Тема: Сложноподчиненное предложение. Методические указания
Методические указания
Для выполнения задания необходимо ознакомиться со схемой синтаксического разбора ССП, СПП в пособии Г.П.Домашенкиной «Грамматический разбор в вузе и школе».- М., 1989. Разбирая СПП по схеме, необходимо учесть разные структуры – расчлененные и нерасчлененные – и представить некоторые придаточные из обоих типов. Можно использовать различные источники текстов по выбору.
Тема: Бессоюзное сложное предложение
Методические указания
Задания направлены на закрепление знаний о структурных особенностях БСП и синтаксической синонимичности с союзными сложными предложениями. Требуют знания о видах БСП и особенностях в интонировании и постановке знаков препинания. Второе задание носит творческий характер и требует конкретного определения каждого из видов БСП. Можно использовать материал лекций и при необходимости материал учебника «Русский язык» под редакцией Л.Ю. Максимова.
Тема: Многочленное сложное предложение
Методические указания
Письменный структурно-семантический разбор сложных предложений
различного типа представляет собой словесный анализ синтаксических отношений в сложном предложении, разбор по членам предложения и схему с указанием средств связи и видов отношений, а также позиции (пре-пост-интерпозиции). Опирайтесь на схему анализа в пособии «Грамматический разбор в вузе и школе».
ЦЕЛИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ СРС
Самостоятельная работа студентов по запланированным темам представляет собой выполнение заданий в основном в письменной форме. Записывание, выписывание, самостоятельный анализ языковых единиц различного уровня позволяет глубже вникать в содержание материала, активизирует память и внимание, способствует творческому отношению к выполняемым заданиям. При выполнении различных заданий поискового, творческого характера закрепляется также и интерес к предмету или его отдельным темам. По ряду тем предусмотрены задания в виде конспектирования, тезирования статей. При составлении тезисов отрабатывается умение видеть главное в изучаемом материале и сформулировать основное содержание. К более сложным формам записей относятся реферирование, аннотации, составление критических отзывов и рецензий.
Много заданий по грамматике направлено на работу с текстами художественных произведений, в частности, выписывание предложений, слов, сочетаний с последующим анализом по теме. Также следует обратить внимание на задания по составлению таблиц, схем, органайзеров, модулей, которые способствуют не только усвоению тем, но и учат систематизации материала. Для развития письменной речи предлагаются задания: написать сочинение, эссе, мини-рассказ и др.
При выполнении заданий можно использовать не только указанные источники; следует чаще обращаться к словарям, справочникам, энциклопедиям, т.к. есть задания по лексикологии и другим разделам, где они необходимы.
Все эти формы самостоятельной работы способствуют более прочному усвоению материала, развитию навыков учебно-исследовательской деятельности, творческому отношению к выполняемым заданиям, повышению уровня профессиональной подготовки учителя начальных классов в преподавании предмета «Русский язык».
Цели: выработка навыков работы с дополнительной литературой;
развитие умения осуществлять частично-поисковый метод в ходе
выполнения заданий;
активизация познавательного интереса к теории языка;
развитие умений соотносить теорию вопроса с практикой;
совершенствование навыков работы с языковым материалом;
осуществление творческого подхода к выполнению заданий ( написание
эссе, составление предложений и текстов, составление таблиц, проектов,
графического органайзера, кроссвордов и т.д.);
практическое закрепление знаний, умений и навыков.
Календарно-тематический план СРС(спец.ПиМНО)
Семестр
№ срс | Содержание заданий | Кол. часов | Срок сдачи | Форма контроля |
1. | Составить органайзер по разделу «Фонетика», сводную таблицу согласных фонем. | Органайзер Таблица | ||
Затранскрибировать текст (не менее 70 слов) | Транскрипция | |||
Орфоэпические нормы русского языка. Упражнения в постановке ударений в словах. Произносительные нормы в области гласных и согласных. Принципы и разделы орфографии. | 4 нед. | Письменные упрвжнения. | ||
2. | Лексикология. Употребление в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Работа со словарем. | Упражнения | ||
Лексика с различных точек зрения. Лексика ограниченной сферы употребления.Выписать из романа М.Шолохова «Поднятая целина» 10 предложений с диалектизмами.Работа со словарем. Нейтральная, книжная и разговорная лексика. | Карточки | |||
Фразеологическая система русского языка Выпишите из фразеологического словаря по 15 фразеологизмов с данными словами: « голова», «рука», «вода», «глаза». | 7нед. | Фразеологизмы | ||
3. | Морфемика. Морфемный состав слова Подготовить тезисы по теме, сделать практическое приложение в виде морфемного анализа или структурной схемы 5-6 слов. | Тезисы, схемы. | ||
Словообразование. Составить графический органайзер на тему: «Способы словообразования в русском языке» (с примерами).Сделать полный морфемно-словообразовательный анализ 5 слов. | Органайзер, письменный анализ. | |||
Исторические изменения в составе слова. Законспектировать словарный материал в энциклопедии «Русский язык на понятия «опрощение», «усложнение»», «переразложение» | 11нед | Конспект | ||
4. | Морфология. Система частей речи. Именные части речи.Составить графические органайзеры на все именные части речи. | Органайзеры, таблица | ||
Глагол. Категории глаголов. Кластер по всем категориям, заполненный примерами. | Кластер | |||
Заполнить сравнительную таблицу на тему «Наречие. Слова категории состояния». | 14нед | Таблица | ||
Всего: | ||||
2 семестр | ||||
1. | Синтаксис словосочетания. 1.Составить словосочетания со словами: учиться, презентация, высоко, строжайше, каникулы, разговор, получает, у ворот, согласен. Определить тип отношений, вид связи. 2.Выписать из 5 предложений любого художественного текста все словосочетания, распределить в 4 группы по характеру стержневого слова. 3. Написать конспект на тему: «Слово. Словосочетание. Предложение. Сходства и различия» | 4нед. | Письм.анализ Таблица Конспект | |
2. | Простое осложненное предложение 1.Разработать серию вопросов и заданий и цикл упражнений по темам: «Предложение, осложненное однородными членами», «Предложение, осложненное обособленными членами», «Предложение, осложненное вводными словами и вставными конструкциями». 2.Заполнить таблицу «Нечленимые предложения» самостоятельно подобранными примерами 3. Синтаксический анализ простых предложений. | 7нед. | Письменная форма Таблица Письм. анализ | |
3. | 1. Сложносочиненное предложение Написать мини-сочинение на произвольную тему, используя все типы ССП с различными отношениями между частями. 2. Сложноподчиненное предложение Подобрать из произведений Л.Н.Толстого СПП расчлененной и нерасчлененной структуры (12 - на каждый вид придаточного по одному), охарактери- охарактер зовать каждое предложение, построить схемы. 3. Бессоюзное сложное предложение Составить органайзер « Типы БСП», использовать в таблице самостоятельно подобранные примеры БСП из текстов произведений русских классиков | 11нед | Сочинение Письменный анализ, схемы, Органайзер | |
4. | 1. Многочленное сложное предложение с однотипной связью. Подобрать 5 предложений, сделать анализ и схемы. 2. Многочленное сложное предложение с разнотипной связью (смешанная конструкция). Подобрать 5 предложений, состоящих из не менее 7-8 предикативных частей, сделать анализ и схемы. 3. Написать конспект на тему: «Русская пунктуация». | 14нед | Письм.анализ, схемы Письм.анализ, схемы Конспект | |
Всего: |
Календарно-тематический план СРС(спец. Дефектология)
№ срс | Содержание заданий | Кол. часов | Срок сдачи | Форма контроля |
1. | Составить органайзер по разделу «Фонетика», сводную таблицу согласных фонем. | 2-ая нед | Органайзер Таблица | |
Затранскрибировать текст (не менее 70 слов) | 3 нед. | Транскрипция | ||
Орфоэпические нормы русского языка. Упражнения в постановке ударений в словах. Произносительные нормы в области гласных и согласных. Принципы и разделы орфографии. | 4 нед. | Письменные упрвжнения. | ||
2. | Лексикология. Употребление в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Работа со словарем. | 5нед. | Упражнения | |
Лексика с различных точек зрения. Лексика ограниченной сферы употребления.Выписать из романа М.Шолохова «Поднятая целина» 10 предложений с диалектизмами.Работа со словарем. Нейтральная, книжная и разговорная лексика. | 6нед. | Карточки | ||
Фразеологическая система русского языка Выпишите из фразеологического словаря по 15 фразеологизмов с данными словами: « голова», «рука», «вода», «глаза». | 7нед. | Фразеологизмы | ||
3. | Морфемика. Морфемный состав слова Подготовить тезисы по теме, сделать практическое приложение в виде морфемного анализа или структурной схемы 5-6 слов. | 8нед. | Тезисы, схемы. | |
Словообразование. Составить графический органайзер на тему: «Способы словообразования в русском языке» (с примерами).Сделать полный морфемно-словообразовательный анализ 5 слов. | 10нед. | Органайзер, письменный анализ. | ||
Исторические изменения в составе слова. Законспектировать словарный материал в энциклопедии «Русский язык на понятия «опрощение», «усложнение»», «переразложение» | 11нед. | Конспект | ||
4. | Морфология. Система частей речи. Составить графические органайзеры на каждую самостоятельную часть речи. Заполнить сравнительную таблицу на тему «Наречие. Слова категории состояния». | 12нед. | Органайзеры, таблица | |
Простое осложненное предложение 1.Разработать серию вопросов и заданий и цикл упражнений по темам: «Предложение, осложненное однородными членами», «Предложение, осложненное обособленными членами», «Предложение, осложненное вводными словами и вставными конструкциями». Заполнить таблицу «Нечленимые предложения» самостоятельно подобранными примерами | 13нед. | Письменная форма Таблица | ||
Сложноподчиненное предложение 1. Подобрать из произведений Л.Н.Толстого СПП расчлененной и нерасчлененной структуры (12 - на каждый вид придаточного по одному), охарактери- охарактер зовать каждое предложение, построить схемы. Бессоюзное сложное предложение 1.Составить органайзер « Типы БСП», использовать в таблице самостоятельно подобранные примеры БСП из текстов произведений русских классиков | 14нед. | Письменный анализ, схемы, Органайзер | ||
Всего |
Календарно-тематический план для заочной формы обучения
Спец. «Дефектология» – Дрз -321, Дрз -311 – 5 семестр
Спец. «Дефектология» – Дрз -131 – 2 семестр