ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Современный русский язык

Современный русский язык

Направление подготовки 031300 Журналистика
Профиль подготовки бакалавра  
Выпускающая кафедра теории, истории и практики журналистики
Кафедра – разработчик рабочей программы русского языка и литературы
 
Семестры изучения Семестр Трудо-емкость, час. Лекций, час. Практич. занятий, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экзамен/зачет)
1, 2, 3 Зачет
                     

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 031300 Журналистика.

Программу составили:

Козлова Р.М., к.ф.н., профессор.

Программа одобрена на заседании кафедры русского языка и литературы.

Заведующий кафедрой: ______________ Козлова Р.М., к.ф.н., профессор.

Программа согласована с выпускающей кафедрой (факультетом)

Заведующий кафедрой теории, истории и практики журналистики: ______________ Агафонова С.Г., к.п.н., доцент.

Декан факультета журналистики: ____________ Фархатова И.Ф., к.ф.н., профессор.

Москва

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы рабочей программы:

1. Цели освоения дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО).

3. Структура и содержание дисциплины.

4. Формы контроля освоения дисциплины.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Приложение к рабочей программе дисциплины:

1. Модульно-рейтинговая система оценки знаний.

2. Планы семинарских занятий.

3. Вопросы к зачету.

4. Формы проведения занятий.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения курса студенты должны овладеть следующими знаниями, навыками и умениями:

· овладеть теоретическими системными знаниями указанных разделов;

· знатьлексические и фразеологические нормы русского языка;

· сформировать полное представление о многоуровневой организации средств выражения в общей системе языка;

· иметьпредставление об общих внутренних законах в развитии языка и влиянии на них социального фактора жизни общества, а также о степени подверженности этому влиянию разных сторон языковой системы;

· выявлять, сопоставлять и обобщать языковые явления;

· усвоить навыки самостоятельной работы и научиться применять полученные знания на практике.

Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):

общекультурных:

– ОК-4 – культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

– ОК-17 – свободное владение нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации при подготовке журналистских публикаций;

профессиональных:

– ПК-30 – знание фонетических, лексических, грамматических, семантических и стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Современный русский язык» относится к циклу профессиональных дисциплин (базовой части).

Содержание дисциплины служит основой для освоения дисциплин «Стилистика и литературное редактирование», «Риторика».

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются знания, полученные в школе в процессе изучения дисциплины «Русский язык».

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 семестра, 9 зачетных единиц, 324 (130+194) часа.

В 1-м семестре – 3 зачетные единицы, 108 (44+64) часов.

№ раздела (дидактической единицы) Наименование раздела (дидактической единицы) дисциплины Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы
Лекции Практические занятия СРС   Всего часов
Введение    
Лексикология  
Фразеология  
Лексикография  
  ИТОГО:  

Лекции Практические занятия Самостоятельная работа студента
Часы Тема Часы Тема Содержание Часы
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Современный русский литературный язык как предмет научного изучения     Знакомство с учебно-научной литературой по теме (См. список литературы)
РАЗДЕЛ 1. ЛЕКСИКОЛОГИЯ
Тема 2.Лексикология как наука. Проблемы лексикологии. Разделы лексикологии Практическое занятие № 1. «Лексикология. Слово. Значение слова. Многозначность» Подготовка к практическому занятию № 1. Выполнение заданных упражнений по теме
Тема 3. Понятие о слове. Понятие о лексике. Слово в языке и речи. Мотивированные и немотивированные слова. Внутренняя форма слова 0,5 Практическое занятие № 1. «Лексикология. Слово. Значение слова. Многозначность» Подготовка к практическому занятию № 1. Выполнение заданных упражнений по теме
    Практическое занятие № 4. «Проблемы ономасиологии и этимологии» Подготовка к практическому занятию № 4. Выполнение заданных упражнений по теме
Тема 4.Лексическое значение. Типы лексических значений слов. Прямое и переносное значение 0,5 Практическое занятие № 1. «Лексикология. Слово. Значение слова. Многозначность» Подготовка к практическому занятию № 1. Выполнение заданных упражнений по теме
Тема 5.Системные отношения в лексике. Понятие о семантических полях и группах. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы Практическое занятие № 2–3. «Системные отношения в лексике» Подготовка к практическому занятию № 2–3. Анализ языкового материала
Тема 6. Лексика современного русского языка по ее происхождению Практическое занятие № 5. «Лексика современного русского языка по ее происхождению» Подготовка к практическому занятию № 5. Работа над анализом конкретного языкового материала
Тема 7. Лексика с точки зрения сферы ее употребления Практическое занятие № 6а. «Лексика современного русского языка с точки зрения сферы ее употребления» Подготовка к практическому занятию № 6а
Тема 8. Лексика в динамическом аспекте. Понятие о пассивном и активном составе словаря. Устаревшие слова: историзмы и архаизмы. Неологизмы   Практическое занятие № 6б. «Лексика современного русского языка в динамическом аспекте»   Подготовка к практическому занятию № 6 б. Работа с текстами
Тема 9.Стилистическая дифференциация и эмоционально-экспрессивная окраска слов     Подготовка творческой работы «Слово в языке и речи»
РАЗДЕЛ 2. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Тема 10.Фразеология как наука и как состав фразеологизмов. Системные отношения во фразеологии Практическое занятие № 7. «Фразеология как наука и как состав фразеологизмов»   Подготовка к практическому занятию № 7. Подготовка докладов и сообщений по теме «Фразеология». Написание творческих работ по конкретному фразеологизму
Тема 11. Типы фразеологических единиц   Практическое занятие № 8. «Типы фразеологических единиц» Изучение научной литературы по теме. Подготовка к практическому занятию № 8
Тема 12. Употребление фразеологических единиц в художественной и разговорной речи     Практическое занятие № 8. «Типы фразеологических единиц»   Подготовить анализ особенностей использования фразеологизмов в художественных и публицистических текстах (подобрать собственные примеры)
РАЗДЕЛ 3. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Тема 13.Лексикография. Типы словарей. Содержание и построение словарных статей в различных словарях Практическое занятие № 9–10. «Лексикография»     Выписать образцы словарных статей из разных типов словарей (не менее 20 словарей). Познакомиться со вступительными статьями к словарям различных типов
  ИТОГО: 22 ч. лекц., 22 ч. семин., 64 ч. сам. работы  
               

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем, ведущим практические занятия по дисциплине, в следующих формах:

· письменные домашние задания;

· выполнение заданий на занятии.

Отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность), работа у доски, своевременная сдача письменных домашних заданий.

Рубежная аттестациястудентов производится по окончании раздела (ДЕ) в следующих формах:

· контрольные работы (1 – по лексикологии, 2 – по фразеологии);

· творческие работы (1 – «Слово в языке и речи», 2 – по фразеологии, 3 – по лексикографии).

Промежуточный контроль по результатам семестра по дисциплине проходит в форме письменного и устного зачета (включает выполнение итоговой контрольной работы по всем темам и беседу по результатам выполнения письменной работы).

Наши рекомендации