Проблема происхождения языка

§ 214. Проблема происхождения человеческого языка является частью более

общей проблемы антропогенеза (происхождения человека) и социогенеза, и решаться

она должна согласованными усилиями ряда наук, изучающих человека и человеческое

общество. Процесс становления человека как биологического вида Homo sapiens

(«человек разумный») и одновременно как существа «наиболее общественного из всех

животных» 1 продолжался миллионы лет.

Предшественниками человека были не те виды человекообразных обезьян,

которые существуют сейчас (горилла, орангутанг, шимпанзе и др.), а другие,

восстанавливаемые по ископаемым останкам, обнаруженным в разных частях Старого

Света. Первой предпосылкой очеловечения обезьяны было углублявшееся разделение

функций ее передних и задних конечностей, усвоение прямой походки и вертикального

положения тела, что освободило руку для примитивных трудовых операций.

Освобождением руки, как указывает Ф. Энгельс, «был сделан решающий шаг для

перехода от обезьяны к человеку·»2 . Не менее важно, что человекообразные обезьяны

жили стадами, и это в дальнейшем создавало предпосылки для коллективного, общественного труда.

Известный по раскопкам древнейший вид человекообразных обезьян,

усвоивших прямую походку,— это австралопитек (от лат. australis 'южный' и др.-греч.

pоthйkos 'обезьяна'), живший 2—3 млн. лет тому назад в Африке и южных частях

Азии. Австралопитеки еще не изготовляли орудий, но уже систематически применяли

в качестве орудий охоты и самозащиты и для выкапывания кореньев камни, сучья и т.

п.

Следующая ступень эволюции представлена древнейшим человеком эпохи

раннего (нижнего) палеолита — сперва питекантропом (букв. «обезьяночеловеком») и

другими близкими разновидностями, жившими около миллиона лет тому назад и

несколько позже в Европе, Азии и Африке, а затем неандертальцем3 (до 200 тыс. лет

тому назад). Питекантроп уже обтесывал по краям куски камня, которые использовал

как рубила — орудия универсального

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К.·, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 488.

2 Там же. С. 486.

1 Название от долины Neandertal в Германии, где в 1856 г. были найдены кости первобытных

людей этого типа.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

применения, и умел пользоваться огнем, а неандерталец изготовлял из камня,

кости и дерева уже специализированные орудия, разные для разных операций, и, по-видимому, знал начальные формы разделения труда и общественной организации.

«...Развитие труда,— как указывал Ф. Энгельс,— по необходимости способствовало

более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты

случаи взаимной поддержки, совместной'деятельности, и стало ясней сознание пользы

этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря,

формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то

сказать друг другу» 1 . На этой ступени произошел большой скачок в развитии мозга:

исследование ископаемых черепов показывает, что у неандертальца мозг был почти

вдвое больше, чем у питекантропа (и в три раза больше, чем у гориллы), и уже

обнаруживал признаки асимметрии левого и правого полушарий (см. § 14), как и

особого развития участков, соответствующих зонам Брока и Вернике. С этим

согласуется и то, что неандерталец, как показывает изучение орудий той эпохи,

преимущественно работал правой рукой. Все это позволяет считать, что у

неандертальца уже был язык: потребность в общении внутри коллектива «создала себе

свой орган» 2 .

§ 215.Каким же был этот первобытный язык? По-видимому, он выступал в

первую очередь как средство регулирования совместной трудовой деятельности в

складывавшемся человеческом коллективе, т. е. главным образом в апеллятивной и

контактоустанавливающей, а также, конечно, и в экспрессивной функции (см. § 7), как

это мы наблюдаем на определенной ступени развития у ребенка (см. § 15). «Сознание»

первобытного человека запечатлевало не столько предметы окружающей среды в

совокупности объективно присущих им признаков, сколько «способность этих

предметов «удовлетворять потребности» людей» 3 . Значение «знаков» первобытного

языка было диффузным: это был призыв к действию и вместе с тем указание на орудие

и продукт труда.

«Природная материя» первобытного языка тоже была глубоко отлична от

«материи» современных языков и, несомненно, кроме звуковых образований широко

использовала жесты. У типичного неандертальца (не говоря уже о питекантропе)

нижняя челюсть не имела подбородочного выступа, и полости рта и зева были в сумме

короче и иной конфигурации, чем у современного взрослого человека (полость рта

скорее напоминала соответствующую полость у ребенка на первом году жизни). Это

говорит о довольно ограниченных возможностях образования достаточного количества

дифференцированных звуков. Способность сочетать работу голосового аппарата с

работой органов полости рта и зева и быстро, в доли секунды, переходить от одной

артикуляции к другой тоже не была еще развита в нужной мере. Но мало-помалу

положение менялось: «...неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно

преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта

постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим» 1.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 Маркс К·. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 489.

2 Там же. 3 Маркс К· Замечания на книгу А. Вагнера «Учебник политической экономии» //

3 Маркс К·, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 377.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

§ 216. В эпоху позднего (верхнего) палеолита (около 40 тыс. лет тому назад,

если не раньше) на смену неандертальцам приходит нео°нтроп, т.е. 'новый человек',

или Homo sapiens. Он уже умеет изготовлять составные орудия (типа топор 4-

рукоятка), что не встречается у неандертальцев, знает многоцветную наскальную

живопись, по строению и размерам черепа принципиально не отличается от

современного человека. В эту эпоху завершается становление звукового языка,

выступающего уже как полноценное средство общения, средство общественного

закрепления формирующихся понятий: «...после того как умножились и дальше

развились... потребности людей и виды деятельности, при помощи которых они

удовлетворяются, люди дают отдельные названия целым классам... предметов» 2 . Знаки

языка постепенно получают более дифференцированное содержание: из диффузного

слова-предложения мало-помалу выделяются отдельные слова — прототипы будущих

имен и глаголов, а язык в целом начинает выступать во всей полноте своих функций

как инструмент познания окружающей действительности.

Подытоживая все изложенное, мы можем сказать словами Ф. Энгельса:

«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми

главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в

человеческий мозг» 3 .

Наши рекомендации