Предложения классифицируются по структуре, модальности, функции (цели высказывания), эмоциональной окраске.

Выделение структурного критерия в этом ряду в какой-то мере условно, так как он отражает лишь доминирующий признак, положенный в основу классификации. В действительности же во всех случаях учитывается как структурные, так и семантические свойства предложения.

Все классификации выявляют структурно-семантичекие типы (виды, разновидности) предложений, представленные разными сторонами в различных классификациях.

Классификация предложений по структуре. Предложения делятся на простые и сложные. «Строительным материалом» для простых предложений являются слова (словоформы) и словосочетания, для сложных — два (и более) предложения.

Простые предложения включают только одно предикативное сочетание, сложные — не менее двух. Входя в состав сложных предложений, простые предложения, хотя и в разной мере, теряют интонационную завершенность, нередко изменяют порядок слов и т. д., поэтому части сложных предложений называют также предикативными единицами (а не предложениями).

Действительно, если смотреть «сверху» (из чего состоят сложные предложения), то можно выделять предикативые единицы, если подходить «снизу» (из чего строятся сложные предложения), нужно говорить о предложениях. Простые предложения отличаются от сложных не только строением, но и значением. Сложные предложения имеют более сложную семантику, чем простые. Соединение простых предложений в сложные обогащает их речевой смысл, а иногда преобразует и их грамматические значения.

Так, при соединении простых предложений: На дворе гнулась и металась акация и Сердитый ветер трепал ее за волосы в сложное с помощью союза как будто реальная модальность второго предложения преобразуется в ирреальную: На дворе гнулась и металась акация, как будто сердитый ветер трепал ее за волосы (А. Толстой).

Классификация предложений по характеру предикативных отношений. Деление предложений на утвердительные и отрицательные опирается на связи и отношения между предметами и их признаками в реальном мире, которые выражаются с помощью синтаксических связей между членами предложения.

В утвердительных предложениях утверждается то, что высказывается о предмете речи (мысли). Например: На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; Печаль моя светла; Печаль моя полна тобою... (Пушкин).

Противопоставление предложений по утвердительности/отрицательности дополняет значения объективной и субъективной модальности, но не совпадает с ней. Например, утвердительное (Дождь идет) и отрицательное (Дождя нет) предложения характеризуются реальной модальностью, а утвердительное (Пусть дождь идет!) и отрицательное (Пусть дождь не идет!) предложения характеризуются ирреальной модальностью. В предложении Конечно, дождя нет отрицание накладывается на реальную (объективную и субъективную) модальность.

Отрицательные предложения делятся на общеотрицательные и частноотрицательные. Структурными признаками общеотрицательных предложений является наличие частицы не в составе сказуемого, слова нет в роли сказуемого безличных предложений, частицы ни в предложениях типа На небе ни облачка, отрицательных местоимений и наречий в односоставных предложениях типа: Нечем молодость вспомянуть; Не с кем поговорить; Некуда пойти и т. д. В частноотрицательных предложениях отрицание связано со всеми остальными членами предложения. Например: Не все разлуку побеждают (Симонов); Не у всякого есть свой близкий (Есенин).

Предложения, включающие грамматически оформленные отрицание и утверждение, называются отрицательно-утвердительными. Такие предложения могут быть как простыми, так и сложными. Например: Жизнь жива и прекрасна энергичною работою, жизнь не бремя, а крылья, творчество и радость... (Вересаев)

Функциональная классификация предложений. В зависимости от функции (цели высказывания) простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Эти разновидности называются функциональными или коммуникативными типами предложений.

Потребность в выражении сообщения, вопроса, побуждения обусловила формирование специальных форм мысли: мысли-сообщения, мысли-вопроса, мысли-побуждения. Значения сообщения, вопроса, побуждения являются логико-грамматическими значениями предложения.

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их: Природа страны и история народа, отражаясь в духе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа (Ушинский)

Повествовательные предложения характеризуются максимальной степенью синтаксической членимости: подлежащее обычно называет предмет речи (мысли) —логический субъект, а сказуемое содержит его модально-временную характеристику — логический предикат. Повествовательные предложения чаще других представлены двусоставными предложениями и обладают, как правило, полной парадигмой.

Подлежащее обычно выражает «данное», а сказуемое — «новое», поэтому обычный порядок членов предложения чаще можно встретить в повествовательных предложениях.

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ: Приходилось ли видеть колючие кусты можжевельника, приятно пахнущие смолою? (Соколов-Микитов); Неужели действительно что-нибудь случилось в море и его не пошлют на задание? (Конецкий).

Универсальным средством оформления вопроса является вопросительная интонация — повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса: Вы любите музыку? Вы любите музыку? Вы любите музыку? При оформлении вопроса играет роль и порядок слов — обычно в начало или конец предложения (актуализирующие позиции) выносится слово, с которым связан вопрос: Нравится вам у меня? (Фогель); А вы разве добрые? (Л. Толстой).

Из лексико-грамматических средств построения вопросительных предложений отметим вопросительные частицы и местоименные слова.

Вопросительные частицы неужели и разве обычно ставятся в начале предложения, а частица ли — после того слова, с которым связан вопрос: Неужели ты никогда не видел такого неба, таких деревьев, не слышал лесного запаха? (Вигдорова); Разве можно верить любви? (Пушкин); Довольна ль ты признанием моим? (Пушкин).

Вопросительные частицы и грамматикализующиеся сочетания могут употребляться как нечленимые вопросительные предложения.

Вопросительные местоимения и наречия (кто, что, какой, который, чей, сколько, где, куда, как, когда, почему и др.), оформляя значение вопроса, являются и членами предложения.

Наиболее многозначно вопросительное местоимение что: оно может требовать и названия предмета, и указания причины, и предикативной характеристики и т. д.; может грамматикализироваться.

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, совет, разрешение, призыв, пожелание, мольбу и т. д. Например: Пролетарии! Стройтесь к последней схватке! Рабы! Разгибайте спины и колени! (Маяковский). Пусть каждый станет верным солдатом мира, если не хочет стать солдатом или жертвою новой войны (Леонов).

Семантика побудительных предложений обусловливает возможность обращений — названий лиц, которые побуждаются к совершению действия. Побудительные предложения часто имеют форму односоставных предложений, значение побуждения может быть выражено междометными предложениями.

Грамматическим средством оформления побуждения является прежде всего побудительная интонация: предложения, выражающие приказ, требование, произносятся высоким тоном, с большой силой напряженности. Предложения, выражающие совет, просьбу, обычно произносятся более низким тоном, с меньшей силой напряженности.

В побудительных предложениях используются формы повелительного наклонения глагола.

Синкретичные функциональные разновидности

Между функциональными типами предложений нет четкой границы. Отношения между ними можно представить следующей схемой:

Вопросительно-повествовательные предложения (риторические вопросы) содержат скрытой утверждение или отрицание и не требуют ответа. Они употребляются как стилистическое средство эмоционально насыщенной речи. Например: Зачем обманывать себя? (Л. Толстой) = Незачем обманывать себя; Зимою что может быть лучше веселой пылающей печки! (Сербровская) = Зимою ничего не может быть лучше...; А кто не знаёт, не видел особый вид ивы, которую называют у нас вербой? (Соколов-Микитов)

В конце риторических вопросов из-за специфической семантики, сочетающей вопрос и сообщение, ставится то вопросительный, то восклицательный знак (редко оба), а иногда и точка.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе оттенок побуждения к действию. Например: Поехали на реку, а? (Фогель); — Так вы дадите мне Гоголя? — спрашивает Иван Матвеевич (Чехов).

Повествовательно-побудительные предложения содержат такое сообщение, которое побуждает к действию: Миша, в форточку дует! (= Миша, закрой форточку!)

Наши рекомендации