, формируется класс служебных слов и т.п.; сословное и классовое общество он увязывал с языком флективного типа (о синтетических и флективных языках см. главу 9).

Эти идеи были связаны с утверждением надстрочного характера языка, т.е. язык был отнесен к надстройке. Надстройка обслуживает базис и изменяется, когда меняется базис. Например, с появлением капиталистических отношений надстройка, обслуживавшая феодальное общество, перестраивается. О языке же нельзя сказать, что его грамматика и словарь претерпевают коренную ломку, поскольку судьбы языка напрямую не связаны с изменениями в экономических отношениях. Язык продолжает существовать на протяжении ряда экономических эпох без существенных изменений.

Характер исторических изменений в языке не связан с особенностями экономической структуры общества. Тем не менее, мы можем отметить зависимость языка от состояния человеческого общества. Эта зависимость ярче всего проявляется в диалектном членении языка, связанном с территориальным и социальным дроблением. Особенностью отражения языком социальной организации является сохранение в современном языке тех черт, которые фиксируют прошлые общественные уклады и социальные структуры. Так, например, территориальные диалекты Новгородской и Псковской областей отражают старые феодальные границы. Кроме этого, границы диалектов совпадают с еще более древними границами – с расселением древних племен словен и кривичей. С изменением общественного уклада диалекты сохраняются, правда их роль как средства общения становится иной.

Общественный характер языка отражается и в истории образования литературных языков, когда общенародная разновидность языка развивалась на базе диалекта той области, района или города, которые были более развитыми в экономическом, культурном отношении. Так, русский литературный язык сформировался на основе московского диалекта.

§ 6. Функции языка

Термин «функция» в лингвистике употребляется в нескольких значениях:

1) назначение, роль языка в человеческом обществе, 2) назначение роль единиц языка. В первом случае говорят о функциях языка, во втором – о функциях языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений).

Функции языка – это проявление его сущности. Исследователи языка не сходятся в вопросе о количестве и характере функций. Однако основные базовые функции выделяют все. К основным функциям относят коммуникативную и когнитивную.

Коммуникативная функция проявляется в назначении языка служить орудием, средством при передаче информации, обмене мыслями и сообщении о переживаемых эмоциях. Конечно, наряду с вербальным языком (словесным), мы используем и средства невербального общения (жесты, мимику, позы), которые дополняют звуковую речь, выражая чувство или побуждая к действию. Однако они не могут выразить расчлененных понятий и связных мыслей.

Когнитивная (мыслеобразующая) функция тесно связана с первой.

(подробнее об этой функции в § 7).

Базовые функции языка проявляются в частных: эмотивной, эстетической, метаязыковой, апеллятивной, контактоустанавливающей, в функции хранения и передачи национального самосознания, традиций, истории народа и в некоторых других.

Эмотивная функция проявляется в выражении настроений, эмоций путем подбора слов, использования определенного типа интонации: У него такая физиономия!

Метаязыковая функция обнаруживается тогда, когда возникает необходимость в объяснении непонятного слова или какого-либо языкового факта: Слог – это минимальная произносимая единица.

Апеллятивная функция наблюдается в тех случаях, когда говорящий побуждает слушающих к каким-либо действиям: Возьми ручку, пожалуйста.

Контактоустанавливающая функция – это функция создания и поддержания контакта между собеседниками. Она выражается обычно словами и фразами речевого этикета: Здравствуйте! Как поживаете? Всего вам доброго.

Эстетическая функция проявляется в эстетическом воздействии языка художественной литературы на читателя.

Функция хранения и передачи национального опыта обнаруживается во многих языковых явлениях, и в частности в значениях слов и во фразеологических оборотах типа кафтан, тяжела шапка Мономаха. В речи частные функции могут совмещаться.

§ 7. Язык и мышление

Между языком и мышлением существует тесная связь, которая, однако, не означает их полной идентичности. Мышление может быть разного типа – вербальное и невербальное. Невербальное мышление не связано с языковым выражением. Этот тип мышления присутствует как у людей, так и у животных. Невербальное мышление проявляется в виде наглядно-чувственных образов, которые возникают в процессе восприятия действительности. Наглядно-чувственные образы формируются на основе ощущений, получаемых нашими органами восприятия. Наглядно-чувственное мышление позволяет животным ориентироваться в окружающем его мире, поскольку наглядно-чувственное мышление построено на повторяющемся воздействии среды. И в этой ситуации ощущения и представления постоянно связаны с конкретными вещами. В основе наглядно-чувственных образов уже лежит некоторое обобщение, т.е. отвлечение от частных, несущественных признаков. Невербальное мышление человека обнаруживается в таких сферах его деятельности, как музыка, архитектура, изобразительное искусство.

Вербальное мышление основано на таких категориях, как понятие, суждение, умозаключение. Эти категории отличает высокий уровень абстракции. Понятие – это обобщенное отражение в сознании человека существенных сторон, признаков предметов и явлений действительности. Суждение – это мысль, которая может быть оценена как истинная или ложная. Эти категории связаны с языковыми единицами: понятие со словом, суждение – с предложением. Однако не следует думать о тождестве категорий мышления и единиц языка. О соотношении понятия и слова вы можете прочитать в главе «Лексикология». Добавим лишь следующее: понятие, помимо слова, может выражаться другими языковыми единицами, например, словосочетанием (железная дорога). Логическая структура суждения двучленна и состоит из субъекта и предиката. Она не всегда находит свое выражение в односоставных предложениях. В предложении Светает расчленение на субъект и предикат отсутствует.

Ученые признают факт сложной взаимосвязи между языком и мышлением. В общем виде отношения между языком и мышлением проявляются в следующем. Возможность соотнесения языковых единиц с явлениями действительности основана на мышлении, на способности человеческого мозга к отражению действительности. Без такой соотнесенности невозможно было бы общение между людьми. Действительно, в одном из определений языка язык назван практическим, действительным сознанием (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Сознание, мышление как свойство головного мозга идеально, оно не имеет свойств материи – запаха, вкуса, температуры и пр. Язык же, вернее его единицы, имеет звуковую, т.е. материальную сторону. Мышление материализуется в языке, в звуках, через них оно передается другим людям.

В словах закрепляются результаты познания мира, поскольку лексическое значение слова опирается на понятие (см. об этом § 30). Тем самым становится возможной передача предшествующего жизненного опыта последующим поколениям через слово (в этом случае мы говорим о той функции языка, которая была названа функцией хранения информации). На базе существующих результатов познания, закрепленных в словах, осуществляется дальнейшее познание мира, поэтому язык характеризуют как орудие, инструмент мышления (в этом случае язык выполняет мыслеобразующую функцию).

Взаимосвязь мышления и языка раскрывается также в вопросе происхождения понятия и слова. Существует широко распространенное мнение о невозможности появления понятия без слова, т.е. по этой концепции, понятие возникает вместе со словом, либо на базе слова. В этом случае слово есть средство создания понятия. По другим представлениям, содержание понятия формируется до появления слова, однако лишь соединяясь со звуком, содержание понятия приобретает ясность, оформленность. Однако, принимая во внимание перечисленные выше мнения, нужно иметь в виду, что в основе появления понятия и слова лежат разные причины. Понятие образуется в результате познавательной деятельности, жизненной практики человека, а появление слова связано с потребностью в общении.

§ 8 Язык и речь

Для более полного понимания предмета лингвистики необходимо рассмотреть вопрос, связанный с разграничением понятий язык и речь. В нетерминологическом употреблении эти слова часто выступают в качестве синонимов.

В языкознании понятия языка и речи впервые получают свое теоретическое определение в «Курсе общей лингвистики» швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра, который был одним из первых зачинателей современного этапа в развитии языкознания. Им были названы основные признаки, отличающие рассматриваемые явления. Вот что он пишет: «Изучение речевой деятельности распадается на две части; одна из них, основная, имеет своим предметом язык, то есть нечто социальное по существу и независимое от индивида; это наука чисто психическая; другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть речь, включая фонацию: она психофизична» [7, с. 57].

Основное противопоставление языка и речи проводится Соссюром по линии социальное - индивидуальное. Социальный характер языка отражается в том, что отдельный человек не в состоянии ни создать язык, ни изменить уже существующий. Язык – достояние всего речевого коллектива. Будучи орудием общения, он может выполнять эту функцию только тогда, когда он находится в относительной статике, то есть не подвергается кардинальным изменениям. Язык отличает системность, то есть организованность его единиц. Единицы языка (слова, морфемы, предложения) составляют инвентарь языка. Кроме единиц, в языке есть правила, закономерности функционирования этих единиц. Как единицы, так и правила функционирования являются общими для всех говорящих на данном языке.

Противопоставление языка и речи по указанным выше признакам не абсолютно.

Действительно, если признать, что речь в отличие от языка только индивидуальна, то становится неясным, как осуществляется общение, которое складывается из процесса говорения и процесса понимания. И тот и другой процесс невозможен без участия хотя бы двух индивидумов. Для результативности общения их речь должна основываться прежде всего на общем, а не индивидуальном.

Идивидуальное в речи проявляется в отборе единиц, из которых строится высказывание. Например, из синонимического ряда идти, шагать, вышагивать, ступать, выступать, шествовать, переться, топать при построении высказывания может быть отобрано любое слово: А сама-то величава, выступает будто пава (А. С. Пушкин).

Индивидуальное проявляется в манере говорения, в склонности человека использовать необычные слова, конструкции. Если согласиться с утверждением, что только язык – системное образование, а речь нет, то непонятно, как речь функционирует в качестве средства общения.

Видимо, разграничение языка и речи не сводится к противопоставлению социального - индивидуального, системного - асистемного, статического - динамического, оно основывается прежде всего на объективно существующем в языке общем и на конкретных случаях использования этого общего в отдельных речевых актах. Отдельные речевые акты и их результаты (произведения) – это единичные явления, которым свойственно общее. Таким образом, между языком и речью усматриваются отношения философских категорий общего и отдельного, абстрактного и конкретного.

Средства общения, взятые вне конкретного высказывания (например, словарь, грамматика) мы называем языком, а эти же средства в высказывании – речью. Язык (общее) реализуется в речи (в частном, единичном). Внешние различия между языком и речью проявляются в линейном характере речи, которая представляет собой последовательность единиц, построенную по правилам языка.

Язык определяется в этом случае как система элементов (языковых единиц) и система правил функционирования этих единиц, общая для всех говорящих на данном языке. А речь – это «конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)» [ См. дополнительную литературу к настоящей главе - №2, с.414].

Еще два момента, важных для характеристики языка и речи. К языковым единицам и правилам не приложимы характеристики оценочного порядка: «красиво» или «некрасиво», «правильно» или «неправильно», «точно» или «неточно»; тогда как о речевых высказываниях так можно сказать.

При функционировании в речи языковые единицы могут приобретать какие-либо особенности, не характерные для всего языка в целом. Это может проявляться в создании новых слов, построенных по правилам языка, но не закрепленных практикой употребления в словаре. Примером могут служить новообразования Маяковского омолниться, разулыбить, которые не стали достоянием языка, а остались фактами речи Маяковского.

Однако слова прозаседавшиеся, серпастый, молоткастый стали явлениями языка. Этот пример показывает, что новое вначале появляется на уровне речи и только затем закрепляется в языке.

Интересную точку зрения на проблему соотношения языка и речи высказал выдающийся языковед Лев Владимирович Щерба. С его взглядами вы можете познакомиться, прочитав статью «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» (см. дополнительную литературу к главе).

Выводы

Язык – результат физиологического процесса, происходящего в коре головного мозга человека, а также ряд действий органов речи, однако сущность языка невозможно объяснить, исходя только из биологических процессов. Язык не наследуется, он возникает и существует только в человеческом обществе.

Язык обслуживает общество, это позволяет отнести его к общественным явлениям. Существуют разные теории, объясняющие общественный характер языка. Одной из таких теорий является классовая теория языка.

Общественный характер языка проявляется в диалектном членении языка, в истории формирования литературных языков и других фактах.

Выделяют основные и частные функции языка. К основным функциям относят коммуникативную и когнитивную.

Между языком и мышлением существует тесная связь, которая не означает их полной индентичности. Различают два типа мышления. Лишь вербальный тип связан с языком. Категории мышления и единицы языка находятся в сложных отношениях взаимосвязи.

Различие языка и речи важно для предмета лингвистики. Основные признаки, по которым осуществляется противопоставление языка и речи, следующие: социальное – индивидуальное, системное – асистемное, статическое – динамическое, общее – отдельное, нелинейное – линейное.

Основная литература

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983, глава 1.

1. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 7-21.

2. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1967.

Дополнительная литература

1. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.,1974.- С. 24-39

2. Лингвистический энциклопедический словарь/Под ред. В.Н. Ярцевой. – М., 1990.– С.414-415.

3. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка / Отв. Ред. Б.А. Серебренников – М., 1970.- С. 376-413, 419-449.

Глава 3. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ЯЗЫКА

Понятийно – терминологический аппарат

Знак: означающее (план выражения, экспонент знака), означаемое ( план содержания), знаки-информаторы, субзнаки - дистинкторы, фигуры, дистинктивная функция звуков, морфема, слово, словосочетание, предложение, графема, семиология (семиотика),

стратификация, ярусы языка, система, подсистема, микросистема, сегментация, идентификация, структура, вариант, инвариант, синтагматические отношения, парадигматические отношения, оппозитивный тип парадигматических отношений, эквивалентностный тип парадигматических отношений, иерархические отношения.

§ 9. Знаковая природа языка

Язык является полифункциональной системой. В числе его базовых функций ведущее место принадлежит коммуникативной функции – быть основным средством человеческого общения, обмена мыслями, передачи информации от говорящего к слушающему.

Как происходит эта передача? Что выступает в качестве ее носителя? Средоточием информации являются знаки языка, наделенные свойством коммуникативности, что свидетельствует об их социальной сущности: знаки возникают и существуют в обществе и для общества.

Способность к обобщенному отражению многообразия явлений действительности, являющихся существенным свойством знаковых единиц, позволяет им выступать в качестве инструмента мышления и накопителя знаний. Включенность в систему, где осуществляется их функционирование, дает основания вслед за Ф. Де Соссюром определить язык как систему знаков, выражающих идеи [ 7, с. 54].

Будучи материальными носителями социальной информации, знаки служат заместителями реалий, о которых идет речь в процессе общения и познания действительности.

Знак – это то, что употребляется вместо чего-то другого. Ситуация, которая при этом имеет место, называется знаковой ситуацией.

Знаки являются двусторонними идеально-материальными сущностями. Идеальную (внутреннюю, понятийную, смысловую) сторону знака называют означаемым (иначе – планом содержания); материальную (внешнюю) сторону знака именуют означающим (иначе – планом выражения или реже – экспонентом знака).

К знаковым обычно относят все основные языковые единицы, кроме фонемы, а именно: морфему, слово, словосочетание и предложение. Но при этом нередко подчеркивают, что наиболее типичной знаковой единицей является слово, поскольку оно выполняет номинативную (назывную) функцию, обозначая отдельные понятия, представления и предметы. Морфемы (в школьной практике их называют значимыми частями слова: корни, приставки, суффиксы и окончания) номинативной функцией не обладают и реализуют свои возможности не самостоятельно, а лишь через слово, в комбинации с другими его значимыми частями. По этой причине морфемы иногда называют полузнаками.

И в самом деле: сравним, с одной стороны, самостоятельные по значению такие слова-знаки, как красный, краснота, краснеть, красненький, и с другой – значение корня-полузнака красн в составе приведенных слов, где он сам по себе не имеет четкой соотносительности с определенным понятием: красный, краснота, краснеть, красненький.

Характерная особенность знаков как двусторонних единиц – условный характер связи между означаемым и означающим. Хотя такая связь и необходима, но в принципе она основана на сознательной договоренности: нельзя, к примеру, объяснить, почему для обозначения таких реалий, как рука, голова, носители русского языка выбрали именно эти, а не другие означающие. В киргизском языке за указанными реалями закреплены иные звуковые комплексы: рука - 'кол', голова - 'баш' и т.д. Иное дело, если речь идет о словах производной структуры: ручн=н=ой – «относящийся к руке», руч-ник - «ручной молоток», руч=онка (разг.) – ум.- ласк. к слову «рука» и т.п. Иначе говоря, связь между сторонами знака здесь до известной степени мотивирована: ее можно объяснить отсылкой к однокоренному слову исходной структуры. Что касается самих исходных форм соответствующих слов, связи между обеими сторонами знаков с точки зрения современного состояния языков объяснить здесь невозможно.

Некоторые ученые соотносят понятие знака лишь с его внешней (материальной, означающей) стороной. Тем самым знак признается односторонней единицей, лишенной смысловой стороны. Согласно такому пониманию, к знакам должны быть отнесены и звуки-фонемы, не обладающие сами по себе значением, а лишь участвующие в разграничении смысловой стороны слов и морфем (ср.: <т> ом и <д>ом, <с>лой и <з>лой, <л>ук и <л'>ук и т.п.).

С таким истолкованием понятия знака согласиться нельзя. Поскольку язык является средством общения, «а общение – это прежде всего обмен «значениями», и все в языке подчинено задаче осуществления этого обмена «значениями» [8, с.15], из знака нельзя изъять его значимую, смысловую сторону: как отдельные звуки, так и комплексы звуков, не соотнесенные со значениями, к языку не относятся. Достаточно переставить местами звуки, например, в слове-знаке человек (ср.: локечев, кечелов и т.п.), чтобы убедиться в справедливости такого утверждения.

Итак, не будучи знаками сами по себе, фонемы являются органическими элементами знаков, их материальной стороной, что позволяет им выполнять дистин

Наши рекомендации