Синтагматика фонетических единиц.

Ответы к экзаменам

Фонетика

(Шанский Н. Современный русский язык)

Ф о н е т и к а (от 'греч. phone «звук») — наука, о звуковой стороне языка, изучающая: способы образования звуков речи, их изменения в речевом потоке, их роль в функционировании, языка как средства общения людей.

Звуковая материя языка есть основа его существования, есть табаза, которая позволяет языку быть средством общения людей, т. е. выполнять коммуникативные задачи. Вне звуковой материи язык несуществует и не может существовать, идет ли речь об устном или описьменном его проявлении: письменная форма языка — это всего лишь«перевод» (в той или иной степени точный) устной речи в графико-орфографическую оболочку, условно принятую и понятную всем владеющим данным языком.

Фонетика изучает способы и характер образования звуковв разных языках мира и на основе такого изучения вырабатывает понятия об общих законах звучащей человеческой речи, о природегласных и согласных, о возможном строении слогов, о типах ударения,наконец, о функционировании звуков в языке как средстве общения.

О п и с а т е л ь н а я ф о н е т и к а имеет дело с каким-либоконкретным языком (или диалектом) на определенном этапе его исторического развития.

Как и общая фонетика, описательная фонетика использует метод

непосредственного наблюдения над живой звучащей речью (литературной или диалектной), а также инструментальные методы исследования.

С о п о с т а в и т е л ь н а я ф о н е т и к а , как говорит ужесамо ее название, связана с сопоставительным изучением звуковойстороны двух или нескольких языков. Она основывается на описательных фонетиках и устанавливает сходства и различия сопоставляемых языков по составу звуков, по их распределению в потоке речи,по их изменениям и т. д.

И с т о р и ч е с к а я ф о н е т и к а устанавливает пути исторического развития звуковой системы. Изучению подвергаются явления,характеризующие фонетику языка в его прошлом, и процессы, определяющие изменения в фонетике, прошедшие подчас в очень отдаленныеот современности эпохи.

Когда говорится о фонетике современного русского литературногоязыка, то имеется в виду,его описательная фонетика.

Фонетическая транскрипция. Для того чтобы как можно точнее записать звучащую речь, пользуются специальной системой записи, которая называется ф о н е т и ч е с к о й т р а н с к р и п ц и е й.

Принятые в разных языках системы графики и орфографии впринципе не приспособлены к точному воспроизведению звучащейречи, ибо их назначение несколько иное. Например, хотя русскаяграфика и орфография более близки к передаче живого произношения,чем графика и орфография иных языков, все же они не дают точногопредставления о произношении. Доказательством может послужитьхотя бы то, что в русской графике и орфографии есть ряд случаевобозначения одного и того же звука разными буквами (ср. орфографические написания плод и плот при одинаковом произношении [плот]и [плот]) или, наоборот, обозначения одной и той же буквой разныхзвуков (ср.: плоды и плод, фонетически [пллды] и [плот]).

Все звуки речи делятся на две большие группы — на согласные игласные, основное различие между которыми определяется тем, чтопри образовании согласных выдыхаемый воздух преодолевает полнуюили частичную преграду в полости рта или носа, тогда как при образовании гласных такой преграды ни в полости рта, ни в полости носа нети воздух проходит свободно. И согласные, и гласные образуютсяв результате работы разных органов речи (эта их работа называетсяартикуляцией), причем для образования согласных большую рольиграют одни органы речи, а для образования гласных — другие.

Кроме того, при прохождении воздуха через гортань и полость ртавозникает музыкальный тон (голос) или различные шумы: голос возникает при прохождении воздуха в гортани, а шумы — в полости рта.Наличие голоса характеризует гласные звуки, а наличие шума илиразных комбинаций голоса и шума — согласные х.

Классификация согласных звуков. Все согласные русскоголитературного языка классифицируются по четырем признакам:

1) по участию в их образовании голоса и шума; 2) по месту образованияшума, т. е. по месту образования преграды, на которую наталкиваетсявыдыхаемый воздух; 3) по способу образования шума, т. е. по способупреодоления преграды; 4) по наличию или отсутствию смягчения (палатализации, ср. лат. palatum «мягкое нёбо»). Каждый согласный звукможет быть охарактеризован по этим четырем признакам, и каждыйсогласный отличается от каждого другого согласного комбинациейэтих четырех признаков.

По у ч а с т и ю г о л о с а и ш у м а все согласные делятся насонорные и шумные. С о н о р н ы м и являются такие согласные,в образовании которых участвуют голос и незначительный шум. Приобразовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связкинапряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха.

К сонорным в русском литературном языке относятся [р], [л], [н], [м]и [р', [л'], [н', [м'], [j].

Ш у м н ы м и являются такие согласные, в образовании которыхшум преобладает над голосом. С этой точки зрения, они делятся назвонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются толькощумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосоваящель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются).

З в о н к и е шумные русского литературного языка — это [б], [б'],

[в], [в', [д], [д'], [з], [з'], [ж], г], [г'], а г л у х и е шумные —[п], [п'], [ф], [ф'], [т], [т'], [с], [с'], [ш], [ц], [к], [к'], [х], [х'].

По м е с т у о б р а з о в а н и я шума все согласные делятсяна губные и язычные, так как в их образовании участвуют два активных органа речи — губы и язык: в образовании губных согласных активную роль играет нижняя губа, а в образовании язычных согласных — язык. Активные органы речи действуют (артикулируют)по отношению к пассивным — верхней губе, альвеолам, зубам, твердому нёбу,— и в зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные, губные и язычные согласные делятсяна ряд 0Ьлее мелких групп.

Г у б н ы е с о г л а с н ы е делятся на г у б н о - г у б н ы е иг у б н о - з у б н ы е . Первые образуются смыканием нижней губыс верхней — к ним относятся [п], [п'], [б], [б'], [м], [м']; вторые образуются сближением нижней губы с верхними зубами — к ним относятся [ф], [ф'] и [в], [в'].

Я з ы ч н ы е согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка — передняя, средняяили задняя — выполняет активную роль при образовании звука. Приэтом переднеязычные согласные делятся на две группы в зависимостиот того, поднимается ли передняя часть языка к верхним зубам илик альвеолам,— на зубные и нёбно-зубные. К п е р е д н е я з ы ч ным з у б н ы м согласным, при образовании которых передняячасть языка смыкается или сближается с верхними зубами, относятся[т], [т'], [д], [д'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [н], [н'], [л], [л']. К п е р е д н е я з ы ч н ы м н ё б н о - з у б н ы м , образуемым более верхнимподъемом передней части языка к нёбу и созданием преграды в области альвеол, относятся [ш], [ж], [ш', [ж], [ч], [р], [р'].

С р е д н е я з ы ч н ы м , а по пассивному органу с р е д н е н ё б н ы м, т. е. образуемым поднятием средней части языка к среднемунёбу, в русском языке является согласный [j].

З а д н е я з ы ч н ы м и , по пассивному органу з а д н е н ё б ными, которые образуются преградой в результате сближениязадней части языка с мягким нёбом, являются [к], [к'], [г], [г'],[х], [х'].

По с п о с о б у о б р а з о в а н и я шума, или по способу преодоления преграды, согласные делятся на смычные (взрывные), фрикативные (щелевые), аффрикаты, смычно-проходные и дрожащие.

С м ы ч н ы е (взрывные) согласные образуются полным смыканием органов произношения, и поэтому воздух, наталкиваясь на этупреграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум. К смычным в русском языке относятся[п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г'].

Ф р и к а т и в н ы е (щелевые) согласные образуются неполнымсближением активного и пассивного органов речи, в результате чегомежду ними остается узкая щель, через которую проходит воздух;шум образуется трением воздуха о стенки щели. Фрикативными согласными являются [ф], [ф'], [в], [в'], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж], [j], [х], [х'].

А ф ф р и к а т ы — это сложные по работе органов речи звуки:в начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, т. е.путем полного смыкания органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, каку фрикативных.

С м ы ч н о - п р о х о д н ы м и согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость рта или полостьноса. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух,смычно-проходные делятся на носовые и ртовые (или боковые). К носовым смычно-проходным относятся [н], [н'], [м], [м']; К боковым,— [л], [л'].

Наконец, д р о ж а щ и м и (или в и б р а н т а м и ) , к которымв русском языке относятся [р] и [р'], являются согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи (вибрирует).

По н а л и ч и ю или о т с у т с т в и ю с м я г ч е н и я (палатализации) все согласные делятся на т в е р д ы е и м я г к и е ,различие между которыми заключается в том, что у мягких согласныхк основной артикуляции органов речи добавляется дополнительная,так называемая «йотовая» артикуляция, т . е . основная артикуляциясогласного осложняется дополнительной средненёбной артикуляцией,свойственной согласному [j]. Твердые согласные не имеют такой дополнительной артикуляции.

Мягкие согласные, получающие «йотовую» артикуляцию как дополнительную, называются п а л а т а л и з о в а н н ы м и в отличие отlj], у которого эта артикуляция не дополнительная, а основная и который поэтому является п а л а т а л ь н ы м .

Таким образом, каждый согласный русского литературного языкаможет быть охарактеризован по совокупности четырех признаков, которые выступают в разных комбинациях. Например,

[л'] — сонорный, переднеязычный, смычно-проходной, мягкий и т. д.

Классификация гласных звуков. Гласные характеризуются тем, что в их образовании участвуют музыкальный тон, голос, который образуется в гортани в результате ритмическихколебаний голосовых связок; шум в образовании гласных не участвует.

Вместе с тем полости глотки и рта играют роль резонатора: при прохождении через них выдыхаемого воздуха возникают дополнительныетона (обертоны), придающие каждому гласному свою окраску. Различия гласных определяются разным укладом органов речи — губ, языка, нижней челюсти,— что меняет объем и характер резонирующихполостей.

Артикуляционная классификация гласных строится на том, чтовсе они характеризуются тремя признаками: 1) степенью подъема языка при образовании гласных, 2) местом подъема языка и 3) огубленностью, неогубленностью.

По с т е п е н и п о д ъ е м а я з ы к а , т. е. по движению языкапо вертикали, по степени его приближения к нёбу при образованиизвука все гласные делятся на звуки верхнего, среднего и нижнегоподъемов. Гласные в е р х н е г о подъема — это [и], [ы], [у], с р е д н е г о подъема — [е], [о], н и ж н е г о подъема — [а].

По м е с т у п о д ъ е м а я з ы к а , т. е. по движению языкапо горизонтали при образовании звука, гласные делятся на звукипереднего, среднего и заднего рядов. При образовании гласных п ер е д н е г о ряда язык продвигается вперед, кончик языка упираетсяв нижние зубы, а средняя часть языка несколько приподнимается.

Так образуются гласные [и] и [е]. При образовании гласных задн е г о ряда язык отодвигается назад, кончик языка отходит отнижних зубов, а к нёбу приподнимается задняя часть языка. Такобразуются гласные [у] и [о]. Гласные с р е д н е г о ряда [ы] и [а]занимают среднее положение между передними и задними гласными.

По о г у б л е н н о с т и н е о г у б л е н н о с т и гласные делятся на лабиализованные (от лат. labium «губа») и нелабиализованные. Л а б и а л и з о в а н н ы е гласные характеризуются тем, чтопри их образовании губы вытягиваются вперед и округляются. К лабиализованным русским гласным относятся [у] и [о], причем степень,лабиализации [у] сильнее, чем степень лабиализации [о]. Остальныегласные русского литературного языка являются н е л а б и а л и з о в а н н ы м и .

Таким образом, можно определить каждый гласный по совокупности трех присущих ему признаков. Например, [и] — верхнегоподъема, переднего ряда, нелабиализованный; [о] — среднего подъема,заднего ряда, лабиализованный и т. д.

Лексикология. Фразеология.

Конверсивы

Среди синонимов, рассмотренных нами в предыдущем параграфе, можно выделить большой класс предикатных слов, которые имеют определенную актантную структуру. Важно подчеркнуть, что предикатные слова-синонимы имеют одинаковую актантную структуру: одно и то же число «мест» соответствует одним и тем же валентностям слова. Например, спать, дрыхнуть и почивать имеют по одному актанту, выражающему субъектный смысл (кто спит, дрыхнет, почивает). Актантная структура глаголов рассматривать (в прямом его значении) и разглядывать содержит два актанта: на первой валентности — субъект, на второй — объект (ср.: Мальчики рассматривали (разглядывали) диковинного жука). Просить и клянчить — примеры трехактантных глаголов: кто просит (клянчит) что у кого. Продать, реализовать и полужаргонное загнать — четырехактантные предикатные слова.

Фразеологизм

Фразеологизм (фразеологический оборот) как значимая единица, его соотношение со словом.Кроме отдельных слов, в русском языке, как и во всяком другом, в качестве особых лингвистических единиц употребляются и более сложные образования, называемые обычно ф р а з е о л о г и ч е с к и м и о б о р о т а м и или фраз е о л о г и з м а м и (нищие духом; как пить дать; мал золотник да дорог; медвежья услуга; не по дням, а по часам и т. д.).

Необходимо четко отграничить фразеологизмы, с одной стороны, от свободных сочетаний слов, а с другой стороны, от отдельных слов. Фразеологический оборот, во-первых, функционирует в языке на правах отдельного слова, во-вторых, по своей структуре он является сложным целым, компоненты которого осознаются как самостоятельные слова.

Учитывая дифференциальные признаки фразеологического оборота как лингвистической единицы, его можно определить следующим образом: ф р а з е о л о г и ч е с к и й о б о р о т — это воспроизводимая значимая единица языка из двух или более ударных компонентов словного характера, целостная по своему значению и устойчивая в своем составе и структуре.

Основным свойством фразеологического оборота, коренным образом отграничивающим его от свободного сочетания слов и в то же время сближающим его со словом, является воспроизводимость. Фразеологизмы не создаются в процессе общения, а воспроизводятся как готовые целостные единицы. Так, если свободные сочетания слов За девять лет он ни разу не простудился. Все свои вещи она сдала в камеру хранения. Крыть крышу оказалось нечем и т. д. создаются из отдельных слов во время общения, то фразеологические обороты за тридевять земель (далеко), след простыл (нет), взять свои слова обратно, нечем крыть и прочие извлекаются из памяти целиком, в виде готовых целостных образований, точно так же как отдельные слова.

Обороты вводить в заблуждение, капля в море, всего ничего, сломя голову, во весь дух и т. д. не образуются говорящими в речи из соответствующих слов (вводить, в, заблуждение и т. д.), а воссоздаются в целом, как синонимичные им слова обманывать, мало, быстро и т. д. Свойством воспроизводимости объясняются все остальные признаки, одинаково присущие словам и фразеологическим оборотам.

Прежде всего у с т о й ч и в о с т ь в с о с т а в е и с т р у к т у р е й ц е л о с т н о с т ь з н а ч е н и я . Фразеологические обороты состоят из компонентов, тесно связанных между собой как части целого и располагающихся друг с другом в строго установленном порядке. Постоянство состава и местоположения компонентов фразеологизма носит такой же характер, какой можно отметить для морфемного состава слова. Любое изменение порядка следования компонентов осознается говорящими как новообразование, лежащее за пределами системы языка. Имея в виду фразеологические обороты дублетного характера типа гонять лодыря — гонять собак, от всей дуиіи — от всего сердца, задать баню — задать перцу, с головы до ног — с головы до пят, задать лататы — задать стрекача и т д., можно подумать, что в отдельных случаях состав компонентов фразеологизма способен меняться, однако это на самом деле не так.

В действительности такого рода обороты представляют собой вполне самостоятельные по отношению друг к другу и одинаково воспроизводимые единицы, подобные синонимическим словам с одной и той же непроизводной основой (ср.: верить—веровать, читка — чтение, ароматичный — ароматический и т. п.).

Некоторые фразеологические обороты, включающие в свой состав глаголы, способны к двоякому расположению компонентов (ср.: сгореть со стыда — со стыда сгореть, тянуть волынку — волынку тянуть, бить баклуши — баклуши бить и т. д.), однако это не означает, что в них местоположение компонентов является незакрепленным: и в таких фразеологизмах местоположение образующих слов постоянно и фиксированно, но не единообразно, а в двух одинаково возможных вариантных формах.

Для подавляющего большинства фразеологических оборотов характерно и такое, казалось бы, чисто «словное» свойство, как н е п р о н и ц а е м о с т ь : внутри них вставки обычно невозможны (от мала öo велика, во цвете лет, на седьмом небе, дело в шляпе, белый гриб, куры не клюют, всегда готов, сломя голову и т. п.).

Важнейшее отличие основной массы фразеологизмов от подавляющего большинства отдельных слов выступает довольно четко и определенно. В качестве «лакмусовой бумажки» здесь могут быть использованы два факта: структурные особенности и характер грамматической оформленности.

В самом деле, «классические» слова являются образованиями, состоящими из частей, которые вне слова самостоятельно употребляться не могут. Они делятся (если не представляют собой корневых слов. Нечто подобное отмечается также и в отдельных сложных словах (половодье — водополье, скалозуб — зубоскал и др.).

Таким образом, противопоставлять фразеологические обороты отдельным словам как образования, состоящие из слов, образованиям состоящим из морфем, нельзя, и прежде всего потому, что в состав отдельных фразеологических оборотов (сращений) нет настоящих слов, которым была бы присуща самостоятельная семантика.

Основным признаком, который дифференцирует слово и фразеологическое сращение, является а к ц е н т о л о г и ч е с к о е оформ л е н и е : слово (если оно не безударно) — лингвистическая единиц с одним основным ударением, в то время как фразеологическое сращение — с двумя и более.

Сказанное позволяет определить фразеологическое сращение как семантически неделимый фразеологический оборот, состоящий из двух или более фонетических слов, отдельно значения не имеющих.

Орфография

О р ф о г р а ф и я (от греч.orthos «правильный, прямой» и graphö «пишу»), или п р а в о п ис а н и е,— это система правил, регулирующих написание отдельныхслов и их значимых частей, а также правил о слитных, полуслитных,раздельных и дифференцирующих написаниях, об употреблении прописных букв, о правилах переноса.

Как орфоэпия требует соблюдения единых правил произношения,так и орфография требует соблюдения единых правил правописаниявсеми пишущими на русском языке.

Основной принцип русской орфографии. Каждая орфография,будучи устойчивым культурным явлением, опирается на те или иныепринципы, среди которых выделяется основной принцип, определяющий характер данной орфографии.

Основным принципом русской орфографии является морфолог и ч е с к и й принцип правописания. Это значит, что все значимыечасти слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиесяв разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимоот того, как они произносятся. Тот или иной корень, повторяясь вродственных словах в разной фонетической огласовке, те или иныеприставки, суффиксы и флексии, получая в разных словах разноезвучание, на письме всегда имеют одно и то же обозначение. Например, корень сад- в словах [саду]—[сат]—[слд]овник съд]овод имеет разный фонетический облик, но орфографически он передается в виде сад; приставка от- в [от]пуск — [од]был — [допустить произносится по-разному, но орфографически она передаетсятолько как от; суффикс -ск- в пбль[ск]ий и дё[ц]кий произноситсяпо-разному, но пишется всегда ск; флексия -е в дат. пад. в сосне идеревне также произносится различно, но орфографически передаетсяодинаково. Нетрудно заметить, что единство орфографическогооблика морфем достигается тем, что на письме обозначается не произношение в том или ином случае, а фонемный состав морфемы, образуемый сильными фонемами. Поэтому можно назвать основной принцип русской орфографии ф о н е м н ы м или м о р ф о ф о н е м а т и ч е с к и м , понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфем.

Как видно /из примеров, морфологический принцип русской орфографии находит применение в написании как гласных, так и согласных букв. На основе этого принципа построено правило правописания безударных гласных, согласно которому в безударном положении должна писаться та буква, которая обозначает гласный подударением в той же морфеме. На морфологическом принципе полностью основано правило правописания глухих-звонких согласных,по которому на письме передается тот согласный, какой произноситсяв данной морфеме в сильной позиции, т. е. перед гласными, сонорными согласными и [в], [в'].

Отступления от основного принципа русской орфографии незначительны; в одних случаях они объясняются сложностями самихязыковых явлений (таковы, например, некоторые правила правописания безударных гласных, когда безударный звук позиционноменяется с разными ударными: заря —зори и зарево), а в других —непоследовательностью в проведении самого морфологического принципа (таково, например, правило о различном написании -ецо и –ицев пальтецо и платьице, хотя под ударением здесь может быть только е:пальтец). Отступлением от морфологического принципа являютсянекоторые фонетические написания, принятые в русской орфографии.

Фонетические написанияв русской орфографии связаны справописанием з или с в приставках без-, воз-, вз-, из-, раз-, роз-, низ-,чрез-, через-. В этих приставках пишется з, если далее следует звонкийсогласный, и пишется с, если далее следует глухой согласный: бездомный — бесплодный, воздать —воспеть, избыть — испить, разбить — растянуть, низвергнуть — ниспослать, чрезвычайно — чересполосица. Подобные же фонетические написания обнаруживаются всоотношении приставок роз- (рос-) и раз- (рас-): под ударением выступают роз- (рос-), а без ударения—раз- (рас-): розлив—разливать, роспись — расписка.

Традиционные написания.Наряду с морфологическими (фонемными) и фонетическими написаниями, в русской орфографии естьит р а д и ц и о н н ы е , или э т и м о л о г и ч е с к и е , написания:это такие написания, которые не имеют уже опоры в современныхсловообразовательных и формообразовательных отношениях или вфонетической системе, а сохраняются лишь по традиции. Таково,например, написание буквы г в окончаниях родительного падежа единственного числа прилагательных, причастий и неличных местоимениймужского и среднего рода: молодого, кипящего, моего, которое сохраняется с тех далеких эпох, когда эти формы произносились с [г].

Этимологическими, никак не подтверждаемыми современными отношениями являются написания с так называемыми непроверяемымибезударными гласными а и о: забор, забота, сапог, баран; собака —или се: снеток, железо.

Слитные, полуслитные и раздельные написания.Если фонетические и традиционные написания имеют непосредственное отношение к основному принципу русской орфографии, являясь отступлениями от него, объясняемыми разными причинами, то слитные, п о л у с л и т н ы е и р а з д е л ь н ы е написания такогоотношения к этому принципу не имеют и регулируются особыми правилами.

Суффиксы и их признаки.

СУФФИКС — значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов и новых форм слов.

Суффиксы бывают словообразовательными и формообразовательными. Словообразовательные суффиксы используются: 1) при суффиксации (столб-*столб-ик; синий-+син-еват- ый; дочитать->дочит-ыва-тъ);

2) при префиксально-суффиксальном способе (когда к производящей основе одновременно с суффиксом прибавляется префикс): берег —» при-бреж-н-ый; кусать -» про-кус-и-тъ; греметь-^по-грем-ушк-а;

3) при суффиксально-постфиксальном способе

(одновременно с суффиксом к основе прибавляется и постфикс): тол- па—>толп-и-ть-ся; присесть-^присаж-ива-тъ-ся;

4) при префиксально-суффиксально-постфиксальном способе: мещанин—>о-мещан-и-ть-ся; штраф -*про-штраф-и-ть-ся;

5) при суффиксации с одновременным сложением основ: носить мины^>мин-о-нос-ец; проводить тепло—>тепл-о-провод- н-ый.

Разновидностью словообразовательных суффиксов является так называемый нулевой словообразовательный суффикс.

Словоизменительные (формообразовательные) суффиксы — это разновидность служебных морфем, используемая для образования грамматических форм прилагательных, глаголов, наречий и безлично-предикативных слов. Словоизменительный суффикс обычно находится в слове перед окончанием: нов-ейш-ий, читал-и, а в формах сравнительной степени и в деепричастных формах глаголов — в конце слова: весел-ее, дыш-а. В отличие от окончания словоизменительный суффикс не служит для связи слов в предложении. Кроме того, он характеризует, как правило, не отдельную грамматическую форму слова, а сразу несколько форм данного слова; например, все формы прошедшего времени глагола говорить имеют в своем составе формообразовательный суффикс -л-.

Формообразующий суффикс:

1. Суф. инфинитива : ть, ти (мыслить, читать, хотеть). Нулевой суф. входит в основу.

2. Суф. глагола прош. врем. л (смотрел, читал)

3. Суф. причастий: действительных и страдательных наст. и прош. времени:

Дейст.прич. наст. вр. - ущ (ющ), ащ(ящ); прош. врем. – вш, ш (думавший)

Страд.прич. наст.вр – ем, ом, им (ведомый); прош.врем. – нн, енн, т (колотый, расстрелянный)

4. Суф. деепричастиях сов.в (ши, в, вши) и несов. в. (а,я). (читая, шедший)

5. Суф. форм срав. Степени (прил, наречие, категории состояния):

ее, ей (умней), ш (больше), е(глубже)

6. Суф. форм превосходной степени Им. прил. (ейш, айш) добрейший, строжайший

7. ФО суф. имен сущ. формы мн. числа:

Крестьяне – крестьянин, деревья – дерево

Постфиксы и их признаки.

ПОСТФИКС (от лат. post—'после' и fixus — 'прикрепленный', термин И. А. Бодуэна де Куртенэ) — это словообразовательный или словоизменительный (формообразовательный) аффикс, который находится в самом конце слова — обычно после окончаний: учим-ся, кому-то (ср. также: где-либо, как-нибудь и

другие местоименные наречия, в которых отсутствуют окончания, поэтому постфиксы присоединяются непосредственно к корню).

Словообразовательными постфиксами являются: 1) возвратный постфикс -ся/-сь в глагольных формах; правило выбора -ся или -сь таково: -сь используется после окончания или словоизменительного суффикса, оканчивающейся гласной буквой (гласным звуком) в инфинитиве, спрягаемых формах глагола и в деепричастиях: найтись, веселюсь, смеясь; в остальных случаях употребляется -ся: собираться, нашелся, веселящиеся',

2) постфиксы -либо, -нибудь, -то, используемые при образовании местоимений: кто-либо, какой-нибудь, где-то. Образование новых слов при помощи постфиксов называется постфиксальным способом словообразования (или постфиксацией). Возвратный постфикс ся/-сь может использоваться не только как самостоятельное словообразовательное средство (учить —»учиться), но и вместе с другими словообразовательными средствами — префиксами: спать -* вы-спатъ-ся или суффиксами: толпа—>толп-и-ть-ся. Некоторые глаголы образуются при помощи одновременного прибавления префикса, суффикса и постфикса: говорить -^пере-говар-ива-ть-ся.

Словоизменительные постфиксы, в отличие от словообразовательных, не входят в основу. Они выделяются далеко не всеми учеными. Словоизменительных постфиксов в современном русском языке только два, причем оба они имеют одинаковый звуковой состав (это морфемы-омонимы), однако они передают различные грамматические значения: 1) постфикс -ся/-сьг как средство образования страдательных форм от глаголов несовершенного вида: Эта книга продает- ся/продавалась во всех книжных магазинах;

2) постфикс -ся/-сь в безличных формах глаголов: В осеннем лесу легко дышится/дышалось.

Нулевые морфемы.

Материально выраженные и нулевые морфемы.Все корневые и служебные морфемы, используемые для образования слов,— материально выраженные значимые части, представляющие собой звук или комплекс звуков. Что касается формообразующих аффиксов, то среди них есть и такие, которые являются нулевыми. Это некоторые окончания и два формообразующих суффикса. Под нулевой морфемой понимается такая материально не выраженная морфема, которая выделяется в слове по сопоставлению соотносительных форм, имеющих материально выраженные морфемы того же ряда. Так, в слове нос по соотношению с формами носа, носом, носы, носах и т. п., имеющими материально выраженные окончания -а, -ом, -ы, -ах и др., выделяется нулевое окончание, указывающее на именительно-винительный падеж единственного числа; в слове полок по соотношению с формами полка, полку, полки, полками и т. д., имеющими материально выраженные окончания -а, -у, -и, -ами и пр., выделяется нулевое окончание, указывающее на родительный падеж множественного числа; в словах типа брось, встань по соотношению со словами возьми, неси, пиши и т. п., имеющими материально выраженный суффикс -и, выделяется нулевой суффикс «повелительного значения» и т. д.

Все существующие в современном русском языке нулевые морфемы стали таковыми в результате фонетических процессов утраты редуцированных гласных ъ, ь и неударного гласного полного образования и на конце слова. Так, нулевое окончание именительно-винительного падежа единственного числа в словах типа боль является по своему происхождению материально выраженным окончанием — именно окончанием -ь (где ь — редуцированный гласный переднего ряда среднего подъема, исчезнувший в результате падения слабых редуцированных).

Морфология

(Лекант)

Морфология — это, во-первых, уровень грамматиче­ской системы языка, на котором реализуются закономерности грамматического поведения слов и правила образования грам­матических разновидностей слов — словоформ. Во-вторых, морфологией принято называть раздел языкознания, изучаю­щий грамматические свойства слов и словоформ.

Задачи морфологии как раздела лингвистической науки та­ковы: выявление грамматических (морфологических) призна­ков слов, т. е. их грамматических значений и средств выраже­ния данных значений; грамматическая классификация слов (а именно установ­ление частей речи и иных морфологических классов слов — типов склонения, спряжения и др.); конкретный анализ морфологических признаков слова в предложении и тексте.

К числу основных понятий морфологии как науки относят­ся понятия слова и словоформы, словоизменения, грамматиче­ской формы и грамматического значения слова, грамматиче­ской категории, части речи.

Слово и словоформа

Словоформа — это грамматическая разновидность слова; например, слово ученик в тексте предстает как одна из слово­форм: ученик, ученика, ученику, учеником, (об) ученике; уче­ники, учеников, ученикам, учениками, (об) учениках.

Словоформы различаются грамматическими значениями. Так, в словоформе ученик выражено значение именительного падежа единственного числа, а в словоформе ученикам — зна­чение дательного падежа множественного числа. В то же вре­мя грамматические разновидности одного слова характеризу­ются и чертами сходства, а именно: 1) одной и той же основой (исключение составляют супплетивные, т. е. образованные от разных корней, основы словоформ типа я — меня, иду — шел, человек — люди, хороший — лучше, маленький — меньше, а также словоформы с частичным видоизменением конца ос­новы: мать — матери, знамя — знамени, сын — сыновья); 2) одинаковым лексическим значением; 3) общими граммати­ческими значениями (для форм существительного ученик это частеречное значение предметности и грамматические значе­ния одушевленности и мужского рода).

У одного и того же слова могут быть как простые сло­воформы типа читать, читаю, читал, читай, читающий, так и составные типа буду читать, читал бы. В простой словоформе средством выражения грамматического значения служит словоизменительный аффикс (или несколько таких аффиксов: чита-л-а), а в составной — служебное слово и сло­воизменительные аффиксы основного слова (буду чита-ть). Составные словоформы характерны для глаголов, а также при­лагательных (самый веселый) и наречий {быстрее всех).

Способность слова образовывать грамматические разновид­ности — словоформы — называется словоизменением. Изменение по падежам существительных, прилагательных, числительных и местоимений называется склонением, а словоизменение глагола — спряжением.

Грамматическое значение слова — это значение, выража­емое типизированными формальными средствами, характер­ными для определенной части речи. Этим грамматическое зна­чение отличается от лексического, которое выражается не грамматическими средствами, а основой слова.

Например, значение наклонения (изъявительного, повели­тельного или сослагательного) является грамматическим, по­скольку оно у всех глаголов выражено формальными показа­телями, т. е. окончаниями (беру, бери), или служебным словом бы (брал бы).

Самым важным грамматическим значением слова, от кото­рого зависят все другие его грамматические значения, являет­ся обобщенное частеречное значение, свойственное всем словам данной части речи: для существительных это значение 'предмет', для глаголов — 'действие', для числительных — 'количество' и т. д.

Морфологические признаки слова бывают формальными (типы склонения существительных и прилагательных, типы спряжения глагола) или формально-смысловыми. Обязатель­ные формально-смысловые признаки слова и грамматических форм слова принято называть морфологическими катего­риями.

Морфологические признаки являются постоянными (классификационными) или переменными (словоизме­нительными).

Например, вид глагола является его постоянным морфоло­гическим признаком (классификационной морфологической категорией), так как глагол по видам не изменяется и в любой своей форме принадлежит к одному и тому же виду — совер­шенному (сказать, сказал, скажи, сказавший) или несовер­шенному (говорить, говорил, говори, говоривший). Такими же являются признаки грамматического рода и одушевленности/ неодушевленности существительных.

У переменных морфологических признаков слова (т. е. у словоизменительных категорий) совсем иная природа: раз­ные грамматические формы одного слова могут выражать раз­личные значения одной и той же словоизменительной кате­гории. Например, наклонение — это словоизменительная ка­тегория глагола, так как формы одного и того же глагола могут выражать значения разных накл

Наши рекомендации