ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Современный русский язык
Современный русский язык
Направление подготовки | 031300 Журналистика | |||||||||
Профиль подготовки бакалавра | ||||||||||
Выпускающая кафедра | теории, истории и практики журналистики | |||||||||
Кафедра – разработчик рабочей программы | русского языка и литературы | |||||||||
Семестры изучения | Семестр | Трудо-емкость, час. | Лекций, час. | Практич. занятий, час. | СРС, час. | Форма промежуточного контроля (экзамен/зачет) | ||||
1, 2, 3 | Зачет | |||||||||
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 031300 Журналистика.
Программу составили:
Козлова Р.М., к.ф.н., профессор.
Программа одобрена на заседании кафедры русского языка и литературы.
Заведующий кафедрой: ______________ Козлова Р.М., к.ф.н., профессор.
Программа согласована с выпускающей кафедрой (факультетом)
Заведующий кафедрой теории, истории и практики журналистики: ______________ Агафонова С.Г., к.п.н., доцент.
Декан факультета журналистики: ____________ Фархатова И.Ф., к.ф.н., профессор.
Москва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы рабочей программы:
1. Цели освоения дисциплины.
2. Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО).
3. Структура и содержание дисциплины.
4. Формы контроля освоения дисциплины.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Приложение к рабочей программе дисциплины:
1. Модульно-рейтинговая система оценки знаний.
2. Планы семинарских занятий.
3. Вопросы к зачету.
4. Формы проведения занятий.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения курса студенты должны овладеть следующими знаниями, навыками и умениями:
· овладеть теоретическими системными знаниями указанных разделов;
· знатьлексические и фразеологические нормы русского языка;
· сформировать полное представление о многоуровневой организации средств выражения в общей системе языка;
· иметьпредставление об общих внутренних законах в развитии языка и влиянии на них социального фактора жизни общества, а также о степени подверженности этому влиянию разных сторон языковой системы;
· выявлять, сопоставлять и обобщать языковые явления;
· усвоить навыки самостоятельной работы и научиться применять полученные знания на практике.
Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):
общекультурных:
– ОК-4 – культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
– ОК-17 – свободное владение нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации при подготовке журналистских публикаций;
профессиональных:
– ПК-30 – знание фонетических, лексических, грамматических, семантических и стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Современный русский язык» относится к циклу профессиональных дисциплин (базовой части).
Содержание дисциплины служит основой для освоения дисциплин «Стилистика и литературное редактирование», «Риторика».
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются знания, полученные в школе в процессе изучения дисциплины «Русский язык».
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 семестра, 9 зачетных единиц, 324 (130+194) часа.
В 1-м семестре – 3 зачетные единицы, 108 (44+64) часов.
№ раздела (дидактической единицы) | Наименование раздела (дидактической единицы) дисциплины | Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы | ||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Всего часов | |||
Введение | ||||||
Лексикология | ||||||
Фразеология | ||||||
Лексикография | ||||||
ИТОГО: |
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа студента | |||||
Часы | Тема | Часы | Тема | Содержание | Часы | ||
ВВЕДЕНИЕ | |||||||
Тема 1. Современный русский литературный язык как предмет научного изучения | Знакомство с учебно-научной литературой по теме (См. список литературы) | ||||||
РАЗДЕЛ 1. ЛЕКСИКОЛОГИЯ | |||||||
Тема 2.Лексикология как наука. Проблемы лексикологии. Разделы лексикологии | Практическое занятие № 1. «Лексикология. Слово. Значение слова. Многозначность» | Подготовка к практическому занятию № 1. Выполнение заданных упражнений по теме | |||||
Тема 3. Понятие о слове. Понятие о лексике. Слово в языке и речи. Мотивированные и немотивированные слова. Внутренняя форма слова | 0,5 | Практическое занятие № 1. «Лексикология. Слово. Значение слова. Многозначность» | Подготовка к практическому занятию № 1. Выполнение заданных упражнений по теме | ||||
Практическое занятие № 4. «Проблемы ономасиологии и этимологии» | Подготовка к практическому занятию № 4. Выполнение заданных упражнений по теме | ||||||
Тема 4.Лексическое значение. Типы лексических значений слов. Прямое и переносное значение | 0,5 | Практическое занятие № 1. «Лексикология. Слово. Значение слова. Многозначность» | Подготовка к практическому занятию № 1. Выполнение заданных упражнений по теме | ||||
Тема 5.Системные отношения в лексике. Понятие о семантических полях и группах. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы | Практическое занятие № 2–3. «Системные отношения в лексике» | Подготовка к практическому занятию № 2–3. Анализ языкового материала | |||||
Тема 6. Лексика современного русского языка по ее происхождению | Практическое занятие № 5. «Лексика современного русского языка по ее происхождению» | Подготовка к практическому занятию № 5. Работа над анализом конкретного языкового материала | |||||
Тема 7. Лексика с точки зрения сферы ее употребления | Практическое занятие № 6а. «Лексика современного русского языка с точки зрения сферы ее употребления» | Подготовка к практическому занятию № 6а | |||||
Тема 8. Лексика в динамическом аспекте. Понятие о пассивном и активном составе словаря. Устаревшие слова: историзмы и архаизмы. Неологизмы | Практическое занятие № 6б. «Лексика современного русского языка в динамическом аспекте» | Подготовка к практическому занятию № 6 б. Работа с текстами | |||||
Тема 9.Стилистическая дифференциация и эмоционально-экспрессивная окраска слов | Подготовка творческой работы «Слово в языке и речи» | ||||||
РАЗДЕЛ 2. ФРАЗЕОЛОГИЯ | |||||||
Тема 10.Фразеология как наука и как состав фразеологизмов. Системные отношения во фразеологии | Практическое занятие № 7. «Фразеология как наука и как состав фразеологизмов» | Подготовка к практическому занятию № 7. Подготовка докладов и сообщений по теме «Фразеология». Написание творческих работ по конкретному фразеологизму | |||||
Тема 11. Типы фразеологических единиц | Практическое занятие № 8. «Типы фразеологических единиц» | Изучение научной литературы по теме. Подготовка к практическому занятию № 8 | |||||
Тема 12. Употребление фразеологических единиц в художественной и разговорной речи | Практическое занятие № 8. «Типы фразеологических единиц» | Подготовить анализ особенностей использования фразеологизмов в художественных и публицистических текстах (подобрать собственные примеры) | |||||
РАЗДЕЛ 3. ЛЕКСИКОГРАФИЯ | |||||||
Тема 13.Лексикография. Типы словарей. Содержание и построение словарных статей в различных словарях | Практическое занятие № 9–10. «Лексикография» | Выписать образцы словарных статей из разных типов словарей (не менее 20 словарей). Познакомиться со вступительными статьями к словарям различных типов | |||||
ИТОГО: 22 ч. лекц., 22 ч. семин., 64 ч. сам. работы | |||||||
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем, ведущим практические занятия по дисциплине, в следующих формах:
· письменные домашние задания;
· выполнение заданий на занятии.
Отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность), работа у доски, своевременная сдача письменных домашних заданий.
Рубежная аттестациястудентов производится по окончании раздела (ДЕ) в следующих формах:
· контрольные работы (1 – по лексикологии, 2 – по фразеологии);
· творческие работы (1 – «Слово в языке и речи», 2 – по фразеологии, 3 – по лексикографии).
Промежуточный контроль по результатам семестра по дисциплине проходит в форме письменного и устного зачета (включает выполнение итоговой контрольной работы по всем темам и беседу по результатам выполнения письменной работы).